|
|
|
Институт следственного судьи в уголовном процессе
Махашев Али Ауэзович Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Карагандинской области
Конституция Республики Казахстан закрепляет право граждан на судебную защиту прав и свобод, которое не может быть ограничено ни в каких случаях. Введенный в действие с 01 января 2015 года новый Уголовно-процессуальный кодекс вобрал в себя наиболее приемлемый для Казахстана опыт уголовного процессуального законодательства стран романо-германской системы права, позволил создать новые процессуальные гарантии соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина в процессуальной деятельности органов уголовного преследования. В число таких гарантий вошел вновь образованный институт следственного судьи. Еще в советские годы д.ю.н. В. Коган задавался вопросом: «Почему бы не быть следственному судье?», объясняя необходимость его введения в уголовное производство многочисленными фактами нарушений законности в процессе расследования преступлений. Он утверждал, что «введение следственного судьи позволит защите пользоваться возможностями прокурора, следователя и органов дознания для сбора и проверки информации не посредством обращения к другой стороне, как это было раньше, а посредством обращения к следственному судье, указания которого будут обязательными для сторон». Исследование содержания института следственного судьи и его роль в реализации судебного контроля в механизме защиты прав и свобод человека в уголовном процессе является актуальным. Изучив мировую практику, институт следственного судьи получил развитие еще при Наполеоне Бонапарте с принятым в 1810 году Уголовного кодекса Франции, где такие судьи являлись, следователями при суде, наделенными всеми полномочиями по самостоятельному ведению предварительного следствия. По аналогии с французской моделью должности судебных следователей в XIX веке появлялись и в ряде других западных стран, а также появились и в Российской империи, где судебный следователь сам расследовал преступления. В современном мире значимость следственного судьи видится именно как юрисдикционного судебного органа, не связанного с непосредственными функциями по расследованию преступлений и уголовных проступков, но обеспечивающего законность процессуальных действий должностных лиц органов уголовного преследования и рассматривающего жалобы на их действия. Впервые должность следственного судьи среди стран СНГ введена в Украине в связи с принятием в 2012 году нового УПК. Анализ полномочий следственного судьи свидетельствует о том, что он осуществляет судебный контроль за соблюдением прав свобод каждого лица, которое привлекается к следственным действиям в досудебных процедурах уголовного процесса. В прибалтийских странах судебно-контрольные функции на досудебной стадии уголовного процесса осуществляют специализированные судьи, которым предоставлен широкий круг полномочий для реальной защиты конституционных прав и свобод граждан. В России, несмотря на отсутствие следственного судьи, пределы оперативного судебного контроля распространены на ряд негласных следственных действий, ограничивающих права граждан, проведение которых невозможно без разрешения суда. В Казахстане реформирование уголовно-процессуального законодательства, иных отраслей права предусмотрено Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы. Следственный судья - это судья суда первой инстанции, в котором рассматриваются с соблюдением правил подсудности уголовные дела. В иных судах первой инстанции, рассматривающих гражданские дела или дела об административных правонарушениях, следственный судья не предусматривается. Следственный судья обладает статусом судьи в соответствии с Конституцией и Конституционным законом о судебной системе и статусе судей Республики Казахстан. Следственный судья приобретает указанный статус на основании распоряжения председателя районного и приравненного к нему суда, к подведомственности которого отнесено рассмотрение уголовных дел. Указанный статус не является постоянным применительно к конкретному судье, а носит временный характер. В качестве следственного судьи может быть назначен и любой другой судья названного суда первой инстанции. Следственный судья является носителем судебной власти, а принятые им процессуальные решения в пределах полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами и граждане, которых эти решения касаются. Новым УПК, помимо введения института следственного судьи, предусмотрены и другие новеллы, к которым можно отнести: 1) ликвидацию доследственной проверки заявлений и сообщений о преступлениях; 2) учреждение института сообщения лицу о подозрении; 3) отказ от института возвращения судом дел на дополнительное расследование; 4) введение института соглашений; 5) введение понятия «разумный срок»; 6) введение института «депонирования показаний». Полномочия следственного судьи можно подразделить на несколько категорий: - санкционирование следственных действий, при совершении которых могут нарушаться конституционные права и свободы участников уголовного процесса; - рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора; - обеспечение исследования в досудебном производстве доказательств, представляемых стороной защиты; - совершения иных процессуальных действий, необходимость совершения которых предусмотрена Кодексом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |