О применении законодательства по проведению тендеров
Б.А. Жакупов, судья Верховного Суда Республики Казахстан
Транспортно-коммуникационному комплексу отводится важное место и роль в экономике страны. Проблемы института государственных закупок в полной мере проявляются при проведении тендеров на государственные закупки транспортных услуг, специфика которых не снимает остроты этих проблем. Камнем преткновения государственных закупок транспортных услуг помимо прочих факторов выступает отсутствие ответственности тендерных комиссий за неправильный отбор потенциальных поставщиков таких услуг. Не меньшее зло представляет собой подверженность тендерных комиссий влияниям извне в силу служебной зависимости ее членов от организаторов государственных закупок. При таких объективных факторах, делающих ничтожными саму идею тендеров, необходимо законодательно повысить независимость и ответственность тендерных комиссий. Это возможно благодаря демократичности и прозрачности тендерной процедуры и персонификации ответственности председателя и членов тендерной комиссии. Не лишено смысла предложение о персональной ответственности председателя тендерной комиссии за коллегиально принятое решение, впоследствии отмененное судом при аннулировании результатов тендера. При такой ситуации состав тендерной комиссии подлежит пересмотру посредством исключения из него председателя и членов, допустивших принятие неправомерного решения, признанного судом незаконным. Такие лица в последующем не включаются в состав комиссий, а данные об аннулировании тендерных решений с их участием заносятся в их послужной список. Подобные меры будут способствовать искоренению таких негативных явлений как лоббирование, злонамеренное соглашение и создадут условия, при которых председатель или член тендерной комиссии станет перед выбором между полезным для развития отрасли решением или конъюнктурным соображением, способствующим проникновению на рынок транспортных услуг недобросовестных субъектов. Назначение председателя и членов комиссий должно производиться по принципу профессионализма, позволяющего разобраться и оценить потенциальных поставщиков транспортных услуг и их конкретные предложения. Необходимо максимально сократить требования, создающие препоны на пути к участию в тендере. Излишним представляется этап подготовки к проведению тендера, который должен быть двухзвенным, то есть, состоять из подачи заявок и их рассмотрения. Процедура тендера должна быть открытой, публичной. Работа тендерных комиссий должна проводиться сессионно в условиях, исключающих постороннее влияние, схожих с совещанием присяжных заседателей. При этом оценку возможностям потенциальных поставщиков транспортных услуг следует давать на основании только тех данных, которые были открыто рассмотрены на заседании комиссии с участием всех претендентов. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|