|
|
|
Подход по делимитации континентального шельфа между прибрежными государствами
Учитывая отсутствие консенсуса прикаспийских государств по вопросу определения способа делимитации континентального шельфа, соискатель, младший научный сотрудник Института государства и права КазГЮУ юрист юридической фирмы «GRATA» А.А. Аманова нашла примеры разрешения данных споров в международно-правовой практике других государств и сравнила их .
Растущее потребление энергоресурсов в мире диктует необходимость нефтяных корпораций, производителей нефти и газа, а также государств, через территории которых осуществляется транзит углеводородов, в увеличении объемов добычи нефтегазоконденсата. В связи с тем, что по характеру залегания и качеству сырья минеральные залежи континентального шельфа имеют много общего с месторождениями тех же полезных ископаемых на материке[1], исследование, разработка и эксплуатация ресурсов шельфа представляется наиболее приемлемым вариантом решения проблемы недостаточности энергоресурсов. Каспийское море обладает крупнейшими запасами углеводородов и начинает играть существенную роль на мировом рынке нефти и газа. Так открытые в 1979 году месторождения «Тенгиз» и «Карачаганак», расположенные на берегу Казахстана, являются шестыми по запасам нефти в мире, в 2000 году на континентальном шельфе Каспийского моря было выявлено казахстанское месторождение «Кашаган», ресурсы которого намного превышают «Тенгиз». Новые крупные месторождения «Шах-Дениз», «Азери-Чираг-Гюнешли», «Хвалинское», «им. Ю.Корчагина», «Ракушечное», «Центральное», «Ялама-Самурское» обнаружены в азербайджанской и российской зоне континентального шельфа. Туркменистан также начинает разработку своих запасов. До 1991 года правовой статус Каспия регулировался двусторонними соглашениями 1921 и 1940 годов между Ираном и СССР. После образования новых независимых государств на постсоветском пространстве, перед прикаспийскими странами, Россией, Казахстаном, Азербайджаном, Туркменистаном, Ираном возникли проблемы определения нового правового статуса Каспии, ключевым вопросом которого является делимитация его шельфа для надлежащего использования богатейших ресурсов. Данная задача была осложнена существованием различных подходов государств, стремящихся наиболее выгодным для себя способом разделить море. В итоге, благодаря усилиям правительств три государства, Россия, Казахстан и Азербайджан пришли к соглашениям по делимитации шельфа, признав водную толщу в общем пользовании, закрепив свободу судоходства. Были подписаны Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование (Москва, 6 июля 1998 года) и Соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о разграничении дна Каспийского моря (г. Москва, 29 ноября 2001 год). Этот шаг создает предпосылки для принятия единого акта по определению правового статуса Каспийского моря и делимитации континентального шельфа всех прикаспийских государств. Переговоры о заключении единой Конвенции о статусе Каспийского моря продолжаются на уровне рабочих групп, и являются приоритетной задачей в политике всех прикаспийских стран. При этом в каждом государстве создана правовая база, позволяющая осваивать шельф моря. В частности, в Республике Казахстан такими законами являются Законы «О нефти», «О недрах и недропользовании», «Об инвестициях». В международном праве вопросы делимитации континентального шельфа регулируются Конвенцией о континентальном шельфе от 26.04.1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву от 10.12.1982 года. Внешняя граница континентального шельфа, выходящая в открытое море, не устанавливается на определенное расстояние и в зависимости от развития научных разработок в области исследования и добычи ресурсов Мирового океана, может удаляться в сторону открытого моря, но не более 350 морских миль. При делимитации в международной практике используются способы эквидистанции, срединной линии, линии равного отстояния. Прибрежные государства в договорном порядке заключают соглашения о делимитации, однако в случае невозможности прийти к консенсусу стороны обращаются в международные судебные органы. В настоящее время, также возникла задача поиска примеров разрешения данных споров в международно-правовой практике государств. Красное море классифицируется как полузамкнутое море. В международно-правовой доктрине полузамкнутые моря означают окраинные части Мирового океана, связанные с ним либо через незамкнутое море, либо несколькими судоходными проливами (каналами), окруженные территориями двух или более государств и используемые в качестве транзитных путей[2]. Королевский Декрет №M-27 от 7 сентября 1968 года определяет, что Королевству Саудовской Аравии принадлежат все углеводородные вещества и полезные ископаемые, находящиеся в слое морского дна и зоне, простирающейся по дну Красного моря и Персидского залива, примыкающей к континентальному шельфу Саудовской Аравии. Данные ресурсы рассматриваются как часть Саудовской территории и обращаются в собственность государства согласно части 1 Инструкции по добыче и Королевскому Декрету №90 от 11.09.1982 года. Правительство Королевства Саудовской Аравии одно обладает индивидуальным правом исследования и разработки собственных ресурсов. Остальные лица осуществляют разработку ресурсов только после получения специального разрешения Министерства нефтяных и минеральных ресурсов и в соответствии с правилами, установленными в Саудовской Аравии. На Красном море предусмотрены общие зоны, исследование и разработка которых принадлежит всем прибрежным государствам, то есть путем разделения между ними на договорной основе. Народная Демократическая Республика Йемен признает нормы международного морского права и определяет континентальный шельф согласно положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Континентальный шельф по статье 2 Акта №45 от 17 декабря 1977 года «О территориальном море, исключительной экономической зоне, континентальном шельфе и других морских областях» представляет собой морское дно и недра, простирающиеся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории Республики до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Статья 16 вышеуказанного акта определяет исключительные права Республики в отношении континентального шельфа, а именно: 1) Разведки, разработки, управления и сохранения его природных ресурсов; 2) Строительства, обслуживания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений, установок и других структур, необходимых для исследования и эксплуатации континентального шельфа Республики; 3) Регулирования, разрешения и управления научными исследованиями; 4) Сохранения и защиты морской среды, контроля и прекращения морского загрязнения. Республика Йемен также запрещает исследование и эксплуатацию природных ресурсов на континентальном шельфе без специального разрешения компетентного органа либо соглашения на производство данных работ непосредственно с Республикой. В заявлении Национального арбитражного комитета о демаркации морской границы между Йеменом и Эритреей от 20 декабря 1999 года было указано, что на втором этапе арбитража между двумя государствами была определена единая морская пограничная линия, опирающаяся на основные пункты на восточном побережье Йеменской Республики и западном побережье Эритреи, а также на ряд островов, близко расположенных у йеменского побережья как, например, остров Камран и находящиеся вокруг него острова, и группа островов Дахляк, расположенных у эритрейского побережья. Постановление арбитража предоставляет йеменским островам, расположенным в центре Красного моря, полное право считаться территориальными островами, исходя из положения статьи 15 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Что касается островов, находящихся друг против друга и принадлежащих обоим государствам, и расстояние между которыми менее 24 морских миль, то арбитражная комиссия разделила их поровну между двумя государствами[3]. Акт «О Территориальном Море и Континентальном шельфе» 1970 года Демократической Республики Судан в соответствии с положениями Конвенции ООН 1982 года определяет континентальный шельф как морское дно и подпочву подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на глубину 200 метров или ограничивается пределом, где глубина подводных вод допускает эксплуатацию природных ресурсов упомянутых районов. Судан осуществляет суверенные права на континентальном шельфе в целях его разведки и разработки его природных ресурсов и запрещает использование без специального разрешения Совета Министров. Права Демократической республики Судана на континентальный шельф не должны затрагивать юридический статус подводных вод таких, как экстерриториальные воды или воздушное пространство над ними. Природные ресурсы, указанные в настоящей статье состоят из минералов и других неживых ресурсов вместе с живыми организмами, принадлежащими сидячей разновидности, то есть организмы, которые в стадии оплодотворения также являются неподвижным или находящиеся под морским дном или не способны двигаться без постоянного физического контакта с морским дном или недрами. Таким образом, урегулирование проблемы делимитации Красного моря между данными странами осуществляется на договорной основе с учетом норм Конвенции ООН по морскому праву. Принципом деления континентального шельфа взята срединная линия, проведенная таким образом, что каждая ее точка является равноудаленной от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных морей одного государства и другого государства. Прибрежными государствами признается и гарантируется установленные международным правом положения свободы судоходства в Красном море. 6 июля 1998 года между РК и РФ в Москве были подписаны Декларация «О вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI столетие», а также Соглашение «О разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование»[4]. Согласно ст.1 Соглашения дно северной части Каспийского моря и его недра при сохранении в общем пользовании водной поверхности, включая обеспечение свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды, разграничиваются между РК и РФ по срединной линии, модифицированной на основе принципа справедливости и договоренности сторон. Модифицированная срединная линия базируется на основе равного удаления от согласованных базисных линий, она включает в себя участки, которые не являются равноотстоящими от базисных линий и определяются с учетом островов, геологических структур, а также с учетом других особых обстоятельств и понесенных геологических затрат. Прохождение модифицированной срединной линии определяется при помощи отсчета от точек на побережьях РК и РФ с учетом островов, исходя из уровня Каспийского моря на 01.01.1998 года, равного отметке -27 метров Балтийской системы высот. Данное Соглашение положило начало процессу сближения позиций прикаспийских государств по ключевому вопросу относительно принадлежности минеральных ресурсов на Каспии. Вслед за ним последовали аналогичные договоренности между Россией и Азербайджаном, отраженные в Совместном российско-азербайджанском коммюнике от 29 июля 1998 года и Совместном российско-иранском заявлении о проблеме Каспийского моря от 19 июля 1998 года[5]. Россия и Азербайджан выразили готовность подписать Соглашение между двумя сторонами о разграничении дна Каспийского моря, подтвердили, что такой раздел должен осуществляться по договоренности между соответствующими сопредельными и противолежащими государствами по модифицированной срединной линии[6]. Азербайджан, отстаивавший позицию раздела дна, водной толщи и воздушного пространства на ней, согласился с мнением Казахстана и России «дно делим - вода общая». В результате во время визита Президента РФ В.В. Путина в Баку 8-9 января 2001 года стороны подписали Совместное заявление «О принципах сотрудничества на Каспийском море»[7]. 29 ноября 2001 года во время юбилейного саммита СНГ президенты Азербайджана и Казахстана подписали Соглашение «О разграничении дна Каспийского моря»[8] по срединной линии, которая строится на основе равного удаления от исходных базовых точек на береговой линии и островах. Координаты исходных базовых точек определяются исходя из среднего многолетнего уровня Каспийского моря, равного отметке -28 метров Балтийской системы высот. В Соглашениях о делимитации дна стороны договорились о сохранении водного пространства в общем пользовании с распространением принципов свободы судоходства, рыболовства и защиты природной среды. Для разграничения дна сторонами использовалась модифицированная срединная линия. Срединная линия представляет собой линию, каждая точка которой является равноотстоящей от соответствующих ближайших точек на побережьях этих государств. Модифицированная срединная линия включает в себя участки, которые не являются равноотстоящими от побережий сторон и определяются с учетом островов, геологических структур, а также с учетом других особых обстоятельств и понесенных геологических затрат. Модификация осуществляется на основе принципа справедливости и по договоренности сторон[9]. Метод модифицированной срединной линии является компромиссным, поскольку он позволяет по взаимной договоренности отступать от обычной срединной линии в пользу той или иной стороны. При разграничении Каспия или его дна по обычной срединной линии на долю России приходится 18,7%, Казахстана - 29,6%, Азербайджана - 19,5%, Туркменистана - 18,4%, Ирана - 13,8%. Объективно модификация срединной линии отвечает интересам государств с наименьшими долями[10]. Соглашение РК с Азербайджаном носит более обширный по объему с казахстанско-российским Соглашением характер. Согласно его тексту разграничение дна Каспия между этими странами проводится не только в целях «разведки, разработки и управления ресурсами дна и недр Каспийского моря», но и «прокладки подводных кабелей и трубопроводов по дну Каспийского моря, создания искусственных островов, берм, дамб, эстакад, платформ и иных инженерных сооружений, а также другой правомерной хозяйственно-экономической деятельности на дне» (ст.3 Соглашения). Иными словами, данный договор охватывает все виды суверенного использования ресурсов соответствующих национальных секторов Каспия[11]. А соглашением с Россией регулируются вопросы, касающиеся исключительно «осуществления суверенных прав на недропользование». Вопросы, связанные со свободой судоходства и полетов, прокладки и использования подводных кабелей, трубопроводов и иными видами использования Каспийского моря будут урегулированы отдельными двусторонними и многосторонними соглашениями прикаспийских государств после заключения и на основании Конвенции о правовом статусе Каспийского моря (ст.5 Соглашения). Таким образом, делимитация континентального шельфа Каспийского моря должна осуществляться на договорной основе, но с учетом принципа справедливости на паритетной основе.
_____________________________________________________ [1] Меро Дж.Л. Минеральные богатства океана. Москва, 1969, стр.75. [2] Ермаков В.В. «Морское право», Москва, 1994, стр.30. [3] Гамаль Ханоем Али Вин Обади «Мирное урегулирование территориальных споров Йемена с соседними государствами (международно-правовые аспекты)», Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Российский университет дружбы народов, Москва, 2000. www.dissertation1.narod.ru. [4] Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование (Москва, 06.07.1998 года), ратифицированное Законом Республики Казахстан от 14.11.2002 года № 356-II. [5] Гиззатов В.Х. «Правовой статус Каспийского моря и вопросы, связанные с трубопроводами», Саясат, №8, 1999, стр.42. [6] Гиззатов В.Х. «Правовой статус Каспийского моря и вопросы, связанные с трубопроводами», Саясат, №8, 1999, стр.42. [7] Ахмед Бутаев «Проблема правового статуса Каспийского моря». wep.ru. 13.06.2002. [8] Соглашение между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой о разграничении дна Каспийского моря между Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой (Москва, 29.11.2001 года). [9] Жильцов С.С., Зонн И.С., Ушков А.М. «Геополитика Каспийского региона», Москва, Международные отношения, 2003, стр.79. [10] Жильцов С.С., Зонн И.С., Ушков А.М. «Геополитика Каспийского региона», Москва, Международные отношения, 2003, стр.79. [11] Айдарбаев С.Ж. «Сравнительно-правовая характеристика двусторонних договоров Казахстана с Россией и Азербайджана».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |