|
|
|
Влияние последних изменений в законодательстве о нефти
Партнер, юридической фирмы «GRATA» Д. Елжасова представляет краткий обзор самых значимых нововведений, а также дает правовую оценку их соответствия действующему законодательству Казахстана.
В последние 2-3 года в законодательство Республики Казахстан по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций были внесены изменения и дополнения, оказывающие существенное влияние как на деятельность каждого недропользователя, так и на инвестиционный климат страны в целом.
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО ПРАВА ГОСУДАРСТВА НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ДОЛЕЙ В ПРОЕКТАХ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ
8 декабря 2004 года вступили в силу изменения в Закон «О нефти», которые закрепили положение о том, что (цитирую): «для сохранения и укрепления ресурсно-энергетической основы экономики страны во вновь заключаемых, а также ранее заключенных контрактах на недропользование, государство имеет приоритетное право перед другой стороной контракта или участниками юридического лица, обладающего правом недропользования (его части) и/или доли участия (пакета акций) в юридическом лице, обладающем правом недропользования, на условиях не хуже, чем предложены другими покупателями». Что означает данное изменения в законодательстве, а главное, каковы его последствия для инвесторов? Для ответа на поставленные вопросы, нам нужно определить: 1) В каких случаях отчуждения права недропользования государство будет иметь приоритет? 2) Как будет реализовано приоритетное право государства?
Как следует из текста Закона «О нефти», приоритетное право государства распространяется на отчуждение: - Всего или части права недропользования, предоставленного на основании Контракта; - Всей или части доли участия (пакета акций) в юридическом лице - недропользователе;
Несмотря на четкость и ясность формулировки, данное положение, на наш взгляд, противоречит действующему законодательству Республики Казахстан в следующем: 1. На сегодняшний день самыми распространенными формами организации юридических лиц-недропользователей являются 2 формы: Товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) и Акционерное общество (АО), деятельность которых регулируется Гражданским кодексом РК (далее - ГК РК), Законом «О Товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (Закон «О ТОО») и Законом «Об акционерных обществах» (Закон «Об АО»). В соответствии с положениями ГК РК и Закона «О ТОО», участники ТОО имеют преимущественное перед третьими лицами право покупки доли в ТОО или ее части. В иерархии нормативных правовых актов РК Гражданский кодекс занимает более высокий уровень по сравнению с Законом о нефти. Это значит, что в случае противоречия норм ГК РК нормам Закона о нефти, будут действовать нормы ГК, до тех пор, пока в него не будут внесены соответствующие изменения. Следовательно, в случае, если компания - участник юридического лица - недропользователя, пожелает продать свою долю в ТОО, то именно участники этого ТОО, а не государство, будут обладать преимущественным правом покупки доли.
Аналогичным образом обстоят дела с продажей доли в консорциуме (объединении юридических лиц). Отношения между участниками консорциума также регулируются ГК РК, а именно положениями об общей долевой собственности. Согласно ГК РК, каждый участник консорциума вправе по своему усмотрению продать, подарить, заложить или иным образом распорядиться своей долей в контракте на недропользование. При этом участники консорциума имеют преимущественное право покупки (приобретения) продаваемой доли в контракте. Таким образом, в случае продажи одним из участников консорциума своей доли в контракте на недропользование, остальные участники консорциума, а не государство, должны реализовать свое преимущественное право покупки доли.
2. Однако в случае если недропользователем является юридическое лицо, созданное в форме АО, приоритетное право на покупку пакета акций будет принадлежать все-таки государству. Это связано с тем, что положение о преимущественном праве акционеров на приобретение акций закреплено только Законом об АО, тогда как ГК РК такого положения не содержит. А Закон об АО и Закон о нефти являются нормативными правовыми актами одного уровня. При наличии противоречий в нпа одного уровня, действуют нормы акта, позднее введенные в действие. Таким образом, в отношении продажи пакета акций в АО-недропользователе должны применяться положения изменений и дополнений в Закон о нефти, введенные в действие 8 декабря 2004 года. В отношении законодательного урегулирования процесса реализации приоритетного права государства, вопросов все же больше, чем ответов. В течение 2005 года многие недропользователи тщетно пытались произвести отчуждение принадлежащей им доли как в компании-недропользователе, так и в нефтяных проектах. Именно тщетно, потому что процедура реализации в свете последних изменений и дополнений, не была предусмотрена. То есть приоритетное право государству было предоставлено еще в декабре 2004, но точный порядок реализации государством приоритетного права нигде не зафиксирован. 29 июля 2005 года Постановление Правительства была утверждена Межведомственная комиссия по вопросам приобретения государством отчуждаемых прав на недропользование (их части) и (или) долей участия (пакетов акций) в юридическом лице, обладающем правом недропользования и Положение о ней. Но Положение о комиссии не содержит четкой процедуры, сроков обращения недропользователей и сроков их рассмотрения, перечня документов, необходимых для рассмотрения обращений. Вследствие чего, как МЭМР, так и недропользователи, желающие произвести отчуждение своей доли/права недропользования, попадают в тупиковую ситуацию, задавая вопросы: - В какой срок заявление должно быть рассмотрено? - Какие документы должны быть представлены? - Кто уполномочен реализовывать приоритетное право государства на выкуп доли в проекте на недропользование? - Кто соответственно уполномочен отказываться от реализации такого права? Некоторые недропользователи обращаются в МЭМР (существуют случаи получения отказа государства от приоритетного права в лице МЭМР), другие же обращаются в Правительство. Отвечая на вопрос о последствиях данных изменений и дополнений для инвесторов, можно с уверенностью сказать, что пробелы в законодательстве ни в коем случае не должны ограничивать Вас в правах на отчуждение доли в нефтяном проекте. А вопрос, как Вы это сделаете, все еще остается открытым…
2. ВВЕДЕНИЕ ПОЛНОГО ЗАПРЕТА НА СЖИГАНИЕ ПОПУТНОГО ГАЗА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НЕФТЯНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Следующим изменением, затронувшим интересы большинства недропользователей, стало введение полного запрета на сжигание попутного газа при проведении нефтяных операций. До этого сжигание попутного газа разрешалось: - при наличии письменного разрешения государственного органа по охране недр. - без наличия такого разрешения при необходимости для начала разведки и добычи, монтажа оборудования, в целях безопасности проведения нефтяных операций. Теперь же промышленная разработка нефтегазовых месторождений без утилизации попутного и (или) природного газа полностью запрещена.
Сжигание попутного и (или) природного газа в факелах допустимо только в следующих случаях и при наличии соответствующего разрешения: - в исключительных случаях, к которым относятся аварийная ситуация и угроза населению и окружающей среде; - при испытании скважин или пробной эксплуатации месторождений с общим сроком, не превышающим 3 лет. В связи с отменой разрешительной системы на сжигание попутного и (или) природного газа также отменена выдача разрешений на сжигание газа сверх объемов, указывавшихся в разрешениях на сжигание газа. Осуществление промышленной разработки месторождения без утилизации природного и попутного газа рассматривается как нарушение недропользователем законодательства в части охраны недр и окружающей среды. Хотели бы отметить, что на внесенные изменения и запрет на сжигание попутного газа не могут быть распространены положения о стабильности законодательства и положений контрактов на недропользование, т.к. согласно п.1 ст.71 Закона о недрах гарантии стабильности законодательства не распространяются на изменения законодательства в области экологической безопасности и здравоохранения. С одной стороны, требования государства по полной утилизации попутного газа вполне законны и обоснованны, так как сжигание попутного газа в факелах наносит непоправимый ущерб экологии нашей страны, не говоря уже о здоровье граждан Казахстана. Но любые мероприятия должны осуществляться последовательно и планомерно и не наносить ущерб проводимым нефтяным операциям. Большинство недропользователей оказались чисто технически не готовы в одночасье утилизировать попутный газ и как, следствие, были вынуждены снизить объемы добываемой нефти до минимального уровня, что повлекло за собой нарушение обязательств по контрактам. На протяжении всего года недропользователи обращались в уполномоченный орган (МЭМР) с просьбой выступить с инициативой о введении моратория на действие статьи Закона о нефти, запрещающей сжигание газа. Наконец, в августе этого года было получено согласие о приостановлении действия данной статьи на определенный период.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КАЗАХСТАНСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ»
В 2001 году мой коллега - Управляющий партнер GRATA Ахметжан Абдуллаев, выступая на этой же конференции, отмечал, что отсутствие законодательного закрепления понятия «казахстанский производитель товаров, работ и услуг» приводит к тому, что все меры по защите внутреннего рынка нецеленаправленны. И вот, спустя 3 года, государство, в целях поддержки отечественного производителя, закрепило понятия «казахстанский производитель», «казахстанское происхождение» и «казахстанское содержание». Казахстанский производитель - физические и юридические лица Республики Казахстан, производящие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги казахстанского происхождения; Казахстанское происхождение (товары, работы, услуги казахстанского происхождения) - непосредственное производство (выполнение) на территории Республики Казахстан товаров, работ и услуг; Казахстанское содержание - процентное содержание с возможностью перераспределения по годам объемов: - задействованных при исполнении контракта казахстанских кадров с разбивкой по категориям персонала с указанием отдельного процентного содержания по каждой категории в соотношении с иностранным персоналом, количество которого должно снижаться по годам по мере реализации обязательных программ обучения и повышения квалификации казахстанских кадров; - товаров, работ и услуг казахстанского происхождения, приобретаемых как напрямую, так и посредством заключения договоров субподряда. Контракты на недропользование согласно внесенным изменениям должны будут содержать положения об ответственности недропользователей за неисполнение обязательств по Контракту, в том числе по казахстанскому содержанию. Более того, в случае систематического нарушения недропользователем требований законодательства в части казахстанского содержания, операции по недропользованию могут быть приостановлены на срок до шести месяцев. И в завершение хочу подчеркнуть, что совершенного законодательства нет, пожалуй, ни в одной стране мира. Но изменения в законодательство, направленные на укрепление ресурсно-энергетической основы экономики страны, должны вноситься комплексно и планомерно, так как в конечно итоге, они оказывают влияние не только на инвесторов, уже работающих в Казахстане, но и на инвестиционный имидж страны в целом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |