|
|
|
Без конкретики
Сенаторы вернули в Мажилис со своими поправками законопроект «О внесении изменений и дополнений в закон РК «О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение». В Гражданском кодексе Республики Казахстан месторождения или участки недр прямо не указаны в числе стратегических объектов. Но само определение стратегического объекта, указанное в ГК РК, позволяет отнести какое-либо месторождение к стратегическому объекту, если такое месторождение имеет социально-экономическое значение для устойчивого развития казахстанского общества, если владение, пользование или распоряжение им будет оказывать влияние на состояние национальной безопасности Республики Казахстан. Определение стратегических объектов также имеется в законе РК «О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение». Согласно указанному закону, к отраслям экономики, имеющим стратегическое значение, относятся: добыча и переработка топливно-энергетических полезных ископаемых (угля, нефти, газа, урана и металлических руд), машиностроение, химическая промышленность, транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, а также отрасли, производящие продукцию военно-промышленного назначения. Поправками в этот закон, которые вчера были отклонены сенатом уже во второй раз, также предлагается добавить к стратегическим объектам те из предприятий, которые имеют социально-экономическое значение для регионов и республики, имеют в собственности стратегические объекты или принадлежат к национальным холдингам и (или) национальным компаниям. Но и в этот раз четкого и однозначного определения понятию «стратегическое значение» не дается. Следовательно, согласно действующему законодательству РК и законопроекту, участки недр, имеющие стратегическое значение, будут определяться и утверждаться правительством РК только на его усмотрение. С учетом того, что правительство может изменять этот перечень время от времени, любой предприниматель находится под угрозой риска применения определенных норм закона в отношении его контрактов. В сенате не случайно усомнились в действенности нового законопроекта о внесении изменений и дополнений. Поскольку этот документ значительно расширяет полномочия местных органов власти своей неопределенностью, ведь под параметры социально значимых объектов, указанных в законопроекте, можно подвести любое предприятие. Поэтому документ вновь был возвращен в Мажилис. Между тем изначально данный законопроект предусматривал внесение дополнений с целью определения критериев отбора объектов мониторинга, компетенции уполномоченного органа в области государственного мониторинга собственности по обновлению перечня и периодичности его обновления. Это позволило бы через механизм мониторинга сделать работу компаний более прозрачной. Вплоть до норматива об опубликовании отдельных данных по итогам мониторинга, чтобы все знали, кто есть кто, чтобы был урок. Тогда вице-министр финансов Даулет Ергожин пообещал, что данный вопрос будет рассмотрен. И в итоге в новый законопроект даже после доработки никакой конкретики внесено не было. Поэтому у кого сегодня под контролем находятся стратегические объекты, которые, по Конституции РК, являются национальным достоянием, так и осталось тайной.
Самат ДАУМОВ, юрист ЮФ «Grata»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |