И. Смурыгина, начальник отдела налогового
консалтинга ТОО «Казахстанаудит»
См.редакцию за январь 2014 г.
См.редакцию за октябрь 2014 г.
РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ЦЕЛЯХ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СУММЫ ПРЕВЫШЕНИЯ НДС, ПРЕДЪЯВЛЕННОЙ К ВОЗВРАТУ
В соответствии со статьей 625 Налогового кодекса система управления рисками основана на оценке рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые органами налоговой службы в целях выявления и предупреждения риска. На основе результатов оценки рисков осуществляется дифференцированное применение форм налогового контроля.
Риск - вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком (налоговым агентом), которые могли и (или) могут нанести ущерб государству.
Цели применения налоговыми органами системы управления рисками:
1) сосредоточение внимания на сферах повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
2) увеличение возможностей по выявлению нарушений в сфере налогообложения.
Согласно пункту 4 данной статьи система управления рисками используется при осуществлении налогового контроля, в том числе с целью:
1) отбора налогоплательщиков (налоговых агентов) для проведения налоговых проверок;
1-1) подтверждения суммы превышения НДС, подлежащего возврату;
1-2) определения степени риска нарушения, выявленного по результатам камерального контроля.
2) определения права на упрощенный порядок возврата суммы превышения НДС с учетом положений статьи 274 Налогового кодекса.
При этом критерии оценки степени рисков, указанных в подпунктах 1 и 1-2 данного пункта, являются конфиденциальной (служебной) информацией, за исключением критериев, утверждаемых уполномоченным органом совместно с уполномоченным органом по предпринимательству.
Согласно статье 626 Налогового кодекса налоговые органы осуществляют анализ данных налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком (налоговым агентом), сведений, полученных от уполномоченных государственных органов, а также других документов и (или) сведений о деятельности налогоплательщика (налогового агента). Результаты такого анализа налоговые органы используют для достижения целей, указанных в статье 625 Налогового кодекса.
При этом, в соответствии с подпунктом 12) пункта 1 статьи 557 Налогового кодекса определено, что налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (налоговом агенте), за исключением сведений о коэффициенте налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента), рассчитываемом в порядке, установленном уполномоченным органом.
Согласно пункту 3 статьи 51-1 Налогового кодекса коэффициент налоговой нагрузки определяется как отношение исчисленных и (или) начисленных сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет к совокупному годовому доходу юридического лица (доходу индивидуального предпринимателя) без учета корректировок за последний календарный год.