|
|
|
Источник: Газеты «Деловой Казахстан» (www.dknews.kz)
04.07.2008 Что нужно знать о ВТО?
Что мы знаем о ВТО? Всемирная торговая организация (ВТО) - это международная организация, обеспечивающая законодательную и институциональную основу международной торговой системы, представляет собой механизм многостороннего согласования и регулирования политики стран-членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых споров. С правовой точки зрения система ВТО - это своеобразный многосторонний договор между странами - участниками организации, определяющий права и обязанности их правительств в области международной торговли. При этом главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами. Членство в ВТО предполагает предоставление режима наибольшего благоприятствования, т.е. равного торгового режима для всех стран - членов ВТО при применении экспортных, импортных и транзитных операций. Кроме того, ВТО предусматривает взаимное предоставление национального режима, т.е. равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов. Система ВТО уравнивает шансы всех стран-участников, предоставляя право голоса небольшим странам и ограничивая возможности экономического давления более крупных государств. Хотелось бы отметить, что ВТО - это лишь упрощенные правила ведения мировой торговли. И членство в данной организации не ограничивает самостоятельность страны в ведении экономической и торговой политики. С приближением важного события в экономической жизни Казахстана - вступления страны в ВТО - все более активизируется обсуждение о выгодах членства в этой организации и возможных издержках. Рассмотрим наиболее распространенные высказывания (опасения) и вопросы в данной области. Первое - вступление в ВТО связано с резким снижением импортных пошлин, увеличением потока дешевой продукции, который подорвет отечественное производство, и снижением возможности правительства применять различные инструменты защиты отечественных производителей. По сути, вопрос об импортных пошлинах решается путем переговоров при вступлении страны в организацию, в ходе которых устанавливается согласованный уровень тарифов. Таким образом, при присоединении к ВТО новые члены могут сохранять необходимый уровень тарифной защиты рынка товаров и услуг. В принципе, усиление конкуренции вследствие увеличения товарооборота станет стимулом для более эффективного распределения ресурсов, привлечения новых технологий и повышения уровня конкурентоспособности товаров. Потребители получат доступ к широкому ассортименту товаров по более низким ценам. Однако нельзя не обратить внимания на то, что дешевый импорт может грозить значительным ущербом отечественным производителям. Для таких случаев применяются защитные меры (антидемпинговые и компенсационные меры), разрешенные в ВТО и широко используемые в мировой практике. После вступления Казахстана в ВТО использование указанных инструментов станет, по сути, основным методом противодействия несправедливой конкуренции и защиты отечественных товаропроизводителей от неблагоприятного воздействия импорта товаров. Второе - после вступления в ВТО правительство не сможет поддерживать сельское хозяйство через субсидии. Субсидии для сельского хозяйства делятся на две категории в зависимости от того, насколько тот или иной вид субсидии оказывает «искажающее» влияние на международную торговлю. ВТО требует отменить экспортные или импортозамещающие субсидии, при этом не все субсидии подлежат отмене. Например, субсидии, направленные на развитие сельской инфраструктуры, экологические мероприятия и исследовательские программы, не ограничиваются. Что касается адресных субсидий аграриям, в рамках членства в ВТО Казахстан как минимум сможет оказывать их в размере 5% от объема продукции сельского хозяйства. Если подсчитать, то сумма составляет около 50 млрд. тенге, что уже немало. Третье - поскольку ВТО призывает к свободной торговле без ограничений, то государство не сможет ограничивать импорт низкокачественных и потенциально опасных для здоровья товаров, в том числе генетически модифицированных продуктов. Вопросы обеспечения безопасности и защиты здоровья людей в рамках ВТО регулируются соглашением по техническим барьерам в торговле и Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер. В соответствии с указанными соглашениями ВТО признает право стран применять меры в целях охраны жизни или здоровья людей, животных или растений. Важно, чтобы эти меры не служили скрытым ограничением международной торговли. Кроме того, используемые меры должны применяться лишь в необходимой степени и быть научно обоснованными, а также основываться на стандартах, предписаниях и рекомендациях, разработанных соответствующими международными организациями. Таким образом, Казахстан будет иметь возможность принимать меры по обеспечению безопасности пищевой продукции в целях защиты здоровья и жизни населения в рамках соглашений ВТО. Что касается вопросов регулирования генетически модифицированных продуктов, то в настоящее время проводится работа по анализу законодательства в области пищевой безопасности и внесению изменений и дополнений для приведения ее в соответствие с нормами соглашений ВТО. В результате ожидается принятие системы регистрации генетически модифицированных продуктов, которая позволит регулировать отношения, связанные с генетически модифицированными продуктами, а именно разрешать ввоз и оборот генетически модифицированной продукции исключительно при наличии научного обоснования ее безопасности. Еще один пример возможных изменений в законодательство - требование об обязательной маркировке генетически модифицированных продуктов. Эта норма обеспечивает защиту прав потребителей, которые имеют право знать, что они покупают. Четвертое - есть ли возможность осуществлять защиту национальных интересов на основе принципов и норм ВТО и оспорить необоснованные ограничения стран - членов ВТО при импорте казахстанской продукции на их рынки? Правила ВТО едины для всех стран-членов организации. Безусловно, после вступления Казахстан получит возможность применять все принципы и нормы организации на равных условиях. Например, на основе принципов соглашения СФС мы будем требовать от стран-членов ВТО учитывать региональные особенности как место происхождения продукции, так и место ее назначения в случае вспышки болезни. Потому что она могла быть свойственна только определенному виду животных или имела место на определенной территории Казахстана. В таком случае страны - члены ВТО должны будут признавать в Казахстане зоны, свободные от болезней, и не смогут запрещать, например, экспорт мяса из Восточно-Казахстанской области из-за вспышки ящура на юге страны, так как эта область является свободной от ящура. Кроме того, при вспышке болезни животных страны не смогут ограничивать казахстанский экспорт сельскохозяйственной продукции, не имея достоверного научного обоснования и оценки риска. В целях защиты национальных интересов, в случае если они ущемляются партнерами, в ВТО существует специальная система разрешения торговых споров, которая эффективно используется странами-членами. При антидемпинговых разбирательствах, применяемых в отношении экспортных товаров Казахстана, указанная система позволит решать споры на более справедливой основе. Так, в рамках процедуры разрешения споров развивающиеся страны успешно оспаривали в ВТО действия, предпринятые индустриальными государствами. Вне данной системы эти страны были бы бессильны в своих действиях против более влиятельных торговых партнеров. Пятое - в чем преимущество вступления в ВТО для казахстанского законодательства? В процессе переговоров по вступлению в ВТО казахстанское законодательство приводится в соответствие с ключевыми соглашениями ВТО, что должно в перспективе привести к улучшению конкурентоспособности отечественных товаров. В результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО создается более благоприятный климат для иностранных инвестиций. Кроме того, приведение внешнеторгового режима в соответствие с нормами ВТО должно обеспечить прозрачность процедур и снизить уровень коррупции. Так, например, упрощение лицензионных и таможенных процедур в отношении импортируемой продукции, а также сокращение лицензируемых видов товаров и услуг могут обеспечить предсказуемость экономической политики и благоприятно повлиять на развитие предпринимательства в Казахстане. Шестое - есть ли польза от членства в ВТО для отдельных отраслей экономики в целом и для потребителей в частности? Обязательства, принимаемые Казахстаном по доступу на рынок услуг, предполагают дальнейшую либерализацию таких ключевых секторов экономики, как финансовый, телекоммуникационный и транспортный, что также способствует развитию экономики в целом. Развитие конкуренции в вышеуказанных секторах бесспорно должно привести к улучшению качества и снижению стоимости данных услуг для потребителей, к примеру, снижение ставок по кредитам, предоставление услуг связи (в том числе, услуги Интернета) высокого качества за низкие цены. В целом ВТО способствует получению Казахстаном более благоприятных условий доступа на мировые рынки на основе предсказуемости и стабильности торговых отношений, получению доступа к новым возможностям для развития торговли, а также устранению дискриминации в торговле с помощью механизма ВТО по разрешению споров, который способствует обеспечению защиты национальных интересов. В целом ВТО способствует получению Казахстаном более благоприятных условий доступа на мировые рынки на основе предсказуемости и стабильности торговых отношений, получению доступа к новым возможностям для развития торговли, а также устранению дискриминации в торговле с помощью механизма ВТО по разрешению споров, который способствует обеспечению защиты национальных интересов. Казахстан в настоящее время обладает всем необходимым для того, чтобы стать одной из 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Построение конкурентоспособной экономики тесно связано с интеграцией страны в мировую экономику. Поэтому вступление Казахстана в ВТО открывает широкие возможности для дальнейшего развития Казахстана как полноправного субъекта глобальной экономики.
Арай Касабекова, директор департамента многосторонних соглашений ВТО
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |