|
|
|
Изменения в казахстанском законодательстве о мореплавании
С момента принятия в Республике Казахстан (РК) основополагающего законодательного акта в сфере мореплавания - Закона «О торговом мореплавании»[1], вступившего в силу в феврале 2002 года, казахстанское законодательство в 2005 году существенно пополнилось подзаконными нормативными актами, регулирующими различные отношения в этой области. Старший юрист AEQUITAS Юлия Чумаченко подготовила их краткий обзор.
Согласно данным информационно-справочной правовой системы «Юрист» за последние три года в Казахстане в сфере законодательства о мореплавании в общей сложности было принято более пятидесяти нормативных правовых актов. В их числе можно назвать Правила государственной регистрации судов и прав на них[2], Правила предоставления информации о регистрации ипотеки судна или строящегося судна[3], Правила ведения судовых документов[4], Правила осуществления экспедиторской деятельности[5], Правила осуществления лоцманской проводки судов[6], Правила расследования аварийных случаев с судами[7], Правила ведения бербоут-чартерного реестра[8], Правила присвоения и изменения названия судна[9], Правила технического надзора и освидетельствования морских судов и их классификации[10], Правила ведения реестра строящихся судов[11], Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации плавучих буровых установок[12] и многие другие. 2005 год не стал исключением и пополнил законодательную базу новыми нормативными актами, а также актами, изменяющими/дополняющими уже действующие нормативные акты. В качестве наиболее актуальных и спорных с точки зрения осуществления бизнеса в сфере мореплавания можно выделить изменения, внесенные 2 июня 2005 года в Закон о мореплавании[13], которые существенным образом затрагивают интересы, прежде всего, компаний, использующих иностранные морские суда и иностранную рабочую силу в составе их экипажей. Данные изменения коснулись прав на осуществление каботажа, регуляций по национальности судов, трудовых отношений с членами экипажей, порядка регистрации ипотеки судов, полномочий Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций РК (далее - Уполномоченный орган) и ряд других вопросов. Следует отметить, что в целях реализации Закона от 2 июня 2005 года в течение последних двух месяцев были приняты три подзаконных акта: Правила оформления паспорта моряка[14], Правила выдачи разрешений[15] и изменения и дополнения в Правила регистрации судов[16]. Кроме того, согласно распоряжению Премьер-Министра РК[17] планируется дополнительно принять еще один нормативный акт - Правила плавания и стоянки судов в морских портах РК и на подходах к ним - который пока что находится в стадии разработки. Далее вниманию читателя предложены краткий анализ изменений, внесенных в Закон о мореплавании, в параллели с ранее действовавшими нормами и комментарии к сложившейся ситуации с точки зрения практикующего юриста.
Использование иностранных судов в целях каботажа
В соответствии с новыми требованиями законодательства изменен правовой режим судов, осуществляющих каботаж, то есть перевозку и буксировку в сообщении между морскими портами РК, а также между пунктами погрузки (разгрузки), находящимися в юрисдикции Казахстана. До принятия Закона от 2 июня 2005 года право на осуществление каботажа предоставлялось исключительно судам, плавающим под Государственным флагом РК, что на практике обязывало иностранные суда, зафрахтованные казахстанскими компаниями на условиях бербоут-чартера, в целях легализации их присутствия в казахстанских водах вставать под казахстанский флаг. В настоящее время нормы Закона о мореплавании относительно каботажа гласят следующее: «Каботаж осуществляется судами, плавающими под Государственным флагом Республики Казахстан, а также судами, плавающими под флагом иностранного государства, на основании разрешения, выданного уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.» Сказанное означает, что теперь иностранные суда, используемые в Казахстане, имеют право выбора между временной сменой флага иностранного государства на казахстанский и сохранением своей государственной принадлежности, минуя процедуру перефлагирования. Однако во втором случае для получения права плавания в казахстанских водах иностранному судну потребуется соответствующее разрешение Уполномоченного органа, выдаваемое в законодательно установленном порядке. Объединяет эти два варианта то, что как на осуществление каботажа под флагом иностранного государства, так и на перефлагирование судна требуется получить соответствующее разрешение Уполномоченного органа. Однако процедуры получения таких разрешений и правовые последствия для иностранного судна в том и другом случае существенно отличаются. Рассмотрим возможные правовые режимы осуществления каботажа иностранными судами более подробно.
Право плавания под флагом иностранного государства
Порядок получения разрешения на осуществления каботажа иностранным судном определен в Правилах выдачи разрешений. Прежде всего, следует отметить, что Правила выдачи разрешений распространяются на все суда, плавающие под флагом иностранного государства и осуществляющие каботаж. Разрешение на осуществление каботажа иностранными судами выдается исключительно при наличии следующих условий (оснований): если для перевозок и буксировки требуется специализированное судно, отсутствующее в составе судов, плавающих под казахстанским флагом, либо если существует необходимость обеспечения срочной перевозки и буксировки, но при этом отсутствует возможность их осуществления судами, плавающими под казахстанским флагом. Разрешение выдается иностранному судну не на какой-либо абстрактный период времени, а на конкретный период перевозки и буксировки между казахстанскими портами. Таким образом, разрешение на осуществление каботажа иностранными судами носит разовый характер. Решение о выдаче разрешения принимается Уполномоченным органом на основании письменного обращения (заявки) лица, заинтересованного в получении разрешения, составленного в произвольной форме с указанием реквизитов судна (наименование, флаг, порт регистрации, класс, тип, назначение) и его технических характеристик, а также реквизитов собственника судна и судовладельца. При этом Правила выдачи разрешений прямо не устанавливают круг возможных лиц, которые могут быть заинтересованы в получении разрешения. Следуя логике и принципу толкования норм законодательства в совокупности, в такой круг могут быть включены собственник судна и судовладелец. Указанные категории лиц, на первый взгляд, обладают равными правами и могут быть признаны одним и тем же лицом. Однако с точки зрения казахстанского законодательства собственником судна является лицо, владеющее судном на праве собственности и зарегистрированное в судовом реестре в качестве собственника, а в понятие судовладельца включаются как собственник судна, так и лицо, владеющее судном на ином законном основании (например, фрахтователь). Сроки принятия решения о выдаче разрешения составляют тридцать календарных дней со дня поступления заявки, за исключением случаев, когда присутствует необходимость срочной перевозки и буксировки, то есть второе условие выдачи разрешения. В этом случае срок рассмотрения заявки и выдачи разрешения составляет десять календарных дней. Следует добавить, что Уполномоченный орган оставляет за собой право отказать в выдаче разрешения в указанные сроки, если в заявке предоставлены неполные либо недостоверные сведения о судне, его собственнике и/или судовладельце, а также по причине отсутствия вышеописанных оснований для выдачи разрешений.
Право плавания под казахстанским флагом Одновременно с вышеописанными нововведениями в Законе о мореплавании, иностранное морское судно в целях осуществления каботажа по-прежнему может получить временное право плавания под Государственным флагом РК, если оно «…предоставлено в пользование казахстанскому фрахтователю по бербоут-чартеру». До недавнего времени Закон о мореплавании не содержал четкого определения «казахстанского фрахтователя», что на практике вызывало спорные, порой даже парадоксальные ситуации. Например, на первых порах существовала такая практика, когда право временного плавания под казахстанским флагом предоставлялось иностранным судам, зафрахтованным филиалами иностранных компаний, которые строго в соответствии с законодательством РК не являются юридическими лицами, и договор бербоут-чартера фактически заключался между головной компанией и ее структурным подразделением. Позднее Уполномоченным органом была сформирована иная практика, которая по-прежнему не имела прямого законодательного регулирования и опиралась на общепринятое понимание казахстанского лица - под казахстанским фрахтователем Уполномоченный орган понимал казахстанские физические или юридические лица, то есть граждан РК или юридические лица, созданные и зарегистрированные в соответствии с казахстанским законодательством. С введением в действие Закона от 2 июня 2005 года и иных подзаконных актов, принятых в целях его реализации, данный пробел в законодательстве устранен. В соответствии с Правилами регистрации судов в ныне действующей редакции под казахстанским фрахтователем понимается «сторона договора фрахтования, которой предоставляется судно или несколько судов на определенный срок для перевозки пассажиров, багажа и грузов или иных целей торгового мореплавания, и которая соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 3-1 статьи 11 Закона о мореплавании». Указанная норма Закона о мореплавании (пункт 3-1 ст. 11) содержит следующий перечень лиц: государство, граждане и негосударственные юридические лица, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством РК. Соответственно, сложившаяся ранее практика теперь приобрела законодательное подкрепление. В дополнение к сказанному можно отметить еще один факт узаконивания сложившейся практики в отношении срока, на который иностранным судам предоставляется временное право плавания под казахстанским флагом. В течение всего периода действия Закона о мореплавании такое право предоставлялось сроком на два года с возможным последующим продлением на такой же период; однако, ни один нормативный акт не содержал нормы, прямо устанавливающей данный срок. Естественно, при таких обстоятельствах фрахтователи задавались вопросом - почему не может быть представлено право плавания под казахстанским флагом на весь срок бербоут-чартера. Но Уполномоченный орган неукоснительно придерживался занятой позиции в отношении двухгодичного срока без предоставления каких-либо комментариев. С июня 2005 года Закон о мореплавании прямо устанавливает требование о возможности предоставления иностранному судну права плавания под Государственным флагом РК и регистрации судна в бербоут-чартерном реестре РК сроком на два года с дальнейшим продлением срока регистрации через каждые два года, но не свыше срока действия бербоут-чартера.
Вопросы регистрации судов
В соответствии с Постановлением от 28 октября 2005 года в Правила регистрации судов были внесены изменения и дополнения, направленные на уточнение существующих и введение новых положений. Данные изменения и дополнения коснулись понятийного аппарата, используемого в Правилах регистрации судов, порядка перерегистрации, а также прекращения регистрации, регистрации ипотеки и ряда других вопросов. Анализируя данные изменения, можно отметить, что они в целом улучшили ранее действовавшее законодательство, поскольку восполнили существующие пробелы и предусмотрели процедуры, которые в силу отсутствия законодательного регулирования применялись исключительно по аналогии (например, в отношении прекращения регистрации судов в бербоут-чартерном реестре РК). Согласно новому положению законодательства, из бербоут-чартерного реестра исключается иностранное судно, переданное в пользование и во владение казахстанскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер), в следующих случаях: прекращения действия договора бербоут-чартера; истечения срока предоставления судну временного права плавания под Государственным флагом РК; аннулирования решения Уполномоченного органа о предоставлении судну временного права плавания под Государственным флагом РК. Кроме того, определен порядок прекращения регистрации иностранного судна из бербоут-чартерного реестра: за месяц до истечения срока предоставления временного права плавания под Государственным флагом РК иностранному судну, зарегистрированному в бербоут-чартерном реестре, морская администрация порта направляет казахстанскому фрахтователю соответствующее уведомление. Казахстанский фрахтователь возвращает морской администрации порта, в котором судно было внесено в бербоут-чартерный реестр, соответствующее свидетельство о регистрации. Еще одним примечательным дополнением в Правила регистрации судов является включение в них положений относительно порядка регистрации ипотеки, и это связано со следующими обстоятельствами. В соответствии с общими требованиями казахстанского законодательства ипотека судна подлежит обязательной государственной регистрации в том же реестре, в котором зарегистрировано само судно. Однако Законом о мореплавании изначально из этого правила предусмотрено исключение: «…ипотека иностранного судна, которому временно предоставлено право плавания под Государственным флагом РК, а также ипотека судна, строящегося для иностранного получателя, не могут быть зарегистрированы в РК». Обоснованность указанного исключения некоторое время являлась предметом обсуждения и ставилась под сомнение юристами и залогодержателями иностранных судов. Известно, что Уполномоченный орган вполне разделял это мнение, и даже выступал с законодательной инициативой о внесении в Закон о мореплавании изменений, касающихся вопросов регистрации ипотеки иностранных судов. По его мнению, ипотека иностранного судна на период бербоут-чартера в целях придания ей официального (законного) статуса в Казахстане также должна быть зарегистрирована и в казахстанском реестре. Более того, на практике Уполномоченный орган настоятельно рекомендовал регистрировать ипотеку иностранного судна в казахстанском бербоут-чартерном реестре даже при отсутствии законодательного требования. Время показало, что предлагаемые Уполномоченным органом изменения, касающиеся необходимости регистрации ипотеки иностранных судов, не получили законодательной поддержки. Прежние нормы Закона о мореплавании в отношении этого вопроса не только сохранены без изменений, но и в Правила регистрации судов внесены дополнительные положения, определяющие порядок регистрации ипотеки исключительно судов, обладающих постоянным правом плавания под казахстанским флагом и зарегистрированных в Государственном судовом реестре иди судовой книге РК.
Трудовые отношения с членами экипажей судов
Согласно обновленной редакции статьи 25 Закона о мореплавании в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РК, кроме казахстанских граждан могут входить иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в РК. Сказанное означает, что иностранные граждане, не имеющие документально подтвержденного статуса постоянно проживающего в РК, не могут быть приняты на состав экипажа судна, плавающего под казахстанским флагом[18]. Очевидно, что введение столь жесткого ограничения направлено на защиту местного рынка труда. Однако, принимая во внимание то, что на сегодняшний день Казахстан пока что не располагает достаточным количеством квалифицированных моряков, на наш взгляд, реализация вышеуказанной нормы Закона о мореплавании при таких обстоятельствах будет существенно затруднена и даже какое-то время невозможна. Практика показывает, что за первые годы работы Закона о мореплавании, изначально допускавшего привлечение иностранной рабочей силы для работы на морских судах, казахстанские морские компании активно пользовались предоставленным им правом и в основном нанимали иностранных специалистов. Тем более, что подавляющее большинство морских судов, эксплуатируемых в казахстанских водах, являлись иностранными судами и были предоставлены местным компаниям (большинство которых, в свою очередь, было создано с иностранным участием) на условиях бербоут-чартера. Формированию описанной практики способствовало также то, что казахстанское законодательство не обязывало морские компании, нанимающие иностранный персонал для работы на судне, принадлежащем иностранной организации, получать для него разрешение на привлечение иностранной рабочей силы[19]. С учетом последних изменений в Законе о мореплавании привлечение иностранной рабочей силы в этой сфере существенно ограничится и будет возможно только в отношении иностранных судов, получивших специальное разрешение Уполномоченного органа на осуществление каботажа под флагом иностранного государства.
Введение Закона от 2 июня 2005 года в действие
В заключение следует отметить, что Закон от 2 июня 2005 года вступил в силу с даты его официального опубликования, то есть с 9 июня 2005 года, за исключением положения, запрещающего иностранным гражданам и лицам без гражданства занимать должности капитана, старшего помощника и старшего механика, которое вступит в силу с 1 января 2010 года. Следует отметить, что предусмотренный Законом от 2 июня 2005 года порядок вступления его норм в силу выглядит, по меньшей мере, нелогичным. Запрет на занятие иностранными гражданами должностей капитана, старшего помощника, старшего механика и радиоспециалиста был установлен еще в первоначальной редакции Закона о мореплавании и действовал до июня 2005 года без каких-либо изменений. Более того, положения, дублирующие эту норму Закона о мореплавании, включены в ряд действующих подзаконных актов, например, в Правила дипломирования членов экипажей морских судов[20]. Таким образом, совершенно непонятно, почему после трехлетнего периода благополучного применения этой нормы теперь ее действие приостановлено до 2010 года. Также возникает вопрос - почему в подзаконные акты, содержащие аналогичные нормы, не внесены соответствующие изменения. Очевидно, что было бы целесообразным введение в действие в более поздние сроки положений относительно привлечения для работы на казахстанских судах иностранных граждан, обладающих статусом постоянно проживающих в РК. Как известно, за первые годы работы Закона о мореплавании в Казахстане было привлечено достаточно большое количество иностранных моряков, и на прекращение трудовых отношений с ними потребуется определенное время. Кроме того, процесс формирования в Казахстане собственного квалифицированного персонала, включая его обучение и стажировки в развитых морских державах, находится только в начальной стадии, и, его завершение, соответственно, требует времени. Остается только добавить, что по общему правилу закон обратной силы не имеет, за исключением случаев, когда новые законодательные требования устраняют или смягчают ответственность[21]. В данном случае, применительно к нововведениям, содержащимся в Законе от 2 июня 2005 года, о каком-либо смягчении или устранении ответственности речи не ведется. Следовательно, последние изменения в Закон о мореплавании обратной силы не имеют. Это позволяет сделать вывод о том, что новые требования Закона о мореплавании будут распространяться исключительно на отношения, возникшие после 9 июня 2005 года. Соответственно, иностранные моряки, привлеченные для работы в Казахстане до указанной даты, и их работодатели вправе выполнять свои договорные обязанности на ранее определенных условиях до истечения срока индивидуальных трудовых договоров, заключенных с иностранными гражданами. Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что, несмотря на интенсивное развитие казахстанского законодательства в сфере мореплавания, пока оно во многом остается несовершенным и по-прежнему порождает очень много вопросов. Вместе с тем, Казахстан уверенно начал накапливать практический опыт в сфере мореплавания и «шлифовать» действующее законодательство с учетом плюсов и минусов, выявленных за последние три года. Что же касается последних законодательных изменений в этой сфере, то оправданность их введения и практическое значение в формировании казахстанской морской державы покажет время.
[1] Закон РК «О торговом мореплавании» был принят 17 января 2002 года (далее по тексту статьи - «Закон о мореплавании»). [2] «Правила государственной регистрации судов и прав на них» утверждены постановлением Правительства РК № 49 от 17 января 2003 года (далее по тексту статьи - «Правила регистрации судов»). [3] «Правила предоставления информации о регистрации ипотеки судна или строящегося судна» утверждены постановлением Правительства РК № 368 от 17 апреля 2003 года. [4] «Правила ведения судовых документов» утверждены приказом Министерства транспорта и коммуникаций РК № 152-1 от 28 апреля 2003 года. [5] «Правила осуществления экспедиторской деятельности на морском транспорте Республики Казахстан» утверждены постановлением Правительства РК № 1033 от 7 октября 2003 года. [6] «Правила осуществления лоцманской проводки судов» утверждены постановлением Правительства РК № 923 от 12 сентября 2003 года. [7] «Правила расследования аварийных случаев с судами» утверждены приказом Министерства транспорта и коммуникаций РК № 228-1 от 18 июля 2003 года. [8] «Правила ведения бербоут-чартерного реестра» утверждены приказом Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций РК № 71-п от 8 октября 2004 года. [9] «Правила присвоения и изменения названия судна» утверждены приказом Министерства транспорта и коммуникаций РК № 276-1 от 20 тюля 2004 года. [10] «Правила технического надзора и освидетельствования морских судов и их классификации» утверждены постановлением Правительства РК №829 от 11 августа 2005 года. [11] «Правила ведения реестра строящихся судов» утверждены приказом Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций РК № 62-п от 1 сентября 2005 года. [12] Санитарно-эпидемиологические правила и нормы «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации плавучих буровых установок» утверждены приказом Министерства здравоохранения РК № 329 от 7 июля 2005 года. [13] Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О торговом мореплавании» № 55-3 от 2 июня 2005 года (далее по тексту - Закон от 2 июня 2005 года). [14] «Правила оформления, выдачи, продления, а также изъятия паспорта моряка РК» утверждены постановлением Правительства РК № 1134 от 18 ноября 2005 года (далее по тексту - «Правила оформления паспорта моряка»). [15] Постановление Правительства РК № 1113 от 9 ноября 2005 года «Об утверждении Правил выдачи разрешений на осуществление каботажа судами, плавающими под флагом иностранного государства» (далее по тексту статьи - Правила выдачи разрешений»). [16] Постановление Правительства РК № 1082 от 28 октября 2005 года «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 17 января 2003 года № 49» (далее по тексту - Постановление от 28 октября 2005 года). [17] Распоряжение Премьер-Министра РК № 226-р от 13 августа 2005 года. [18] Постоянно проживающими признаются иностранные граждане и лица без гражданства, получившие на то разрешение и вид на жительство в РК либо удостоверение лица без гражданства, выданные органами внутренних дел (Закон РК «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан»). [19] Члены экипажей морских судов числятся в перечне работников, на труд которых разрешение не требуется («Правила определения квоты, условий и порядка выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы в Республику Казахстан», утвержденные постановлением Правительства РК № 836 от 19 июня 2001 года с последующими изменениями и дополнениями). [20] «Правила дипломирования членов экипажей морских судов» утверждены постановлением Правительства РК № 936 от 22 августа 2002 года. [21] Принципы действия нормативных правовых актов во времени предусмотрены ст. 37 Закона РК «О нормативных правовых актах».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |