|
|
|
07.05.2007 БИН и ИИН вместо РНН и СИК
С 13 февраля 2007 года в Казахстане введен в действие и начал действовать (за исключением некоторых статей, о которых будет упомянуто ниже) Закон от 12 января 2007 года № 223-111 «О национальных реестрах идентификационных номеров». Данный Закон определяет цели, задачи, принципы и правовые основы создания и ведения национальных реестров идентификационных номеров на основе формирования для физических и юридических лиц с их филиалами и представительствами идентификационных номеров. По истечении шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона все физические и юридические лица (филиалы и представительства), а также индивидуальные предприниматели обязаны обратиться в регистрирующие органы для формирования идентификационного номера (далее - ИН) и переоформления ранее выданных документов на новые в порядке, установленном специальным постановлением Правительства РК. По истечении после этого срока и еще трех лет все документы без ИН (за исключением свидетельств о рождении) будут признаваться недействительными. ИН будет двух видов: 1) бизнес - идентификационный номер (далее - БИН) - для юридического лица (филиала и представительства) и индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде совместного предпринимательства. Регистрационный учет всех БИН будет осуществляться в специальной информационной системе - национальном реестре бизнес-идентификационных номеров; 2) индивидуальный идентификационный номер (далее - ИИН) - для физического лица и индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде личного предпринимательства. В ИИН, занесенном в интегральную микросхему, размещенную на документах, удостоверяющих личность, будут содержаться все сведения, которые ранее содержались в регистрационном номере налогоплательщика (РНН) и в социальном индивидуальном коде (СИК). За основу структуры ИИН взят двенадцатизначный идентификационный код гражданина, который с августа 1997 года впечатывается в удостоверения личности казахстанцев. Первые семь цифр этого кода содержат дату, месяц и год рождения, а также пол, век рождения физического лица, остальные пять цифр - порядковый номер регистрации в системе и контрольный разряд ИИН. Регистрационный учет всех ИИН будет осуществляться министерством юстиции в национальном реестре индивидуальных идентификационных номеров. После истечения шестимесячного срока со дня введения в действие настоящего Закона: А) с ИИН должны быть следующие документы: - свидетельство о рождении (вновь выдаваемые); - паспорт и удостоверение личности гражданина Казахстана; - вид на жительство иностранца в РК; - удостоверение лица без гражданства; - свидетельство налогоплательщика для иностранцев и лиц без гражданства в случае отсутствия документов РК, удостоверяющих личность. Б) с БИН должны быть следующие Документы: - свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в виде совместного индивидуального предпринимательства; - свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, учетной регистрации (перерегистрации) филиала, представительства - для юридических лиц-резидентов, их филиалов и представительств; - свидетельство об учетной регистрации (перерегистрации) филиала, представительства - для юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность в РК через филиалы и представительства (сообразованием постоянного учреждения); - свидетельство налогоплательщика РК - для следующих юридических лиц-нерезидентов: 1) получающих доходы от прироста стоимости при реализации определенных ценных бумаг в соответствии с налоговым законодательством; 2) владеющих в РК объектами налогообложения; 3) открывающих текущие счета и карт-счета в банках-резидентах инее подлежащих государственной регистрации. ИН обоих видов, подтвержденные соответствующими документами будут применяться при: 1) регистрации актов гражданского состояния; 2) выдаче документов, удостоверяющих личность; 3) государственной регистрации объектов недвижимого, движимого имущества, а также иных объектов, приравненных к недвижимым вещам; 4) осуществлении платежей и переводов денег, в том числе при перечислении обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также исполнении налоговых обязательств (это подпункт вводится в действие по истечении трех лет и шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона); 5) открытии и ведения банковских счетов в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций ((это подпункт вводится в действие по истечении трех лет и шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона); 6) выдаче документов разрешительного и регистрационного характера; 7) выдаче военного билета и удостоверения личности офицера; 8) статистическом учете; 9) осуществлении внешнеэкономической деятельности; 10) регистрации избирателей на выборах и участии в республиканских референдумах; 11) ведении информационных систем центральных государственных органов и иных государственных учреждений; 12) государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или учетной регистрации (перерегистрации) филиалов и представительств. Законом установлено, что регистрация либо прием обращений физических и юридических лиц (филиалов и представительств) для формирования ИН должны производиться: 1) по месту жительства - для граждан Казахстана; 2) по месту пребывания - для иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих или временно пребывающих в РК; 3) по месту жительства уполномоченного лица совместного индивидуального предпринимательства; 4) по местонахождению - для юридических лиц (филиалов и представительств), в том числе для юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность в РК через постоянное учреждение; 5) по месту регистрации резидента - эмитента или юридического лица - резидента, имущество которого составляет более пятидесяти процентов стоимости реализованных акций, долей участия или активов юридического лица-нерезидента, получающего доход от прироста стоимости при реализации определенных ценных бумаг в соответствии с налоговым законодательством; 6) по местонахождению и (или) регистрации объектов налогообложения - для нерезидентов, владеющих в РК объектами налогообложения; 7) по местонахождению банка-резидента - для нерезидентов, открывающих текущие счета в банках-резидентах и которым не производится формирование ИН по вышеперечисленным в пунктах 2-6 основаниям. Статья 11 Закона предусматривает, что содержащаяся в национальных реестрах идентификационных номеров министерства юстиции РК информация, касающаяся физического или юридического лица, не может быть предоставлена другому лицу (за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами) без нотариально удостоверенного их согласия в порядке, определенном законодательством РК, а также неправомерно изменена лицами, имеющими доступ к указанной информации в связи с их служебной деятельностью. В частности, в целях защиты этого права Кодекс РК об административных правонарушениях одновременно с комментируемым Законом дополнен статьей 357-5 следующего содержания: «1.Разглашение сведений, содержащихся в национальных реестрах идентификационных номеров, не подлежащих разглашению, а равно иное нарушение законодательства Республики Казахстан о национальных реестрах идентификационных номеров - влекут штраф на должностных лиц в размере от десяти до двадцати месячных расчетных показателей. 2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати месячных расчетных показателей». Существенно, что при переоформлении выдача вышеперечисленных документов с ИН при условии сдачи в регистрирующие органы (городские и районные подразделения документирования и регистрации органов министерства юстиции) ранее выданных документов должна производиться за счет бюджетных средств. Госпошлину должны будут оплатить лишь те лица, которые свои удостоверения личности и паспорта получают впервые. В соответствии с Законом обязательной замене не подлежат лишь свидетельства о рождении детей до достижения ими 16 лет - ИИН будет им присваиваться постепенно, вместе с оформлением документов, удостоверяющих личность. Одновременно с изданием комментируемого Закона был издан Закон № 224-111 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам национальных реестров идентификационных номеров», которым внесены изменения и дополнения в 20 законодательных актов. Большинство этих изменений и дополнений носит редакционный характер (исключаются РНН и СИК, вводится ИИН и БИН). Среди наиболее существенных изменений и дополнений можно отметить, помимо уже отмеченных, следующие: 1. Статья 16 ГК РК дополнена пунктом 3, предусматривающим, что гражданин имеет юридическим адрес, которым признается место его регистрации. 2. Пункт 5 статьи 520 Налогового кодекса изложен в следующей редакции: «Свидетельство налогоплательщика - документ, выдаваемый иностранцам или лицам без гражданства в случае отсутствия документов Республики Казахстан, удостоверяющих их личность, и юридическим лицам - нерезидентам, указанным в подпунктах 5-1), 6), 7) пункта 1 статьи 521 настоящего Кодекса, при их регистрации в Государственном реестре налогоплательщиков Республики Казахстан и являющийся бланком строгой отчетности, в котором проставляется идентификационный номер». 3. Часть пятая статьи 13 Закона РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» изложена в следующей редакции: «Документом, подтверждающим присвоение унифицированных идентификационных и других системно-учетных кодов и постановку на учет в Государственном статистическом регистре, является свидетельство о государственной регистрации». 4. В новой редакции изложены следующие пункты статьи 27 Закона РК «О частном предпринимательстве»: «6. При изменении данных, указанных в заявлении на выдачу свидетельства о государственной регистрации, а также в договоре о совместной деятельности (договоре простого товарищества), индивидуальный предприниматель (уполномоченное лицо совместного индивидуального предпринимательства) обязан об изменениях сообщить в регистрирующий орган по форме, установленной этим органом. При изменениях данных, указанных в свидетельстве о государственной регистрации, индивидуальный предприниматель (уполномоченное лицо совместного индивидуального предпринимательства) обязан осуществить перерегистрацию и получить новое свидетельство. 5. В случае утраты свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (совместного индивидуального предпринимательства) по его заявлению выдается дубликат документа, удостоверяющего государственную регистрацию…». В целях реализации комментируемого Закона распоряжением премьер-министра РК от 14 марта 2007 года № 56-р утвержден следующий Перечень постановлений Правительства РК, которые должны быть приняты в ближайшее время: 1. Об утверждении Правил создания, ведения и использования национальных реестров идентификационных номеров. 2. Об утверждении требований к интегральной микросхеме, используемой при изготовлении документов, удостоверяющих личность. 3. Об утверждении Правил формирования идентификационного номера, обращения физических и юридических лиц (филиалов и представительств), а также индивидуальных предпринимателей для формирования идентификационного номера и переоформления ранее выданных документов.
А.Лобков, юрист, эксперт по бизнесу
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |