|
|
|
О реализации рекомендаций третьего раунда мониторинга Стамбульского плана действий
Кудекова Л.С., Член Высшего Судебного Совета
11-15 сентября 2017 в городе Париже прошло пленарное заседание Антикоррупционной сети Организации экономического сотрудничества и развития, в рамках которого Казахстаном был представлен отчет по реализации третьего раунда мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией. Организация экономического сотрудничества и развития является форумом, в рамках которого правительства сравнивают эффективность своей политики в разных сферах, делятся опытом, определяют хорошую практику c учетом новых вызовов, и поощряют принятие решений и рекомендаций, направленных на обеспечение лучшей политики для лучшей жизни граждан своих стран. Основной целью Сети ОЭСР по борьбе с коррупцией для стран Восточной Европы и Центральной Азии, основанной в 1998 году, является поддержка стран-членов в их усилиях по предотвращению коррупции и борьбе с ней. Сеть является региональной площадкой для содействия антикоррупционной деятельности, обмена информацией, разработки передовых практик при помощи региональных встреч и семинаров, программ взаимного обучения и специализированных тематических проектов. Стамбульский план действий по борьбе против коррупции является частью Сети. Стамбульский план действий по борьбе против коррупции - это субрегиональная программа взаимной оценки, которая была начата в рамках Сети в 2003 году и поддерживает антикоррупционные реформы с помощью обзоров и непрерывного мониторинга усилий стран по реализации рекомендаций в поддержку выполнения Конвенции ООН против коррупции, других международных стандартов и передовой практики. На пленарном заседании казахстанской стороной были представлены проводимые в судебной системе реформы и сообщено о ходе исполнения предыдущих рекомендаций. В первую очередь, внимание экспертов обращено на кардинальное преобразование Высшего Судебного Совета. Если ранее Совет был учреждением без образования юридического лица, то с 2016 года это автономное государственное учреждение со своим аппаратом, созданное в целях обеспечения конституционных полномочий Президента Республики Казахстан по формированию судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности. Законодательно закреплен состав Высшего Судебного Совета, половину которого составляют действующие судьи и судьи в отставке. Во - вторых, экспертам доложено о значительной оптимизации порядка отбора судей. Это законодательно урегулированное обязательное участие общественности и судейского сообщества в отборе судей и максимальная открытость отбора кандидатов. Так, после завершения приема документов для участия в конкурсе на занятие вакантной должности, списки претендентов направляются во все областные суды для обсуждении кандидатов органами судейского сообщества - пленарными заседаниями областных судов и общественностью - советами по взаимодействию с судами. Списки лиц, допущенных к конкурсу, размещаются на интернет-ресурсах Совета, соответствующих местных судов и средствах массовой информации. Обеспечено обязательное опубликование детальной информации о прохождении всех этапов отбора судей и допуск представителей общественности и средств массовой информации на заседания Совета. В-третьих, особое внимание экспертов обращено на расширение перечня судейских должностей, отбираемых на конкурсной основе. Если ранее это были только судьи районных и областных судов, то в настоящее время и судьи Верховного Суда и председатели районных судов отбираются на конкурсной основе. В настоящее время кадровый резерв на руководящие судейские должности формируется совместно Высшим Судебным Советом и Верховным Судом, на основании предложений пленарных заседаний областных судов и Верховного Суда. Судейское сообщество в лице президиумов пленарных заседаний областных судов и Верховного Суда инициирует вопросы привлечения судей к дисциплинарной ответственности, тогда как ранее это право принадлежало председателям судов. В-четвертых, экспертам сообщено о механизме обжалования судьями решений о наложении на них дисциплинарных взысканий. Так, решения Судебного Жюри могут быть обжалованы в Высший Судебный Совет. Если Совет признает, что принятое в отношении судьи взыскание является необоснованным или слишком строгим, то Судебное жюри обязано отменить свое решение и пересмотреть дело заново. Проводимые в судебной системе реформы позволили повысить позиции страны в различных рейтингах. Согласно индикатору Глобального индекса конкурентноспособности Всемирного экономического форума (далее ГИК ВЭФ) «Судебная независимость» Казахстан за последние пять лет улучшил свой показатель на 43 позиции (со 111 на 68 место). На 27 позиций вырос показатель Казахстана в индикаторе «Обеспечение исполнения контрактов» (о состоянии реформ в судебной системе) рейтинга Всемирного Банка «Doing Business - 2016». Хотелось бы отметить, что достигнутое - это не предел, и данная работа будет продолжена. Международными экспертами в рамках четвертого раунда могниторинга по реализации Стамбульского плана по борьбе с коррупцией дана положительная оценка реформам, проведенным в судебной системе Казахстана.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |