|
|
|
Соблюдай правила Предусмотренные статьями 213, 214, 215 Административного кодекса Республики Казахстан правонарушения посягают на общественные отношения не только в сфере налогообложения, но и в сфере торговли. По своему содержанию данные нормы являются отсылочными, позволяющими уяснить их содержание только в результате анализа других нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области подакцизных товаров и применения контрольно-кассовых аппаратов с фискальной памятью. Исчерпывающий перечень подакцизных товаров содержится в пункте первой статьи 257 Кодекса Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс). Подакцизными товарами являются все виды спирта; алкогольная продукция; табачные изделия; прочие изделия, содержащие табак; икра осетровой и лососевой рыбы; ювелирные изделия из золота, платины или серебра; бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо; легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, специально предназначенных для инвалидов); огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретаемого для нужд органов государственной власти); сырая нефть, включая газовый конденсат. В отношении каждого из перечисленных подакцизных товаров законодательством Казахстана регламентируются правила ввоза на территорию республики, их транспортировки по территории страны, производства, хранения и реализации, а также их маркировки. Нарушение физическими или юридическими лицами этих правил образует состав административного правонарушения. Правила маркировки отдельных видов подакцизных товаров марками акцизного сбора утверждены постановлением Правительства республики от 26 августа 1999 года № 1251 (с изменениями от 10 июля 2000 года № 1040 и от 8 ноября 2001 года № 1421). Постановлением Правительства республики от 21 июня 2001 года № 846 (с изменениями от 8 ноября 2001 года № 1421) "О маркировке отдельных видов подакцизных товаров марками акцизного сбора" установлено, что с 1 октября 2001 года реализация спиртных напитков отечественного и импортного производства должна осуществляться только с марками акцизного сбора образца 2001 года. Законодатель в качестве субъектов административных правонарушений, предусмотренных соответствующими статьями кодекса, определяет граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Под гражданами понимаются физические лица, которые в соответствии с Законом "О гражданстве Республики Казахстан" являются гражданами Республики Казахстан. Под должностными лицами понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти или выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан. Под должностными лицами коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом или органом местного самоуправления, понимаются лица, которые выполняют функции органа управления этой организации (директор, председатель правления, президент, член совета директоров или правления, член ревизионной комиссии (ревизор)). Иные лица в этих организациях, которые постоянно, временно или по специальному полномочию выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности (менеджер, руководитель структурного подразделения и т.д.) являются управленческим персоналом и несут административную ответственность как граждане. Индивидуальными предпринимателями считаются физические лица, занимающиеся личным или совместным предпринимательством без образования юридического лица, основанное на собственности самих граждан и осуществляемое от их имени, за их риск и под их имущественную ответственность. Юридическое лицо подлежит административной ответственности за административное правонарушение только в том случае, если это прямо предусмотрено соответствующей статьей особенной части Кодекса и только в том случае, если деяние было совершено, санкционировано, одобрено органом или лицом, осуществляющим функции органа управления юридическим лицом. При этом структурные подразделения юридического лица, являющиеся самостоятельными налогоплательщиками и совершившие административное правонарушение в области налогообложения, несут административную ответственность как юридические лица. Немаловажным вопросом является и вопрос о возможности привлечения к административной ответственности должностных лиц юридического лица и самого юридического лица за административное правонарушение, за которое санкцией соответствующей статьи Кодекса одновременно предусмотрена как ответственность должностного лица, так и юридического лица. Поскольку административная ответственность юридического лица наступает только в том случае, если деяние (действие, бездействие), образующее состав административного правонарушения, одобрено, санкционировано органом или лицом, осуществляющим функции органа управления юридическим лицом, то за это же деяние подлежат привлечению к административной ответственности и должностные лица этого юридического лица, которые санкционировали, одобрили административное правонарушение. Применительно к такому подакцизному товару как ювелирные изделия из золота, платины или серебра следует отметить следующее. С ювелирных изделий из золота, платины или серебра, производимых в республике и реализуемых в ней, подлежит удержанию акциз по ставке 10% от стоимости этих изделий. Ювелирные изделия из золота, платины или серебра, ввозимые на таможенную территорию республики, подлежат оформлению в соответствии с таможенным законодательством республики и с уплатой акциза по ставке 10% от их таможенной стоимости. При реализации таких изделий к владельцам магазинов предъявляются дополнительные требования, направленные на обеспечение не только сохранности этих изделий, но и на защиту прав потребителей. Продажа изделий из драгоценных металлов (кроме серебряной галантереи) в розничной торговой сети оформляется выпиской товарного чека в двух экземплярах, первый из которых остается в магазине и передается в бухгалтерию, а второй - вручается покупателю вместе с товаром. Все выставленные для продажи изделия, как изготовленные в республике, так и завезенные из-за ее пределов юридическими и физическими лицами, должны соответствовать установленным в республике пробам и иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования, пробы, шифра, цены за грамм, веса и цены изделия. В магазинах должны быть весы соответствующих типов и классов точности, имеющие свидетельства органов стандартизации о своевременной поверке. Эти приборы должны обеспечивать точность взвешивания ювелирных и золотых изделий с точностью до 0,01 г., а серебряных изделий - до 0,1 г. Несоблюдение названных правил реализации изделий из золота, платины или серебра свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 213 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Николай Мамонтов, судья Верховного суда Республики Казахстан
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |