|
|
|
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (www.inform.kz)
28.08.2007 Закон РК «Об образовании» четко регламентирует права и обязанности всех сторон - комментарий
АЛМАТЫ. 28 августа. КАЗИНФОРМ /Айгуль Турысбекова/ - Как известно, недавно вступил в силу Закон РК «Об образовании», основанный на Конституции страны. Комментарий к статьям закона корреспонденту Казинформа дал директор Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования, кандидат педагогических наук, профессор Турсунбек Баймолдаев. В законе нашли свое отражение такие принципы государственной политики в данной сфере, как равенство прав на получение качественного образования, приоритетность развития отрасли, доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица. Это и светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, уважение его прав и свобод, стимулирование образованности личности и развития одаренности, непрерывность процесса образования, обеспечивающего преемственность его уровней. Это и единство обучения и воспитания, демократический характер управления образованием, прозрачность деятельности системы образования, разнообразие организаций образования по формам собственности, формам обучения и воспитания, направлениям образования. Проводя анализ закона, можно отметить следующее. Образовательная политика Казахстана ориентирована на интеграцию в мировое пространство. Данная сфера, взаимодействуя и вовлекая в образовательный процесс другие социальные институты, содействует полноценной социализации личности. Образование благодаря своей массовости и системности переводит ценности общечеловеческой и национальной культуры в сферу формирующегося нового общественного сознания и, таким образом, оказывает решающее влияние на процессы, происходящие в духовной жизни, экономике и политике. В контексте закона возросли роль и значение системы образования, человеческих ресурсов как критериев уровня общественного развития, экономической мощи и национальной безопасности страны. Изменения в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуя от него мобильности, адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и соответствия потребностям развития экономики. Согласно Декларации Совета Европы, преобладающей международной практикой является 12-летнее школьное образование. Такая модель введена в большинстве ведущих стран мира. Ее введение в законе об образовании Казахстана позволит не допустить увеличения технологического разрыва с экономически развитыми странами, обеспечит конкурентоспособную подготовку выпускников Законодательно утвержден переход на 12-летнее среднее общее образование: 4+6+2, следовательно, содержание учебных предметов изменяется в соответствии с переменами в окружающем мире и достижениями базовых наук. Будущее системы образования Казахстана, всего общества в значительной мере зависит от того, какое место в системе социально-экономических и духовно-нравственных ценностей занимает учитель. Система социальных гарантий позволяет решить проблему закрепления молодых педагогических кадров, а значит, позволит образованию в целом продолжить воспитание интеллектуально развитого поколения. Хотелось бы отметить: в статье 45 закона определены рамки ответственности руководителей учреждений образования, что является дополнительной гарантией социальной защищенности учителя. В законе о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам образования глава 20-1 «Административные правонарушения в области образования», статья 311-1 «Нарушения законодательства РК в области образования» предусматривает следующие виды ответственности - невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей и норм педагогической этики педагогическим работником влечет штраф на физических лиц от трех до пяти месячных расчетных показателей (МРП); на должностных - от 5 до 10 МРП. Невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей руководителем или иным должностным лицом учреждения образования влечет штраф от 10 до 20 МРП. Очень важно, что предусмотрена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей родителями или иными законными представителями в размере от 3 до 10 МРП. Не секрет, что часто нарушаются правила приема в образовательные учреждения, перевода и восстановления обучающихся. В связи с этим актуально, что в названном документе предусмотрена такая мера: нарушение лицензиатом требований типовых правил приема, а также деятельности учреждений образования, перевода и восстановления обучающихся влечет штраф в размере от 10 до 50 МРП на должностных лиц, от 70 до 100 МРП с приостановлением лицензии - на юридических лиц. Известно, школа свободна от политики и религия отделена от школы. Однако в данной области имеются факты нарушения. Тем актуальнее представляется нам, что создание, деятельность структур политических партий и религиозных объединений в учреждениях образования влекут штраф на должностных лиц в размере от 20 до 50 МРП, на юридических лиц от 50 до 100 МРП. Каждая организация обязана строго выполнять требования государственного общеобязательного стандарта образования Несоответствие предоставляемых образовательных услуг госстандарту, а также иные нарушения стандартов образования влекут за собой штраф на должностных лиц - от 20 до 50 МРП, на юридических - от 50 до 100 МРП с приостановлением лицензии. Наказываются штрафом и нарушения, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания. Думается, что принятие таких мер будет способствовать повышению уровня качества управления организациями образования, исполнительской дисциплины, ответственности участников образовательного процесса. Что касается социальной защищенности педагогических работников, то принятый Закон «Об образовании», статья 53, обеспечивает ее в значительной степени. Учитывая особенности условий образования в сельской местности, должное внимание уделяется педагогическим работникам на селе. В условиях модернизации образования непрерывность профессионального обучения педагогов и в дальнейшем будет обеспечиваться системой повышения квалификации (СПК) в соответствии с Законом РК «Об образовании» с периодичностью не реже одного раза в пять лет посредством основных видов последипломного образования педагогических кадров. В законе отмечено значение профессии педагога, и в связи с этим в статье 22 совершенствование системы подготовки и переподготовки учителей, повышения их квалификации рассматривается не только как долг научно-педагогической общественности страны, но и как общенациональный приоритет. Процесс повышения квалификации педагогических кадров уже сейчас носит системный, научный характер, методически подкреплен, адаптирован к постоянно меняющимся условиям в образовании и осуществляется через переподготовку учителей в соответствии с нуждами определенного населенного пункта или региона. Нынешняя структура СПК охватывает всю систему образования в целом, помогая отслеживать уровень подготовки педагогических кадров, выходящих из вузов страны, помогая адаптировать учителя к современным условиям в школе, знакомя его с новейшими достижениями педагогических наук в условиях переподготовки. Потребность в повышении квалификации педагогических кадров обусловлена реформированием системы образования. Существующая сетевая модель СПК в Казахстане способна обеспечить охват необходимого количества специалистов.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |