|
|
|
21.08.2007 Предпринимателю о противодействии коррупции (Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью)
Гражданско-правовые формы защиты прав и законных интересов предпринимателей
Предпринимательство является объектом гражданско-правового регулирования. Нормы гражданского права регулируют не только правоотношения, возникающие в сфере предпринимательства, в нем также содержится ряд норм, направленных на защиту прав и законных интересов предпринимателей от коррупции. Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть принята 27 декабря 1994 г., вступила в действие 1 марта 1995 г., Особенная часть принята 1 июля 1999 г.) является кодифицированным системообразующим законом, служащим правовой основой регулирования всей массы имущественных и личных неимущественных отношений, развивающихся в условиях рыночной экономики. В сфере отношений, регулируемых гражданским законодательством, предприниматели вправе совершать любые действия, кроме тех, которые запрещены законом. Защита прав и законных интересов предпринимателей - это предусмотренная законом система мер, направленная на то, чтобы обеспечить неприкосновенность права, его осуществление, восстановление в случае нарушения и ликвидацию последствий нарушения. Статья 9 ГК РК определяет органы, осуществляющие защиту права, средства (способы) и порядок защиты - суд, арбитражный или третейский суды. Предпринимателю необходимо ознакомиться со ст. 2 Гражданского кодекса, в которой закреплен один из основных принципов гражданского права - недопустимость вмешательства кого-либо в частные дела. Одно из значений данного принципа - запрет органам власти и управления влиять на то, как предприниматели распоряжаются своим имуществом, делят свою прибыль, используют доходы. В соответствии с данным принципом также не требуется получения чьих-либо разрешений, согласия, предоставления информации, если подобного рода требования непосредственно не установлены законом. Во-первых, необходимо уяснить содержание понятия предпринимательства. Статья 10 Гражданского кодекса РК дает следующее определение: «Предпринимательство - это инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя». Из определения предпринимательской деятельности вытекает, что хозяйственная деятельность характеризуется следующими необходимыми признаками: а) направлена на получение дохода (прибыли) путем производства и свободной продажи на рынке продукции, услуг, работ; б) является инициативной, то есть может осуществляться только по собственному желанию предпринимателя в соответствии с его интересами и по его усмотрению. Осуществление действий по приказу или прямому указанию каких-либо руководящих органов или лиц нельзя считать предпринимательством; в) осуществляется на базе полной имущественной самостоятельности предпринимателя. Как правило, предприниматель является собственником имущественной базы, и он же несет полный риск возможных в ходе предпринимательства имущественных потерь и расходов; г) предприниматель выступает в гражданском обороте от своего имени. Во-вторых, предпринимателю следует изучить п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса РК, где рассматриваются способы защиты и поддержки предпринимателей: 1) возможность осуществления предпринимательской деятельности без получения чьих-либо разрешений, кроме лицензируемых видов деятельности. Статья 10 Конституции закрепляет право каждого гражданина Республики Казахстан заниматься предпринимательской деятельностью без каких-либо ограничений и разрешений, кроме тех видов деятельности, где требуется наличие специального разрешения (лицензии). Основной задачей лицензирования предпринимательской деятельности является ограничение таких ее видов, которые могут либо сами по себе, либо при ее осуществлении в ненадлежащих условиях нарушить государственные интересы или интересы граждан. Законодательной основой предпринимательского лицензирования служит Закон РК «О лицензировании» от 17 апреля 1995 года. В случае нарушения условий выдачи лицензии она может быть признана недействительной. Все основания досрочного прекращения, отзыва, приостановления действия лицензии либо ее признания недействительной определены законодательными актами исчерпывающим образом и должны строго им соответствовать во избежание проявлений коррупции; 2) максимально простой явочный порядок регистрации всех видов предпринимательства во всех сферах экономики в одном регистрирующем органе. Законом Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» установлен общий порядок регистрации юридических лиц, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью. При регистрации проверяется законность занятия предпринимательской деятельностью. Запрещается отказ в регистрации со ссылкой на нецелесообразность ее в данных условиях (нет спроса на товары и услуги, большая конкуренция и т.п.). Для регистрации предприниматель-заявитель должен обратиться только в один регистрирующий орган. Если требуемые законом о государственной регистрации юридических лиц документы составлены в надлежащей форме, регистрирующий орган не имеет права отказать в регистрации либо требовать от заявителя предоставления каких-либо дополнительных виз, согласований, разрешений и т.п. Статья 6 данного закона рассматривает порядок государственной регистрации юридических лиц. Для регистрации юридического лица в регистрирующий орган подается заявление по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан, и прилагаются учредительные документы, составленные на государственном и русском языках, в трех экземплярах. Заявление подписывается учредителем или уполномоченным учредителем лицом с приложением учредительных документов, удостоверенных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Одновременно в регистрирующий орган представляется документ, удостоверяющий местонахождение юридического лица, а также квитанция или документ, подтверждающий уплату в бюджет сбора за государственную регистрацию юридических лиц. Субъекты малого предпринимательства не представляют документ, удостоверяющий их местонахождение. Требование каких-либо документов и сведений, кроме предусмотренных законом и иными законодательными актами, запрещается. Значение регистрации состоит в том, что она создает условия гласности, так как через регистрирующие органы всякое заинтересованное лицо вправе ознакомиться со всеми материалами, характеризующими юридическое лицо, кроме, разумеется, тех, которые являются конфиденциальными или составляют государственную или коммерческую тайну. Законодательное обеспечение сохранения коммерческой тайны служит важной мерой защиты интересов предпринимателей (ст. 42 ГК РК). Коммерческая (предпринимательская) тайна охраняется законом. Порядок определения сведений, составляющих коммерческую тайну, средства ее защиты, а также перечень сведений, которые не должны входить в состав коммерческой тайны, устанавливаются законодательством. Лица, которые имеют доступ к коммерческой тайне в силу выполняемых ими государственных контрольных функций, следственных или судебных действий, служебного положения и т.п., обязаны не разглашать ее другим лицам. 3) ограничение законодательными актами проверок предпринимательской деятельности, осуществляемых государственными органами. В Республике Казахстан принято большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность и деятельность органов, которые осуществляют контрольно-надзорные функции. К ним относятся законы РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 года, «О государственной правовой статистике и специальных учетах» от 22 декабря 2003 года, Инструкция по учету всех проверок в деятельности хозяйствующих субъектов, утвержденная приказом Генерального прокурора от 1 марта 2004 года. Предприниматель может обратиться к ним в случае возникновения вопросов, связанных с проверками его деятельности. На основании одного акта о назначении проверки может проводиться только одна проверка. Проверка может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в акте о назначении проверки; 4) принудительное прекращение предпринимательской деятельности только по решению суда, вынесенному по основанию, предусмотренному законодательным актом. Предпринимательская деятельность может быть прекращена по любому основанию. Статья 49 ГК РК рассматривает случаи ликвидации юридического лица по решению суда: 1) в случае банкротства; 2) в случае признания недействительной регистрации юридического лица в связи с допущением при его создании нарушений законодательства, которые носят неустранимый характер; 3) систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица; 4) осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократным, либо грубым нарушением законодательства, в том числе непредставлением декларации; 5) в других случаях, предусмотренных законодательством; 5) установление законодательными актами перечня работ, видов товаров и услуг, которые запрещены для частного предпринимательства, запрещены или ограничены для экспорта или импорта. Подпункт 4 п. 2 ст. 49 ГК РК предусматривает ликвидацию в судебном порядке юридического лица при осуществлении деятельности, запрещенной законодательными актами. Такими актами может быть предусмотрен перечень работ, виды товаров и услуг, которые запрещены для частного предпринимательства или ограничены, запрещены или ограничены для экспорта и импорта. Ограничения для государственных юридических лиц предусмотрены их учредительными документами и нормативными актами об их правовом статусе, а также международными соглашениями Казахстана; 6) привлечение государственных органов, должностных лиц, а также иных лиц и организаций к установленной законодательством имущественной ответственности перед предпринимателями за неправомерное воспрепятствование их деятельности. Статья 922 ГК РК предусматривает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Вред, причиненный в результате издания государственными органами актов, не соответствующих законодательным актам, подлежит возмещению на основании решения суда, независимо от вины органов и должностных лиц, издавших акт. Вред возмещается за счет государственной казны. Вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов в области административного управления, возмещается на общих основаниях за счет денег, находящихся в распоряжении этих органов; 7) запрещение исполнительным, контрольным и надзирающим органам вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями этих органов. Вступление в договорные отношения с субъектами предпринимательства противоречит основным принципам борьбы с коррупцией, предусмотренным Законом Республики Казахстан от 2 июля 1998 года «О борьбе с коррупцией», п. 9 ст. 5 которого гласит о недопустимости делегирования полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также контроль за нею.
Что такое коррупция, принципы борьбы с коррупцией Этимологический подход к содержанию понятия «коррупции» позволяет определить последнюю как «подкуп», «взятку», исходя из латинского слова «corruptio». В римском праве имеется также понятие «corrumpire», которое трактовалось самым общим образом, как «разламывать, портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать» и обозначало соответствующее противоправное действие. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей. Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» дает следующее определение коррупции - это «…не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с исполь-зованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ». К основным принципам борьбы с коррупцией относятся следующие: 1. Равенство всех перед законом и судом. Соблюдение и реализация этого принципа очень важны в борьбе с коррупцией. К сожалению, нередки случаи так называемого селективного применения законодательства, когда закон для одних работает, для других нет. Отдельные судьи, государственные служащие, работники правоохранительных органов также подвержены коррупции. Гарантией соблюдения этого принципа является антикоррупционная активность самих граждан - освещение коррупционных процессов в СМИ, в т.ч. присутствие на судебных процессах представителей СМИ, общественности; подача обращений в прокуратуру, в Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью и в другие правоохранительные органы. 2. Обеспечение четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней. В настоящее время в соответствии с Государственной программой по борьбе с коррупцией на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 23 декабря 2005 года, до 2008 года осуществляются меры по обеспечению информационной прозрачности принятия решений государственными органами, оптимизации разрешительных и административных полномочий органов государственного управления, а также реформирования системы государственных закупок на основе перехода к системе электронных форм государственных закупок. Особое место в программе уделяется процессам вовлечения в антикоррупционную деятельность организаций гражданского общества, формированию правового сознания и правовой культуры в области соблюдения антикоррупционного законодательства. Предусмотрено введение эффективного механизма антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, создание системы общественного контроля за расходованием бюджетных средств, передача отдельных разрешительных функций институтам гражданского общества, внедрение мер по максимальному сокращению наличного оборота денежных средств и противодействию легализации денежных средств, полученных противозаконным путем. Министерством юстиции РК разработан и внесен в парламент законопроект «О лоббировании», закрепляющий правовое регулирование процессов лоббирования законопроектов и предотвращение конфликта интересов должностных лиц при исполнении ими функциональных обязанностей. 3. Совершенствование структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц. Государственной программой предусмотрено осуществление четкой правовой регламентации форм и механизмов взаимодействия государственных органов и субъектов предпринимательства, а также процедур, содействующих прозрачности принятия судебных решений и своевременности их исполнения. Согласно закону, перечисленные принципы должны признавать и обеспечивать: - допустимость ограничения прав и свобод должностных и других лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, а также лиц, приравненных к ним, в соответствии с п. 1 ст. 39 Конституции Республики Казахстан; - восстановление нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидацию и предупреждение вредных последствий коррупционных правонарушений; - личную безопасность граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями; - недопустимость делегирования полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за нею. Коррупция в немалой степени ограничивает свободное действие экономических законов и снижает престиж страны в глазах мирового сообщества, является одним из главных препятствий на пути выгодных для нее зарубежных инвестиций. Честный и социально ориентированный бизнес вытесняется с рынка, поскольку коррупция превращает такой бизнес в нерентабельный. Особенно опасна коррупция в органах государственной власти. В этом случае она представляет собой симбиоз монополии власти, дискреционных полномочий государственных служащих в принятии решений и отсутствия жесткой правовой подотчетности и подконтрольности чиновников. Как показывает практика, коррупция разрушает всю систему государственного управления, способствует падению авторитета государственной власти и престижа государственной службы. Коррупция препятствует развитию экономики и способствует росту организованной преступности, особенно в сфере экономики. 3.1. Какие государственные органы уполномочены осуществлять антикоррупционную деятельность? Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, налоговой, таможенной и пограничной службы, финансовой и военной полиции. Должностные лица вышеназванных органов обязаны в установленный законодательством срок сообщать письменно лицу или органу, направившему дело, материал, протокол, представление о коррупционном преступлении, административном правонарушении, о результатах их рассмотрения. Необходимо знать, что согласно закону эти органы обязаны принимать меры, вытекающие из их полномочий, и незамедлительно направлять сведения обо всех случаях выявления коррупционных преступлений, совершаемых лицами, занимающими ответственную государственную должность, в органы правовой статистики и информации. В соответствии со ст. 192 УПК, по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п.п. г) ч. 3 ст. 176, ч. 3 ст. 193, ч. 3 ст. 209, ч. 1 ст. 307, ч. 1 ст. 308, ч. 1, 2 ст. 310, 311, ст. 312-315 Уголовного кодекса Республики Казахстан, предварительное следствие производится следователями органов финансовой полиции. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2, 3, 4 ст. 307, ч. 2, 3, 4 ст. 308, ч. 3, 4 ст. 311 Уголовного кодекса Республики Казахстан, предварительное следствие производится органом национальной безопасности или финансовой полиции, возбудившим уголовное дело. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 380 Уголовного кодекса Республики Казахстан, предварительное следствие производится органами внутренних дел, национальной безопасности или финансовой полиции, возбудившими уголовное дело. Оперативно-розыскная и иная деятельность в целях выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения преступлений, связанных с коррупцией, а также применения в установленном законом порядке специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации противоправно нажитых денежных средств и иного имущества должны осуществляться в строгом соответствии с Законом Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 года. 3.2. Гарантии неприкосновенности лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией Активные действия граждан, которые не хотят мириться с коррупцией, дают свои результаты. В качестве примера можно привести реальную ситуацию, когда предприниматель обратился к начальнику отдела криминальной полиции с просьбой об оказании содействия в установлении лиц, причастных к нападению на него. За покровительство и защиту от криминальных группировок (а также сотрудников полиции, что уже само по себе интересно) тот потребовал от предпринимателя ежемесячно сто тысяч тенге, заявив, что в случае отказа не гарантирует его безопасность. Предприниматель согласился с его предложением. В последующем вымогатель получил от потерпевшего часть требуемой суммы через подставное лицо, которое выдал за городского криминального авторитета. Предприниматель обратился к заместителю начальника главного управления с просьбой оградить его от незаконных действий начальника отдела криминальной полиции, который охотно согласился, правда, предварительно забрав в магазине предпринимателя четыре диска стоимостью 58 тысяч тенге для автомашины «Мерседес». Более того, попросил оказать спонсорскую помощь волейбольной команде на сумму 200 тысяч тенге. Видя, что работники органов внутренних дел вместе с криминальными лицами вымогают у него деньги, предприниматель обратился с заявлением в ДКНБ, сотрудники которого задержали работников внутренних дел при вымогательстве 200 тысяч тенге и 500 долларов. Необходимо также подчеркнуть, что помимо прочих обязанностей при выполнении задач оперативно-розыскной деятельности органы обязаны принимать, в соответствии с компетенцией, необходимые меры для защиты охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, собственности, безопасности общества, государства и укрепления его экономического и оборонного потенциала. В статье 7 Закона «О борьбе с коррупцией» закреплены следующие гарантии неприкосновенности лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией: - лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в борьбе с коррупцией, находится под защитой государства; - информация о лице, оказывающем содействие в борьбе с коррупцией, является государственным секретом и представляется только по запросам органов прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, налоговой, таможенной и пограничной службы, финансовой и военной полиции или суда в порядке, установленном законом. Разглашение этой информации влечет ответственность, установленную законом; - в случае необходимости органы, ведущие борьбу с коррупцией, обеспечивают личную безопасность лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией. Для защиты свидетелей, в том числе сообщивших о право- нарушении, государством выделяются значительные средства, прописанные в государственном бюджете отдельной строкой. Кроме того, в Агентстве РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью создан и успешно действует департамент по защите лиц, сообщивших о фактах коррупции. Если это понадобится, существует возможность физической защиты таких людей, вплоть до их конспирирования, изменения места проживания, фамилии и даже внешности. Гарантии неприкосновенности не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию, которые подлежат ответственности в соответствии с законом. Кроме того, согласно ст. 17 Закона «О борьбе с коррупцией в РК» государственный служащий, работник правоохранительного органа, сообщившие органу, ведущему борьбу с коррупцией, заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения в отношении другого государственного служащего, работника правоохранительного органа, наказываются в дисциплинарном порядке вплоть до увольнения с должности или иного освобождения от выполнения соответствующих функций по представлению органа, ведущего борьбу с коррупцией. 3.3. Какие действия лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, являются правонарушениями, создающими условия для коррупции? В соответствии со ст. 12 Закона «О борьбе с коррупцией» к действиям лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, являющимся правонарушениями, создающими условия для коррупции, относятся: - неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций; - использование своих служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением материальных интересов указанных лиц либо их близких родственников и свойственников; - предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной и приравненной к ней службе; - оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений; - оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности; - использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если таковая не подлежит официальному распространению; - необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством, задержка ее, передача недостоверной или неполной информации; - требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством; - передача государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов или общественных объединений; - неоднократное нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решения иных входящих в их компетенцию вопросов; - дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим официальным лицам, за исключением символических знаков внимания и символических сувениров в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства, а также при проведении протокольных и иных официальных мероприятий; - явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов; - делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим или юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за нею; - передача государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа; - участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими, либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе должностными лицами. Коррупционными правонарушениями лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, связанными с противоправным получением благ и преимуществ, являются принятие за исполнение своих государственных или приравненных к ним функций любого вознаграждения в виде денег, услуг и в иных формах от организаций, в которых лицо не выполняет соответствующие функции, а также от физических лиц, если иное не предусмотрено законодательством. 3.4. Какие меры могут быть приняты по устранению последствий коррупционных преступлений? В соответствии с законом во всех случаях незаконного обогащения лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним, в результате коррупционных правонарушений незаконно полученное имущество подлежит обращению, а стоимость незаконно полученных услуг - взысканию в доход государства. В случае отказа добровольно сдать незаконно полученное имущество или оплатить государству его стоимость или стоимость незаконно полученных услуг взыскание осуществляется по решению суда в доход государства по иску прокурора, налоговой службы либо других государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на это законом. Указанные органы до вынесения судом решения налагают арест на имущество, принадлежащее правонарушителю. Если лицо, выполнявшее государственные функции, или лицо, приравненное к нему, после увольнения, иного освобождения от выполнения соответствующих функций за совершенное коррупционное правонарушение отказывается выполнить требования, должностное лицо или орган, принимающие решение о таком освобождении, направляют в налоговый орган по месту жительства виновного лица уведомление о полученных противоправных доходах. Кроме того, сделки, заключенные в связи с совершением коррупционных правонарушений, признаются судом недействительными в установленном законом порядке. Совершенные в результате коррупционных правонарушений акты, действия могут быть аннулированы органом или должностным лицом, уполномоченным на принятие или отмену соответствующих актов, либо судом по иску заинтересованных физических или юридических лиц, или прокурора.
Понятия и признаки коррупционных преступлений Не ставя задачей сделать читателей юристами, тем не менее, считаем полезным для более полного понимания, объяснить разницу между обычным правонарушением и коррупционным преступлением. Тем более что далеко не у каждого предпринимателя есть возможность содержать штатного юриста и не всегда есть возможность оплачивать услуги адвоката тогда, когда надо оценить ситуацию - являются те или иные действия должностного лица противоправными и уголовно наказуемыми. Так как чиновник, обвиненный в коррупции, наверняка предпримет ответные действия, нужно быть уверенным и юридически подкованным, чтобы доказать свою правоту. 1. Преступление - это, прежде всего общественно опасное деяние. Общественная опасность - необходимое, неотъемлемое свойство коррупционного преступления, его материальный признак, раскрывающий социальную сущность преступного посягательства. Это особо подчеркивается в ч. 2. ст. 9 УК РК. Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Особенной частью УК РК, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. 2. Преступление - это уголовное противоправное деяние. Общественно опасное деяние не может быть признано преступлением, если оно в момент совершения не было предусмотрено уголовным законом. Противоправность есть юридическое выражение общественной опасности, свидетельствующее о том, что лицо, совершившее общественно опасное деяние, нарушило тот запрет, который содержится в уголовно-правовой норме. Нередко коррупционные преступления, нарушая уголовный закон, нарушают одновременно законодательные нормы других отраслей права. Например, при злоупотреблении должностными полномочиями должностные лица принимают решения в пользу определенных юридических и физических лиц и при этом нарушают антимонопольное законодательство, закон о лицензировании, гражданско-правовые нормы, закрепляющие право граждан владеть, пользоваться и распоряжаться собственным имуществом. При этом необходимо подчеркнуть, что нарушение норм других отраслей права, а тем более нарушение норм морали недостаточно для признания общественно опасного деяния преступным. Обязательно требуется, чтобы это деяние являлось уголовно-противоправным, т.е. было предусмотрено уголовным законом. В действующем уголовном законодательстве общественная опасность и уголовная противоправность, сформулированные в понятии преступления, неразрывны. Необходимо помнить, что только присутствие двух этих признаков определяет понятие преступление. 3. Тем не менее, кроме важнейших признаков - общественной опасности и уголовной противоправности - уголовное законодательство предусматривает возможность уголовной ответственности и наказания, только если лицо виновно в совершении преступления, т.е. совершило его умышленно или по неосторожности. В русском языке слово «ответственность» объясняется как «обязанность, необходимость давать отчет своим действиям и поступкам, т.е. принимать на себя вину за их возможные последствия». Уголовная ответственность, следовательно, - это осуждение лица за совершенное преступление, выраженное от имени государства судом в обвинительном приговоре, даже если это лицо по предусмотренным в законе основаниям было освобождено от уголовного наказания. Согласно ч. 1 ст. 19 УК РК, лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния (действия или бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 20 УК РК преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом. В частях 2, 3 этой же статьи указывается, что преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность общественно опасных последствий и желало их наступления; преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично. Поэтому необходимо подчеркнуть, что способность лица во время совершения общественно опасного деяния отдавать отчет в своих действиях, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, т.е. быть вменяемым, является обязательной предпосылкой вины. 4. Еще одним признаком преступления следует назвать его наказуемость, однако она не всегда бывает обязательным последствием преступления. Наказуемость следует понимать как установление угрозы наказания, а не как фактическое применение наказания за совершение конкретного преступления. Понятия состава преступлений, в т.ч. коррупционных, - это совокупность установленных уголовных законов признаков, определяющих общественно опасное деяние как преступление. Состав преступлений образуют 4 группы признаков, характеризующих объект преступления, объективную сторону, субъект преступления и субъективную сторону. Конкретные составы коррупционных преступлений даются в статьях Уголовного кодекса Республики Казахстан. 4.1. Какие преступления признаются в Казахстане коррупционными? Коррупционными преступлениями признаются преступления, предусмотренные пунктом г) части третьей статьи 176, пунктом а) части третьей статьи 193, пунктом а) части третьей статьи 209, статьей 307, пунктом в) части четвертой статьи 308, статьями 310-315, статьей 380 УК РК. Коррупционные и иные преступления против интересов государственной службы содержатся в главе 13 УК РК. Коррупционные преступления, будучи социально-правовым явлением, представляют собой общественно опасные посягательства на охраняемые уголовным законодательством общественные отношения. Общественная опасность таких преступлений определяет их социальную природу. Они опасны, потому что причиняют огромный вред обществу и членам общества, наносят как политический, материальный и пр. вред, а также вредят социальным ценностям и устоям общества. За последние три года наблюдается рост коррупционной преступности. Количество уголовных дел, возбужденных в отношении лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, возросло на 23,8% (с 922 до 1141). По данным Агентства РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью1, среди отдельных видов преступлений, отнесенных к разряду коррупционных, возросла выявляемость фактов взяточничества на 8,3% (с 302 до 327), присвоений или растраты вверенного чужого имущества - на 33,3% (с 99 до 132), превышения власти или должностных полномочий - на 5,3% (с 57 до 60), бездействия по службе - в 2,1 раза (с 17 до 36), служебного подлога - на 27,6% (с 453 до 578)2.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |