|
|
|
Источник: Газеты «Око» (www.oko.kz)
02.09.2006 Все будет без суеты!
Круг подозреваемых в пожаре на “Транспорт тауэр”… расширяется. По предварительным данным, в сентябре правоохранительные органы завершат расследование уголовного дела по факту возгорания 155-метрового столичного небоскреба “Транспорт тауэр”. Следствие по делу “зажигалки”, которая дала прикурить всей столице в конце этой весны, продлевалось уже дважды. История самого большого пожара столицы до сих пор свежа в памяти у каждого астанчанина. Небоскреб, в котором размещались несколько министерств (министерство транспорта и коммуникаций, культуры и информации, спорта и туризма), вспыхнул под занавес рабочего дня, в 16.30 местного времени. За считанные часы разбушевавшееся пламя поглотило сразу несколько этажей. Выгорело 1 200 квадратных метров конструкции и 600 - внутренних помещений. Среди сотрудников, находящихся в здании, к счастью, жертв удалось избежать. Пострадали тушившие пламя пожарные: трое бойцов пожарного расчета пришлось срочно госпитализировать с осколочными ранениями и ожогами. Как мы уже сообщали в одном из своих материалов, практически сразу же была создана межведомственная следственная группа, в состав которой вошли сотрудники ДВД г. Астаны, КНБ РК, УГКН по г. Астане. Руководство группой было поручено начальнику столичного СУ ДВД М. Кумарбекову. Но первыми в пять утра в здание, как только там стало возможно дышать без защитных спецсредств, вошли оперативники. Непосредственное участие в следственно-оперативных действиях, проводимых в еще не остывшем от бушующего огня здании, принимал заместитель прокурора г. Астаны Тимур Ташимбаев. Изначально рассматривались три версии: преднамеренный поджог, замыкание электропроводки и неосторожное обращение с огнем. Сегодня, по словам заместителя прокурора, следствие сошлось на одной единственной. - По уголовному делу прокуратурой города было дано указание о назначении пожарно-технической экспертизы, установлении лиц, ответственных за пожарную безопасность, и проведении ряда других следственных действий. В ходе следствия по делу была проведена пожарно-техническая экспертиза, - приоткрывает некоторую завесу над тайной следствия заместитель прокурора столицы Тимур Ташимбаев. - Выяснилось, что очаг пожара находился в нижней части наклонного перекрытия за железобетонным ограждением воздушного коридора запасного выхода северо-восточной части здания. Причиной возникновения пожара явилось воспламенение горючих материалов, в том числе и мусора от малокалорийного источника огня, например - тлеющей сигареты. Конечно, установить, кто конкретно бросил окурок сигареты, в таком случае дело просто невозможное. Но это не означает, что по завершении следствия не будут названы конкретные виновные. На сегодняшний день практически 90% ремонтно-восстановительных работ в “Транспорт тауэр” завершено. Согласно заключению “Госэкспертизы” Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и торговли РК, общая их сметная стоимость составила более одного миллиарда тенге. Затраты на пуско-наладочные работы технологического оборудования составили около 23 млн. тенге. Материальный ущерб, причиненный государственным органам, размещенным в здании “Транспорт тауэр” - почти 129 млн. тенге. Таким образом, самая точная цифра, которой оценивается общий нанесенный огнем ущерб, - 1 млрд. 193 млн. 950 тысяч тенге. По мнению Тимура Ташимбаева, все разговоры о том, что сроки расследования этого уголовного дела давно уже вышли, не имеют под собой абсолютно никаких оснований. “Проводятся очень сложные экспертизы, требующие немало времени и сил, - разъясняет заместитель прокурора. - Вот и сейчас мы вынуждены были второй раз продлевать сроки следствия, поскольку еще не закончено выяснение всех вопросов о возможности предотвращения пожара. Мы должны ответить на вопрос: почему стало возможным, что из-за одного случайно брошенного кем-то окурка сигареты возник пожар такой мощности в здании, которое должно было быть максимально пожарозащищено?” Следствие сегодня занято выяснением вопросов: насколько были соблюдены все нормативы и требования в ходе строительства небоскреба; почему здание, построенное по новейшим технологиям, оказалось столь пожароуязвимым? Если же все требования СНиПов при строительстве были соблюдены, то будет назначена еще одна дополнительная комиссионная криминалистическая экспертиза, которая должна будет доказать соответствие строительных материалов, используемых при непосредственном строительстве, тем, которые значились в документах. На это опять же потребуется время. Будет ли все так гладко с этими самыми СНиПами? К слову, именно прокуратура в феврале прошлого года, организовав проверку столичных новостроек на предмет пожарной безопасности, внесла небоскреб “Транспорт тауэр” в первую десятку “группы риска”. Здание, на которое в свое время было затрачено 40 миллионов долларов, ставшее предметом гордости не только столицы, но и всего Казахстана, изначально таило в себе потенциальную угрозу. Сегодня результаты той годичной давности прокурорской проверки могут сыграть злую шутку для всех, кто когда-то, не задумываясь о последствиях, подписывал многочисленную документацию по введению “зажигалки” в строй. Таким образом, круг подозреваемых от одного неизвестного, бросившего бычок ценою в миллиард с лишним тенге, значительно расширился. И здесь уже, хочется верить, неизвестность не будет играть основополагающую роль. Ведь конкретные документы подписывали вполне конкретные люди…
Светлана Тумакова, Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |