|
|
|
12.12.2005 Отвечают специалисты отдела по разъяснению налогового
В связи с реорганизацией путем присоединения ТОО «Х» исключено из государственного реестра юридических лиц и считается прекратившим деятельность. Мы обратились в районный НК с просьбой произвести слияние с ТОО «N». Просим разъяснить, нужно ли нам сдать СГД за 2004 год и декларацию по налогу на имущество, землю и транспортные средства? Какие действия нам еще нужно предпринять для того, чтобы считать реорганизацию произведенной?
В соответствии с пунктом 7 статьи 69 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) налогоплательщик в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации или ликвидации письменно сообщает об этом налоговому органу. При реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или при ликвидации налогоплательщика (юридического лица) на каждого реорганизуемого или ликвидируемого налогоплательщика составляется отдельная налоговая отчетность с начала налогового периода до дня завершения реорганизации или ликвидации на основании передаточного акта, разделительного или ликвидационного баланса, соответственно. Вышеуказанная отчетность представляется в течение трех рабочих дней со дня утверждения передаточного акта, разделительного или ликвидационного баланса одновременно с заявлением о проведении документальной проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица. Таким образом, ликвидационная налоговая отчетность должна быть представлена по всем видам налогов, плательщиками которых вы являетесь. При этом в соответствии с подпунктом 2 статьи 58 Налогового кодекса налоговое обязательство юридического лица прекращается после полной реорганизации путем присоединения (в отношении присоединившегося юридического лица), слияния, разделения и приобретения.
В соответствии с п. 8 Инструкции об условиях деятельности страхового брокера, утвержденной постановлением правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций № 6 от 19.01.2004 г., страховой брокер осуществляет деятельность по перестрахованию при наличии договора страхования своей гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами (страхование профессиональной ответственности), т.е. без наличия данного договора страхования страховой брокер не имеет права осуществлять свою профессиональную деятельность. Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций является уполномоченным органом по регулированию и надзору за страховой деятельностью в Республике Казахстан. Согласно ст. 99 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» № 209-П от 12.06.2001 г. страховые премии по договорам страхования подлежат вычету по классам страхования и в пределах, установленных уполномоченным органом по регулированию и надзору за страховой деятельностью по согласованию с Министерством финансов РК. В соответствии с Инструкцией по установлению пределов вычетов по страховым премиям, утвержденной постановлением правления Нацбанка Республики Казахстан № 27 от 31.01.2003 г. страховые премии по договорам обязательного страхования относятся на вычеты в полном объеме, а по договору страхования гражданско-правовой ответственности относятся на вычеты в пределах 1,5% от совокупного годового дохода. Страховая премия ТОО «С» по договору страхования гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами (страхование профессиональной ответственности) на 2004 г. составила 25,0 млн. тенге, и при исчислении налогооблагаемого дохода сумма страховой премии, относимая на вычеты, значительно повлияет на сумму корпоративного подоходного налога к уплате. На основании изложенного просим дать разъяснение, является ли в целях налогообложения Инструкция об условиях деятельности страхового брокера основанием для отнесения договора страхования гражданско-правовой ответственности страхового брокера перед третьими лицами (страхование профессиональной ответственности) к договорам обязательного страхования и, соответственно, отнесения страховых премий на вычеты в полном объеме при исчислении налогооблагаемого дохода?
Согласно пункту 1 статьи 99 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» страховые премии, подлежащие уплате (уплаченные) страхователем по договорам страхования, за исключением страховых премий по договорам накопительного страхования, подлежат вычету по классам страхования в пределах, установленных уполномоченным органом по регулированию и надзору за страховой деятельностью по согласованию с Министерством финансов Республики Казахстан. В соответствии с пунктом 5 Инструкции по установлению пределов вычетов по страховым премиям, подлежащим уплате (уплаченным) страхователем по договорам страхования, утвержденной постановлением правления Национального банка Республики Казахстан № 27 от 31 января 2003 года, страхователь имеет право на вычет страховых премий, подлежащих уплате (уплаченных), в размере 100 процентов, но в совокупности не более 1,5 процента от совокупного годового дохода страхователя по всем следующим классам страхования: 1) страхование предпринимательского риска; 2) страхование гражданско-правовой ответственности владельцев автомобильного транспорта; 3) страхование гражданско-правовой ответственности владельцев железнодорожного транспорта; 4) страхование гражданско-правовой ответственности владельцев воздушного транспорта; 5) страхование гражданско-правовой ответственности владельцев водного транспорта; 6) страхование гражданско-правовой ответственности перевозчика; 7) страхование гражданско-правовой ответственности по договору; 8) страхование гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, за исключением классов, указанных в подпунктах 1-6 настоящего пункта. При этом согласно пункту 6 указанной инструкции ограничения, установленные в пунктах 3-5 данной инструкции, не распространяются на вычеты страховых премий, подлежащих уплате (уплаченных) по договорам обязательного страхования. В соответствии со статьей 806 Гражданского кодекса Республики Казахстан (ГК) обязательное страхование - страхование, осуществляемое в силу требований законодательных актов. Виды, порядок и условия обязательного страхования устанавливаются законодательными актами. Кроме того, согласно пункту 6 статьи 6 ГК каждый вид обязательного страхования является отдельным классом страхования. Содержание каждого класса в обязательной форме страхования и дополнительные требования по условиям его проведения устанавливаются законодательным актом, регулирующим данный класс страхования. Причем в соответствии с подпунктом 8 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» законодательный акт - конституционный закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, кодекс, закон, указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, постановление Парламента Республики Казахстан, постановления Сената и Мажилиса. Согласно подпункту 4 статьи 3 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» инструкция - нормативный правовой акт, детализирующий применение законодательства в какой-либо сфере общественных отношений. Таким образом, учитывая, что страхование гражданско-правовой ответственности страховых брокеров перед третьими лицами не предусмотрено законодательным актом, данный вид страхования не является обязательным в соответствии с положениями ГК. Следовательно, в вашем случае при отнесении на вычеты расходов по страховым премиям гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами следует руководствоваться пунктом 5 Инструкции по установлению пределов вычетов по страховым премиям, подлежащим уплате (уплаченным) страхователем по договорам страхования.
Просим дать разъяснения по вопросу установления порядка снятия арестов с текущих счетов в случае ликвидации организации, осуществляющей отдельные виды банковских услуг либо закрытия счетов клиентов, имеющих неисполненные требования Налоговых органов (распоряжения о приостановлении расходных операций и инкассовые распоряжения).
В соответствии со статьей 45 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и письмом Министерства государственных доходов Республики Казахстан от 18.06.2002 г. за № ДРН-2-1-16/6092 одним из способов обеспечения исполнения невыполненного в срок налогового обязательства является приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика. При этом согласно пункту 4 статьи 47 Налогового кодекса распоряжение о приостановлении расходных операций по банковским счетам отменяется налоговым органом, вынесшим распоряжение о приостановлении расходных операций, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем устранения причин приостановления расходных операций по банковским счетам. Вместе с тем пунктом 8 статьи 50 Налогового кодекса предусмотрено основание возврата банком инкассового распоряжения соответствующего налогового комитета вместе с уведомлением о закрытии банковского счета налогоплательщика. Таким образом, в случае возврата инкассового распоряжения банком в соответствии с пунктом 8 статьи 50 Налогового кодекса, в том числе и при ликвидации банка или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, налоговый орган вправе отозвать распоряжение о приостановлении расходных операций по банковскому счету.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 29 Налогового кодекса РК во исполнение налогового обязательства налогоплательщик составляет налоговую отчетность и представляет ее органам налоговой службы в установленном порядке и сроки. В соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 68 Налогового кодекса РК «налоговая отчетность - это письменное заявление и (или) электронный документ налогоплательщика, налогового агента, представленное в налоговые органы в соответствии с порядком, установленным настоящим Кодексом, которое должно содержать сведения об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, а также об исчислении налоговых обязательств и других данных. В случае отсутствия определенных данных, подлежащих отражению в налоговой декларации и (или) расчетах, соответствующие приложения к ним, установленные уполномоченным государственным органом, не представляются. В соответствии со ст. 24 Налогового кодекса РК «налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством, в силу которого налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет, составлять налоговую отчетность, представлять ее в установленные сроки и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет». Объектами налогообложения и объектами, связанными с налогообложением, как следует из ст. 25 НК РК, являются имущество и действия, с наличием которых у налогоплательщика возникает налоговое обязательство. Если предприятие пока никакой деятельности не осуществляло, работников предприятие не нанимало, имущества не имеет, никому ничего не продавало, ничего не покупало, то есть налоговых обязательств не возникало, прошу разъяснить: пустые бланки каких именно налоговых деклараций и (или) расчетов должно представлять предприятие в обязательном порядке, каким документом определяется их перечень?
Статьей 12 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) предусмотрены обязанности налогоплательщиков, одной из которых является представление налоговой отчетности в налоговые органы. В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса и письмом Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 11.06.2004 г. за № НК-УНА-07-4-25/4755 налоговая отчетность представляется налогоплательщиком, налоговым агентом в соответствующие налоговые органы в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом. В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Налогового кодекса юридические лица-резиденты, за исключением Национального банка Республики Казахстан и государственных учреждений, являются плательщиками корпоративного подоходного налога. При этом пунктом 1 статьи 137 Налогового кодекса предусмотрено, что плательщики корпоративного подоходного налога представляют налоговым органам декларацию по корпоративному подоходному налогу не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом. Согласно статье 141 Налогового кодекса плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, имеющие объекты налогообложения, определяемые Налоговым кодексом. Расчет по индивидуальному подоходному налогу в соответствии со статьей 148 Налогового кодекса представляют в налоговые органы налоговые агенты, к которым согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 10 Налогового кодекса относятся юридические лица, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 315 Налогового кодекса определено, что к плательщикам социального налога относятся юридические лица-резиденты Республики Казахстан. При этом декларация по социальному налогу представляется в налоговые органы ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Таким образом, вы обязаны представить в налоговый комитет по месту регистрации отчетность по корпоративному подоходному, индивидуальному подоходному и социальному налогам независимо от наличия либо отсутствия объекта налогообложения. Необходимо отметить, что в случае отсутствия определенных данных, подлежащих отражению в налоговой декларации и (или) расчетах, соответствующие приложения к ним, установленные уполномоченным государственным органом, не представляются. Следовательно, при представлении налоговой отчетности с нулевыми показателями, такая налоговая отчетность представляется в налоговый орган без приложений. Согласно пункту 1 статьи 207 Налогового кодекса плательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС) являются лица, которые встали на учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан в соответствии со статьей 208 Налогового кодекса, за исключением государственных учреждений. То есть декларация по НДС представляется в обязательном порядке исключительно плательщиками НДС. Плательщиками акциза, земельного налога, налога на транспортные средства и налога на имущество являются юридические лица, имеющие объекты налогообложения. Следовательно, при отсутствии по данным видам налогов объектов налогообложения налоговая отчетность по ним в налоговый орган не представляется.
Требуется акт сверки расчетов с Налоговым комитетом при подаче заявления на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога? В каких правилах об этом сказано?
Порядок проведения зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога регламентирован «Правилами ведения лицевых счетов», утвержденными приказом Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 23.12.2003 г. за № 530 (правила). В соответствии с пунктом 174 главы 17 правил для проведения зачета или возврата излишне уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет в налоговый орган по месту уплаты представляется письменное заявление. При этом пунктами 181 - 183 правил предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога, указанная в заявлении налогоплательщика, налогового агента должна быть подтверждена актом сверки формы № 23. Акт сверки формы № 23 по излишне уплаченной сумме налога составляется в двух экземплярах, подписывается начальником отдела учета и налогоплательщиком (налоговым агентом) В случае подтверждения факта зачисления излишней суммы в бюджет в результате проверки письменного заявления налогоплательщика сумма излишне уплаченного налога в бюджет в соответствии с пунктом 2 статьи 39 Налогового кодекса подлежит обязательному зачету в счет погашения налоговой задолженности налогоплательщика в порядке, предусмотренном указанной статьей.
С мая 2004 года арендодателем был расторгнут договор аренды. Специфика производимых услуг налагает особые требования к размерам арендуемого помещения, в частности, высоту потолков, поэтому до сих пор не было найдено подходящее помещение. В связи с вынужденным простоем необходимо внести корректировку в расчет авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу в сторону уменьшения. Просим разъяснить, в каких пределах можно снизить размер авансовых платежей по КПН, если за 2003 год было начислено 150 000 тенге? Форма 101.03 за 2004 год была сдана из расчета 330 000 тенге. По итогам 2003 года был получен убыток 17 272 тенге. Также просим разъяснить, как правильно заполнить скорректированную форму 101.03?
Согласно пункту 2 статьи 126 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) суммы авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу, уплачиваемые в течение налогового периода, исчисляются налогоплательщиком, исходя из предполагаемой суммы корпоративного подоходного налога за текущий налоговый период, но не мене начисленных сумм среднемесячных авансовых платежей в расчетах сумм авансовых платежей (расчет) за предыдущий налоговый период, если иное не предусмотрено данной статьей. При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 126 налогоплательщик вправе в течение налогового периода представить скорректированный расчет за предстоящие месяцы налогового периода с письменным обоснованием причин корректировки, за исключением сумм авансовых платежей, подлежащих уплате до сдачи декларации за предыдущий налоговый период. Таким образом, вы можете представить в налоговый комитет по месту регистрации скорректированный расчет за предстоящие месяцы налогового периода с письменным обоснованием причин корректировки. При этом на основании пункта 3 статьи 71 Налогового кодекса в дополнительном расчете указывается только сумма выявленной разницы по сравнению с ранее представленным расчетом.
Физическое лицо является учредителем и имеет долю уставного капитала в денежном эквиваленте в ТОО «А». Физическое лицо составляет договор дарения своей доли в уставном капитале ТОО «А», с ТОО «Б» после заключения договора доля в уставном капитале ТОО «А» принадлежит ТОО «Б». Также физическое лицо является учредителем и имеет долю уставного капитала в акциях в ЗАО «В». Физическое лицо составляет договор дарения акций в уставном капитале ЗАО «В» с ТОО «Б», после совершения договора доля в уставном капитале в акциях ЗАО «В» принадлежит ТОО «Б». Возникает ли у ТОО «Б» налогооблагаемая база по корпоративному подоходному налогу от дарения физическим лицом доли в уставном капитале в денежном эквиваленте и в акциях?
На основании пп. 14 пункта 2 ст. 80 Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) безвозмездно полученное имущество, выполненные работы, предоставленные услуги включаются в совокупный годовой доход налогоплательщика. Таким образом, и в первом, и во втором случаях дарение физическим лицом доли уставного капитала предприятий, выраженного как в денежном эквиваленте, так и в акциях, будет являться доходом ТОО «Б» (как безвозмездно полученное имущество) и включаться в совокупный годовой доход ТОО «Б».
Ежедневно предприятие развозит по торговым точкам свою продукцию (мини-завод по изготовлению продуктов питания) и приходится парковать машины в различных местах, за что взимается плата с водителя за парковку с выдачей на руки разового талона. Каким образом можно эти талоны провести по бухгалтерии? Внутри торговых точек (базаров) развозят продукцию на тележках, за что взимается тоже плата. Документов на оплату услуг за пользование тележкой никто не выдает. Как в этом случае правильно оформить документы за пользование тележкой?
Согласно пунктам 1, 2 статьи 92 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) расходы налогоплательщика, связанные с получением совокупного годового дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом. Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с получением совокупного годового дохода. Таким образом, расходы по платным стоянкам за парковку служебных автомобилей относятся на вычеты при наличии парковочных талонов, а расходы за пользование тележкой не могут быть отнесены на вычеты.
Заседанием совета директоров АО был избран председатель совета директоров. Председателю совета директоров выплачивается ежемесячное вознаграждение. В п. 25-1 статьи 10 Налогового кодекса определено понятие «работник». Попадает ли председатель совета директоров под это определение, и, соответственно, удерживаются ли из ежемесячной суммы вознаграждения обязательные взносы в пенсионный фонд, облагается ли вознаграждение социальным налогом? Может ли АО командировать председателя совета директоров как работника, и относятся ли на вычеты суточные и другие расходы, связанные с командировкой?
На основании подпункта 25-1 статьи 10 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) член совета директоров акционерного общества в целях налогообложения является работником. Из вашего вопроса следует, что вами выплачивается ежемесячное вознаграждение председателю совета директоров. Если данное вознаграждение не является дивидендом, то обложение данных сумм будет производиться как оплата труда работника, и в общеустановленном порядке будет облагаться индивидуальным подоходным и социальным налогами, из этих сумм удерживаются обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды. Также учет командировочных расходов при командировании председателя совета директоров будет производиться в порядке, предусмотренном для работников. Соответственно, данные расходы относятся на вычеты в соответствии с нормами статьи 93 Налогового кодекса.
Компания «А» имеет кредиторскую задолженность за полученный товар от компании «В» на сумму 400 000 тенге. Компании «А» и «С» являются взаимозависимыми и взаимосвязанными (аффилированными) компаниями. Принимая во внимание взаимные интересы сторон и руководствуясь положениями ст. 348 Гражданского кодекса РК, компании «А», «В» и «С» заключили договор цессии (перевод долга), по которому компания «С» обязуется погасить всю задолженность компании «А» перед компанией «В». При этом компания «А» получает налогооблагаемый доход в сумме 400 000 тенге; у компании «С» возникают затраты, связанные с погашением обязательства. Может ли компания «С» отнести затраты в сумме 400 000 тенге на вычеты по налоговому учету?
Согласно подпункту 7 статьи 107 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» вычету не подлежат расходы, не связанные с получением совокупного годового дохода. Таким образом, компания «С» не вправе относить на вычеты при определении налогооблагаемого дохода затраты, связанные с погашением обязательств компании «А».
Основным видом деятельности предприятия является организация оптовой и розничной торговли широким ассортиментом товаров. В этом году для организации производства по прокату профилированного листа мы приобрели помещение в N-м районе и хотели бы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования установить щит, содержащий информацию о месте нахождения производственного цеха, данный щит является указателем месторасположения производственного цеха (наименование организации с указателем поворота) и не несет в себе информацию о товаре. Подлежит ли размещение данного вида стендов налогообложению за размещение наружной рекламы согласно статье 489 Налогового кодекса РК?
В соответствии с пунктом 1 статьи 489 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) плата за размещение наружной (визуальной) рекламы (далее - плата) взимается за право размещения в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования и в населенных пунктах на территории Республики Казахстан объектов наружной (визуальной) рекламы в виде плакатов, стендов, световых табло, билбордов, транспарантов, афиш и других объектов стационарного размещения рекламы. Согласно пункту 1 статьи 490 Налогового кодекса плательщиками платы являются физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица, размещающие объекты рекламы. Таким образом, вы являетесь плательщиком платы за объекты наружной рекламы, размещенные вами в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования.
Берутся ли на вычет расходы, связанные с охраной руководителей банка (первого руководителя и его заместителей)? Осуществление банковских операций связано с большим спектром рисков, которые оказывают влияние на формирование структуры менеджмента банка. Сложившаяся практика показывает, что заместители первого руководителя самостоятельно принимают управленческие решения по тем операциям, проведение которых закреплено за курируемыми ими подразделениями, соответственно, не дублируя функции первого руководителя, тем самым принимая на себя риски по возможному давлению со стороны заинтересованных лиц. На основании изложенного считаем, что охрана заместителей первого руководителя является обязательной и расходы по ней должны признаваться вычетами при налогообложении.
Согласно Закону Республики Казахстан от 19 октября 2000 г. за № 85-П «Об охранной деятельности» (с изменениями, внесенными Законом РК от 9.08.2002 г. за № 346-П) под охранной деятельностью понимается осуществление физическими (индивидуальными предпринимателями) и юридическими лицами деятельности по оказанию услуг по защите жизни, здоровья и имущества физических лиц, а также имущества юридических лиц от противоправных посягательств (охранные услуги). К субъектам, осуществляющим охранную деятельность, относятся в том числе: 1) частные охранные организации; 2) частные охранники; 3) охранные подразделения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Частные охранники вправе на основе договора о совместной деятельности или иного соглашения, устанавливающего их взаимоотношения и порядок распределения обязанностей, совместно оказывать охранные услуги либо совместно выступать в качестве стороны услугодателя по договору об оказании охранных услуг. Таким образом, в соответствии со спецификой деятельности, банк может иметь как свое охранное подразделение с охранниками, являющимися работниками банка, так и заключить договор с частной охранной организацией или частными охранниками, в том числе индивидуальными предпринимателями. При этом основными задачами охранной деятельности являются: 1) защита жизни и здоровья физических лиц от преступных и иных противоправных посягательств; 2) защита имущества физических и юридических лиц от противоправных посягательств. На основании ст. 92 и 104 Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) расходы налогоплательщика, связанные с получением совокупного годового дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом. Расходы, не связанные с получением совокупного годового дохода, не подлежат вычету. Таким образом, в соответствии со спецификой банковской деятельности расходы по охране банка, как по своему охранному подразделению, так и по заключенным договорам с частной охранной организацией или частными охранниками, будут относиться на вычеты при определении налогооблагаемого дохода. Следует отметить, что, как указывалось выше, в случае наличия своего охранного подразделения банк имеет право в соответствии с учетной политикой и штатного расписания принять физических лиц на должность охранников, которые в данном случае, на основании заключенных с ними индивидуальных трудовых договоров, будут являться работниками банка. В связи с этим доходы, выплачиваемые охранникам, будут относиться согласно пункту 2 ст. 149 Налогового кодекса к доходам работника, облагаемым индивидуальным подоходным налогом у источника выплаты, и посредством отражения в приложениях 10 и 11 к декларации по КПН (форма 110.00) будут отнесены на вычеты.
С июня 2004 года наша компания заключила договор на питание рабочих-подрядчиков, нанятых компанией. В июле мы оплатили за питание рабочих согласно выставленному счету-фактуре и отнесли сумму за питание на расходы. Мы считаем, что все расходы за питание подлежат отнесению на вычеты, так как они связаны с предпринимательской деятельностью компании. Просим подтверждения нашего заключения или его опровержения со ссылкой на статьи Налогового кодекса.
На основании ст. 92 Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) расходы налогоплательщика, связанные с получением совокупного годового дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода. Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с получением совокупного годового дохода. Таким образом, если выплата дохода за выполненные работы и расходы на питание наемных рабочих, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих деятельность по патенту, связаны с получением совокупного годового дохода, то данные расходы подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода. При этом следует отметить, что согласно пункту 4 ст. 370 и пункту 4 ст. 374 Налогового кодекса объектом обложения у субъектов малого бизнеса, осуществляющих деятельность на основе патента, является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории Республики Казахстан и за ее пределами, за исключением доходов, ранее обложенных налогом, при наличии документов, подтверждающих удержание налога у источника выплаты, и (или) разового талона. Если фактический доход превышает доход, заявленный при получении патента, налогоплательщик в течение пяти рабочих дней обязан заявить сумму превышения и произвести уплату налогов с этой суммы. По заявлению налогоплательщика взамен ранее выданного патента ему выдается новый патент с указанием фактического дохода. Таким образом, в случае если с сумм, начисленных на питание рабочих, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих деятельность по патенту и самостоятельно исчисляющих налоги, не был удержан индивидуальный подоходный налог у источника выплаты, то сумма, потраченная на питание каждого в отдельности рабочего, будет являться его доходом, и индивидуальный предприниматель обязан заявить сумму превышения и произвести уплату налогов с этой суммы.
ТОО «А» для производства безалкогольных напитков использует воду, получаемую от ГКП «Водоканал», согласно ежемесячным счетам, выставляемым на договорной основе. Собственных поверхностных источников, например скважин, предприятие не имеет. В связи с этим просим дать разъяснение, имеем ли мы обязательства по плате за пользование водными ресурсами поверхностных источников?
Согласно статье 452 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) плательщиками платы за пользование водными ресурсами поверхностных источников (далее - плата за воду) являются физические и юридические лица, осуществляющие пользование водными ресурсами поверхностных источников с применением сооружений, технических средств или устройств. Вместе с тем на основании пункта 2 статьи 456 Налогового кодекса промышленные предприятия вносят плату за воду, забираемую из водохозяйственных систем для производственных нужд, независимо от того, поступает эта вода непосредственно из водохозяйственных систем, от других промышленных предприятий или организаций, оказывающих жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги. При этом организации, оказывающие жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги, вносят в бюджет плату за воду, забираемую из поверхностных источников, за вычетом объемов воды, подаваемых промышленным предприятиям. На основании изложенного в соответствии с нормами Налогового кодекса вы являетесь плательщиком платы за воду.
Просим дать разъяснение по вопросу о компенсации расходов на служебные командировки, в частности, суточных, выплачиваемых за время нахождения в командировке. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 93 Налогового кодекса на вычет относятся суточные, выплачиваемые за время нахождения в командировке, в размере не более двух месячных расчетных показателей в сутки в пределах РК и согласно пп. 4 п. 1 ст. 93 суточные, выплачиваемые за время нахождения в командировке за пределами РК, в пределах норм, установленных Правительством РК. Каким образом считаются суточные в день отъезда и в день приезда работника, если он предоставляет проездные документы (авиабилеты, железнодорожные билеты и т.д.), т.е. можно ли выплачивать и относить на вычет суточные за день отъезда и день приезда как за 2-е суток, или же расчет производится как-то иначе? Каким образом считаются суточные в день отъезда и в день приезда работника, если он не предоставляет проездные документы, т.е. работник ездил в командировку на автотранспорте, принадлежащем компании?
На основании пп. 3 пункта 1 ст. 93 Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) суточные, выплачиваемые за время нахождения в командировке, в размере не более двух месячных расчетных показателей в сутки в пределах Республики Казахстан относятся на вычеты у предприятия. Касательно определения суток следует отметить, что, независимо от того, осуществляется командировка за пределы или внутри Республики Казахстан, одни сутки определяются с 00-00 часов до 24-00 часов. К примеру, если работник выбыл в командировку в 1 час ночи 20 числа месяца и прибыл обратно в 21-00 часов того же дня, то командировочных дней будет 1 день (сутки), т.е. день приезда и день отъезда 20-го числа месяца. Если день отъезда и день приезда приходятся на разные дни суток (например, выбыл 20-го и прибыл 21-го числа), то это будет 2-е суток. Кроме того, на предприятиях командировка оформляется на основании приказа с указанием Ф.И.О., должности работника, цели командировки, срока нахождения в командировке и т.д. Вследствие чего в приказе в обязательном порядке должно быть указано, что работник выезжает в командировку на автотранспорте, принадлежащие компании, и др. По приезде, работника составляется авансовый отчет о расходовании средств предприятия, выданных командированному работнику, в том числе: количество выданных и израсходованных талонов на бензин, показание спидометра и т.п. При этом суточные выплачиваются за время нахождения в командировке в размере не более двух месячных расчетных показателей в сутки, независимо от того, на каком транспортном средстве работник отбыл в командировку.
В связи с открытием филиала, не являющегося самостоятельным юридическим лицом, в другом городе для работы на длительное время направлен работник компании, и ему для проживания предоставлена квартира, находящаяся на балансе компании. Работник оплачивает коммунальные услуги за проживание в данной квартире.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |