|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
А. Гридин, главный налоговый консультант ТОО «Налоговое агентство Турегельдин и Партнеры»
ПРАВОМЕРЕН ЛИ ОТКАЗ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НАРУШЕНИЙ В ОФОРМЛЕНИИ СЧЕТА-ФАКТУРЫ И ДРУГИХ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ?
По акту налоговой проверки компании доначислены налоги за поставщика, который не отразил доход и НДС у себя и не подтвердил совершение сделки при встречной проверке. Компания подала жалобу в МинФин РК, приложив все товарно-сопроводительные документы и счета-фактуры с печатями и подписями поставщика. Однако МинФин не удовлетворил жалобу, ссылаясь на то, что при наличии всех товарно-сопроводительных документов и счетов-фактур в платежном поручении на оплату данного товара указанный в назначении платежа номер договора не соответствует номеру договора, который указан в счете-фактуре и по которому фактически был отгружен товар. Изначально компанией был заключен договор на одних условиях (цена, качество), по которому и сделали предоплату. Однако при отгрузке было выяснено, что качество товара ниже, поэтому был заключен другой договор, по которому и была произведена отгрузка товара в счет предоплаты, которую сделали ранее. Так же МинФин ссылается на то, что несколько поставок от данного поставщика были оплачены за наличный расчет, хотя в счете-фактуре указан способ оплаты «безналичным путем». Правомерно ли отказано в удовлетворении жалобы?
Согласно пункту 3 статьи 100 Налогового кодекса вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 57 Налогового кодекса налогоплательщик (налоговый агент) осуществляет ведение налогового учета в тенге по методу начисления в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом. Метод начисления - это метод учета, согласно которому результаты операций и прочих событий признаются по факту их совершения, в том числе со дня выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и передачи товаров покупателю или его доверенному лицу с целью реализации или оприходования имущества, а не со дня получения или выплаты денег или их эквивалентов. На основании вышеизложенного, при отнесении на вычеты расходов на основании первичных документов (актов выполненных работ, накладных на передачу товаров и т. д.) не имеет значение, когда и каким образом произведена оплата данных товаров, работ или услуг. Соответственно, сотрудники налогового органа не вправе убирать из вычетов расходы налогоплательщика лишь на основании того, что в счете-фактуре и платежном документе не сходятся дата и номер договора или способ оплаты. Другая ситуация, когда в результате встречной проверки не подтверждаются взаиморасчеты с поставщиком. В данном случае, даже если у ТОО на руках есть все первичные документы, налоговый орган вправе исключить из вычетов данные расходы, т. к. поставщик не подтвердил их. При этом у ТОО остается право оспаривать в суде результаты встречной проверки, т. е. доказывать, что взаиморасчеты на самом деле были.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |