|
|
|
М.К. Сулейменов член-корреспондент Академии наук Республики Казахстан Директор НИИ частного права Казахской государственной юридической академии (г. Алматы, Казахстан)
Право внешнеэкономической деятельности в системе права
1. Вводные положения
В определении понятий «внешнеэкономическая деятельность» (далее - ВЭД), «право внешнеэкономической деятельности» в литературе наблюдается значительный разнобой. Приведем несколько таких определений. 1. Под внешнеэкономической деятельностью понимается деятельность, связанная с приобретением, изменением или прекращением прав и обязанностей, обусловленных созданием, использованием или отчуждением материальных благ или иных результатов человеческой деятельности, в отношениях между лицами различной государственной принадлежности1. 2. Внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться как деятельность государства по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма. Основной правовой формой такого сотрудничества являются международные договоры. В то же время под внешнеэкономической деятельностью понимается предпринимательская деятельность, связанная с перемещением через таможенную границу товаров (продукции) и капитала (финансовых средств), а также оказание услуг и выполнение работ на территории иностранного государства. Правовой формой реализации этой деятельности служат внешнеторговые контракты, являющиеся специфическим видом хозяйственного договора2. 3. ВЭД суверенных республик - это совокупность принципов и норм, регулирующих отношения их участников (государств, юридических и физических лиц) в области ВЭД на основе их полного равноправия и взаимной выгоды3. 4. Внешнеэкономическая деятельность включает в себя внешнеторго-вую деятельность, международное инвестиционное сотрудничество, производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции, а также некоторые другие виды деятельности1. 5. Под ВЭД Казахстана понимается деятельность субъектов этой сферы деятельности по экспорту, импорту товаров (услуг), по вопросам иностранных инвестиций, страхования, совместного предпринимательства в области материального и иного производства с целью формирования и становления рыночной экономики республики, вхождения ее в мировую экономику, и, самое главное, удовлетворения потребностей населения республики2. 6. Внешнеторговая деятельность определяется в законодательстве РФ как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них3. Здесь приведено только несколько, причем взятых произвольно, определений внешнеэкономической деятельности. Но и из этих примеров видно, что четко выраженного понимания ВЭД в экономической и юридической литературе нет. Что касается определения понятия «право внешнеэкономической деятельности», то в этом вопросе полнейшая неопределенность. Никто и не пытается разобраться в этом понятии. Например, дается такое определение: под правом ВЭД понимается совокупность правовых норм, регулирующих различные аспекты деятельности Казахстана во внешнеэкономической сфере, в международных экономических отношениях4. Ясно, что это определение ни о чем, просто набор фраз. Особенно неопределенной является фраза «различные аспекты деятельности». В другом месте дается определение: Право ВЭД - прикладная наука, изучающая в рамках своего предмета те нормы государственного права, гражданского права, административного, финансового права Республики Казахстан, которые напрямую регулируют ВЭД республики5. Здесь право ВЭД - уже наука. Не делается различий между правом ВЭД как отраслью права, отраслью законодательства, наукой. Из приведенных определений следует, что в понятие ВЭД вкладывается самое различное содержание, и каждое определение имеет право на существование, если исходить из цели исследования. Отбросив те определения, в которых смешиваются в кучу самые разные аспекты разнородных отношений, мы выделим два основных определения. Этот выбор обусловлен тем, что главные разночтения определения ВЭД заключается в стремлении привязать это определение к разным субъектам. Понятие ВЭД будет различным в случаях, когда субъектами выступают государства, и когда субъектами выступают юридические и физические лица. Следовательно, надо выделить два аспекта определения ВЭД: 1) ВЭД государства, представляющую собой деятельность государства по установлению отношений с другими государствами в сфере экономики. Эти отношения оформляются международными договорами, а их правовое регулирование по объему совпадает с международным экономическим правом; 2) ВЭД юридических и физических лиц, то есть предпринимательская деятельность в отношениях, в которых присутствует иностранный элемент. Круг этих отношений определяют по-разному, но обычно в него включают внешнеторговую деятельность, иностранные инвестиции, производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции, то есть те отношения, которые регулируются международным частным правом. Таким образом, можно было бы дать два самостоятельных определения ВЭД и сказать, что ВЭД государства нас не интересует как регулируемое международным публичным правом. Что же касается ВЭД юридических и физических лиц, то ее регулирование находится в рамках международного частного права и им покрывается. Но это было бы значительным упрощением проблемы, практически снятием ее с рассмотрения. Между тем проблема значительно шире и глубже. Прежде всего, для выявления предмета правового регулирования ВЭД можно привлечь понятие «международные экономические отношения» (МЭО). В литературе даются различные определения МЭО, но наиболее распространенное сводится к тому, что МЭО - это система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, группами стран и субъектами хозяйствования. Совокупность национальных экономик образует мировое хозяйство. Традиционно МЭО подразделяют на межгосударственные и гражданско-правовые отношения. В межгосударственных экономических отношениях действующими субъектами являются государства и правительственные международные организации, а в международных гражданско-правовых отношениях - юридические и физические лица различных государств, в том числе транснациональные корпорации (ТНК). Регулирование МЭО осуществляется, таким образом, как международным экономическим правом, так и международным частным правом1. Таким образом, можно представить себе предметом правового регулирования ВЭД международные экономические отношения, и тогда ВЭД будет охватывать международное экономическое право и международное частное право. Однако и это не решает проблемы. На практике сложилось понятие ВЭД в широком смысле слова, куда включают большой круг вопросов, не охватываемых приведенными выше двумя определениями. Можно назвать эти вопросы: государственное регулирование ВЭД, таможенная деятельность, финансовое обеспечение ВЭД, инфраструктура ВЭД, трудовые отношения в сфере ВЭД, то есть это отношения, связанные с деятельностью государственных органов по управлению, контролю и обеспечению ВЭД. Регулируются эти отношения государственным, административным, финансовым, земельным, трудовым, процессуальным и еще рядом отраслей права. Резюмируя сказанное, можно в первом приближении сформулировать следующие выводы. В понятии ВЭД надо выделять два вида: 1) ВЭД государства, то есть деятельность государства в экономических отношениях с другими государствами; 2) ВЭД юридических и физических лиц, то есть предпринимательскую деятельность в отношениях с участием иностранного элемента. Правовое регулирование ВЭД охватывает три крупных блока права: 1) международное публичное право; 2) международное частное право; 3) внутреннее законодательство отдельного государства (Казахстана) - государственное, административное, финансовое, земельное, трудовое, процессуальное и иные отрасли права, связанные с ВЭД (государственное регулирование ВЭД, таможенная деятельность, финансовое обеспечение ВЭД, инфраструктура ВЭД, трудовые отношения сфере в ВЭД и т.п.). Это только самый предварительный вывод, основанный на анализе различных определений ВЭД, данных в литературе. Для того, чтобы более детально разобраться в правовой природе норм, регулирующих ВЭД, необходимо проанализировать те отрасли права, которые регулируют отношения, имеющие отношение к ВЭД, и показать соотношение этих отраслей с правом внешнеэкономической деятельности.
2. Право внешнеэкономической деятельности и международное экономическое право
Регулирование международных отношений осуществляется двумя отраслями права: международное публичное право и международное частное право. Международное публичное право часто называют международным правом. Международное право - это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотруничества1. Под межгосударственными понимаются отношения с участием государств и государственных образований, таких как нация, борющаяся за создание собственного государства, вольный город. Источниками международного права являются международный договор и международный обычай. В последнее время к источникам стали также относить акты международных конференций, акты международных организаций2. Иногда эти акты называют источниками международного «мягкого права». Если исходить из двухаспектного понимания ВЭД, которое дано выше, то первый аспект определения, то есть ВЭД государства, явно подпадает под действие международного права. Однако важно определить, к какой части международного право относится право внешнеэкономической деятельности государства. Нетрудно заметить, что наиболее близко ВЭД государства соприкасается с международным экономическим правом. Международное экономическое право (далее - МЭП) начало формироваться сравнительно недавно. В учебниках по международному праву его определяют обычно как отрасль международного публичного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права3. В научной литературе и учебных пособиях по международному экономическому праву большинство авторов также рассматривает МЭП как отрасль международного права4. В то же время имеет место хождение другая теория, согласно которой международное экономическое право регулирует международные экономические (хозяйственные, коммерческие) отношения между любыми субъектами права, участвующими в этих отношениях1. Эта концепция является преобладающей в западной литературе. Можно, в частности, назвать таких авторов как А.Левенфельд (США), П. Фишер, Г. Эрлер, В. Фикентшер (ФРГ), Е. Питерсман (Великобритания), П.Рейтер (Франция) и другие. Эта концепция смыкается с выдвигаемыми на Западе теориями транснационального права, направленными на то, чтобы уравнять в качестве субъектов международного права государства и так называемые транснациональные корпорации (Фридман и др.)2. Мы исходим из той основной посылки, что международное экономическое право необходимо четко отличать от международного частного права, а при присоединении ко второй концепции происходит явное смешение этих понятий. На наш взгляд, международное экономическое право следует рассматривать как отрасль международного публичного права, причем как одну из важнейших отраслей, приобретающих в последнее время все более возрастающее значение. При таком понимании международного экономического права оно практически совпадает с понятием права ВЭД государства как деятельности государства по установлению отношений с другими государствами в сфере экономики.
3. Право внешнеэкономической деятельности и международное частное право
ВЭД понимается по-разному, сюда включаются и отношения между государствами, и отношения между юридическими и физическими лицами различных государств. Для целей настоящего исследования главным и основным являются отношения между юридическими и физическими лицами. С этой точки зрения основу права ВЭД должны составлять нормы международного частного права. Поэтому понятию международного частного права необходимо уделить более пристальное внимание, чем другим отраслям права. Раздел VII Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), принятого 27 декабря 1994 года «Международное частное право» заменил аналогичные раздел VII ГК КазССР и раздел VII Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, которые назывались «Правоспособность иностранных граждан и юридических лиц. Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров». Даже из простого сравнения названий разделов видно, как изменился раздел, посвященный международному частному праву (далее МЧП). При обсуждении Проекта ГК Республики Казахстан и Проекта Модельного гражданского кодекса стран СНГ были острые дискуссии об объеме материала, который необходимо включить в данный раздел. Дело в том, что международное частное право как отрасль права и как учебная дисциплина включает в себя нормы, регулирующие не только гражданско-правовые отношения с иностранным элементом, но и семейно-правовые, трудовые, а также гражданско-процессуальные отношения. В ряде стран существуют Законы о международном частном праве, регулирующие все эти отношения (Австрия, Швейцария, Венгрия, Германия, Турция, Румыния и другие). Попытки разработать такой проект предпринимались и в странах СНГ. Чтобы прекратить подобные попытки, был большой соблазн собрать все эти нормы в Гражданском кодексе. Разработчики проекта ГК Украины так и поступили, включив в проект нормы семейного, частично трудового права, гражданского процесса. В проекте ГК мы так делать не стали. Поэтому нормы международного частного права содержатся не только в ГК, но и в Законе Республики Казахстан от 17 декабря 1998 года «О браке и семье» (раздел 7 «Применение норм брачно-семейного законодательства к иностранцам и лицам без гражданства, проживающим в Республике Казахстан»), в Гражданско-процессуальном кодексе Республики Казахстан от 13 июля 1999 года (раздел 5 «Международный процесс»). Определение предмета международного частного права является самым дискуссионным в юридической литературе. В настоящее время среди множества самых разнообразных точек зрения на правовую природу МЧП и его место в системе права можно выделить три основных направления: 1) Нормы МЧП входят в состав международного права в широком смысле слова («международники»). Эту точку зрения разделяют, например: С.Б. Крылов, М.А. Плоткин, С.А. Голунский, М.С. Строгович, В.Э. Грабарь, А. М. Ладыженский, Ф.И. Кожевников, С.А. Малинин, В.И. Маргиев, В.И. Менжинский, И.П. Блищенко, Л.Н. Галенская, а также М.Геновски (Болгария), Морено Кинтане (Аргентина) и другие; 2) МЧП входит в состав внутригосударственного права, а наука МЧП является одной из гражданско-правовых наук. При этом одни авторы («внутригосударственники») считают, что МЧП — самостоятельная отрасль права (И.С. Лебедев, А.Б. Левитин, Г.К. Матвеев, В.П. Звеков, Е.Т. Усенко, В.С. Поздняков, А.П. Мовчан, Н.В. Орлова, А.А. Рубанов, М.Г. Розенберг, М.А. Сарсенбаев, а также А.Батиффоль - во Франции, М. Коппенол-Ляфорс - в Нидерландах, М.Джулиано - в Италии). По мнению других авторов («цивилисты»), МЧП - это часть гражданского права (М.М. Агарков, И.А. Грингольц, М.И. Брагинский, А.Л. Маковский, О.Н. Садиков и другие); 3) Нормы МЧП состоят из 2 частей, а именно, из норм международно-правовых и норм внутригосударственных (сторонники «полисистемного комплекса»). Впервые это мнение высказывал А.Н. Макаров, в дальнейшем оно было развито Р.А. Мюллерсоном, К.Л.Разумовым, В.Г.Храбсковым. Из западных авторов эту точку зрения разделяют Хосе де Иангус Мессиа (Испания), в какой - то степени М.Иссад)1. Из самого названия «международное частное право» вытекает необходимость ответить на два вопроса: что означает применительно к МЧП понятие «международное право» и что означает понятие «частное право»? Несомненно, что отношения, регулируемые МЧП, носят международный характер. Исходя из этого, появились концепции широкого понятия международных отношений и разделения международного права на международное публичное право и международное частное право. То есть МЧП рассматривается как подотрасль международного права2 или как самостоятельная отрасль в системе международного права в широком смысле слова3. Проводится деление норм международного права на публичные и частные и из этого выводится существование двух правовых систем - международного публичного права и международного частного права4. Тем не менее сторонники рассмотрения МЧП как международного права не могут не признать того очевидного факта, что коллизионное право является национальным правом каждого государства, и регулируется по разному в различных национальных правовых системах. Неясно также, как быть с материальным правом, регулирующим отношения с иностранным элементом, которое явно тяготеет к МЧП. Собственно, попыткой выйти из этого тупика явилось создание концепций, рассматривающих МЧП как полисистемный юридический комплекс, состоящий из двух частей: международного права и внутригосударственного права5. Эта точка зрения получает распространение и в зарубежной литературе. Например, алжирский юрист М. Иссад вслед за французскими международниками признает, что МЧП является внутригосударственным по своим источникам, в то время как по своим объектам оно - международное6. Еще И.С. Перетерский обратил внимание на различный смысл, который вкладывается в слово «международный» применительно к международному публичному праву и международному частному праву1. Термин «международное» в первом случае понимается в смысле межгосударственное, а во втором - в смысле регулирования отношений с иностранным элементом2. Общее состоит в том, что речь в обоих случаях идет о международных отношениях в широком смысле слова, то есть отношениях, выходящих за пределы одного государства, связанных с двумя или несколькими государствами. Но нормы международного частного права регулируют не публичноправовые, а частноправовые отношения. Международные они лишь в том смысле, что являются отношениями, осложненными иностранным элементом. Международное публичное право (или общее международное право) - самостоятельная правовая система (подсистема особой межгосударственной системы). Международное частное право - это составная часть внутренней правовой системы каждого государства. Нормы международного частного права создаются государством самостоятельно3. В современном мире существует два вида систем права - международное право и национальные системы права, и МЧП является частью национальных систем права различных государств4. Частноправовые отношения приобретают международный характер, когда они осложнены иностранным элементом. Другая проблема связана с определением содержания «частное» право. Каков объем отношений, регулируемых МЧП? Существует два принципиальных подхода к определению МЧП: широкого и узкого толкования. Традиционным является широкое понимание МЧП, то есть включение в его состав, помимо собственно гражданского права, семейного права, трудового права и международного гражданского процесса. В то же время существует и узкое толкование предмета МЧП, когда под МЧП понимается только гражданское право. Сторонники этой точки зрения считают, что гражданско-правовой характер предмета МЧП не позволяет включать в него смежные категории семейного, трудового и процессуального права. Наличие гражданско-правовых категорий в любой отрасли права ни в коем случае не делает эти отрасли гражданско-правовыми. Они регулируют самостоятельные области общественных отношений - семейные, трудовые, процессуальные1. Определенный смысл в этих аргументах есть. В любом варианте, как бы мы ни рассматривали понятие МЧП, в системе норм, регулирующих частноправовые отношения, будет выделяться блок гражданского права. Недаром еще Ф.Ф. Мартенс, который заложил основы концепции МЧП в России в своем фундаментальном труде «Современное международное право цивилизованных народов» (впервые издано в 1882-1883гг.), говорил о «международных гражданских правоотношениях»2. В то же время это не означает, что МЧП следует ограничить только гражданским правом. Что касается семейного и трудового права, то исторически они вышли из гражданского права, и во многих странах и сейчас находятся в составе гражданского права. В настоящее время необходимо, после очищения этих отраслей от идеологических и административно-командных напластований эпохи развитого социализма, вернуть их в лоно гражданского права. Эти идеи сейчас пробивают себе дорогу в законодательстве (например, в ГК Украины целиком включено семейное право) и убедительно аргументируются в юридической литературе3. Но даже если и рассматривать семейное и трудовое право отдельно от гражданского права, все равно они входят в состав частного права. Поэтому нет видимых причин не включать международное семейное и трудовое право в состав международного частного права. Сложнее обстоит дело с международным гражданским процессом. Существуют различные точки зрения на место международного гражданского процесса в системе международного частного права4. Но все или почти все исследователи исходят из наличия неразрывной связи между международным частным правом и международным гражданским процессом. На наш взгляд, эта связь настолько ясна и настолько неразрывна, что было бы логично рассматривать международный гражданский процесс как часть международного частного права. То же касается международного коммерческого арбитража, как бы его ни рассматривать: или как самостоятельный правовой институт, или как часть международного процесса. Однако некоторые авторы пытаются включить в предмет правового регулирования МЧП также отношения в валютной, финансовой, налоговой и таможенной сферах1. М.А. Сарсембаев также включает в предмет МЧП финансово-правовые отношения2. С этим согласиться нельзя. Налоговые, валютные, финансовые и таможенные отношения являются частью не частного, а публичного права, и едва ли возможно научно доказать обратное3. Международное частное право следует понимать, на наш взгляд, как гражданско-правовые отношения международного характера, или как международные гражданско-правовые отношения. Гражданское право здесь понимается в широком смысле слова, включая сюда семейное, трудовое право, международный гражданский процесс, и международный коммерческий арбитраж. Поэтому можно уточнить предмет МЧП, определяя его как международные частноправовые отношения или как частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом4. Исходя из этого, следует рассматривать МЧП как самостоятельную отрасль внутригосударственного права цивилистического типа, включающую в себя те части норм гражданского права в широком смысле слова (собственно гражданское право, семейное право, трудовое право, международный гражданский процесс, международный коммерческий арбитраж), которые регулируют частноправовые отношения, осложненные международным элементом. Если с учетом изложенного определить соотношение МЧП и ВЭД, получается, что значительная часть отношений, регулируемых МЧП, составляет предмет регулирования права ВЭД. Это часть отношений собственно гражданского права, которая составляет так называемое предпринимательское право, трудовое право, а также международный гражданский процесс и международный коммерческий арбитраж. То есть к ВЭД не относится семейные отношения и та часть гражданскоправовых отношений, которая связана с деятельностью физических и юридических лиц, не носящей характера предпринимательской деятельности.
4 Право внешнеэкономической деятельности и «lex mercatoria»
Термин «lex mercatoria» в переводе с латинского означает «торговое право». В принципе в термине «торговое право» нет ничего противоестественного. Торговое право можно, например, рассматривать как часть предпринимательского (то есть гражданского) права. Международное торговое право можно рассматривать как часть международного частного права. Внешнеторговое право можно рассматривать как часть права внешнеэкономической деятельности. Однако сторонники «lex mercatoria» рассматривают это понятие совсем в другом плане. Основной смысл этой концепции состоит в обосновании автономности, обособленности регламентации международных торговых сделок от национальных правовых систем1. Концепция lex mercatoria, или, как ее иногда называют, новая lex mercatoria, начала формироваться в начале 60-х годов усилиями французских ученых (Б. Гольдман, Ф. Кан, Ф.Фушар и другие). Развитие этой концепции продолжили и ученые других стран: Великобритании (К.Шмиттгофф), Швейцарии (Л.Копельманас, П.Лалив), Югославии (А. Голдштейн) и т.д. Сторонники lex mercatoria по разному определяют содержание этого понятия. Например, по мнению одного из основоположников этой концепции Б. Гольдмана, lex mercatoria представляет собой совокупность принципов, норм и институтов, проистекающих из всех источников, которые питают юридические структуры и деятельность того сообщества, которое составляют участники международной торговли. Другие юристы определяют lex mercatoria как «общие принципы и обычные правила, «одинаковые правила, принятые во всех странах», «договорную практику, договоренности, предписания и решения, составляющие совокупность обычного права, являющиеся основой, на которой строилось и продолжает строиться национальное и международное коммерческое законодательство», «международную систему права, основанную на коммерческих договоренностях и договорной практике. Есть и другие определения2. Есть и арбитражные решения, прямо признающие существование lex mercatoria как права торгового сообщества, например, решение итальянского Кассационного суда (Judgement of February. 1982. Cass. 1982 Foro 1t. I. 2285 (1t.) )3. В советской и постсоветской литературе сторонников lex mercatoria не слишком много. Собственно, этой проблемой у нас и заниматься начали совсем недавно. Появились разделы о lex mercatoria в учебниках по международному частному праву4, в некоторых монографиях5. Единственной монографией, специально посвященной этой проблеме, является монография украинского ученого А.А.Мережко6. В ней он определяет Lex mercatoria как совокупность норм, регулирующих транснациональные торговые отношения1. Термин lex mercatoria используется при определении понятия международного торгового права. Так, предлагается следующее определение международного торгового права: совокупность правовых норм «международного законодательства» и нового lex mercatoria, регулирующая частные отношения, возникающие при осуществлении международной торговли. Под международным законодательством понимаются международные договоры, а также акты международных межправительственных организаций, предметом регулирования которых являются отношения по международной торговле. Новое lex mercatoria определяется как совокупность обычаев и обыкновений международной торговли, а также новые контракты, как правило, унифицированные международными неправительственными объединениями предпринимателей2. М.А. Сарсембаев под международным торговым правом понимает совокупность конвенциальных и обычных юридических норм, регулирующих международные торговые отношения. Он считает, что международное торговое право представляет собой симбиоз элементов международного публичного и международного частного права3. Хотя автор прямо об этом не говорит (теория lex mercatoria им вообще не упоминается), в таком подходе явно проглядывают признаки lex mercatoria. Сторонники концепции lex mercatoria нередко пользуются другими терминами. Помимо термина «международное торговое право» (Б.Гольдман), используются такие, например, термины как «транснациональное право» (Ф. Джессен, К. Шмитхоф), «вненациональное право», (Ф.Фушар), «а-национальное право», «право международной торговли» (Луссуарн и Бредэн); «международное право предпринимательской деятельности» (Ж. Шапира), «международное купеческое право» и т.д. К числу основных источников lex mercatoria обычно относят: международные торговые обычаи и обыкновения, нормы международного публичного права, общие принципы права, типовые (модельные) законы, решения международных коммерческих арбитражей, типовые проформы и контракты. Кроме того, выделяют еще вспомогательные источники: деловая практика, кодексы поведения, рекомендательные документы международных организаций, труды выдающихся юристов, «саморегулируемые контракты» (contracts sans loi)4. Как правильно отметил И.С. Зыкин, нетрудно заметить, что сторонники рассматриваемой теории трактуют весьма широко саму категорию «право». Они полагают, что право включает в себя не только предписания, являющиеся результатом нормотворческой деятельности государства или государств. К нему относят любое регулирование социального поведения, принятого в обществе1. Вряд ли это правильно. В принципе обычай признается источником и международного частного права. Однако никто не говорит, что обычай является правом. Обычай применяется только в случае согласия на его применение сторон и в случае отсутствия противоречий с императивными нормами права. В литературе говорят о самостоятельной системе транснационального коммерческого права и называет ее третьей правовой системой: первая - национальное право государств, вторая - международное (публичное) право2. Однако словосочетание "правовая система" нельзя толковать так, что речь идет о праве. Даже авторы теории lex mercatoria признают, что речь идет не о юридической системе (paralegal law)3. Lex mercatoria можно рассматривать как систему, но как систему обычаев международной торговли в широком смысле слова4. Что касается соотношения lex mercatoria с правом внешнеэкономической деятельности, то регулирование внешнеторговых контрактов, несомненно, входит в сферу регулирования права внешнеэкономической деятельности. Поэтому за исключением обычаев и других форм нормативного регулирования, которые не входят в правовую систему, а относятся к сфере негосударственного регулирования, - lex mercatoria и право внешнеэкономической деятельности перекрывают друг друга.
5. Право внешнеэкономической деятельности и внутреннее национальное право
Помимо тех отраслей права, сфера действия которых выходит за пределы государства и которые связаны во многом с международными соглашениями, есть отрасли права, которые имеют часто внутреннее применение, но имеют отношение к регулированию ВЭД. Можно назвать несколько таких отраслей права. Государственное право. Можно говорить о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности. Это разработка государственных программ ВЭД, в частности инвестиционных программ, создание с помощью государственных инструментов благоприятного инвестиционного климата, нормальных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т. п. В Российской Федерации и ряде других стран СНГ принят Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". В Казахстане была попытка разработать подобный Закон, но пока они не увенчались успехом. Административное право. В первую очередь необходимо выделить таможенное право. Никакая внешнеэкономическая деятельность не может осуществляться, минуя таможню. Чем более четкие правила установлены при прохождении грузов через таможенную границу государства, чем меньше произвола и коррупции имеет место при этом, тем более эффективно осуществляется ВЭД. И наоборот, здесь взаимозависимость прямая и действует она автоматически. Финансово-правовые отрасли. Налоговое право, валютное право, бюджетное право, банковское право, страховое право и другие. Бюджетное право. Применяются все институты бюджетного права при регулировании им отношений в сфере ВЭД: установление бюджетной системы, правовое регулирование доходов и расходов Республики и коммунальных образований, нормативы формирования бюджета, бюджетный процесс, права и обязанности субъектов бюджетных отношений, ответственность за невыполнение бюджетных обязательств, механизм регулирования бюджетного дефицита, субвенции и бюджетные кредиты. Примером применения норм бюджетного права может служить выделение бюджетных средств на погашение внешнего долга (государственного и обеспеченного государственными гарантиями), выделение бюджетных средств на проведение государственных закупок иностранного медицинского оборудования и т.п. Налоговое право. В Законе "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" значительное место уделяется взиманию налогов с иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на территории Казахстана, при экспортно-импортных операциях и при осуществлении иной внешнеэкономической деятельности. Валютное право. Правовое регулирование валютных операций целиком связано с внешнеэкономической деятельностью. Одним из основных понятий валютных отношений являются понятия "валютные операции", "резидент", "нерезидент", "иностранная валюта", что заведомо предполагает выход этих отношений за пределы одной страны. Валютное право в основном посвящено регулированию операций с иностранной валютой, когда хотя бы один из участников находится на территории государства. Трудовое право. Международное трудовое право входит в состав международного частного права. Однако за пределами МЧП остаются вопросы, которые носят не частноправовой, а публично-правовой характер: проблемы трудовой занятости, безопасности труда, коллективные договоры, социальные пособия. Природноресурсовое право. Наибольшее значение применительно к ВЭД имеет, несомненно, горное право. Недропользование, разработка полезных ископаемых занимает львиную долю в иностранных инвестициях в Казахстане. Законодательные акты о недрах и недропользовании, о нефти рассчитаны прежде всего на иностранных недропользвателей, целью этих законов является создание нормального правового режима для иностранных инвестиций. Земельное право также играет большую роль в регулировании ВЭД в плане обеспечения правового режима владения и пользования земельными участками для иностранных инвесторов. Меньшее значение имеют лесное и водное право. Они приводятся в действие, когда внешнеэкономическая деятельность требует пользования лесными участками и водоемами (например, рубка леса, ловля рыбы, использование вод реки и т.п.). Экологическое право. Соблюдение законодательства об охране природы является непременным условием любой деятельности, в том числе внешнеэкономической. Особенно это касается деятельности иностранных инвесторов. Нарушение природоохранного законодательства в настоящее время особенно заметно при разработке иностранцами нефтяных месторождений (Тенгиз, Кумколь, Каспийский шельф и т.д.). Роль экологического права в регулировании ВЭД, несомненно должна и будет возрастать.
6. Право внешнеэкономической деятельности и предпринимательское право
Говоря о внутреннем праве, особое внимание необходимо обратить на предпринимательское право. Наиболее тесная связь права ВЭД просматривается именно с предпринимательским правом, ибо ВЭД есть не что иное, как предпринимательская деятельность во внешнеэкономической сфере. Предпринимательское право определяется в постсоветской литературе по разному. Обычно как синонимы употребляются термины предпринимательское, хозяйственное, коммерческое, торговое (хотя справедливости ради отметим, что ряд авторов вкладывает различное содержание в эти термины, но этот вопрос мы опускаем).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |