|
|
|
15.11.2007 Письмо Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан
Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан направляет Вам предложения по совершенствованию уголовного законодательства по борьбе с уклонением от уплаты налогов, а также административного законодательства в целях продолжения борьбы с коррупцией и приведения в соответствие норм Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, имеющих разночтения с налоговым законодательством Республики Казахстан. В выступлении Президента страны Н.А. Назарбаева на открытии первой сессии Парламента Республики Казахстан четвертого созыва (Астана, 2 сентября 2007 года) прозвучало, что необходимо принятие законодательных актов по вопросам, в том числе дальнейшего усиления борьбы с коррупцией и теневой экономикой и ряду других. В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана (Астана, 1 марта 2006 года) «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» («Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира») Президент обращает внимание на то, что «непрозрачность денежных потоков некоторых финансово-промышленных групп и их незаконное обогащение за счет сокрытия прибыли, вывод финансов и имущества в зарубежье, уклонение от налогов, а также теневая экономика становятся серьезными ограничителями нашего развития. Пора перейти от слов к действию. В настоящее время борьба с преступлениями в сфере экономической деятельности, особенно с уклонением от уплаты налогов носит весьма важный и актуальный характер. Согласно статистическим сведениям в 2006 году зарегистрировано 509 преступлений, предусмотренных статьей 222 Уголовного кодекса РК «Уклонение от уплаты налогов с организаций», из них - 256 дел прекращены по нереабилитирующим основаниям. Особо отмечаем, что выявленная сумма ущерба по возбужденным по статье 222 Уголовного кодекса РК делам составила 308 млрд. 400 млн. 274 тысячи тенге. Таким образом, недобросовестными налогоплательщиками в результате уклонения от уплаты налогов различными путями причиняется колоссальный ущерб экономическим интересам государства. К классическим теневым операциям относятся ведение финансово-хозяйственной деятельности без представления налоговой отчетности в налоговые органы, неучет отдельных операций либо представление деклараций с нулевыми показателями, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской деятельности, однако оперативные данные и налоговые проверки показывают ее наличие. В правоприменительной практике Республики Казахстан редакция статьи 222 Уголовного кодекса РК, предусматривающей уголовную ответственность организаций за уклонение от уплаты налогов, изложена согласно Закону РК от 16 марта 2001 года. По-нашему мнению, диспозиция и санкция указанной статьи давно не соответствуют нынешним реалиям и активно проводимой борьбе с теневой экономикой в сфере налогообложения. Например, действующая диспозиция предусматривает уклонение от уплаты налога или иных обязательных платежей в государственный бюджет с организаций путем непредставления декларации о совокупном годовом доходе, т.е. в данной ситуации речь идет только о корпоративном подоходном налоге. Тогда как, глава 11 Налогового кодекса предусматривает 10 видов налогов, 13 видов сборов и 10 видов плат. То есть, не представляя налоговую отчетность по другим видам налогов и обязательных платежей в бюджет, налогоплательщик заранее не несет за это уголовной ответственности. Кроме того, в настоящее время уклонение от уплаты налогов совершается организованной группой лиц, которые заранее договариваются использовать определенные схемы в целях ухода от налогообложения. Например, организация-«продавец» при поступлении денежных средств на расчетный счет от юридического лица-«покупателя», обналичивает их в тот же день, тем самым, увеличиваются затраты у юридических лиц - партнеров по сделкам, и, соответственно, уменьшается налогооблагаемый доход. Деньги после обналичивания и получения своей имущественной выгоды в виде 2-6 процентов от суммы обналичивания возвращаются их владельцам, то есть тем юридическим лицам, которым якобы поставлялся товар или оказывались услуги; т.к. сделки осуществлялись по фиктивным договорам и счетам-фактурам только на бумаге. Также лицами от принудительного взыскания налоговой задолженности скрывается имущество, однако уголовная ответственность за такие действия не установлена. Отмечаем, что действующая санкция статьи 222 Уголовного кодекса РК предусматривает либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до трехсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев или без такового. Однако, на наш взгляд, данная санкция несоразмерна причиняемому государству ущербу в результате недопоступления в государственный бюджет значительных сумм налогов, более того, ущерб невосполним, т.к. зачастую у виновных лиц отсутствует какое-либо имущество, за счет реализации которого возможно компенсировать хотя бы часть причиненного вреда. В связи с чем, предлагаем ужесточить уголовную ответственность организаций за уклонение от уплаты налогов и расширить состав данного преступления. Полагаем, что новое наказание устрашит недобросовестных налогоплательщиков от совершения незаконных действий по уклонению от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Кроме того, часто возникают ситуации, когда налогоплательщики, имущество которых ограничено в распоряжении налоговым органом в счет налоговой задолженности, отчуждают, растрачивают, скрывают или незаконно передают указанное имущество третьим лицам. Тогда как согласно пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса налогоплательщик обязан обеспечить сохранность и надлежащий уход ограниченного в распоряжении имущества до снятия ограничения. В случае неисполнения налогоплательщик обязан возместить затраты по подготовке ограниченного в распоряжении имущества к аукциону и нести ответственность за незаконные действия в отношении указанного имущества в соответствии с законами РК. Частью первой статьи 357 Уголовного кодекса РК предусмотрена уголовная ответственность за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу имущества, подвергнутого описи, аресту или на которое наложено ограничение в распоряжении, совершенные лицом, которому это имущество вверено, а равно осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест либо по которым приостановлены расходные операции. Однако правоохранительные органы отказывают в возбуждении уголовного дела по указанной статье по фактам растраты, отчуждения, сокрытия или незаконной передачи имущества, на которое налоговыми органами наложено ограничение в распоряжении, в связи с тем, что статья 357 Уголовного кодекса РК расположена главе 15 Уголовного кодекса РК «Преступление против правосудия и порядка исполнения наказаний». То есть, потерпевшей стороной по данной категории уголовных дел является государство в лице органов правосудия и исполнительного производства, к которым налоговые органы не относятся. В связи с чем, подготовлена новая статья, предусматривающая уголовную ответственность за незаконные действия в отношении имущества ограниченного в распоряжении в счет налоговой задолженности налогоплательщика. Также в целях определения органа, осуществляющего предварительное следствие по указанной новой статье, вносится дополнение в Уголовно-процессуальный кодекс РК. Внесение предлагаемых изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КоАП) направлено на исправление пробелов и имеющихся недостатков в административном законодательстве, которые не позволяют в полной мере реализовать принцип справедливости, а также предупредить совершение новых правонарушений в области налогообложения. Имеющиеся пробелы в КоАП способствуют двоякому пониманию его норм, что позволяет налогоплательщикам расценивать ситуации в свою пользу. Принятие прилагаемых изменений и дополнений в КоАП позволит повысить налоговую дисциплину налогоплательщиков, а также снизить количество правонарушений в сфере налогообложения. На основании изложенного, убедительно просим Вас рассмотреть предлагаемые поправки и представить замечания и предложения по ним. Сравнительные таблицы и проект изменений прилагаются.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |