|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
А. Гридин, главный налоговый консультант ТОО «Налоговое агентство Турегельдин и Партнеры»
КАКИЕ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВОЗНИКАЮТ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ У РЕЗИДЕНТА РФ?
Приобретение программного обеспечения у ТОО из РФ. Какие налоговые обязательства несет компания? Считается ли это приобретением товара по Таможенному союзу? Какие отчеты необходимо сдавать по этому поводу?
В рассматриваемой ситуации, с большой долей вероятности ТОО приобрело право пользования программным обеспечением (лицензию). Предоставление права пользования программным обеспечением является услугой, а не товаром. Согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса, роялти - это, в том числе, платеж за использование или право использования авторских прав, программного обеспечения. В соответствии с пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса доходы юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, определенные статьей 192 Налогового кодекса, облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов, путем применения ставок, установленных статьей 194 Налогового кодекса (роялти - 15%). Подпунктом 12 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса определено, что доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются, в том числе, доходы в форме роялти. На основании вышеизложенного, в рассматриваемой ситуации у ТОО при выплате доходов нерезиденту за программное обеспечение возникают обязательства по удержанию и уплате в бюджет КПН у источника выплаты в размере 15%, а также предоставлению расчета ф. 101.04. Согласно пункту 1 статьи 195 Налогового кодекса КПН у источника выплаты, удерживаемый с доходов юридического лица-нерезидента, подлежит перечислению налоговым агентом в бюджет: 1) по начисленным и выплаченным суммам дохода, кроме случая, указанного в подпункте 3 настоящего пункта, - не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором производилась выплата дохода, по рыночному курсу обмена валюты на дату его выплаты; 2) по начисленным, но невыплаченным суммам дохода при отнесении их на вычеты - не позднее десяти календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу, по рыночному курсу обмена валюты на последний день налогового периода, установленного статьей 148 Налогового кодекса, в декларации по корпоративному подоходному налогу, за который доходы нерезидента отнесены на вычеты. 3) в случае выплаты предоплаты - не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором был начислен доход нерезидента в пределах суммы выплаченной предоплаты, по рыночному курсу обмена валюты на дату его начисления. В соответствии со статьей 196 Налогового кодекса налоговый агент обязан представлять в налоговый орган по месту своего нахождения расчет по корпоративному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента (ф. 101.04), в следующие сроки: 1) за первый, второй и третий кварталы - не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в котором произведена выплата доходов нерезиденту; 2) за четвертый квартал - не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, установленным статьей 148 Налогового кодекса, в котором произведена выплата доходов нерезиденту и (или) за который начисленные, но невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты. В тоже время, пунктами 1 и 2 статьи 212 Налогового кодекса определено, что при выплате доходов нерезиденту в виде роялти или при отнесении невыплаченных доходов нерезидента в виде роялти на вычеты налоговый агент вправе самостоятельно применить освобождение от налогообложения или сниженную ставку налога, предусмотренную соответствующим международным договором, при условии, если такой нерезидент является окончательным (фактическим) получателем дохода и является резидентом страны, с которой заключен международный договор. В целях настоящего раздела под окончательным (фактическим) получателем (владельцем) доходов следует понимать лицо, которое имеет право владения, пользования, распоряжения доходами и не является посредником в отношении такого дохода, в том числе агентом, номинальным держателем. В случае, если выплата вознаграждения осуществляется окончательному (фактическому) получателю (владельцу) дохода через посредника, налоговый агент имеет право применить освобождение или сниженную ставку подоходного налога, предусмотренную соответствующим международным договором с государством, резидентом которого является такой окончательный (фактический) получатель (владелец) дохода при одновременном выполнении следующих условий: 1) в договоре (контракте) отражены суммы вознаграждения по каждому лицу, являющемуся окончательным (фактическим) получателем (владельцем) вознаграждения через посредника, с указанием данных такого лица (фамилии, имени, отчества (при его наличии) физического лица или наименования юридического лица; номера налоговой регистрации в стране инкорпорации (или его аналога) при его наличии; номера государственной регистрации в стране инкорпорации (или его аналога); 2) налоговому агенту представлен документ, подтверждающий резидентство лица, являющегося окончательным (фактическим) получателем (владельцем) вознаграждения, соответствующий требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса. Между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации заключена конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 12 Конвенции роялти, возникающие в Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства могут облагаться налогом в этом другом Государстве. Однако, такие роялти также могут облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель и фактический владелец роялти является резидентом другого Договаривающегося Государства, то налог взимаемый таким образом не должен превышать 10% общей суммы роялти. Таким образом, в рассматриваемой ситуации, при наличии у ТОО сертификата резидентства, предоставленного российским поставщиком, оно вправе снизить ставку удерживаемого КПН у источника выплаты до 10%. В соответствии с пунктом 3 статьи 212-1 Налогового кодекса, налоговый агент обязан указать в налоговой отчетности (ф. 101.04), представляемой в налоговый орган, суммы начисленных (выплаченных) доходов нерезиденту и удержанных, освобожденных от удержания налогов в соответствии с положениями международных договоров, ставки подоходного налога и наименования международных договоров. При этом налоговый агент обязан представить в налоговый орган по месту своего нахождения копию документа, подтверждающего резидентство налогоплательщика-нерезидента (окончательного (фактического) получателя (владельца) дохода), соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Налогового кодекса. Такая копия представляется в течение трех календарных дней с даты, установленной для представления налоговой отчетности, срок представления которой наступает после представления нерезидентом такого документа налоговому агенту. Пунктом 1 статьи 241 Налогового кодекса определено, что если иное не установлено пунктом 6 настоящей статьи, работы, услуги, предоставленные нерезидентом, являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым кодексом. Согласно пункту 1 статьи 228 Налогового кодекса плательщиками налога на добавленную стоимость являются: 1) лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан; 2) лица, импортирующие товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан. Таким образом, обязательства по уплате НДС за нерезидента могут возникнуть только у налогоплательщика, состоящего на регистрационном учете по НДС и приобретающего у нерезидента работы и/или услуги, при условии признания местом приобретения данных работ и/или услуг Республики Казахстан. Статьей 232 Налогового кодекса определено, что для целей исчисления НДС место реализации товаров, работ, услуг в Таможенном союзе определяется в соответствии со статьей 276-5 Налогового кодекса. Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 276-5 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена Таможенного союза, если налогоплательщиком этого государства приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы. Положения настоящего подпункта применяются также при передаче, предоставлении, уступке авторских, смежных прав или иных аналогичных прав. На основании выше изложенного, в рассматриваемой ситуации у ТОО, состоящего на регистрационном учете по НДС, при выплате нерезиденту доходов в виде роялти (за пользование программным обеспечением) появляются обязательства по уплате НДС за нерезидента в размере 12% от суммы выплат. В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 241 Налогового кодекса НДС за нерезидента уплачивается не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. Уплаченную сумму НДС за нерезидента ТОО вправе отнести в зачет в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |