Поиск 
« назад
далее »
   

Закон Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 377-IV «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.06.2014 г.)

Закон
Республики Казахстан

О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан

изменениями и дополнениями по состоянию на 27.06.2014 г.)

 

См. о внесении изменений в настоящий Закон:

Закон РК от 11.04.14 г. № 189-V (вводятся в действие с 1 января 2015 г.);

Закон РК от 03.07.14 г. № 227-V (вводится в действие с 1 января 2015 года);

Закон РК от 04.07.14 г. № 233-V (вводится в действие с 1 января 2015 года)

 

См. о внесении изменений в настоящий Закон:

Закон РК от 16.05.14 г. № 203-V (вводятся в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования)

 

Глава 1. Общие положения

(статьи 1 - 11)

Глава 2. Порядок организации и проведения проверок

(статьи 12 - 29)

Глава 3. Заключительные положения

(статьи 30 - 31)

В оригинале оглавление отсутствует 

 

Настоящий Закон регулирует общие правовые основы государственного контроля и надзора в Республике Казахстан и направлен на установление единых принципов осуществления контрольной и надзорной деятельности, а также на защиту прав и законных интересов государственных органов, физических и юридических лиц, в отношении которых осуществляется государственный контроль и надзор.

 

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) органы контроля и надзора - государственные органы и их территориальные подразделения, осуществляющие в соответствии с законодательством лицензирование и (или) выдачу иных разрешительных документов, постановку на регистрационный учет, а также наблюдение и проверку на предмет соответствия деятельности проверяемых субъектов требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 настоящего Закона;

2) меры оперативного реагирования - предусмотренные законами Республики Казахстан способы воздействия на проверяемых субъектов в целях предотвращения наступления общественно опасных последствий, применяемые в ходе осуществления и по результатам проверки;

3) государственный контроль (далее - контроль) - деятельность государственного органа по проверке и наблюдению за проверяемыми субъектами на предмет соответствия их деятельности требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан, в ходе осуществления и по результатам которой могут применяться меры правоограничительного характера без оперативного реагирования;

4) государственный надзор (далее - надзор) - деятельность государственного органа по проверке и наблюдению за соблюдением проверяемыми субъектами требований законодательства Республики Казахстан, в ходе осуществления и по результатам которой могут применяться меры правоограничительного характера, в том числе оперативного реагирования;

5) риск - вероятность причинения вреда в результате деятельности проверяемого субъекта жизни или здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, имущественным интересам государства с учетом степени тяжести его последствий;

6) система оценки рисков - комплекс мероприятий, проводимый органом контроля и надзора, с целью планирования проверок;

7) проверяемые субъекты - физические лица, юридические лица, в том числе государственные органы, филиалы и представительства юридических лиц, за деятельностью которых осуществляются контроль и надзор.

 

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о контроле и надзоре

1. Законодательство Республики Казахстан о контроле и надзоре основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Сфера применения настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения в области организации проведения контроля и надзора за проверяемыми субъектами независимо от правового статуса, форм собственности и видов деятельности, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3, 4 настоящей статьи и пунктом 3 статьи 12 настоящего Закона.

2. Настоящим Законом устанавливаются:

1) порядок проведения проверок, осуществляемых органами контроля и надзора;

2) порядок взаимодействия органов контроля и надзора при проведении проверок;

3) права и обязанности проверяемых субъектов при проведении контроля и надзора, меры по защите их прав и законных интересов;

4) права и обязанности органов контроля и надзора и их должностных лиц при проведении проверок.

3. Действие настоящего Закона, за исключением статей 4 и 8 настоящего Закона, не распространяется на отношения, связанные с:

1) контролем за соблюдением условий контрактов на осуществление инвестиций, предусматривающих инвестиционные преференции;

2) контролем за исполнением недропользователями условий контрактов на проведение разведки, добычи, совмещенной разведки и добычи полезных ископаемых либо строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, либо на государственное геологическое изучение недр;

3) государственным контролем в сфере таможенного дела.

4. Действие настоящего Закона, за исключением статьи 8 настоящего Закона, не распространяется на отношения в сферах:

1) высшего надзора, осуществляемого прокуратурой;

2) контроля и надзора в ходе досудебного производства по уголовному делу;

3) правосудия;

4) оперативно-розыскной деятельности;

5) контроля за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о государственных секретах.

Пункт 5 изложен в редакции Закона РК от 05.07.12 г. № 30-V (см. стар. ред.)

5. Отношения, возникающие при проведении контроля и надзора, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, а также связанных с соблюдением требований финансового законодательства Республики Казахстан, контролем и надзором финансового рынка и финансовых организаций, устанавливаются законами Республики Казахстан, регулирующими отношения в указанных сферах.

 

Статья 4. Принципы и задачи контроля и надзора

1. Контроль и надзор основываются на принципах:

1) законности;

2) равенства всех перед законом и судом;

3) презумпции добросовестности физического или юридического лица;

4) гласности;

5) плановости и системности контроля и надзора;

6) профессионализма и компетентности должностных лиц государственных органов;

7) ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами органов контроля и надзора своих обязанностей и превышение ими своих полномочий;

8) приоритета предупреждения правонарушения перед наказанием;

9) необходимости и достаточности;

10) разграничения контрольных полномочий между государственными органами;

11) поощрения добросовестных проверяемых субъектов, концентрации контроля и надзора на нарушителях;

12) повышения способности проверяемых субъектов и потребителей к самостоятельной защите своих законных прав;

13) подотчетности и прозрачности системы государственного контроля и надзора;

14) независимости;

15) объективности и беспристрастности;

16) достоверности.

2. Задачей контроля и надзора является обеспечение безопасности производимой и реализуемой проверяемым субъектом продукции, технологических процессов для жизни и здоровья людей, защиты их имущества, безопасности для окружающей среды, национальной безопасности Республики Казахстан, включая экономическую безопасность, предупреждения обманной практики, экономии природных и энергетических ресурсов, повышения конкурентоспособности национальной продукции и защиты конституционных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

3. Государственным органам запрещается принимать подзаконные нормативные правовые акты по вопросам порядка проведения проверок субъектов частного предпринимательства, за исключением нормативных правовых актов, предусмотренных пунктом 3 статьи 13, пунктом 1 статьи 14, пунктом 1 статьи 15 настоящего Закона.

4. Государственные органы, разрабатывающие проекты нормативных правовых актов, регулирующие вопросы контроля и надзора за деятельностью субъектов частного предпринимательства, согласовывают их с уполномоченным органом по предпринимательству.

5. Контроль и надзор за частным предпринимательством осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сферах деятельности, указанных в приложении к настоящему Закону.

 

Статья 5. Требования, предъявляемые к деятельности проверяемых субъектов

Требования, предъявляемые к деятельности проверяемых субъектов, устанавливаются нормативными правовыми актами, а в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан, только законами Республики Казахстан, указами Президента Республики Казахстан и постановлениями Правительства Республики Казахстан.

 

Статья 6. Гарантии субъектов частного предпринимательства при осуществлении контроля и надзора правоохранительными органами

В отношении субъектов частного предпринимательства правоохранительные органы проводят контрольные и (или) надзорные мероприятия только в рамках оперативно-розыскной деятельности, уголовного преследования, административного производства и (или) реализации регулятивных функций, осуществляемых правоохранительными органами, а также в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.

 

Статья 7. Контроль

1. Контроль подразделяется на внутренний контроль и внешний контроль.

2. Внутренний контроль - контроль, осуществляемый государственным органом за исполнением его структурными и территориальными подразделениями, подведомственными государственными органами и организациями принятых государственным органом решений, а также требований законодательства Республики Казахстан.

Порядок проведения внутреннего контроля определяется статьей 8 настоящего Закона.

Действие настоящего пункта не распространяется на внутренний контроль, осуществляемый уполномоченным Правительством Республики Казахстан органом по внутреннему контролю, проводимому в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан.

3. Внешний контроль - контроль, осуществляемый органом контроля и надзора по проверке и наблюдению за деятельностью проверяемых субъектов на соответствие требованиям, указанным в статье 5 настоящего Закона.

Порядок проведения внешнего контроля определяется статьей 10 и главой 2 настоящего Закона.

По результатам внешнего контроля в случае выявления нарушений законодательства Республики Казахстан государственные органы в пределах своей компетенции возбуждают административное, дисциплинарное производство либо инициируют соответствующие исковые заявления в пределах своей компетенции и (или) принимают иные меры, предусмотренные законами Республики Казахстан.

 

Статья 8. Внутренний контроль

1. Внутренний контроль подразделяется на:

1) контроль за исполнением правовых актов (мероприятий, выполнение которых предусмотрено правовыми актами). В этом случае на контроль берутся все правовые акты, в которых содержатся мероприятия, подлежащие исполнению;

2) контроль за исполнением поручений Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и руководящих должностных лиц государственного органа, вытекающих из иных документов служебного характера.

2. Внутренний контроль производится путем:

1) истребования необходимой информации;

2) заслушивания и обсуждения отчетов и докладов об исполнении;

3) ревизии и иных форм документальной проверки;

4) проверки с выездом на место;

5) другими не противоречащими законодательству способами.

3. Внутренний контроль производится по следующим параметрам:

1) соответствия деятельности структурных, территориальных подразделений, подведомственных государственных органов и организаций и должностных лиц поставленным перед ними задачам;

2) своевременности и полноты исполнения;

3) соблюдения требований законодательства при исполнении.

4. Должностное лицо либо соответствующее структурное подразделение государственного органа, уполномоченное на осуществление контроля за исполнением вступившего в силу правового акта, разрабатывает при необходимости мероприятия по контролю.

При этом должностное лицо либо соответствующее структурное подразделение государственного органа, уполномоченное на осуществление контроля, анализирует поступающую информацию о его исполнении для определения:

1) степени и качества исполнения правового акта;

2) наличия отклонений в исполнении правового акта, установления их причин и возможных мер для устранения отклонений;

3) возможности снятия с контроля либо продления срока исполнения;

4) ответственности конкретных должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение правового акта.

Выработанные по итогам анализа информации предложения докладываются руководству государственного органа для принятия соответствующего решения. О принятом решении информируются исполнители государственного органа, проводившие анализ информации.

5. Снятие с контроля и продление сроков исполнения мероприятий, предусмотренных правовым актом, осуществляются руководством государственного органа.

6. Контрольная служба вышестоящего государственного органа либо органа-исполнителя до истечения установленного в правовом акте срока исполнения направляет исполнителю соответствующее письменное напоминание в порядке, определяемом регламентом государственного органа.

Дополнительные вопросы организации и осуществления внутреннего контроля могут определяться самим государственным органом либо вышестоящим по отношению к нему государственным органом.

 

Статья 9. Надзор

1. Надзор заключается в применении уполномоченным государственным органом правоограничительных мер оперативного реагирования без возбуждения административного производства.

Правоограничительные меры оперативного реагирования предусматриваются законами Республики Казахстан и применяются государственными органами в случае, если деятельность, товар (работа, услуга) проверяемого субъекта представляют непосредственную угрозу конституционным правам, свободам и законным интересам физических и юридических лиц, жизни и здоровью людей, окружающей среде, национальной безопасности Республики Казахстан.

2. Надзор подразделяется на:

1) высший надзор, осуществляемый прокуратурой от имени государства в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О Прокуратуре» и иным законодательством Республики Казахстан;

2) надзор, осуществляемый уполномоченными государственными органами в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан.

 

Статья 10. Формы контроля и надзора

1. Контроль и надзор за деятельностью проверяемых субъектов осуществляются в форме:

1) проверки, порядок организации и проведения которой определяется настоящим Законом;

2) иных форм контроля и надзора, носящих предупредительно-профилактический характер, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Республики Казахстан, порядок организации и проведения которых определяется настоящей статьей и иными законами Республики Казахстан.

2. При проведении иных форм контроля и надзора не требуются предварительное уведомление проверяемого субъекта, а также регистрация в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам.

По итогам иных форм контроля и надзора за субъектами частного предпринимательства в зависимости от их вида могут быть составлены итоговые документы (справка, предписание, заключение и другое) без возбуждения дела об административном правонарушении в случае выявления нарушения, но с обязательным разъяснением проверяемому субъекту порядка его устранения.

Часть вторая настоящего пункта не распространяется на иные формы контроля, осуществляемые в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Статья дополнена пунктом 3 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.); Законом РК от 27.06.14 г. № 212-V (см. стар. ред.)

3. Иные формы контроля и надзора проводятся органами контроля и надзора в соответствии с принципом необходимости и достаточности без посещения объектов (субъектов) контроля, за исключением случаев:

установленных налоговым законодательством Республики Казахстан;

установленных трудовым законодательством Республики Казахстан;

если посещение связано с получением (прохождением) разрешительных документов (процедур) с обязательным уведомлением органов по правовой статистике и специальным учетам по месту нахождения объекта (субъекта) за сутки до его посещения;

проведения инспектирования строительно-монтажных работ на соответствие требованиям, предъявляемым к возведению и изменению несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений;

контроля соблюдения размеров предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары;

осуществления контроля органами внутренних дел по вопросам соблюдения правил оборота оружия и патронов к нему в Республике Казахстан;

осуществления контроля по соблюдению стандартов оказания специальных социальных услуг.

 

Статья 11. Компетенция органов контроля и надзора

Органы контроля и надзора:

1) разрабатывают и реализуют государственную политику в области государственного контроля и надзора в соответствующей сфере;

2) вносят предложения по совершенствованию проведения контроля и надзора;

3) организуют и проводят контроль и надзор в соответствии с законами Республики Казахстан;

4) разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области контроля и надзора;

5) организуют и проводят мониторинг эффективности контроля и надзора;

6) осуществляют взаимную координацию деятельности органов контроля и надзора в Республике Казахстан;

7) осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

 

 

Глава 2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК

 

Статья 12. Общие вопросы проверки

1. Проверка проверяемого субъекта - одна из форм контроля и надзора, которую проводят органы контроля и надзора, путем совершения одного из следующих действий:

1) посещения проверяемого субъекта должностным лицом государственного органа;

2) запроса необходимой информации, касающейся предмета проверки, за исключением истребования необходимой информации при проведении иных форм контроля и надзора;

3) вызова проверяемого субъекта с целью получения информации о соблюдении им требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 настоящего Закона.

2. Предметом проверки является соблюдение проверяемыми субъектами требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 настоящего Закона.

3. Действия настоящей главы, за исключением пунктов 2 и 3 статьи 26, статьи 29 настоящего Закона, не распространяются на осуществление контроля и надзора, связанного с:

1) пересечением Государственной границы Республики Казахстан;

2) проведением контроля и надзора в области карантина растений, санитарно-карантинного, ветеринарного контроля при пересечении таможенной границы таможенного союза и (или) Государственной границы Республики Казахстан;

3) соблюдением требований безопасности дорожного движения;

4) проездом автотранспортных средств по территории Республики Казахстан на постах транспортного контроля на предмет соблюдения требований безопасности на транспорте;

Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.)

5) контролем и надзором за выполнением требований по безопасной эксплуатации судов в соответствии с законами Республики Казахстан о внутреннем водном транспорте и торговом мореплавании;

6) соблюдением физическими лицами требований хранения, ношения и использования гражданского оружия;

В подпункт 7 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

7) осуществлением государственного контроля и надзора по ветеринарии и карантину растений на объектах внутренней торговли, реализующих продукцию и сырье животного происхождения, в организации, осуществляющей производство, заготовку (убой), хранение, переработку продуктов и сырья животного, растительного происхождения в едином технологическом цикле;

В подпункт 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.01.12 г. № 548-IV (см. стар. ред.)

8) соблюдением на особо охраняемых природных территориях и территории государственного лесного фонда требований в области особо охраняемых природных территорий, охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, а также с целью осуществления контроля за несанкционированным изъятием объектов животного и растительного мира;

9) контролем и надзором мероприятий в карантинных зонах и неблагополучных пунктах по особо опасным болезням животных;

10) соблюдением физическими и юридическими лицами требований безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности;

11) контролем в сфере легального оборота оружия, взрывчатых и ядовитых веществ, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, гражданских пиротехнических веществ и изделий с их применением в рамках проводимых оперативно-профилактических мероприятий органов внутренних дел;

Подпункт 12 изложен в редакции Закона РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.)

12) контролем на территории субъекта, осуществляющего производство отдельных видов подакцизных товаров, посредством акцизных постов, установленных в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, а также проведением контрольного учета этилового спирта и алкогольной продукции в организациях, осуществляющих производство этилового спирта и алкогольной продукции;

13) соблюдением требований финансового законодательства Республики Казахстан, а также контролем и надзором финансового рынка и финансовых организаций;

См.также: Письмо Национального Банка Республики Казахстан от 27 февраля 2012 года № 21024/1030юр

В подпункт 14 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 34-V (см. стар. ред.)

14) соблюдением требований антимонопольного законодательства Республики Казахстан, осуществляемого антимонопольным органом;

15) соблюдением требований бюджетного законодательства Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы исполнения государственного бюджета;

Пункт дополнен подпунктом 16 в соответствии с Законом РК от 26.01.11 г. № 400-IV (введены в действие по истечении тридцати календарных дней после его первого официального опубликования)

16) Исключен в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

Пункт дополнен подпунктами 17 и 18 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования)

17) соблюдением требований законодательства Республики Казахстан, регламентирующего продажу несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции, а также порядок нахождения несовершеннолетних в развлекательных заведениях;

18) соблюдением требований по эксплуатации и техническому состоянию энергетического оборудования электрических станций единой электроэнергетической системы Республики Казахстан, электрических сетей свыше 0,4 киловольта, магистральных тепловых сетей и котельных с установленной мощностью более 100 Гкал/час;

Пункт дополнен подпунктами 19 - 21 в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V

19) контролем за соблюдением правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа в пассажирских поездах в пути следования;

20) торговлей вне мест, установленных местным исполнительным органом;

21) соблюдением центральными государственными органами, маслихатами и акиматами требований по государственной регистрации нормативных правовых актов, а также официальному опубликованию нормативных правовых актов;

Пункт дополнен подпунктом 22 в соответствии с Законом РК от 04.07.13 г. № 132-V

22) осуществлением контроля за состоянием антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, за исключением объектов Республики Казахстан, охраняемых Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан, а также специальными государственными органами, и соблюдением их руководителями требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о противодействии терроризму;

Пункт дополнен подпунктом 23 в соответствии с Законом РК от 10.12.13 г. № 153-V

23) соблюдением требований законодательства в области миграции населения.

4. Отношения, возникающие при проведении проверок, указанных в пункте 3 настоящей статьи, регулируются в соответствии с законами Республики Казахстан.

5. Особенности порядка, сроки проведения, продления, приостановления проверок, оформления акта о назначении, результатах и завершении проверок, осуществляемых органами налоговой службы, определяются Налоговым кодексом Республики Казахстан.

 

Статья 13. Система оценки рисков

1. В зависимости от степени риска государственные органы относят проверяемых субъектов к группам высокого, среднего либо незначительного риска и определяют для них периодичность проведения плановых проверок, но не чаще:

1) одного раза в год - при высокой степени риска;

2) одного раза в три года - при средней степени риска;

3) одного раза в пять лет - при незначительной степени риска.

2. Для проверки соблюдения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 настоящего Закона в области санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка, архитектуры, градостроительства и строительства, периодичность проведения плановых проверок не должна быть чаще:

1) в области ветеринарии, карантина и защиты растений, семеноводства, зернового и хлопкового рынка:

одного раза в полгода - при высокой степени риска;

одного раза в год - при средней степени риска;

одного раза в три года - при незначительной степени риска;

Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.)

2) в области санитарно-эпидемиологического контроля:

одного раза в квартал - при высокой степени риска;

одного раза в полгода - при средней степени риска;

одного раза в год - при незначительной степени риска;

Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.)

3) в области архитектуры, градостроительства и строительства:

одного раза в полгода - при высокой степени риска;

одного раза в год - при средней степени риска;

одного раза в три года - при незначительной степени риска.

Распределение проверяемых субъектов по степеням риска осуществляется с учетом значимости субъекта с точки зрения тяжести последствий, отраслевой статистики нарушений требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, а также результатов внеплановых проверок.

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

3. Государственные органы разрабатывают и утверждают акты, касающиеся форм обязательной ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, полугодовой план проведения проверок.

В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.12.13 г. № 152-V (введены в действие с 1 января 2014 г.) (см. стар. ред.)

4. Критерии оценки степени риска в сфере частного предпринимательства утверждаются совместным приказом органов контроля и надзора и уполномоченного органа по предпринимательству и публикуются на официальных интернет-ресурсах государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Критерии оценки степени риска - совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью проверяемого субъекта, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести проверяемых субъектов к различным степеням риска.

См.: Указ Президента Республики Казахстан от 27 февраля 2014 года № 757 «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан»

 

Статья 14. Ведомственный учет

1. Государственные органы разрабатывают и утверждают акты, касающиеся форм обязательной ведомственной отчетности.

Формы обязательной ведомственной отчетности по вопросам проверок проверяемых субъектов утверждаются совместным приказом руководителя государственного органа, уполномоченного органа по правовой статистике и специальным учетам.

Формы обязательной ведомственной отчетности по вопросам проверок проверяемых субъектов в сфере частного предпринимательства также должны утверждаться уполномоченным органом по предпринимательству.

2. Органы контроля и надзора на постоянной и непрерывной основе обязаны вести ведомственный учет количества проверок проверяемых субъектов, а также выявленных нарушений в соответствии с проверочными листами и принятых к ним мер административного воздействия.

Сводные данные ведомственной отчетности по проверкам проверяемых субъектов публикуются на официальных интернет-ресурсах государственных органов.

 

Статья 15. Проверочные листы

1. Для однородных групп проверяемых субъектов органы контроля и надзора в пределах своей компетенции утверждают проверочные листы.

Формы проверочных листов определяются и утверждаются органом контроля и надзора и подлежат опубликованию в средствах массовой информации и на официальных интернет-ресурсах государственных органов.

Формы проверочных листов в сфере частного предпринимательства утверждаются совместным приказом органов контроля и надзора и уполномоченного органа по предпринимательству и публикуются на официальных интернет-ресурсах государственных органов.

Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 10.07.12 г. № 36-V (см. стар. ред.)

2. Проверочный лист включает в себя исчерпывающий перечень требований к деятельности проверяемых субъектов, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

См. утвержденные формы проверочных листов

 

Статья 16. Виды проверок

1. Проверки проверяемых субъектов делятся на следующие виды:

1) плановые;

2) внеплановые.

Плановая проверка - проверка, назначаемая органом контроля и надзора в отношении конкретного проверяемого субъекта, на основании плана проверок, утвержденного уполномоченным органом, в соответствии с системой оценки рисков и с учетом установленных временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам с целью предупреждения угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

Внеплановая проверка - проверка, назначаемая органом контроля и надзора в отношении конкретного проверяемого субъекта, с целью устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства.

См.: Указ Президента Республики Казахстан от 27 февраля 2014 года № 757 «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан»

2. Плановые и внеплановые проверки осуществляются в рабочее время проверяемого субъекта, установленное правилами внутреннего трудового распорядка, если иное не установлено частью второй настоящего пункта.

Внеплановая проверка может проводиться во внеурочное время (ночное, выходные или праздничные дни) в случаях необходимости пресечения нарушений непосредственно в момент их совершения.

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.06.12 г. № 19-V (см. стар. ред.); Законом РК от 03.07.13 г. № 121-V (см. стар. ред.)

3. Плановые и внеплановые проверки подразделяются на:

1) комплексные проверки;

2) тематические проверки.

При необходимости одновременного проведения проверки проверяемого субъекта несколькими органами контроля и надзора каждый из данных органов обязан оформить акт о назначении проверки и зарегистрировать его в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам, за исключением случаев привлечения к участию в проверках, назначаемых органами прокуратуры.

При необходимости одновременного проведения проверки нескольких проверяемых субъектов по одному и тому же кругу вопросов одним органом контроля и надзора данный орган обязан оформить акт о назначении проверки на каждого проверяемого субъекта и зарегистрировать его в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам, за исключением налоговой проверки, проводимой по вопросам:

1) постановки на регистрационный учет в налоговых органах;

2) наличия контрольно-кассовых машин;

3) наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок;

Пункт дополнен подпунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V

3-1) наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо;

4) Исключен в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V (см. стар. ред.)

5) наличия лицензии;

6) разрешения на отпуск этилового спирта;

7) патента;

8) регистрационной карточки, указанной в статье 574 Налогового кодекса Республики Казахстан;

9) наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек.

Комплексная проверка - проверка деятельности проверяемого субъекта по комплексу вопросов соблюдения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 настоящего Закона.

Тематическая проверка - проверка деятельности проверяемого субъекта по отдельным вопросам соблюдения требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии со статьей 5 настоящего Закона.

В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

4. В срок до 10 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, и до 10 мая текущего календарного года органы контроля и надзора направляют полугодовые планы проведения проверок в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам для формирования Генеральной прокуратурой Республики Казахстан полугодового сводного плана проведения плановых проверок.

В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования) (см. стар. ред.)

5. Изменения в полугодовые планы проведения проверок не допускаются.

Генеральная прокуратура Республики Казахстан размещает полугодовой сводный план проведения плановых проверок на официальном интернет-ресурсе Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в срок до 25 декабря текущего календарного года и до 25 мая текущего календарного года.

6. Основанием для назначения плановой проверки проверяемых субъектов является план, утвержденный органом контроля и надзора, на основании результатов мероприятий системы оценки рисков.

Статья дополнена пунктом 6-1 в соответствии с Законом РК от 10.07.12 г. № 36-V (введен в действие с 1 января 2013 года)