|
|
|
Гражданский Кодекс принят.
Парламентом Республики Казахстан принята Особенная часть Гражданского Кодекса Республики Казахстан. Вместе с Общей частью Гражданского Кодекса, действующей уже более трех лет, Особенная часть ГК составляет неразрывное целое. Сегодня можно говорить о введении в действие Гражданского Кодекса Республики Казахстан в полном объеме. Завершен напряженный труд, длившийся почти семь лет. Еще в 1991 году была создана под эгидой Министерства юстиции Республики Казахстан рабочая группа, состоящая из высококвалифицированных специалистов в области гражданского права (докторов и кандидатов наук). При подготовке ГК был использован опыт российского и западного законодательства. Большую помощь в разработке проекта ГК оказали специалисты из Америки, Германии, Голландии и других стран. Особенную благодарность следует выразить специалистам Голландии, и в частности, заместителю председателя Верховного Суда, Генеральному комиссару по Гражданскому Кодексу Королевства Нидерланды, судье Снайдерсу. Гражданский Кодекс принимается в Голландии уже почти 40 лет, отдельными книгами, он является наиболее современной кодификацией гражданского законодательства, и главное, он наиболее близок нашей правовой системе. Важное значение в становлении идей гражданского права и в унификации положений гражданского законодательства имела разработка Модельного Гражданского Кодекса государств - членов СНГ. Модельный ГК разрабатывался на основе четырех проектов (Белоруссии, Казахстана, России, Украины), и казахстанские специалисты приняли самое активное участие в его разработке. Он был принят Межпарламентской Ассамблеей СНГ в качестве рекомендательного нормативного акта и позволил обеспечить единообразное регулирование гражданско-правовых отношений на экономическом пространстве СНГ, сохраняя в то же время возможность учета республиками своих особенностей при принятии Национальных Кодексов. Неоднократно учеными стран СНГ устраивались научные конференции по проблемам гражданского права (в Санкт-Петербурге, Бишкеке, Тбилиси, Лейдене, Бремене, Стамбуле и других городах) при поддержке и участии зарубежных специалистов. Гражданский Кодекс Республики Казахстан - первый ГК в СНГ, принятый в полном объеме. В России приняты две части, но у них выделена еще не принятая третья часть ( включающая разделы об интеллектуальной собственности, наследовании и международном частном праве). Гражданский Кодекс - это самый большой по объему законодательный акт нашей страны. Он состоит из 1124 статей (Общая часть - из 405, Особенная часть - из 719 статей). Гражданский Кодекс - это основной экономический закон, регулирующий практически весь круг рыночных отношений в Казахстане. Вокруг ГК группируется большое количество разработанных на его основе экономических законов (о хозяйственных товариществах, о банкротстве, об ипотеке недвижимого имущества, о регистрации недвижимого имущества и сделок с ним и другие). Гражданский Кодекс основывается на ряде фундаментальных принципов, основных начал гражданского законодательства (статья 2 ГК). Назовем только некоторые из них: 1) равенство участников гражданско-правовых отношений. В силу этого принципа гражданское право часто предусматривает дополнительные меры по защите прав потребителей, так как производители, используя свою доминирующую роль, нередко стремятся нарушить принцип равенства участников; 2) свобода участия всех граждан и юридических лиц в гражданских отношениях. Одним из проявлений этого принципа является свобода договора. Участники гражданских отношений могут заключать любые договоры, как предусмотренные гражданским законодательством, так и не предусмотренные им. Реализации этого принципа способствует также то, что в ГК очень мало императивных норм. Большинство норм ГК являются диспозитивными, то есть они применяются в случае, если субъекты гражданских правоотношений не предусмотрели своего варианта развития событий. 3) неприкосновенность собственности. Это фундаментальный принцип гражданского права, основанный на Конституции Республики Казахстан. Очень печально, когда допускаются нарушения этого принципа, причем со вторжением в структуру Гражданского Кодекса. К таким посягательствам на неприкосновенность собственности мы относим установленную недавно законодательно по инициативе Национального Банка Республики Казахстан возможность принудительного изъятия за бесценок акций акционеров коммерческого банка, в случае наличия у него отрицательного размера капитала. Гражданское законодательство должно регулировать все гражданские правоотношения, в какой бы сфере деятельности они не возникали. Существенным нарушением этого принципа был п.3 ст.3 ГК, устанавливающий приоритет банковского законодательства над нормами ГК, причем практически во всех отношениях с участием банков. В настоящее время эту норму удалось откорректировать, приняв в редакции, предусматривающий приоритет банковского законодательства лишь при регулировании отношений, связанных с созданием, реорганизацией, банкротством и ликвидацией банков, банковским контролем и лицензированием банковских операций. Что же касается отношений между банками и их клиентами, а также отношений между клиентами через банки, то здесь восстановлен приоритет банковского законодательства. И в случае противоречий в данной области между нормами ГК и законами, регулирующими банковскую деятельность, применению подлежат акты гражданского законодательства. Парламентом внесен также ряд других изменений в Общую часть ГК, что позволило привести некоторые положения Общей части с нормами вновь принятой Особенной части, изменить ряд норм, уже устаревших за три года функционирования Общей части ГК, более тщательно отредактировать ГК. Однако главным событием является, несомненно, принятие Особенной части ГК, которая посвящена отдельным видам обязательств, а также включает в себя интеллектуальную собственность, наследственное право и международное частное право. Каждая глава Особенной части ГК регулирует отдельный вид гражданских обязательств: купли-продажи, имущественного найма (аренды), подряда, перевозки и других. Многие из таких договоров являются традиционными, во всяком случае - по названию, но изменились регулирующие их законодательные предписания. Другие договоры - новые для казахстанского гражданского законодательства и ранее не только не входили в состав Гражданского кодекса, но и не предусматривались никаким законодательным или подзаконным актом Республики Казахстан (например, факторинг, доверительное управление имуществом, франчайзинг и другие). В старом ГК в самостоятельные виды договоров выделялись те их них, какие заключались лишь на основе полученных от государства плановых заданий: поставка, контракция, строительный подряд, договор на выполнение проектно-изыскательских работ и некоторые другие. Теперь же, после отмены государственного приказного планирования, эти договоры утратили самостоятельность и рассматриваются в качестве разновидности более общих договоров. Например, поставка - в составе договора купли-продажи, строительный подряд и договор на выполнение проектно-изыскательских работ в составе договора подряда. Выделение в рамках договорного вида тех или иных разновидностей связано, как правило, с использованием договора в предпринимательских отношениях либо в отношениях, связанных с удовлетворением бытовых (личных или семейных) потребностей граждан. Так, в главе, посвященной купли-продажи, наряду с общими положениями, применяемыми во всех разновидностях купли-продажи, раздельно установлены особенности розничной купли-продажи, поставки, концентрации, энергоснабжения, продажи предприятий. В главе, посвященной договору имущественного найма (аренды), помимо общих положений определены особенности аренды предприятий, зданий и сооружений, транспортных средств, проката, а также лизинга, специфика которого в рамках общего договора аренды получила, конец, свое законодательное закрепление. Тот же принцип применен и при регулировании других видов гражданско-правовых договоров. Как отмечалось, Особенная часть нового Гражданского кодекса предусматривает новые виды гражданско-правовых обязательств. Здесь прежде всего следует назвать доверительное управление имуществом или государственным пакетом акций. Это договор, который сегодня занимает заметное место в нашей экономике и широко используется для передачи государственных предприятий в ведение иностранных фирм, для формирования предварительного этапа приватизации государственных предприятий, для реабилитационных процедур при банкротстве и во многих других случаях. Но никаких общих правил правового регулирования доверительного управления законодательство до принятия Особенной части Гражданского кодекса не устанавливало. Новым является франчайзинг, то есть выдача по договору крупной предпринимательской фирмой (комплексным лицензиаром) другим предпринимателям (комплексным лицензиатом) исключительных прав на использование фирменного наименования, закрытой коммерческой информации, товарного знака и других объектов исключительных прав, что может послужить серьезным рычагом интенсификации товарного оборота и усилия конкуренции. Эти формы коммерческого сотрудничества уже внедрялись в нашу экономику через так называемых дилеров, дистрибьюторов и иных зависимых предпринимателей. Однако никакой системой правовой основы регулирования таких отношений не было вплоть до принятия Особенной части нового ГК. При принятии Особенной части вовсе не ставилась задача включить в ее состав исчерпывающий перечень всех законом гражданско-правовых договоров. Напротив, Гражданский кодекс решительно отрицает саму возможность установления подобного перечня (см., например, статью 7 ГК РК). Поэтому допустима любая договоренность, лишь бы она не противоречила законодательным запретам. В добывающей промышленности, например, весьма распространен договор о разделе продукции, хотя Гражданский кодекс его не упоминает. Более того, участники гражданских правоотношений вправе заключать смешанные договоры (общее разрешение предусмотрено статей 381 Гражданского кодекса), в содержание которых включаются элементы различных видов договоров, и сам договор носит комплексный характер. Например, договор концессии, судьба которого в нашем законодательстве весьма своеобразна. Так, с конца 1991 года по 1993 года в Казахстане действовал Закон «О концессиях в Республике Казахстан», но ни одного договора концессии не заключалось. 8 апреля 1993 года Закон был признан утратившим силу. После этого концессионные договоры стали появляться, прежде всего при передаче в ведение и эксплуатацию иностранным фирмам мощных инфраструктурных сетей. Это не нарушало законодательства в силу принципа свободы договора, но при определении правового содержания концессионных отношений возникали большие трудности. Они могут разрешаться, если учитывать, что концессия - смешанный договор, основным элементом которого служит аренда, осложненная куплей-продажей, подрядом и инвестиционными правоотношениями. Столь же комплексный характер носят инвестиционные договоры. Значительные изменения внесены Особенной части ГК в регулирование наследственных отношений. Здесь введено присутствие свидетелей при акте удостоверения завещания. Механизм принятия наследства изменился на 180 градусов. Если по действующему Гражданскому кодексу наследство считалось принятием лишь при условии совершения наследником определенных действий: фактическое вступление во владение или управление наследственным имуществом или подача в государственную нотариальную контору по месту открытия наследства заявления о принятии наследства (статья 542 ГК КазССР), то по новому Гражданскому кодексу наследник предполагается принявшим наследство без совершения каких-либо действий, выражающих его желание на такое принятие. Например, наследник считается не принявшим наследство лишь в случаях отказа от него, лишения наследника наследственных прав по воле наследодателя либо вследствие недействительности завещания. Резко расширен круг наследников по закону. В настоящее время существуют три очереди наследников по закону, включающих только близких родственников или нетрудоспособных иждивенцев (статья 527 ГК КазССР). Новый же Гражданский кодекс включает в круг наследников по закону шесть очередей (статьи 1062-1067 ГК РК). Здесь могут быть даже троюродные братья и сестры. Одним словом, при наличии даже дальних родственников наследство не может перейти к государству. Это вполне отвечает казахским традициям уважения даже отдаленных родственных связей. Радикально изменился заключительный раздел Особенной части нового Гражданского кодекса, посвященный международному частному праву. В действующем ГК он состоит из 13 статей. В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик, действующих в силу нового ГК - 15 статей, а в новом ГК этой важнейшей сфере отношений возникающих между казахстанскими и иностранными субъектами гражданского права, посвящено 39 статей, которые последовательно и тщательно с учетом международных конвенций и международной практики определяют правовое положение иностранных граждан и юридических лиц в Республики Казахстан и порядок выбора применимого права, регулирующего гражданско-правовые отношения с участием иностранцев. До сих пор у нас этим на практике уделяется явно недостаточное внимание, что приводит к большим имущественным потерям казахстанских участников внешнеэкономических отношений и государства как такового при возникновении споров и конфликтов. Новый Гражданский кодекс предоставляет участникам подобных отношений эффективные средства защиты правомерных интересов. Важно теперь научиться использовать эти средства. И до принятия Гражданского кодекса, и после принятия его Общей части в различных высказываниях научных и практических работников проводилась мысль о необходимости издания наряду с Гражданским кодексом также Хозяйственного кодекса. Высказывания подобного рода появились много десятилетий тому назад - в период полного господства системы централизованного приказного управления хозяйством - и были направлены на оправдание и укрепление этой системы. Авторы идеи создания наряду с Гражданским Хозяйственного кодекса доказывали, что экономика страны должна строиться не на отношениях равенства и взаимозависимости хозяйствующих субъектов, регулируемых гражданским правом, а на отношениях полного подчинения хозяйствующих субъектов спускаемым сверху указаниям и плановым заданиям. Поэтому Гражданскому кодексу отводилась лишь область отношений с участием граждан, а вся остальная экономическая сфера должна была регулироваться придуманным авторами Хозяйственным кодексом, проекты которого активно готовились. Но прежняя экономическая система рухнула, и почва для подготовки Хозяйственного кодекса, противопоставляемого Гражданскому, исчезла. Однако и сейчас выдвигаются иногда предположения дуалистической правовой системы регулирования экономических отношений, то есть подготовки наряду с Гражданских кодексом параллельного ему Хозяйственного (или Торгового, или Коммерческого) кодекса. В Казахстане эту идею пытались реализовать некоторые зарубежные правовые консультанты-советники. Они при этом ссылались на существование во многих странах наряду с гражданскими также торговых кодексов. Но подобного рода рассуждения явно не учитывают характера современных экономических связей, узкий и подчиненный Гражданскому кодексу характер зарубежных торговых кодексов. Идея торгового кодекса не находит поддержки ни в одной из республик СНГ (наиболее острая борьба по этой проблеме ведется на Украине). В последнее время, однако, в Республике Казахстан ведомствами руководителями выдвигаются предположения, направленные на фактическое разрушение Гражданского кодекса иным путем - через выделение из его состава всех норм, регулирующих важнейшие группы экономических правоотношений - финансовых, банковских, страховых, с ценными бумагами, таможенных и других. Целью таких попыток, хотя они и прикрываются словами о государственных интересах, служит предоставление определенным ведомствам власти над своими хозяйственными партнерами, клиентами, потребителями. Развитие данной тенденции весьма опасно и может привести к разрушению единой правовой системы государственного руководства экономикой, резкому ослаблению защиты интересов граждан и частных предпринимателей, что нам представляется недопустимым. Большое внимание в Гражданском кодексе Республики Казахстан уделяется защите гражданских прав. Можно сказать с уверенностью: кодекс достаточной полнотой и точностью формулирует законодательные положения о том, какие меры можно применять при нарушении гражданских прав, даже при появлении угрозы их нарушения. Гораздо хуже обстоит дело с реализацией этих положений на практике. Здесь в Республике Казахстан еще не создан достаточно эффективный механизм, и даже при наличии законодательных предписаний о мерах защиты нарушенных прав такие права при их нарушении в большинстве случаев практически остаются незащищенными. Основным органом защиты гражданских прав Гражданским кодексом признается суд. Конечно, такие права могут защищаться и в административном порядке, и силой общественного мнения, и даже в некоторых случаях - действиями лица, потерпевшего от правонарушения (самозащита). Но именно суд является всеобщим и универсальным органом защиты. Более того, обращение к другим органам (например, к главе местной администрации) не препятствует потерпевшему, не удовлетворенному решением указанного органа, обратиться за защитой в суд, который в подобной ситуации не связан предшествующими несудебными решениями. Такая роль суда свойственна ему во всех цивилизованных государствах. Но она может быть выполнена лишь при условии, что решения суда являются Объективными, Оперативными и Обязательными. В Казахстане, к сожалению, многие судебные решения не обладают этими качествами. Весьма распространены случаи, когда суды необъективны при применении мер защиты нарушенного права, месяцами затягивают рассмотрение споров о такой защите и выносят решения, которые открыто не исполняются при попустительстве тех же судов. Проблема реализации мер защиты нарушенных гражданских права заслуживает специального рассмотрения, но ясно, что без ее решения Гражданский кодекс не станет полноценным регулятором общественных отношений.
Председатель рабочей группы по разработке проекта Гражданского кодекса, профессор М.К.Сулейменов
Заместитель председателя, профессор Ю.Г.Басин
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |