|
|
|
Контракты на недропользование: современные проблемы
Выступление на международной научно-практической конференции «Политико-правовые аспекты недропользования в Казахстане: гарантии экономической стабильности» (19 ноября 2010 года)
С. Мороз, заведующая кафедрой частноправовых дисциплин Каспийского общественного университета, доктор юридических наук, профессор
Договор (контракт) на недропользование - это соглашение сторон об осуществлении определенного вида пользования недрами (разведки полезных ископаемых, добычи полезных ископаемых, совмещенной разведки и добычи полезных ископаемых и других). Данный контракт имеет ряд признаков, характерных только для него. Во-первых, одной из сторон договора на недропользование всегда выступает государство в лице своих органов; во-вторых, заключению договора, как правило, предшествует проведение конкурса инвестиционных программ на право недропользования (в случаях, прямо указанных законодателем, договор может быть заключен путем проведения прямых переговоров). В-третьих, основания и порядок его заключения, изменения, прекращения или расторжения регламентируются специальным законодательством - законодательством о недрах и недропользовании, а не гражданским законодательством (в частности, вопреки общим положениям ГК РК договор на недропользование может быть изменен или дополнен в одностороннем порядке (компетентный орган вправе потребовать изменения и (или) дополнения условий контрактов с целью восстановления экономических интересов РК (п. 3 ст. 71 Закона РК «О недрах и недропользовании» от 24.06.2010 г. № 291-IV) либо вообще расторгнут во внесудебном порядке (компетентный орган вправе в одностороннем порядке прекратить действие контракта (п. 3 ст. 72 Закона о недрах и недропользовании). В-четвертых, государство обладает приоритетным правом на приобретение права недропользования (для сохранения и укрепления ресурсно-энергетической основы экономики страны во вновь заключаемых, а также ранее заключенных контрактах на недропользование, за исключением контрактов по подземным водам и общераспространенным полезным ископаемым, государство имеет приоритетное право перед другой стороной контракта или участниками юридического лица, обладающего правом недропользования, и другими лицами на приобретение отчуждаемого по возмездным и безвозмездным основаниям права недропользования (его части) и (или) объектов, связанных с правом недропользования (п. 2 ст. 12 Закона о недрах и недропользовании), а также преимущественным правом на приобретение полезных ископаемых перед всеми другими участниками гражданского оборота (РК имеет преимущественное перед другими лицами право на приобретение полезных ископаемых недропользователя по ценам, не превышающим цены, применяемой недропользователем при совершении сделок с соответствующими полезными ископаемыми, сложившимся на дату совершения сделки, за вычетом транспортных расходов и затрат на реализацию) (п. 1 ст. 12 Закона о недрах и недропользовании). Конечно, для обычных гражданско-правовых договоров это несвойственно. На сегодня наиболее актуальными являются следующие проблемы:
I. О правовой природе контракта на недропользование
В настоящее время сложились следующие подходы к определению правовой природы контракта на недропользование: 1) это гражданско-правовой договор; 2) это административно-правовой договор; 3) это самостоятельный вид договора. Указанные выше особенности контракта на недропользование и вызывают сомнения в его гражданско-правовой природе. На наш взгляд, контракт на недропользование - это гражданско-правовой договор, тем более, что для административного права как такового вообще не характерно заключение договоров как согласованной воли двух или более лиц (это противоречит его публично-правовой природе). Здесь следует учитывать, что в сфере недропользования возникают две группы правоотношений с участием государства: первую группу составляют публичные отношения государственной собственности на недра (которые всегда будут носить административно-правовой характер). Это выражается, в частности, в том, что только государство в лице своих органов может предоставить право недропользования; государство определяет правовой режим владения и пользования недрами, соответственно, именно государство устанавливает, как и в каких пределах недропользователи могут владеть и пользоваться недрами. Во вторую группу отношений с участием государства входят: договорные (гражданско-правовые) отношения (которые должны носить частноправовой характер, так как, согласно п. 1 ст. 111 ГК РК, государство выступает в гражданско-правовых отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений).
II. О стабильности контракта на недропользование
Положение о стабильности контракта на недропользование напрямую в Законе о недрах и недропользовании не закреплено - наоборот, закон определяет случаи, когда условия ранее заключенного контракта могут быть изменены (дополнены) по требованию уполномоченного органа, либо когда контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке. Однако, как следует из п. 4 ст. 129 Закона о недрах и недропользовании, контракты, заключенные до введения в действие этого закона, сохраняют свое действие. Наряду с этим, в Законе РК «Об инвестициях» от 08.01.2003 г. № 373-II закреплено, что «Республика Казахстан гарантирует стабильность условий договоров, заключенных между инвесторами и государственными органами Республики Казахстан, за исключением случаев, когда изменения в договоры вносятся по соглашению сторон» (п. 3 ст. 4). Вместе с тем наиболее сложным является вопрос о стабильности условий договора, носящих публично-правовой характер - о налогах, таможенных пошлинах и пр. Учитывая, что контракт на недропользование - это гражданско-правовой договор, то он не должен содержать условия публично-правового характера, но если это все-таки произошло и стороны своим соглашением внесли в гражданско-правовой договор условия публично-правового характера, то гарантии стабильности на эти условия не должны распространяться в силу того, что под контрактом (договором) может пониматься только соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 378 ГК РК). Следовательно, условия об уплате налогов и таможенных пошлин не могут быть признаны договорными, поскольку они не являются гражданско-правовыми, а представляют собой публично-правовые, а именно налоговые и таможенные.
III. О преимуществах и недостатках соглашения о разделе продукции (СРП)
СРП применяются при разработке нефтяных месторождений в Малайзии, Анголе, Перу, КНР, Нигерии, а в странах СНГ (России, Казахстане, Азербайджане) стали использоваться в качестве контракта на недропользование с начала 90-х годов. Всего за годы независимости в РК было заключено 15 СРП (соглашение на разведку и добычу нефти и по подрядному участку Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения (Северный Каспий (месторождение Кашаган) и др. В настоящее время механизм СРП успешно действует в 64 странах мира, в том числе и в Азербайджанской Республике, где количество заключенных СРП за годы независимости составляет 28, при этом Азербайджан не собирается отказываться от такого вида контракта, как СРП, считая его для себя выгодным. В РФ отношение к СРП несколько иное - в последнее время все чаще высказываются предложения об отказе от заключения СРП ввиду их низкой экономической эффективности и явно колониального характера этих соглашений. Всего в РФ реализуются 3 СРП: 1) соглашение о разделе продукции по расположенным на шельфе о. Сахалин нефтегазоконденсатным месторождениям Чайво, Одопту и Аркутун-Дагинское (Сахалин-1); 2) соглашение о разработке Пильтун-Астахского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (Сахалин-2); 3) соглашение между РФ в лице Правительства РФ и администрации Ненецкого автономного округа и французским акционерным обществом «Тоталь Разведка Разработка Россия» о разработке и добыче нефти на Харьягинском месторождении на условиях раздела продукции (Харьягинский проект). В РК с 1 января 2009 г. СРП было исключено из законодательного перечня контрактов на недропользование (но это не означает автоматического прекращения ранее заключенных СРП, которые сохранят свое действие до окончания срока их действия). Вместе с тем трудно согласиться с тем, что сама договорная модель СРП является неудачной, как зачастую отмечают специалисты, скорее всего причина не в самой договорной модели, а в договорных условиях. Даже такая модель, как СРП, может быть выгодной, если условия договора согласованы надлежащим образом. В качестве основных особенностей данного вида договора можно назвать следующие: 1) добытая продукция остается в государственной собственности до точки раздела; 2) основанием предоставления права недропользования является гражданско-правовой договор; 3) применяется специальный налоговый режим в форме раздела продукции.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |