|
|
|
Значение и место судебной практики по делам о налоговых спорах в налоговом праве Республики Казахстан
Порохов Е.В. Директор НИИ финансового и налогового права, к.ю.н.
«Юридическая природа нормативных постановлений Верховного Суда Республики Казахстан и их роль в эффективности отправления правосудия»: Сборник материалов международной научно-практической конференции, прошедшей в Алматинском городском суде Республики Казахстан. г. Алматы, 12 мая 2009 год
После провозглашения в Конституции Республики Казахстан принципа разделения властей, придания судам статуса самостоятельной ветви государственной власти и наделения их функциями судебного нормоконтроля суды получили возможность проверять по заявлениям заинтересованных лиц законность подзаконных актов - нормативных правовых актов Правительства Республики Казахстан, центральных органов государственной власти и управления, министерств, государственных комитетов и ведомств, местных органов государственной власти и управления. Так, согласно п/п. 1) п. 1 ст. 29 ГПК РК, Верховный Суд Республики Казахстан рассматривает по первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов Правительства Республики Казахстан. Областные и приравненные к ним суды в качестве судов первой инстанции рассматривают гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов министерств, других республиканских исполнительных органов и органов, подчиненных, подотчетных непосредственно Президенту Республики Казахстан (п/п 3) п. 1 ст. 28 ГПК РК). Районные и специализированные суды рассматривают по первой инстанции иные гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов иных органов государственной власти и управления. В соответствии с п. 2 ст. 283 ГПК РК не подлежат рассмотрению в суде заявления об оспаривании законности нормативных правовых актов, проверка которых отнесена к компетенции Конституционного Совета Республики Казахстан. К компетенции Конституционного Совета РК в соответствии со ст. 72 Конституции РК относится: 1) рассмотрение законов на их соответствие Конституции до подписания их Президентом; 2) рассмотрение принятых Парламентом и его Палатами постановлений на их соответствие Конституции Республики; 3) рассмотрение международных договоров на их соответствие Конституции до их ратификации; 4) рассмотрение обращений судов о признании законов или иных нормативных правовых актов неконституционными. Судебные акты, выносимые по делам об оспаривании нормативных правовых актов государственных органов, прямо предусмотрены в законе Республики Казахстан (п. 4 ст. 285 ГПК РК) в качестве самостоятельного источника (формы) права Республики Казахстан. Согласно указанной правовой норме, решение суда, которым нормативный правовой акт в целом или в отдельной его части признан недействительным, обязательно для государственного органа или должностного лица, принявшего этот акт, для гражданина и неопределенного круга лиц, на права и свободы которых распространялось действие оспоренного нормативного правового акта. Оно имеет преюдициальную силу, и законность нормативного правового акта может быть оспорена вновь другими гражданами только в той его части, которая не являлась объектом проверки суда. Таким образом, принимаемые по результатам рассмотрения судебных дел об оспаривании нормативных правовых актов судебные акты непосредственно влияют на юридическую судьбу нормативных правовых актов в сфере налогового права (их действительность или недействительность, оставление в силе или отмену) и также признаются государством самостоятельными источниками (формами) налогового права Республики Казахстан. Все иные судебные акты, которыми разрешаются конкретные дела, не признаются в качестве источника налогового права. Это означает, что в юридической практике такие судебные акты не имеют силу общеобязательных для нижестоящих судов при разрешении ими других дел по аналогичным спорам. Состоявшиеся по конкретным делам и вступившие в законную силу судебные акты обязательны и имеют преюдициальное значение только для лиц, участвовавших в судебном разбирательстве по данному конкретному делу, и судов, рассматривающих дела с участием этих лиц (ст. 21 и п.п. 2 и 3 ст. 71 ГПК РК). Посредством таких судебных актов осуществляется правоприменительная, а не нормотворческая деятельность. Постоянно рассматриваемые и разрешаемые судами посредством вынесения судебных актов по конкретным делам спорные налоговые правоотношения в процессе отправления правосудия и судоисполнительного производства исследуются, оцениваются, корректируются и приводятся в соответствие с нормами действующего права без порождения новых правовых норм. Таким образом, судебный прецедент, т.е. судебный акт по конкретному спору, который санкционируется государством в качестве общеобязательного для применения в последующих аналогичных спорах, не присущ налоговому праву Республики Казахстан в качестве источника права. Вместе с тем судебная практика в целом имеет немаловажное значение для правообразования в Казахстане. Изо дня в день судами разрешаются самые разнообразные споры участников конкретных налоговых правоотношений. Все эти споры в своем разрешении проходят все стадии судебного разбирательства и все инстанции, формируя массив судебной практики. Верховный Суд Республики Казахстан как высший судебный орган в Республике Казахстан осуществляет высший судебный надзор за всеми судебными решениями по всем категориям дел. В рамках своей деятельности Верховный Суд анализирует принятые судами судебные акты, дает им окончательную правовую оценку, при необходимости корректирует их, приводя в соответствие с нормами действующего права Казахстана, следит за единообразным применением права, изучает и обобщает сформировавшуюся судебную практику по конкретным категориям дел. По результатам изучения и обобщения судебной практики Верховный Суд РК на своих пленарных заседаниях принимает нормативные постановления[181]. С принятием Конституции Республики Казахстан 1995 г. дискутируемый в юридической литературе вопрос о том, считать ли руководящие разъяснения Верховного Суда РК самостоятельным источником действующего права, был разрешен окончательно. В соответствии с п. 1 ст. 4 Конституции РК нормативные постановления Верховного Суда РК также признаются источником права Республики Казахстан наряду с другими источниками действующего права Республики Казахстан и являются общеобязательными. В нормативных постановлениях Верховного Суда РК: 1) содержатся разъяснения и руководящие указания по разрешению тех или иных спорных вопросов в судебной практике, устранению неясностей и противоречий в применимом праве, 2) дается нормативное судебное толкование правовых норм других источников права, 3) в случае существования пробелов в законодательстве формулируются самостоятельные правовые нормы. При этом нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан, будучи по Конституции РК самостоятельным источником действующего права Казахстана, не подменяют собой и не исключают существования и действия других источников права, принимаемых другими компетентными органами государства. Так, в частности. Верховный Суд Республики Казахстан не рассматривает законы Республики Казахстан или их отдельные положения на соответствие их Конституции Республики Казахстан, не принимает правовых норм, которые отнесены к компетенции Парламента, Президента или Правительства Республики. Например, при обобщении судебной практики по налоговым спорам Верховный Суд Республики Казахстан не вправе принимать правовые нормы, которыми бы устанавливались, вводились в действие или отменялись налоги, поскольку по Конституции указанные вопросы отнесены к исключительной компетенции Парламента РК и могут быть решены только в форме законов, принятие которых также относится к ведению Парламента РК. Нормативные постановления Верховного Суда Республики Казахстан, хотя и признаются законодателем разновидностью нормативных правовых актов, по своей юридической силе находятся вне иерархии всех других нормативных правовых актов Республики Казахстан (кроме Конституции и нормативных постановлений Конституционного Совета РК). Все дело в том, что при отправлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Более того, суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Указанные важные при отправлении правосудия положения прямо предусмотрены Конституцией Республики Казахстан (п. 1 ст.77 и ст. 78 Конституции). Своим существованием и конституционно-правовым закреплением такие положения позволяют судам: во-первых, обеспечивать при отправлении правосудия прямое действие Конституции Республики Казахстан применительно ко всем спорным правоотношениями. во-вторых, критически оценивать положения законов и других нормативных правовых актов на предмет их соответствия Конституции и в случае выявления фактов такого несоответствия - не применять законы и иные нормативные акты в противоречащей Конституции части. Впоследствии при обобщении судебной практики и принятии нормативных постановлений Верховный Суд Республики Казахстан производит своего рода ревизию существующих нормативных правовых актов всех уровней иерархии - от законов до подзаконных актов - на предмет их применимости к спорным правоотношениям, не рассматривая их при этом по существу на соответствие Конституции РК. Соответственно, в части выводов о применимости или неприменимости тех или иных нормативных правовых актов или их отдельных положений к спорным правоотношениям правовые нормы Верховного Суда РК не могут соотноситься по своей юридической силе в иерархии с другими нормативными правовыми актами. Не признавая законы недействительными и не отменяя их, суды, тем не менее, в своей практике оставляют их по сути бездействующими, не применяя их к спорным правоотношениям, или придают им такое содержание и смысловое наполнение, которое позволяет им действовать не в противоречии с Конституцией и соответствующими ей нормативными правовыми актами. В таком своем качестве нормативные правовые акты могут пребывать либо до их полной отмены, либо до приведения их в соответствие с Конституцией и соответствующими ей нормативными правовыми актами в установленном Конституцией или законом порядке. При этом по итогам изучения судебной практики, при принятии нормативного постановления, пленарное заседание Верховного Суда РК вправе внести предложения по совершенствованию законодательства в Парламент Республики Казахстан. Само принятое Верховным Судом РК нормативное постановление или его отдельные пункты, согласно п. 34 Регламента пленарного заседания Верховного Суда Республики Казахстан, утвержденного постановлением пленарного заседания Верховного Суда Республики Казахстан от 7 марта 2007 г. № 9, могут быть пересмотрены пленарным заседанием по представлению Председателя Верховного Суда или по инициативе 1/3 состава пленарного заседания, а по основаниям несоответствия Конституции и законам, также и по протесту Генерального Прокурора Республики Казахстан. Судебная практика учитывается в своей деятельности и другими субъектами налогового права. Па основе сложившейся судебной практики участники налоговых правоотношений, с одной стороны, корректируют свое будущее поведение в рамках уже других своих отношений по аналогичного рода делам. С другой стороны, субъекты налогового права, уполномоченные в пределах своей компетенции на нормотворческую деятельность, с учетом судебной практики и нормативных постановлений Верховного Суда РК корректируют свои нормативные правовые акты, приводят их в соответствие с правовыми нормами актов более высокой юридической силы, восполняют выявленные судами пробелы, устраняют неясности и противоречия. Таким образом, в целом судебная практика после ее анализа и обобщения в результате нормотворческой деятельности самого Верховного Суда Республики Казахстан и уполномоченных государственных органов в рамках их компетенции учитывается и непосредственно влияет на дальнейшее развитие и совершенствование налогового права Республики Казахстан. Судебная практика представляет собой тот незаменимый живой материал, который постоянно по крупинкам аккумулируется в судах и позволяет после его анализа и обобщения своевременно выявлять существующие проблемы в действующем праве и принимать адекватные меры к их правильному разрешению. В отличие от абстрактно формулируемых правовых идей, которые сначала закладываются в основу вновь принимаемых нормативных правовых актов и только в дальнейшем проходят проверку на свою истинность в ходе реализации актов после их принятия, судебная практика как критерий истинности уже полученных знаний изначально гарантирует жизнеспособность и эффективность вновь созданных с ее помощью правовых норм. В качестве существующих на сегодня проблем действия нормативных постановлений Верховного Суда РК можно назвать неоднозначное решение вопроса о начале их эффективного действия и возможности применения к ранее возникшим отношениям и разрешенным делам. Например, Конституционный Совет РК, давая толкование нормам Конституции РК, независимо от даты толкования, может утверждать, что Конституция должна так толковаться с момента ее принятия, а не с момента принятия акта толкования. Такой акт Конституционного совета может повлечь пересмотр всех нормативных и индивидуальных актов, ранее принятых не в соответствии с истолкованным смыслом Конституции РК. Верховный Суд РК, но сути, тоже давая нормативное судебное толкование законам и иным нормативным правовым актам в своих нормативных постановлениях, пожалуй, такой привилегией похвастаться не может. Мне еще не приходилось слышать, чтобы хоть один судебный акт, прошедший все стадии судебного разбирательства, но не соответствующий позднее принятому нормативному постановлению Верховного Суда РК был пересмотрен в соответствии с ним. Парадокс усугубляется еще и тем обстоятельством, что само нормативное постановление разрабатывается и принимается Верховным Судом РК на базе обобщения им состоявшейся уже в прошедшем времени судебной практики по всей республике, повлиять на которую в ее противоречивой части впоследствии после его принятия и введения в действие уже не в состоянии. В этой связи каким-то образом по аналогии с нормативными постановлениями Конституционного Совета РК, носящими характер толкования Конституции РК, должен быть разрешен вопрос о действии нормативных постановлений Верховного Суда РК, истолковывающих нормы законов с момента действия самих законов. Соответственно, если этот вопрос будет разрешен положительно, то тогда должен быть проработан и механизм исправления на основании вновь принятых нормативных постановлений Верховного Суда судебных ошибок по ранее состоявшимся судебным актам, не соответствующим вновь принятому нормативному постановлению с учетом положений об обратной силе актов. Опять же вопрос, чье положение из спорящих сторон, которых как минимум две, должно исследоваться на предмет его ухудшения в результате принятия нормативного постановления. Тогда, соответственно, за чей счет должны компенсироваться убытки другой стороне, если вдруг ухудшающий положение одной стороны акт не будет к ней применяться. Эти и другие вопросы требуют своего тщательного изучения.
[181] См., например: Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 26 ноября 2004 года № 18 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.07.2007 г.)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |