|
|
|
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА по Закону Республики Казахстан «Об использовании атомной энергии» от 14 апреля 1997 года № 93
Основными правовыми актами Республики Казахстан, определяющими нормативное содержание, порядок и принципы правоотношений в области использования атомной энергии, являются следующие: Кодексы Республики Казахстан: 1. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167-1; 2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 411-1; 3. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года № 155-П; Законы Республики Казахстан: 1. Закон Республики Казахстан «О лицензировании» от 17 апреля 1995 года № 2200; 2. Закон Республики Казахстан «Об экспортном контроле» от 18 июня 1996 года № 9-1 3. Закон Республики Казахстан «О радиационной безопасности населения» от 23 апреля 1998 года № 219-1; 4. Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации» от 23 июля 1999 года № 451-1; 5. Закон Республики Казахстан «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах» от 3 апреля 2002 года № 314-П; 6. Закон Республики Казахстан «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 4 декабря 2002 года № 361- П; 7. Закон Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев объектов, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам» от 7 июля 2004 года № 580-11; Указы Президента Республики Казахстан: 1. Указ Президента Республики Казахстан «О Национальном ядерном центре и Агентстве по атомной энергии Республики Казахстан» от 15 мая 1992 г. №779; 2. Указ Президента Республики Казахстан «О совершенствовании структуры центральных исполнительных органов Республики Казахстан» от 19 октября 1995 года № 2541; 3. Указ Президента Республики Казахстан «О создании Национальной атомной компании «Казатомпром» от 14 июля 1997 года № 3593; 4. Указ Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» от 15 августа 2003 года № 1165; Постановления Правительства Республики Казахстан: 1. Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 9 марта 1993 года № 183 «Об утверждении Положения об экспорте и импорте ядерных материалов, технологий, оборудования, установок, специальных неядерных материалов, оборудования, материалов и технологий двойного назначения, источников радиоактивного излучения и изотопной продукции»; 2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 августа 1996 года № 1002 «О дополнительных мерах по обеспечению деятельности Национального ядерного центра Республики Казахстан, а также ядерной радиационной безопасности на его объектах»; 3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 октября 1996 г. № 1283 «Об утверждении положения о порядке захоронения радиоактивных отходов в Республике Казахстан»; 4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 февраля 1998 года № 100 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием атомной энергии»; 5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2004 года № 1108 «Вопросы Комитета по атомной энергетике Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан»; 6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 июля 2005 года № 769 «Об утверждении Правил организации государственных систем учета и контроля ядерных материалов и источников ионизирующего излучения в Республике Казахстан»; Приказы: 1. Приказ Председателя Комитета Республики Казахстан по атомной энергетике от 17 января 2000 г. № 1 «Об утверждении Правил организации работ по ликвидации последствий аварий при перевозке ядерных материалов автомобильным транспортом»; 2. Приказ Председателя Комитета по атомной энергетике Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан от 3 сентября 2002 года № 65 «Об утверждении Правил безопасной перевозки радиоактивных материалов»; 3. Приказ и.о. Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 27 сентября 2004 года № 400 «Об утверждении Правил проведения радиационного контроля таможенными органами в пунктах пропуска через государственную (таможенную) границу Республики Казахстан».
Анализ Закона Республики Казахстан «Об использовании атомной энергии» (далее - Закон) позволил выявить следующее: В преамбуле Закона четко определены «правовая основа и принципы регулирования общественных отношений в области использования атомной энергии». В ней также указано, что Закон направлен «на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, обеспечение режима нераспространения ядерного оружия, ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии». Однако при этом не говорится ни» слова о защите имущества при использовании атомной энергии, хотя в п. 1 ст. 12 того же Закона утверждается, что «Любая деятельность, связанная с использованием атомной энергии, осуществляется при условии защищенности имущества физических и юридических лиц от вредного воздействия ионизирующего излучения». Поэтому предлагаем ввести в преамбулу положение о «защите имущества (собственности) физических и юридических лиц при использовании атомной энергии». Кроме того, необходимо изменение п. 1 ст. 3 Закона, в котором раскрываются основные принципы государственной политики в области использования атомной энергии. Мы считаем, что шестой принцип, который содержится в данной правовой норме, необходимо изложить в новой редакции следующим образом: «возмещение вреда и ущерба, причиненного радиационным воздействием, здоровью, жизни и собственности граждан и организаций, а также окружающей среде». Далее хотелось бы заметить, что поскольку в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона Правительство Республики Казахстан «определяет ... управление и развитие атомной энергетики и промышленности», было бы целесообразным включить в преамбулу и эту направленность Закона. В ст. 1 Закона даются определения основных понятий, используемых в тексте Закона, однако не раскрывается содержание термина «источники ионизирующего излучения», поскольку к ним отнесены «радиоактивные вещества, установки (не относящиеся к ядерным установкам), аппараты и объекты, испускающие или способные испускать ионизирующее излучение». Иначе говоря, под термином «источники ионизирующего излучения» понимаются вещества, установки, аппараты и объекты, испускающие или способные испускать ионизирующее излучение. Вместе с тем, самого понятия «ионизирующее излучение» в данном нормативном акте нет, поэтому в такой редакции остается открытым вопрос о том, что же представляют из себя «источники ионизирующего излучения»? Следует отметить, что понятие «ионизирующее излучение» содержится в Законе РК «О радиационной безопасности населения» от 23 апреля 1998 года № 219-1. В соответствии со ст. 1 этого законодательного акта «ионизирующее излучение - это излучение, состоящее из заряженных, незаряженных частиц и фонов, которые при взаимодействии со средой образуют ионы разных знаков». Конечно, следует признать, что предлагаемое в Законе о радиационной безопасности определение понятно только узким специалистам, но по крайней мере оно позволяет некоторым образом уяснить сущность данного явления. Здесь возможны два варианта решения проблемы. Во-первых, можно включить в ст. 1 Закона новое понятие — «ионизирующее излучение» (в той же редакции, в какой оно представлено в Законе о радиационной безопасности). Во-вторых, можно данное понятие раскрыть путем внесения дополнения в законодательное определение «источники ионизирующего излучения» и изложить его следующим образом - это «радиоактивные вещества, установки (не относящиеся к ядерным установкам), аппараты и объекты, испускающие или способные испускать излучение, состоящее из заряженных, незаряженных частиц и фонов, которые при взаимодействии со средой образуют ионы разных знаков (ионизирующее излучение)». Далее, в ст. 1 Закона отсутствуют определения таких понятий как «транспортировка ядерных материалов и источников ионизирующего излучения», «переработка ядерных материалов и источников ионизирующего излучения» и «ненадлежащее использование объектов атомной энергии». На наш взгляд, необходимо закрепить в Законе указанные термины в следующей редакции: «Транспортировка ядерных материалов и источников ионизирующего излучения — перемещение либо перевозка ядерных и иных опасных для жизни и здоровья граждан, их имущества и окружающей среды материалов с помощью специально оборудованного транспорта любого вида, с соблюдением мер безопасности и иных требований, установленных специальными правилами и нормами.
Переработка ядерных материалов и источников ионизирующего излучения — изменение первоначальных качеств и свойств ядерных и иных опасных для жизни и здоровья граждан, их имущества и окружающей среды материалов, посредством физического, химического и иного воздействия, при условии соблюдения мер безопасности и иных требований, установленных специальными правилами и нормами. Ненадлежащее использование объектов атомной энергии — неверное, противоречащее специальным правилам и нормам использование либо применение ядерных и других опасных для жизни и здоровья граждан, их имущества и окружающей среды материалов, способное, в конечном счете, привести к возникновению вреда или ущерба посредством радиационного либо иного вредного воздействия». Также в целях совершенствования законодательства в области использования атомной энергии необходимо включение в ст. 1 Закона терминов «лицензия» и «лицензирование» следующего содержания: «Лицензия - надлежаще оформленный, удостоверительный документ, подтверждающий право ведения работ в области использования атомной энергии при условии обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии и проводимых работ. Лицензирование — мероприятия, осуществляемые уполномоченным* государственным органом по выдаче лицензий субъектам в области использования атомной энергии в рамках и в соответствии с законом». Иные вопросы лицензирования деятельности, связанной с использованием атомной энергии, разрешаются в соответствии с Законом РК «О лицензировании» от 17 апреля 1995 г. № 2200, а также с Положением о лицензировании деятельности, связанной с использованием атомной энергии, утвержденным Постановлением Правительства РК от 12 февраля 1998 г. № 100. Считаем, что в данных нормативно-правовых актах процедура и порядок лицензирования деятельности, связанной с использованием атомной энергии, раскрыта в достаточной степени. В целях определения четкой направленности Закона следует включить в ст. 2 Закона новый абзац следующего содержания: «Законодательство Республики Казахстан в области использования атомной энергии призвано урегулировать отношения, возникающие при использовании данного вида энергии исключительно в мирных целях». В ходе изучения Закона возникает ощущение незавершенности и сумбурности изложения основных положений из-за нечеткого, размытого положения государства и государственных органов в области использования атомной энергии. В связи с этим, считаем целесообразным и оправданным введение новой ст. 2-1 «Место государства и государственных органов в области использования атомной энергии», для того чтобы сразу расставить столь необходимые акценты. В качестве содержания данной статьи предлагаем следующее: «В области использования атомной энергии государство в лице уполномоченных органов осуществляет государственное регулирование, контроль и надзор за деятельностью физических и юридических лиц, занимающихся непосредственным использованием данного вида энергии». Мы полагаем, что в ст. 4 Закона «Объекты и субъекты в области использования атомной энергии», после перечисления объектов использования атомной энергии нужно указать те объекты, на которые действие Закона не распространяется, поэтому считаем необходимым включение правовой нормы следующего содержания: «Действие настоящего Закона не распространяется на объекты, содержащие или использующие ядерные материалы, радиоактивные вещества и радиоактивные отходы, уровень изъятия которых равен или же ниже установленных специальными нормами и правилами значений в области использования атомной энергии». Далее, хотелось обратить внимание на то, что ядерные материалы, радиоактивные вещества и радиоактивные отходы представляют собой источники повышенной опасности для жизни и здоровья граждан. В силу этого мы считаем, что государству как контролирующему и надзирающему, посредством уполномоченных на то органов, субъекту в области использования атомной энергии необходимо уделять повышенное внимание к работникам, непосредственно контактирующим с ядерными материалами и другими опасными веществами. При этом нужно обязать эксплуатирующие организации следить за соответствующей квалификацией специалистов, работающих с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами. В связи с чем, и предлагаем добавить в ст. 14 Закона новый п. 4 следующего содержания: «4. Эксплуатирующая организация должна своими силами либо с помощью уполномоченного государством органа, после отдельного обращения к нему, обеспечить допуск к работе с ядерным материалом, радиоактивными веществами, радиоактивными отходами и иными источниками ионизирующего излучения только тех лиц (работников), кто удовлетворяет специальным квалификационным требованиям, установленным уполномоченным органом государства. Не должны допускаться к подобной работе лица с медицинскими противопоказаниями и заболеваниями, утвержденными в отдельном перечне». Стоит отметить, что повышение требований со стороны уполномоченного государством органа к обеспечению безопасности на предприятиях, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, посредством наличия высокоспециализированного персонала должно в скором времени повысить качество работы таких предприятий. Кроме того, государственное урегулирование данного вопроса повысит спрос на квалифицированных специалистов в области использования атомной энергии. С нашей точки зрения, норма ст. 16 Закона о том, что «проектные документы указанных объектов в обязательном порядке проходят государственную экологическую, санитарную и техническую экспертизу» является отсылочной и не реализована в достаточной степени. В частности, Закон Республики Казахстан от 18 марта 1997 г. № 85-1 «Об экологической экспертизе» в качестве объектов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе не называет «проектные документы на сооружение ядерной установки и пункта размещения». Поэтому считаем необходимым ввести новый пп. 11) в ст. 14 «Объекты, подлежащие обязательной государственной экологической экспертизе», и закрепить, что «Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат следующие объекты: 11) проектные документы на сооружение ядерной установки и пункта размещения». Наряду с этим следует отметить, что Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2002 г. № 361-II «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» также не содержит упоминания о том, что проектные документы на сооружение ядерной установки и пункта размещения подлежат обязательной санитарной экспертизе. В соответствии со ст. 22 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения «санитарно-эпидемиологическая экспертиза проводится по постановлениям или предписаниям должностных лиц санитарно-эпидемиологических служб (далее - СЭС) и по заявлениям физических и юридических лиц». В ст. 23 этого же Закона закреплено, что санитарно-эпидемиологическое заключение выдается должностными лицами СЭС на основании результатов проверки и санитарно-эпидемиологической экспертизы на размещение, реконструкцию и расширение объектов атомной промышленности. Совершенно очевидно, что необходимо ввести понятие «обязательной санитарной (или санитарно-эпидемиологической) экспертизы» и установить круг объектов, подлежащих ее проведению (в том числе и проектных документов на сооружение ядерной установки и пункта размещения). Наконец, что касается технической экспертизы. К сожалению, не удалось обнаружить ни одного законодательного акта, в котором бы содержалось хотя бы понятие «техническая экспертиза». Вместе с тем в подзаконных актах встречается понятие «научно-техническая экспертиза». Согласно п. 14 Постановления Правительства от 12 февраля 1998 г. № 100 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием атомной энергии» в случае недостаточной обоснованности предоставленных материалов Агентство по атомной энергетике Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан (далее — Агентство по атомной энергетике) вправе потребовать представления лицензиатом дополнительных обоснований безопасности заявляемой деятельности, а также проведения научно-технической экспертизы предоставленных материалов. П. 15 этого же постановления гласит, что научно-техническая экспертиза проводится экспертом или организацией, назначенными Агентством по атомной энергетике. Здесь возникает закономерный вопрос - научно-техническая экспертиза и техническая экспертиза - это один вид экспертизы или разные? Нужно учитывать что, говоря о научно-технической экспертизе, указанный подзаконный акт не устанавливает обязательность ее проведения, поскольку предусматривает «возможность» ее проведения только в случае недостаточной обоснованности предоставленных материалов. Да и сама формулировка «научно» предполагает, что это не основной, а дополнительный вид экспертизы. Поэтому можно сделать вывод о том, что, это разные виды экспертизы. Учитывая изложенное, на наш взгляд, следует дополнить Закон Республики Казахстан от 3 апреля 2002 г. № 314- II «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах» новым п. 3 ст. 4 следующего содержания: «Техническая экспертиза проектных документов на сооружение ядерной установки и пункта размещения проводится в обязательном порядке с целью установления их соответствия предъявляемым требованиям и нормативам. Порядок организации и проведения обязательной технической экспертизы определяется уполномоченным органом в области использования атомной энергии». Для реализации данного положения можно принять Приказ Председателя Агентства по атомной энергетике «Об обязательной технической экспертизе», в котором следовало бы предусмотреть основные правила проведения обязательной технической экспертизы проектных документов на сооружение ядерной установки и пункта размещения. По аналогии с Правилами проведения экспертизы Декларации безопасности промышленного объекта, утвержденными приказом Агентства РК по чрезвычайным ситуациям от 13 июня 2001 г. № 113 и Правилами представления и формы Декларации безопасности промышленного объекта, утвержденными постановлением Правительства РК от 19 мая 2000 г. № 764. Анализ Главы 3 «Обязательные условия деятельности, связанной с использованием атомной энергии» Закона позволяет утверждать, что помимо имеющихся правовых норм, содержащих положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием атомной энергии, о ядерной и радиационной безопасности, об обращении с радиоактивными отходами, физической защите ядерных материалов и т.д., необходимо ввести в Закон новую ст. 17-1 «Хранение и (или) переработка ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов» в следующей редакции: «1. При хранении и (или) переработке ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов должна быть предусмотрена возможность надежной защиты, в первую очередь, жизни и здоровья работников объектов использования атомной энергии и иных источников ионизирующего излучения с превышающим допустимые значения уровнем изъятия. Население и окружающая среда вблизи от подобного объекта также должны быть максимально защищены от радиационного воздействия и радиационного загрязнения. 2. Хранение радиоактивных отходов должно рассматриваться в качестве этапа их подготовки к захоронению или переработке. Сроки хранения подобных отходов предусматриваются специальными правилами, выработанными уполномоченным органом». В существенной доработке нуждается, по нашему мнению, Глава 6 «Ответственность за нарушение законодательства в области использования атомной энергии» Закона. Так, в ст. 24 Закона необходимо включить целых два новых пункта, а именно п.п. 4 и 5. В п. 4 ст. 24 Закона предлагается включить правовую норму о случаях освобождения от ответственности за нарушение законодательства в области использования атомной энергии, в частности, за причинение вреда физическим и юридическим лицам: «Лицо, причинившее вред физическому и (или) юридическому лицу в процессе использования объектов атомной энергии, освобождается от ответственности в полном объеме, если причинение вреда было вызвано в результате непреодолимой силы и (или) военных действий. Если же лицо, причинившее вред, докажет, что указанный вред нанесен полностью или частично вследствие умысла потерпевшего лица, то лицо, причинившее вред, освобождается полностью или частично от ответственности за возмещение вреда потерпевшему лицу. Освобождение от возмещения вреда производится в судебном порядке». П. 5 ст. 24 Закона предлагается изложить в следующей редакции: «Максимальный предел (размер) ответственности за вред, причиненный вследствие ненадлежащего использования атомной энергии и несоблюдения действующего законодательства в данной области, в отношении каждого отдельного (конкретного) случая не может быть больше пределов (размеров), установленных международными договорами (соглашениями) Республики Казахстан». Помимо всего вышеперечисленного, считаем необходимым включение в Главу 6 «Ответственность за нарушение законодательства в области использования атомной энергии» Закона ст. 25 «Исковая давность по возмещению вреда, причиненного вследствие ненадлежащего использования объектов атомной энергии». В качестве содержания данной правовой нормы предлагается следующее: «На требования о возмещении вреда, причиненного вследствие ненадлежащего использования объектов атомной энергии жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется. На требования о возмещении вреда, причиненного вследствие ненадлежащего использования объектов атомной энергии имуществу физических и юридических лиц или окружающей среде, срок исковой давности устанавливается в три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права». Мы считаем разумным изменение порядка нумерации глав и статей. В частности, Главу 5 «Права и обязанности, граждан, общественных объединений и организаций» Закона нужно закрепить сразу же после Главы 2 «Государственные органы Республики Казахстан в области использования атомной энергии», при этом естественно изменится нумерация статей. Данная мера связана с тем, что поскольку «собственниками объектов использования атомной энергии могут быть только юридические лица с любой формой собственности» (ст. 6 Закона), то подобный шаг лишь подчеркнет не только большую приближенность Закона к обществу (народу), но и укажет на необходимость подобного урегулирования вытекающих из буквы Закона правоотношения, путем активного участия граждан и общественных организаций в области использования атомной энергии. Таким образом, хотелось бы еще раз отметить, что общественные отношения в такой изначально потенциально-опасной сфере человеческой деятельности, как использование атомной энергии, требуют всесторонней правовой регламентации, которой обязан способствовать Закон. Мы полагаем, что регулирование правоотношений, связанных с ядерными материалами, радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, должно осуществляться под строгим государственным надзором, что в свою очередь, и позволит достигнуть эффективности государственного регулирования в области атомной энергии. Нормы права, создающие правовые основы деятельности в области использования атомной энергии, на наш взгляд, должны обеспечивать: • в области атомной энергетики и промышленности - участие уполномоченных государственных органов, организаций и отдельных граждан в решении вопросов использования атомной энергии; равноправное участие Республики Казахстан в международном сотрудничестве в области использования атомной энергии; • в области экономики - расширение и повышение экономической эффективности использования атомной энергии в условиях рыночной экономики; • в области обеспечения безопасности человека и окружающей среды - создание правовых основ для сведения риска радиационного воздействия до максимально низкого уровня; • в области охраны прав человека (в том числе имущественных), защиты правопорядка и обеспечения социальной защиты - обеспечение социальных гарантий для населения и работников объектов использования атомной энергии; возмещение ущерба, причиненного жизни, здоровью и всем видам собственности в результате радиационного воздействия; установление ответственности за правонарушения в области использования атомной энергии; создание приоритетных социальных условий для регионов размещения атомных объектов. В статье 20 рассматриваемого Закона, регламентирующей порядок осуществления экспорта и импорта товаров и услуг в области использования атомной энергии полагаем необходимым конкретизировать отсылочную норму, т.е. установить, что порядок осуществления экспорта и импорта ядерных материалов, технологий, оборудования и ядерных установок, специальных неядерных материалов, источников ионизирующего излучения, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов устанавливается Правительством Республики Казахстан.
Далее, полагаем целесообразным переработать постановление Правительства Республики Казахстан от 12 февраля 1998 года № 100 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием атомной энергии» (далее - Постановление). Так, согласно данному Постановлению уполномоченным органом по лицензированию деятельности, связанной с использованием атомной энергии является Агентство по атомной энергии Министерства науки - Академии наук Республики Казахстан. Вместе с тем, согласно постановлению Правительства Республики Казахстан «Вопросы Комитета по атомной энергетике Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан», а также постановлению Правительства Республики Казахстан «О реализации Закона Республики Казахстан «О лицензировании» лицензирование видов деятельности, связанных с использованием атомной энергии осуществляет Комитет по атомной энергетике Министерства энергетики и минеральных ресурсов. Пунктом 5 данного Постановления предусматривается, что в зависимости от вида заявляемой деятельности выдаются постоянные или временные лицензии. Вместе с тем, следует отметить, что статьей 4 Закона Республики Казахстан «О лицензировании», устанавливающей виды лицензий не предусмотрены такие виды лицензий, как постоянные или временные лицензии. Полагаем возможным внести изменение в наименование Постановления, в частности слово «Положения» заменить словом «Правил», поскольку согласно подпункту 2) пункта 3 статьи 3 Закона РК «О нормативных правовых актах» положение это нормативный правовой акт, определяющий статус и полномочия какого-либо государственного органа или его структурного подразделения. Тогда как, данным Постановлением определяется порядок организации и осуществления лицензирования деятельности, связанной с использованием атомной энергии. Законом РК от 8 октября 1999 года № 471-I «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О лицензировании» форма акта была заменена на Закон Республики Казахстан. В связи с чем необходимо по всему тексту Постановления слова «Указом», «Указа», «Указ» заменить соответственно словами «Законом», «Закона», «Закон».
Отсылочные нормык Закону Республики Казахстан от 14 апреля 1997 года № 93 «Об использовании атомной энергии»
1) ст. 1. радиационная безопасность - состояние радиационной обстановки, обеспеченное комплексом мероприятий, ограничивающих радиационное воздействие на персонал, население и окружающую среду в соответствии с установленными нормами (Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 31 января 2003 года № 97 «Об утверждении санитарных правил и норм «Санитарно-гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности»); 2) ст.1 радиоактивные отходы - материалы и вещества в любом агрегатном состоянии, содержащие радиоактивные вещества в количествах и концентрациях, превышающих регламентированные нормативными правовыми актами значения, образованные в результате хозяйственной деятельности и не подлежащие дальнейшему использованию (Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 31 января 2003 года № 97 «Об утверждении санитарных правил и норм «Санитарно-гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности»); 3) ст. 1 уровень изъятия - комплекс величин, выраженных в единицах активности, при которой или ниже которой источники ионизирующих излучений могут быть исключены из-под контроля в соответствии с действующими нормами (Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 31 января 2003 года № 97 «Об утверждении санитарных правил и норм «Санитарно-гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности»); 4) ст. 11 Деятельность, связанная с использованием атомной энергии, подлежит обязательному лицензированию в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.(Закон Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2200 «О лицензировании»; Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 февраля 1998 года № 100 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с использованием атомной энергии»); 5) п. 2 ст. 12 Ядерная и радиационная безопасность обеспечивается эксплуатирующей организацией в соответствии с установленными нормами и правилами (Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 31 января 2003 года № 97 «Об утверждении санитарных правил и норм "Санитарно-гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности»); 6) п. 2 ст. 13 Размещение радиоактивных отходов должно предусматриваться проектной и технической документацией - в качестве обязательного этапа любого вида деятельности, ведущего к образованию радиоактивных отходов. Порядок организации сбора и захоронения радиоактивных отходов, а также органы и организации, осуществляющие эту деятельность, определяются Правительством в соответствии с законодательством Республики Казахстан (Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 октября 1996 года № 1283 «Об утверждении Положения о порядке захоронения радиоактивных отходов в Республике Казахстан»); 7) п. 4. ст. 15 Порядок организации государственных систем учета и контроля ядерных материалов и источников ионизирующего излучения устанавливается Правительством Республики Казахстан (Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 июля 2005 года № 769 «Об утверждении Правил организации государственных систем учета и контроля ядерных материалов и источников ионизирующего излучения в Республике Казахстан»); 8) ст. 16. Выбор площадки и сооружение ядерных установок и пунктов размещения должны осуществляться на основании норм и правил в области использования атомной энергии и в области охраны окружающей среды (отсутствует нормативный правовой акт); 9) ст. 17. Транспортировка ядерных материалов и источников ионизирующего излучения осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан и международными соглашениями, ратифицированными Республикой Казахстан (отсутствует нормативный правовой акт); 10) п. 4 ст.18 Персонал эксплуатирующей организации проходит аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан (отсутствует нормативный правовой акт); 11) ст. 19. Экспорт и импорт товаров и услуг в области использования атомной энергии, включающие передачу, продажу или покупку в коммерческих целях или передачу некоммерческого характера, контролируются уполномоченным органом и осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан (Закон Республики Казахстан от 28 декабря 1998 года № 337 «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров»; Закон Республики Казахстан от 18 июня 1996 года № 9 «Об экспортном контроле»); 12) ст. 20. Порядок осуществления экспорта и импорта ядерных материалов, технологий, оборудования и ядерных установок, специальных неядерных материалов, источников ионизирующего излучения, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов устанавливается законодательством Республики Казахстан (Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 9 марта 1993 года № 183 «Об утверждении Положения об экспорте и импорте ядерных материалов, технологий, оборудования, установок, специальных неядерных материалов, оборудования, материалов и технологий двойного назначения, источников радиоактивного излучения и изотопной продукции»); 13) ст.21 Граждане Республики Казахстан, общественные объединения и организации имеют право: проводить общественную экологическую экспертизу проектных документов и контроль за радиационной обстановкой окружающей среды в соответствии с законодательством Республики Казахстан (Закон Республики Казахстан от 18 марта 1997 года № 85 «Об экологической экспертизе»); 14) ст.21 Граждане Республики Казахстан, общественные объединения и организации имеют право: посещать в ознакомительных целях в установленном порядке ядерные установки, пункты хранения и захоронения (отсутствует нормативный правовой акт); 15) ст. 21 Граждане Республики Казахстан, общественные объединения и организации имеют право: на компенсации за негативное воздействие ионизирующего излучения на здоровье человека при превышении нормативных пределов доз облучения и за дополнительные факторы риска за счет эксплуатирующей организации в порядке, установленном законодательством (отсутствует нормативный правовой акт); 16) п. 1 ст. 23. Граждане, должностные лица, виновные в нарушении установленных нормативов, стандартов и правил в области использования атомной энергии, создании условий и предпосылок к возникновению аварий, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан (Кодекс Республики Казахстан от 30 января 2001 года № 155 «Об административных правонарушениях»; Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167); 17) п. 2 ст. 23 За необоснованный отказ от предоставления информации, за умышленное искажение или за утаивание информации, а также за распространение недостоверной информации по вопросам использования атомной энергии руководители организаций, в том числе общественных организаций (объединений) и средств массовой информации, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан (Кодекс Республики Казахстан от 30 января 2001 года № 155 «Об административных правонарушениях»; Уголовный Кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 167); 18) п. 4 ст. 23 Решение уполномоченного органа может быть обжаловано в установленном законодательством Республики Казахстан порядке. Подача жалобы не останавливает действия решения, принятого уполномоченным органом (Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 июля 1999 года № 411); 19) п. 1 ст. 24 Вред, причиненный здоровью граждан, а также их смертью вследствие ненадлежащего использования объектов атомной энергии, подлежит возмещению за счет причинителя вреда в полном объеме, с учетом степени потери трудоспособности потерпевшего, затрат на его лечение, восстановление здоровья, уход за больным, назначенных пособий в соответствии с законодательством Республики Казахстан (Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года);
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |