|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Д. Пак, аудитор РК, аудиторская компания «ТрастФинАудит» г. Алматы
ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ВНОСИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ В ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ, И ТРЕБУЕТСЯ ЛИ СОГЛАСОВАНИЕ С УЧРЕДИТЕЛЕМ ПО ПОВОДУ ПОВЫШЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ?
В компании один учредитель, держатель акций в 90% и Гендиректор - 10% акций. Гендиректор ТОО согласно Уставу товарищества в рамках своих полномочий изменил штатную структуру компании. Вырезка из Устава: Исполнительным органом является Генеральный директор. Функции исполнительного органа могут выполняться непосредственно одним из участников Товарищества. Генеральный директор компетентен во всех вопросах, не относящихся к исключительной компетенции Общего собрания участников Товарищества, в том числе: в отношении работников Товарищества издает приказы о назначении их на должность, об их переводе и увольнении, определяет систему оплаты труда, устанавливает размеры должностных окладов и персональных надбавок. Необходимо ли проводить собрание учредителей касательно изменения штатной структуры? Требуется ли согласование с учредителем по поводу повышения заработной платы самому Генеральному директору согласно новой штатной структуре?
Компетенция общего собрания участников товарищества с ограниченной ответственностью определена статьей 43 Закона РК «О товариществах с ограниченной ответственностью», которая содержит следующие положения: 1. Компетенция общего собрания участников товарищества с ограниченной ответственностью определяется уставом товарищества в соответствии с настоящим Законом. 2. К исключительной компетенции общего собрания участников товарищества с ограниченной ответственностью относятся: 1) изменение устава товарищества, включая изменение размера его уставного капитала, места нахождения и фирменного наименования, или утверждение устава товарищества в новой редакции; 2) образование исполнительного органа товарищества и досрочное прекращение его полномочий, а также принятие решения о передаче товарищества с ограниченной ответственностью или его имущества в доверительное управление и определение условий такой передачи; 3) избрание и досрочное прекращение полномочий наблюдательного совета и (или) ревизионной комиссии (ревизора) товарищества, а также утверждение отчетов и заключений ревизионной комиссии (ревизора) товарищества; 4) утверждение годовой финансовой отчетности и распределение чистого дохода; 5) утверждение внутренних правил, процедуры их принятия и других документов, регулирующих внутреннюю деятельность товарищества, кроме документов, утверждение которых уставом товарищества отнесено к компетенции иных органов товарищества; 6) решение об участии товарищества в иных хозяйственных товариществах, а также в некоммерческих организациях; 7) решение о реорганизации или ликвидации товарищества; 8) назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов; 9) решение о принудительном выкупе доли у участника товарищества в соответствии со статьей 34 настоящего Закона; 10) решение о залоге всего имущества товарищества; 11) решение о внесении дополнительных взносов в имущество товарищества в соответствии со статьей 39 настоящего Закона; 12) утверждение порядка и сроков предоставления участникам товарищества и приобретателям долей информации о деятельности товарищества. 3. Наряду с вопросами, отнесенными настоящим Законом к исключительной компетенции общего собрания, уставом товарищества с ограниченной ответственностью к его компетенции могут быть отнесены и другие вопросы. Общее собрание вправе, если иное не установлено уставом товарищества, делегировать полномочия, не относящиеся к его исключительной компетенции, исполнительному органу или наблюдательному совету товарищества. 4. Общее собрание участников товарищества с ограниченной ответственностью, независимо от того, как определена его компетенция в уставе товарищества, вправе принять к рассмотрению любой вопрос, связанный с деятельностью товарищества. 5. Общее собрание участников вправе отменить любое решение иных органов товарищества с ограниченной ответственностью по вопросам, относящимся к внутренней деятельности товарищества, если иное не определено уставом товарищества. На основании изложенного, если уставом определено, что Генеральный директор компетентен во всех вопросах, не относящихся к исключительной компетенции Общего собрания участников Товарищества, в том числе в отношении работников Товарищества издает приказы о назначении их на должность, об их переводе и увольнении, определяет систему оплаты труда, устанавливает размеры должностных окладов и персональных надбавок, то по вопросу об изменении штатной структуры Товарищества не требуется решения Общего собрания участников Товарищества. Однако данное не касается вопроса об изменении размера заработной платы самому Генеральному директору, если таковое прямо не предусмотрено Уставом. Особенности регулирования труда руководителя и членов коллегиального исполнительного органа юридического лица и работников, назначаемых (избираемых) собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом) либо уполномоченным органом юридического лица регламентированы главой 27 Трудового кодекса. Правовые основы регулирования труда руководителя исполнительного органа юридического лица определены статьей 248 Трудового кодекса, которая устанавливает, что трудовые отношения с руководителем исполнительного органа юридического лица осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом, законами Республики Казахстан, учредительными документами и трудовым договором. Заключение трудового договора с руководителем исполнительного органа юридического лица производится в соответствии со статьей 249 Трудового кодекса, которая определяет, что трудовой договор с руководителем исполнительного органа юридического лица заключается собственником имущества юридического лица или уполномоченным им лицом (органом) либо уполномоченным органом юридического лица на срок, установленный законами Республики Казахстан, учредительными документами или соглашением сторон. Законами Республики Казахстан или учредительными документами могут быть установлены дополнительные процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем исполнительного органа юридического лица. Из изложенного следует, что повышение размера заработной платы руководителю исполнительного органа (Генеральному директору) производится на основании решения собственников имущества юридического лица либо уполномоченным на то органом юридического лица.
Настоящий материал является объектом авторского права. Перепечатка и иное использование запрещено правообладателем.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |