|
|
|
15.10.2009 Когда третий не лишний
Только каждый восьмой автовладелец знает, кто такой страховой омбудсман, в чем заключается его работа и, главное, чем он может помочь в споре со страховой компанией. Возможно, полтора года с момента введения независимого посредника в урегулировании отношений по вопросам выплат между СК и его клиентами - слишком малый срок. Но, считает первый омбудсман Виталий Веревкин, понимание роли омбудсмана - дело времени. О нюансах своей работы он рассказал нашему корреспонденту Халиде Бижикеевой. - Не прошло и двух лет, как был подписан меморандум между страховыми компаниями и страховым омбудсманом, позволяющий упростить процедуру решения страховых вопросов по обязательному страхованию ГПО владельцев транспортных средств и страховщиками, не прибегая к судебному разбирательству. Из ваших личных наблюдений - насколько сегодня роль страхового омбудсмана становится понятна для клиентов СК? - Как говорят в народе, Москва не сразу строилась. Пока, к сожалению, не так много людей знают о существовании нашего института. Но информация постепенно проникает, и мы надеемся, что каждый клиент каждой страховой организации Казахстана будет информирован об институте страхового омбудсмана. - Не все автовладельцы знают, что услуги омбудсмана бесплатные. Более того, это вызывает скорее недоверие к качеству работы специалиста. Так ли это? И кто оплачивает работу омбудсмана? - На самом деле обращение к страховому омбудсману для клиента является абсолютно бесплатным. Но если быть точным, то примерно с каждого страхового полиса клиента платится 0,17% от страховой премии. Это в среднем 13 тенге. Сам институт страхового омбудсмана финансируется за счет обязательных взносов страховых организаций, которые они платят не напрямую страховому омбудсману, а через Ассоциацию финансистов Казахстана. Последняя, в свою очередь, ведет расчеты со страховым омбудсманом. - Страховой омбудсман - независимый эксперт. По идее, это должно вызывать доверие у обеих сторон спора. Но за счет чего достигается его независимость? - За счет многих факторов. Во-первых, страховой омбудсман выбирается на эту должность всеми страховыми организациями, осуществляющими обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев, и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Во-вторых, есть условие для страховой компании: если она намерена заниматься обязательным страхованием ответственности автовладельцев, то обязана платить членские взносы. Кроме того, существуют законодательно закрепленные требования к омбудсману. К примеру, лицо не может быть рекомендовано для избрания омбудсманом без высшего образования, без стажа работы в области страхования, с непогашенной или не снятой в установленном законом порядке судимостью. Не рассматривается кандидатура, ранее являвшаяся руководящим работником страховой компании, или другого юридического лица, лишенного лицензии или принудительно ликвидированного. Главное - страховой омбудсман не вправе занимать любую из должностей в страховых организациях и быть аффилиированным лицом страховых организаций. - Многие автовладельцы не знают, на какой стадии спора между СК и клиентом можно обратиться к омбудсману. - Практически на любой. За исключением тех случаев, когда спор уже рассматривается судом. Но здесь, прежде всего, необходимо исходить из принципа разумности. Не стоит бежать с жалобой сразу после ДТП, как и не стоит тянуть сроки и усугублять свою проблему. Как только человек чувствует, что его отношения со страховой компанией не разрешаются, можно обращаться с заявлением. - Самая частая и большая проблема - это сумма возмещения ущерба. То есть компания дает меньше денег, чем необходимо на ремонт, или чем указано в оценке ущерба. Можно произвести независимую оценку, но компании не принимают ее. Чем вы можете помочь в данном случае? - Мы можем провести исследование акта оценки и выявить допущенные нарушения либо отсутствие таковых. При необходимости, возможно привлечь, независимого оценщика и таким образом установить истину. В любом случае сторонам, в чью бы пользу ни состоялось решение, будет разъяснено. - Насколько обязательно выполнение СК решение страхового омбудсмана? - Сегодня страховые организации могут обжаловать решение омбудсмана. В случаях, когда с ним не согласен сам заявитель (страхователь, выгодоприобретатель), он вправе обратиться в суд за защитой своего права в установленном законом порядке. Необходимо помнить, что самая главная цель омбудсмана - не столько разрешать споры, сколько находить пути выхода из сложившейся проблемной ситуации. То есть не принимать волевого решения, при котором кто-то всегда останется недовольным, тем самым оставляя конфликт как бы открытым, а предлагать сторонам спора такие решения, при которых стороны останутся довольными друг другом. - Одна из главных целей страхового омбудсмана - экономить время как автовладельца, так и СК при решении спора. Удается ли на практике достигать этой цели? - Несомненно, удается экономить время, силы и нервы, поскольку дела по обращениям клиентов страховых организаций мы, как правило, рассматриваем без участия сторон на основании представленных документов. Обычно все документы представляет нам страховая организация, так что клиенту не нужно бегать собирать какие-то доказательства. Фактором, затягивающим принятие решения, может быть только отсутствие каких-либо документов.
Халида Бижикеева Фото с сайта www.izvestia.kz
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |