|
|
|
06.02.2008 Жанар Айтжанова: Точную дату назвать не могу.
Как известно, для нашей страны несколько лет назад 2007 год определялся как окончательная дата вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. По ряду причин этого не произошло. Между тем правительство по-прежнему считает, что «нам туда дорога». О степени готовности страны к такому шагу расскажет читателям «Литера» вице-министр индустрии и торговли РК Жанар Айтжанова. - Жанар Сейдахметовна, определена ли точная дата вступления в ВТО? Или же этот процесс может затормозиться еще на несколько лет? - Точную дату вступления в ВТО не могу назвать, но мы стремимся окончить двусторонние и многосторонние переговоры в течение года. Для нас сегодня очень важно правильно использовать сам процесс подготовки к вступлению во Всемирную торговую организацию для укрепления рыночных институтов в стране и вступать в данную организацию, четко осознавая все плюсы и минусы от вступления. Тем более что членство в ВТО не ограничивает нашу самостоятельность в проведении экономической и торговой политики. Оно лишь нацеливает государство на работу в рамках мировых правил торговли. - А как вообще ведутся переговоры по вступлению в ВТО? - Переговорный процесс по вступлению в ВТО осуществляется по четырем направлениям, в частности переговоры по доступу на рынок товаров, по доступу на рынок услуг, по системным вопросам и по вопросам сельского хозяйства. И процесс переговоров условно можно разделить на два этапа: подготовка переговорной позиции и непосредственно переговоры… Принимая во внимание заинтересованность страны-переговорщика в доступе на казахстанский рынок конкретного вида товара, Казахстан в процессе переговоров, уступая по данному товару, отстаивает интересы в других отраслях. Так, например, в обмен на либеральные условия доступа в Казахстан бразильского кофе Бразилия согласилась с предложенным нами уровнем таможенных пошлин на импорт мяса. И это несмотря на то, что Бразилия является крупнейшим в мире поставщиком мяса и, соответственно, выражала заинтересованность в либерализации условий доступа на данный рынок. Снижение в результате длительных переговоров с Малайзией уровня тамо-женных пошлин на импорт пальмового масла позволило сохранить необходимый уровень тарифной защиты в отношении чувствительных для экономики Казахстана маргарина, масла, текстильных изделий и некоторых видов мебели. Таким образом, снижая по некоторым товарам уровни тарифных предложений, которые в настоящее время находятся на уровне выше действующих таможенных пошлин, и сохраняя высокий уровень по другим товарам, переговорная команда следует выработанной переговорной позиции. - Перед встречей с вами мы ознакомились со списком товаров, которые отстаивались во время переговоров, начиная с пищевых продуктов, заканчивая нефтью, транспортом, даже телевизоры есть. Но мы даже по пищевой продукции не стоим на ногах крепко… - Размер таможенных пошлин, которые Казахстан сможет применять после вступления в ВТО, отрабатывается с учетом реалий и перспектив развития отечественного бизнеса. В этой связи, учитывая проводимую в настоящее время политику поддержки и развития аграрного сектора, Казахстан в ходе переговоров отстаивает возможность установления таможенных пошлин в размере 15 процентов и выше (выше действующего тарифа) в отношении импорта наиболее чувствительных сельскохозяйственных товаров, к примеру мясо и мясопродукты, включая мясо птицы, молочную продукцию. Тем более что порядка 90 процентов внутреннего потребления мяса, за исключением мяса птицы, покрывается за счет отечественного производства и лишь 3 процента всего объема говяжьего мяса, потребляемого нашим населением, приходится на импортируемую продукцию из Австралии, Польши и США. При определении размеров максимальных уровней таможенных пошлин на импорт промышленных товаров учитываются перспективы индустриально-инновационного развития государства, а также принятых программ по развитию промышленных кластеров. Кроме того, следует иметь в виду, что большинство товаров сельскохозяйственной переработки импортируется из стран СНГ, с которыми у нас существует зона свободной торговли, т.е. их товары к нам завозятся беспошлинно. Вступление в ВТО, безусловно, серьезный шаг для нашей республики, к которому необходимо готовиться всему бизнес-сообществу. При содействии государственных органов, на мой взгляд, вопросам качества продукции и предоставляемых услуг должно уделяться пристальное внимание самими товаропроизводителями и поставщиками услуг во все времена, но особенно - в ходе подготовки к вступлению страны в ВТО. Поэтому, каким бы ни был выбор товаропроизводителя - наполнять внутренний рынок своей продукцией или осваивать внешние рынки, - повышать качество продукции до международных стандартов необходимо в любом случае. - Жанар Сейдахметовна, относительно переговоров по сельскому хозяйству скажите, насколько ограничено субсидирование сельского хозяйства? Согласно сведениям в СМИ, ставка может быть 5 процентов. Это не низкий показатель? - Переговоры по вопросам сельского хозяйства при вступлении в ВТО являются самыми сложными практически для всех вступающих стран, в том числе и для Казахстана. В настоящее время Казахстан ведет переговоры по вопросам сельского хозяйства с Соединенными Штатами Америки, Европейским союзом, Канадой, Австралией и Бразилией. В этой связи окончательного решения по объемам поддержки сельского хозяйства в Республике Казахстан в рамках ВТО еще нет. Мнение же, озвученное в СМИ, представляет собой только предположение. Естественно, что Казахстан не намерен вступать в ВТО на условиях, которые ухудшат возможности поддержки сельского хозяйства в будущем… - Жанар Сейдахметовна, вы стоите во главе казахстанской переговорной делегации в ВТО. Если произойдет недопонимание с другими странами - членами ВТО или это отразится на судьбе страны, не обвинят ли во всем вас? - Знаете, переговоры от имени Казахстана не осуществляет один человек. В данном процессе задействованы представители всех государственных органов (Министерство энергетики и минеральных ресурсов, сельского хозяйства и др.). Кроме того, для окончательного утверждения переговорной позиции при правительстве Республики Казахстан действует специально созданная межведомственная комиссия во главе с заместителем премьер-министра Республики Казахстан Умирзаком Шукеевым… Таким образом, выработка переговорной позиции происходит коллегиально и не является мнением одного человека. Поэтому основная задача казахстанской переговорной команды - отстоять те позиции, которые были определены в совместной работе государственных органов и бизнеса. Гульбаршын Сабаева, Каиржан ТУРЕЖАНОВ, Алматы
В ВТО - а для чего?
Казахстан продолжает переговорный процесс по вступлению в ВТО. Мы, безусловно, достигнем этой цели, тем более что с нашей стороны в переговорах принимают участие авторитетные представители. Разумеется, наша страна, объявившая себя открытым государством с рыночной экономикой, должна стать частью всемирного торгового механизма и жить по мировым законам торговли и экономики. Но крайне важно не само вступление в ВТО, а способность проявить себя полноценным партнером. Для этого экономика Казахстана должна быть конкурентоспособной. В этом плане пока особенно рукоплескать нечему. В основном ВВП и экономический рост нашего государства формируются за счет сырьевого сектора, тогда как обрабатывающая и перерабатывающая промышленности испытывают трудности. Руководство нашей страны ставит перед правительством задачу повышения конкурентоспособности экономики, развития ее перерабатывающего сектора. Что сегодня в этом направлении делает правительство? Безусловно, кабмин принимает адекватные меры. Так, в ноябре прошлого года была принята программа «30 корпоративных лидеров», налаживается взаимодействие бизнеса с институтами развития. Но и этих мер недостаточно для того, чтобы казахстанский товаропроизводитель мог конкурировать со своим зарубежным коллегой. Обрабатывающая промышленность Казахстана долгое время находилась на втором плане, и поднять ее за полгода-год невозможно. Перерабатывающий сектор сможет твердо встать на ноги только за счет развития малого и среднего бизнеса. А предприниматели, вместо того чтобы строить грандиозные планы на будущее, вынуждены решать свои повседневные проблемы, которых, по большому счету, может и не быть. Развивать бизнес мешают высокие налоги, о чем в предпринимательской среде говорится постоянно. До сих пор, несмотря на неоднократные заявления, не налажено полноценное сотрудничество бизнеса с государством. Не будем отрицать, что госструктуры, вмешиваясь в деятельность малого и среднего бизнеса, только мешают им в развитии. Весьма серьезной остается проблема коррупции. Подавляющему большинству предпринимателей все-таки приходится выживать в суровых буднях. Акиматы на местах вместо реальной помощи создающемуся предприятию задохнулись в текущей работе и не видят главного - бизнесу нужно открыть дорогу. Институты развития заявляют о готовности оказывать финансовую помощь бизнес-сообществу, но в итоге поддерживают только мегапроекты, тогда как на местах у предпринимателей масса революционных идей. Достаточно создать предпринимательству льготный режим кредитования, налогообложения, и результаты не заставят себя ждать. Нам стоит поучиться у Гонконга, который по итогам прошлого года занял первое место как страна с большим уровнем свободы. Мы же в этом плане пока инертны. Чтобы вступление в ВТО принесло стране больше плюсов, чем минусов, стоит подумать о том, как чувствует себя казахстанский бизнес сегодня, пока мы еще не присоединились к мировому торговому пространству.
Гульнар РАХМАТУЛИНА, главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |