|
|
|
18.07.2008 Возразить или оспорить
Нами неоднократно писалось о том, что многие положения проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы» содержат как теоретические, так и практические изъяны. Принятие законопроекта в таком виде приведет к коллизиям, для устранения которых придется вносить существенные поправки в принятые кодексы. Это повлечет за собой разнобой в правоприменении, дестабилизирующую практику.
Первое. Проектом закона в ГПК вводится новая ст. 169-1, которая предусматривает подготовку ответчиком отзыва на исковое заявление до начала судебного заседания. В ныне действующем ГПК нет положения о том, что ответчик обязан подготовить письменное возражение (отзыв) на иск. Многие ответчики готовят такие отзывы, особенно по спорам экономического и финансового свойства, но делают это исключительно добровольно. В случае принятия законопроекта, подготовка отзыва станет обязанностью. То, что подготовка отзыва является обязанностью, а не правом ответчика, следует из всего смыслового содержания ст. 169-1 проекта ГПК. В частности, в ч. 1 этой статьи записано, что ответчик должен представить суду документы, подтверждающие, что им направлен отзыв истцу, подтверждающий обоснованность возражения. Поскольку подготовка отзыва - дело трудоемкое и требует значительных умственных усилий, то суд предоставляет ответчику время для его подготовки. Полагаем, что в законе должны быть предусмотрены сроки подготовки и подачи отзыва. Далее. Поскольку подготовка и представление отзыва становится правом и обязанностью сторон процесса, следует это отразить в ч. 1 ст. 47 ГПК. Второе. Наше отношение к введению института отзыва позитивное. При наличии письменного иска и такого же возражения на иск с приложением доказательств суду нет надобности долго вникать в суть спора. Он сразу же перейдет к его разбирательству, без раскачки - доказательства за и против будут под рукой. Подобная практика существует во многих странах мира, в том числе и в США. При разработке и обсуждении ныне действующего ГПК мы предлагали включить в кодекс положение о подготовке отзыва на иск. Однако оно не было принято. Наверное, на тот период общественное правосознание не было готово к его восприятию и применению. И только спустя почти десять лет осознали его необходимость. Как говорится, лучше позже, чем никогда. Вместе с тем, при вводе института отзыва на исковое заявление в гражданском процессе, разработчиками не все продумано до конца. В частности, поскольку подготовка отзыва является обязательной, то какие правовые последствия наступят в случае, если ответчик или его представитель не подготовят его, какие процессуальные санкции за этим последуют? А ведь известно, что если нет санкции, то трудно принудить кого-либо выполнить предписание нормы закона. В случае же подачи ответчиком встречного искового заявления, истец, ставший ответчиком, также будет обязан, готовить отзыв или нет? Далее, не ясно и то, распространяется ли положение об отзыве на главу 27 ГПК или нет. И последнее, на кого возлагается обязанность отправлять отзыв истцу - на суд или ответчика? Третье. Разработчики законопроекта решили расширить институт отзыва и распространить его не только на иски, но и на апелляционные и кассационные жалобы, на ходатайства о возбуждении надзорного производства в Верховном суде (ст. ст. 340, 379, 395-1 проекта ГПК). Возражений против введения подачи отзыва на поданную стороной процесса апелляционную и кассационную жалобу у нас не имеется. Однако, на наш взгляд, законотворцы перестарались, предусмотрев, что отзыв следует подавать и на апелляционные и кассационные протесты прокурора. Дело в том, что прокурор не является стороной гражданского процесса, а поэтому он редко участвует в суде по спорам' частных физических и юридических лиц. Как правило, он участвует тогда, когда затрагиваются имущественные интересы государства, права и свободы несовершеннолетних, лиц, имеющих физические недостатки, и пр. Цель его участия в судебном процессе чтобы суд не ущемил их прав и вынес законное и обоснованное решение. Подает протест сам прокурор района (города), так как по закону только он наделен правом на подачу протеста. За исключением случая, если в судебном заседании участвовал его помощник. Тогда этот помощник и подает апелляционный протест на решение суда, которое он считает незаконным и необоснованным (ч. 1 ст. 55, ч. 3 ст. 332 ГПК). На практике дело происходит следующим образом. К концу недели помощник прокурора собирает все решения суда, которые были вынесены за этот срок и затем их изучает. В случае, если какое-либо решение вызовет у него сомнение, он изучает гражданское дело в суде и затем докладывает прокурору о допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального законов при рассмотрении дела. Прокурор дает указание подготовить апелляционный протест, который затем подписывает и подает в суд. Так вот, согласно Конституции и Закону «О прокуратуре РК», прокуратура - это орган государства, призванный осуществлять высший надзор за законностью в стране. Возглавляет ее Генпрокурор, который, через назначаемых им нижестоящих прокуроров, осуществляет возложенные на прокуратуру полномочия. Поскольку прокурор является должностным лицом государства, то любые его действия и акты подлежат оспариванию в порядке главы 27 ГПК. Из этого следует, что в случае подачи прокурором протеста сторона, не согласная с вынесенным им актом прокурорского реагирования, то есть апелляционным протестом, не обязательно должна будет возражать на этот протест. Она вправе подать в суд заявление о необоснованности поданного прокурором протеста и требовать признать его не только необоснованным, но, и незаконным. Имея многолетнюю практику на ниве адвокатской деятельности, контакты с прокурорскими работниками и их актами реализации права, хотим отметить, что многие протесты, подготовленные помощниками прокуроров от имени прокурора района (города), мягко говоря, оставляют желать лучшего. Поскольку закон дозволяет любому физическому или юридическому лицу оспорить всякий акт госоргана, должностного лица и госслужащего, ущемляющего их права и свободы, то, с нашей точки зрения, лучше оспорить протест прокурора по правилам главы 27 ГПК, чем писать на него отзыв. По трудозатратам они равны, а по эффективности иск предпочтительнее, чем отзыв. Четвертое. По ныне действующему ГПК суды помимо решений также выносят постановления и определения, которые подлежат оспариванию сторонами и заинтересованными лицами в суд апелляционной инстанции в течение пятнадцати дней. А по законопроекту акт суда апелляционной инстанции подлежит оспариванию в суде кассационной инстанции (глава 42 проекта ГПК). Правда, на них должны подаваться не апелляционные или кассационные протесты и жалобы, а частные протесты и жалобы. Надлежит ли также подавать отзыв или нет на эти частные протесты и жалобы? В законопроекте об этом не сказано ни слова. Пятое. По своей сущности и содержанию отзыв на исковое заявление, апелляционную или кассационную жалобу либо протест прокурора - это небольшое правовое исследование, требующее значительных интеллектуальных и временных затрат. Порой отзыв подготовить бывает сложнее, чем составить текст, подвергаемый критике (иск, жалоба или протест). Так, при подготовке искового заявления закон не требует от его автора делать ссылки на законы и нормативно-правовые акты, которые подтверждали бы его притязания (ч. 2 ст. 150 ГПК). Вместе с тем на ответчика возлагается обязанность отыскания законов и нормативно-правовых актов, привести их в отзыве в качестве обоснования возражения от предъявленного искового требования (п. 3 ч. 4 ст. 169-1 проекта ГПК). А раз так, то для подготовки отзыва требуется время. Тем не менее, суду не увеличивается срок для подготовки дела к слушанию. Время подготовки дела к слушанию остается неизменным. Шестое. Из содержания ст. 395-1 проекта ГПК следует, что если Генпрокурор реализует свое право предусмотренное в ч. 1 ст. 384 проекта ГПК, и подаст в Верховный суд протест на вступивший в законную силу судебный акт местного суда, то лицо, не желающее пересмотра дела, подает отзыв на протест Генпрокурора. Но чтобы подготовить отзыв на этот протест, нужно вначале его получить. Однако как его заполучить, если закон не обязывает Генпрокурора высылать копию протеста заинтересованным лицам. Далее, процедура направления отзыва Генпрокурору и другим лицам, участвовавшим в деле, не продумана детально. Если мы правильно поняли содержание ст. 395-1 проекта ГПК, то лицо, подготовившее отзыв на протест Генпрокурора, должно представить Верховному суду доказательство того, что оно отправило отзыв своему адресату. При почтовом отправлении корреспонденции доказательством будет письменное уведомление. Вместе с тем современная связь не ограничивается пересылкой писем лишь почтой. Ведь можно послать отзыв факсимильной связью либо электронной почтой. При отправке отзыва на протест на электронный адрес Генпрокурора будет ли это считаться надлежащим его оповещением или нет? Полагаем, что будет. Дело в том, что, в соответствии с предлагаемой новой редакцией ч. 3 ст. 150 ГПК, в исковом заявлении могут быть указаны не только номера телефонов, но и факсов, адреса электронной почты, как самого истца, так и ответчика. Данные реквизиты указываются для того, чтобы участники процесса смогли связаться по ним друг с другом, обменяться информацией или передать сообщение. Не является исключением и прокуратура. Тем более что официальный адрес электронной почты и номер факса прокуратура указывает на своих фирменных бланках. Помимо этого, у Генпрокуратуры имеется еще и официальный сайт. Главное же, чтобы была отметка, подтверждающая, что документ адресатом получен. При отправке корреспонденции по электронной почте подтверждением будет распечатка отправленного письма, в котором будут указаны дата и время. Седьмое. Согласно ст. 393 проекта ГПК, ходатайство о пересмотре судебного акта в порядке судебного надзора предварительно подлежит изучению и рассмотрению тремя судьями из Верховного суда. Поскольку эта «тройка» из Верховного суда не является судом, в точном соответствии с положением ст. 7 ГПК, то на ее заседание приглашается только лицо, подавшее ходатайство. Так вот, нам не понятно, как оппонент ходатая узнает, что ходатайство в Верховный суд подано и принято к предварительному рассмотрению. А если даже и узнает, каким образом сможет участвовать в заседании «тройки», поскольку его участие при предварительном рассмотрении ходатайства проектом закона, не предусмотрено.
Геннадий Нам, доцент Академии права и рынка
Тамара Нам, адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |