|
|
|
Право на квалифицированную юридическую помощь и независимость адвокатуры, - Сборник круглого стола, Алматы, 2010 г. Астана, 9 декабря 2010 г.
Данная публикация подготовлена Центром исследования правовой политики при финансовой поддержке Фонда сорос Казахстан. Мнения и взгляды, содержащиеся в публикации, могут не совпадать с официальной позицией Фонда Сорос Казахстан.
© Центр исследования правовой политики 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Приветственные выступления секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан президент Союза адвокатов Республики Казахстан советник по правам человека Центра ОБСЕ в Астане директор программы Правовая реформа Фонда «Сорос - Казахстан« исполнительный директор Центра исследования правовой политики
СЕССИЯ 1: ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ АДВОКАТУРЫ В СВЕТЕ ПОСЛЕДНИХ ЗАКОНОТВОРЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ
Обзор законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам адвокатуры», - ЭЛИМАНОВ Жанат Калдыбекович, заместитель председателя Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции Республики Казахстан Памела ДЖОРДАН, доцент, Саскачеванский университет, г.Саскатун, Канада Заключение на проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатуры», - КИПНИС Николай Матвеевич, адвокат Московской городской коллегии адвокатов, к.ю.н., доцент Московской государственной юридической академии Основные тенденции в сфере регулирования правовой профессии в Европе, России и Центральной Азии, - ДЕХАНОВ Сергей Александрович, адвокат, доцент кафедры конституционного и муниципального права Российского университета дружбы народов (РУДН) О некоторых проблемах адвокатской деятельности, - РОЗЕНЦВАЙГ Александр Владимирович, адвокат, член Президиума Алматинской городской коллегии адвокатов (АГКА), к.ю.н
СЕССИЯ 2: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ, ОПЛАЧИВАЕМОЙ ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Реализация права на защиту и бесплатная юридическая помощь, - ЮРЧЕНКО Раиса Николаевна, судья Верховного Суда РК в отставке, к.ю.н. Основные модели оказания бесплатной правовой помощи, - РОМАНОВ Роман, директор программы «Верховенство права« Международного фонда «Возрождение«, г. Киев, Украина Совершенствование системы оказания правовой помощи, оплачиваемой за счет государственного бюджета, - КАНАФИН Данияр Кайратович, адвокат, член Президиума Алматинской городской коллегии адвокатов (АГКА), к.ю.н., доцент Концептуальные рекомендации по разработке новой модели предоставления и финансирования бесплатной юридической помощи в Республике Казахстан, - ГОЛЕНДУХИН Евгений, председатель общественного объединения «Региональный Центр новых информационных технологий«, г. Петропавловск Субсидируемая квалифицированная юридическая помощь в Казахстане: проблемы правовой регламентации, организации и обеспечения, - СУЛЕЙМЕНОВА Гульнар Жахановна, генеральный директор Евразийского центра права, к.ю.н., профессор
секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
Уважаемые участники круглого стола!
Позвольте поприветствовать вас на организованном Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан совместно с Союзом адвокатов Республики Казахстан, Фондом «Сорос - Казахстан», Центром ОБСЕ В Астане, Алматинской городской коллегией адвокатов, Центром исследования правовой политики, круглом столе: «Право на квалифицированную помощь и независимость адвокатуры». Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 годы определила новые приоритеты в правовой политике нашего государства. Как известно, основным направлением развития национального права является реализация правовых идей и принципов Конституции Республики Казахстан. При этом важное место занимает совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы организации и деятельности адвокатуры. В ходе работы круглого стола нами предполагается обсудить законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатуры«, который разработан во исполнение поручения Главы государства о необходимости усиления государственного контроля в сфере адвокатуры. Принятие указанного законопроекта позволит обеспечить прозрачность и открытость деятельности аттестационной комиссии при проведении аттестации на получение лицензий на занятие адвокатской деятельности. Кроме того, проект закона: - регулирует вопросы, связанные с проведением стажировки претендентов на адвокатскую деятельность; - устанавливает механизмы осуществления контроля над качеством юридической помощи, предоставляемой адвокатами; - предусматривает поправки, позволяющие обеспечить адвокатской помощью население сельских районов, где адвокатская деятельность не организована, к сожалению, на постоянной основе. Безусловно, предлагаемые нормы имеют положительные социальные последствия, которые существенно улучшают качество адвокатской деятельности. Сегодня на круглый стол приглашены сотрудники государственных органов, судьи Верховного суда, представители Генеральной прокуратуры, адвокаты, представители научных кругов, эксперты, общественные и международные организаций. Я от лица Комитета надеюсь, что сегодняшнее заседание и результаты, которые будут выработаны в ходе его работы, окажут положительное влияние на содержание законопроекта и деятельность адвокатуры в Республике Казахстан. Желаю всем вам плодотворной работы. Спасибо за внимание.
ТУГЕЛ Ануар Курманбаевич, президент Союза адвокатов Республики Казахстан Не всегда удается выступить перед нашими народными избранниками, поэтому позвольте выступить с трибуны с приветствием. В моем приветствии, как и в выступлении, хочу обозначить те проблемы, с которыми сегодня сталкивается адвокатское сообщество и которые нам предстоит решить при рассмотрении нашего законопроекта. Уважаемые участники круглого стола! Позвольте от имени адвокатского сообщества поприветствовать вас и поблагодарить за участие в нашем форуме. Недавно многие из нас стали свидетелями состоявшегося в Астане саммита ОБСЕ. Это событие красноречиво показало путь, который прошла наша страна за 19 лет своей независимости, от бывшей советской республики до государства, заслуженно пользующегося международным авторитетом и признанием. За это время в Казахстане осуществлены огромные социально-экономические и политические реформы, коренным образом изменившие всю систему общественных отношений. Произошли и правовые преобразования, нацеленные на закрепление прав и свобод человека и в качестве безусловного государственного приоритета. Конституция провозгласила в качестве одной из важнейших функций государства гарантирование права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, а Концепция по правовой политике на 2010-2020 годы определила адвокатуру как ядро оказания квалифицированной юридической помощи. Но как успешно и эффективно адвокатура будет выполнять данную конституционную миссию, конечно, зависит от тех законопроектов, которые регулируют адвокатскую деятельность у нас в стране. Тема сегодняшнего круглого стола - «Право на квалифицированную юридическую помощь и независимость адвокатуры«. Именно эти вопросы затрагивает законопроект об адвокатуре, который сегодня обсуждается в стенах Мажилиса. Позвольте мне вкратце остановиться на тех важных моментах, которые требуют объективного обсуждения. Первый момент - о создании комиссии по проверке жалоб на адвокатов. Прежде всего, это относится к созданию при департаментах юстиции дисциплинарных комиссий, призванных рассматривать жалобы на адвокатов. Министерство юстиции, когда включало данную норму в законопроект, констатировало тенденцию ослабления государственного контроля над качеством оказания правовой помощи и выполнением адвокатом своих обязанностей. Они считают, что виной всему отсутствие в законе регламентации порядка и условий проведения проверок деятельности адвокатов. Мы, адвокатское сообщество, выражаем категоричное несогласие с самой идеей создания таких комиссий. Мы убеждены, что нормы, касающиеся усиления государственного контроля над качеством оказания адвокатской помощи, по определению противоречат принципам независимости адвокатской деятельности и являются нарушением международных стандартов организации адвокатуры. Об этом мы неоднократно говорили на встречах в Министерстве юстиции и на заседаниях рабочей группы по этому законопроекту. Министерство юстиции, в принципе, уполномочено лишь координировать действия адвокатуры, однако через этот законопроект оно пытается возложить на себя несвойственные ему функции и полномочия. Это уже не говоря о таких технических нюансах, что в Министерстве отсутствует аналитическая структура, которая имела бы представление, по каким критериям оценивать профессионализм адвоката. Несомненно, что сотрудник департамента юстиции не способен осуществлять контроль над деятельностью профессионального адвоката, имеющего, например, 30-летний стаж работы. Главным критерием оценки качества работы адвоката может быть только одно - эффективность ведения им дела своего доверителя, подзащитного, убедительность его аргументов для следствия и суда. В этом смысле право оценивать работу адвоката принадлежит только клиенту и суду. Если суд увидит, что адвокатская работа осуществляется ненадлежащим образом, он может отреагировать в установленном законном порядке, равно как может принять все достаточные меры и коллегия адвокатов. Казалось бы, какие еще доводы нужны для того, чтобы убедиться в неправомерности такого подхода Министерства юстиции. Между тем, эта норма пока осталась в законопроекте. Мы считаем, что наши аргументы, которые сегодня мои коллеги приведут в своих выступлениях, все-таки могут подвигнуть и депутатский корпус, и Министерство юстиции на исключение данной нормы из законопроекта. Вторая принципиальная норма, с которой мы не согласны, о запрете учреждать коммерческие организации. Столь же категоричное наше неприятие вызывают и содержащиеся в данном законопроекте положения о запрете для адвокатов учреждать коммерческие организации, владеть акциями и долями участия в юридических лицах. Так, законопроектом адвокату запрещается состоять на государственной службе, заниматься предпринимательской деятельностью, учреждать коммерческие организации. Законопроект предусматривает приостановление действия лицензии на занятие адвокатской деятельностью в случае учреждения адвокатом коммерческой организации, его вхождения в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. В то же время проект содержит норму, согласно которой в течение месяца после вступления в члены коллегии адвокатов адвокат обязан на время занятия адвокатской деятельностью передать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли, пакеты акций в уставном капитале коммерческих организаций и иное имущество, использование которого влечет получение доходов. Данная норма, как известно, аналогична норме, регулирующей вопросы передачи в доверительное управление имущества государственных служащих. Однако государственный служащий имеет право получать доход от переданного в доверительное управление имущества. Тогда напрашивается вполне логичный вопрос: в чем смысл запрета учреждать коммерческие организации и приостанавливать действие лицензий, если адвокат может передать свои доли в доверительное управление? Мы считаем, что запрет на учреждение коммерческих организаций ограничивает право адвокатов на получение дополнительного дохода и лишает их конституционного права на частную собственность. Поэтому требуется более детальное изучение данного вопроса с тем, чтобы не допустить необоснованного ограничения прав адвокатов как граждан, имеющих полное право получать доход в установленном законом порядке. Находящийся в Парламенте законопроект стал результатом долгих дискуссий, большого труда по согласованию и сближению позиций. В ходе этой работы адвокатское сообщество добилось определенных успехов в отстаивании своих позиций, но все же нормы, касающиеся именно контролирующих и запретительных функций со стороны государства в отношении адвокатуры, превалируют в данном законопроекте. В частности, в законопроект не вошла ни одна норма, укрепляющая и совершенствующая статус адвоката в рамках уголовного и гражданского процессов в соответствии с Концепцией правовой политики. Вместе с тем, в Концепции правовой политики на 2010-2020 годы прямо сказано, что адвокатура является ведущим правозащитным институтом, ядром оказания квалифицированной юридической помощи. Реализация гражданами конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи является условием и гарантией доступа к правосудию. Механизмы реализации этого права нуждаются в совершенствовании, а процессуальные права адвоката как активного участника уголовного процесса требуют эффективных правовых механизмов реализации. К сожалению, буква и дух такого подхода пока не нашли отражения в законопроекте. Именно процессуальные права адвокатов были и остаются слабым звеном во всей системе оказания квалифицированной юридической помощи. Именно из-за отсутствия эффективных гарантий адвокатской деятельности страдало и продолжает страдать качество оказания такой помощи. В качестве одного из конкретных шагов, наверно, настало время сконцентрировать усилия на решении одной из наиболее принципиальных проблем в работе адвоката - потребовать введения особого порядка возбуждения и проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении адвокатов. Мы давно говорили об особом производстве, например, чтобы правом возбуждать уголовное дело в отношении адвоката обладал только Генеральный прокурор, во всяком случае, прокурор области. Осуществление в отношении адвоката оперативно-розыскных мероприятий должно быть только с санкции суда. Необходимо также законодательно запретить органам, ведущим оперативно-розыскную деятельность, привлекать адвоката к негласному сотрудничеству; не допускать ограничения участия адвокатов по делам, связанным с государственными секретами. Наличие у адвокатов специальных допусков не предусмотрено ни законодательством об адвокатской деятельности, ни УПК. В числе прочего, мы требуем наделить адвокатов самыми эффективными средствами процессуального реагирования на нарушение закона в ходе уголовного судопроизводства, в частности, повысить действенность института ходатайств и усилить ответственность должностных лиц за формальное к ним отношение. Решимость добиваться кардинальных изменений нам придает и то обстоятельство, что с каждым годом растет число наших коллег, пострадавших при исполнении своих обязанностей от произвола правоохранительных органов. Ведь от того, насколько реальными будут гарантии адвокатской деятельности, зависит и воплощение принципа состязательности сторон обвинения и защиты в уголовном процессе. Уважаемые депутаты! Уважаемые гости! Уважаемые участники круглого стола! Думаю, всего сказанного достаточно, чтобы понять, что сохранение независимости адвокатуры от государства, повышение статуса адвоката - это отнюдь не вопрос ведомственного или корпоративного тщеславия. Это вопрос созидания и укрепления правового государства, залог осуществления тех планов по современному развитию Казахстана, о которых постоянно говорит Президент страны. В августе текущего года Глава государства подписал Указ о реформировании правоохранительных органов, предусматривающий гуманизацию и либерализацию уголовной политики в нашей стране, но любая гуманизация и любая либерализация без повышения статуса адвокатов, я считаю - это фикция. Поэтому, безусловно, данный законопроект необходимо рассматривать в контексте или, я даже скажу, как составную часть концепции Указа Президента. Мы должны сегодня в полной мере учесть все эти моменты, чтобы попытаться использовать их при рассмотрении законопроекта в Парламенте. В завершение, я желаю всем участникам живой дискуссии и плодотворной работы, в результате которых мы сумеем выработать необходимые рекомендации для законодательного закрепления и развития тех предложений, которые вы сегодня выработаете и которые позволят решить широкий круг теоретических и практических проблем в организации и функционировании адвокатуры. Спасибо.
Штефан БУХМАЙЕР, советник по правам человека Центра ОБСЕ в Астане Спасибо за предоставленное слово. Уважаемые депутаты Парламента! Уважаемые участники! Позвольте поприветствовать вас от имени Центра ОБСЕ в Астане. Приношу извинения за отсутствие господина посла Кельчевского, который в данный момент находится в Алматы. Благодарю за предоставленную возможность выступить с приветственным словом. Прежде всего, хочу выразить признательность Комитету по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Центру исследований правовой политики, Фонду «Сорос - Казахстан« и Союзу адвокатов Казахстана за организацию сегодняшней встречи. Вопрос развития адвокатуры и дальнейшего совершенствования системы оказания правовой помощи становится особенно актуальным сегодня. Как вы знаете, в конце прошлого года в Парламенте проводился круглый стол, посвященный проблемам независимости правовой профессии в Республике Казахстан. Вопросы, поднимавшиеся во время круглого стола, такие как развитие адвокатуры, правовой статус и обеспечение независимой реализации полномочий адвоката, правовое регулирование допуска адвокатов к участию в делах, содержащих государственные секреты, по-прежнему ждут своего разрешения в рамках институционального и законодательного совершенствования системы оказания правовой помощи в Казахстане. Роль представителей юридической профессии, оказывающих квалифицированную юридическую помощь развитию демократического, правового общества является ключевой в соблюдении обязательств, связанных с принципами справедливого судопроизводства, а также обязательств в области права на эффективные средства правовой защиты, верховенства права, свободы от произвольного ареста или задержания, запрета пыток и независимости судебной системы. Поэтому представительство ОБСЕ в Казахстане уделяет большое внимание развитию юридической профессии и положению адвокатуры в стране. Концепция правовой политики на 2010-2020 годы определяет реализацию конституционного права на квалифицированную юридическую помощь, условия и гарантии доступа к правосудию, при этом верно отводит адвокатуре ведущую роль в системе правозащитных институтов. В этой связи хочется еще раз обратить внимание на важность однозначного разрешения таких вопросов, как: - определение степени государственного регулирования юридической профессии и уровня независимости адвокатуры; - гарантирование права адвокату беспрепятственно получать необходимую информацию, сведения, справки с целью подготовки своей позиции на судебном разбирательстве без ограничения допуска к делам с грифом секретности. По поводу последнего следует подчеркнуть, что, согласно нормам международного права, каждый имеет безусловное право на справедливое судебное разбирательство, юридическую защиту посредством выбранного им защитника без каких-либо оговорок. В связи с этим хочу пожелать, чтобы в ходе сегодняшней дискуссии были выработаны эффективные рекомендации и практические шаги по целому кругу актуальных вопросов в связи с законопроектом и практикой. В заключение хочется заверить, что представительство ОБСЕ в Казахстане и в будущем будет поддерживать инициативы адвокатского сообщества, представителей государственной власти по дальнейшему совершенствованию системы предоставления квалифицированной юридической помощи и развития адвокатуры. Благодарю за внимание.
директор программы Правовая реформа Фонда «Сорос - Казахстан» Разрешите от имени Фонда «Сорос - Казахстан» поприветствовать всех участников круглого стола и выразить благодарность всем соорганизаторам за поддержку в проведении этого мероприятия. Как известно, Фонд «Сорос - Казахстан» уже на протяжении многих лет поддерживает инициативы в области прав человека. Доступ к правосудию как основное право человека немыслим без доступа к квалифицированной юридической помощи. Оказание такой помощи предусмотрено статьей 13 Конституции Республики Казахстан. Сегодня вместе с обсуждением необходимости укрепления независимости адвокатуры на второй сессии круглого стола у нас будет возможность также обсудить проблему оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи и роли адвокатуры в ее обеспечении. В раздаточных материалах вы найдете публикацию, подготовленную при финансовой поддержке Фонда «Сорос - Казахстан» нашими давними партнерами. В ней рассматриваются различные подходы к реформированию системы оказания бесплатной правовой помощи. Надеюсь, что круглый стол придаст новый импульс продолжающимся дискуссиям по вопросу реформирования оказания бесплатной квалифицированной помощи, способствует укреплению независимости адвокатуры. Желаю всем нам плодотворной работы, успешного круглого стола.
исполнительный директор Центра исследования правовой политики
Уважаемые участники круглого стола!
Позвольте приветствовать вас от имени Центра исследования правовой политики. Наш центр является первой в Центральной Азии общественной организацией, которая продвигает вопросы совершенствования правовой политики посредством научно-практических исследований и разработок в сферах уголовного, гражданского, административного правосудия. Основными принципами, на основе которых наша организация определяет стратегические направления своей деятельности, являются соблюдение прав человека и обеспечение верховенства права. Тема сегодняшнего круглого стола очень важна и актуальна для нашей организации, так как вопросы оказания квалифицированной юридической помощи и независимость правовой профессии тесным образом связаны с реализацией таких фундаментальных прав человека, как право на защиту и справедливый судебный процесс. Именно для эффективной реализации этих прав, гарантированных Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом о гражданских и политических правах, международным сообществом разработаны стандарты независимости правовой профессии. Признавая право государства регулировать оказание юридической помощи, международное сообщество считает, что такое регулирование должно осуществляться на основе соблюдения принципа профессиональной независимости адвокатов. При этом необходимо отметить, что основными бенефициарами независимости правовой профессии являются не сами адвокаты, юридическое общество или абстрактно - правосудие, а, прежде всего, общество. Профессиональная независимость - это не привилегия, которую дают именно этой профессии, а необходимое условие для выполнения ею публичной функции - защиты индивидуальных прав граждан независимо от влияния и вмешательства государства. Поэтому как общественная организация мы заинтересованы в соблюдении принципа независимости правовой профессии и создании государством всех условий для существования сильной, саморегулируемой, ответственной перед обществом профессиональной организации. С нашей стороны мы готовы предоставить платформу для совместных дискуссий по вопросам улучшения качества юридической помощи с целью ее эффективной защиты прав и свобод. Именно с этой целью наша организация представит на рассмотрение сегодняшнего круглого стола заключение международного эксперта из России, известного специалиста по адвокатуре Н.М.Кипниса, которое содержит конкретные рекомендации по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатуры». Мы надеемся, что результатом круглого стола станет выработка практических рекомендаций по укреплению независимости адвокатуры и совершенствованию системы оказания бесплатной юридической помощи в Республике Казахстан. Мы надеемся, что они будут приняты во внимание депутатами Мажилиса Парламента, а также разработчиком законопроекта - Министерством юстиции Республики Казахстан.
СЕССИЯ 1: ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ АДВОКАТУРЫ В СВЕТЕ ПОСЛЕДНИХ ЗАКОНОТВОРЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ
ЭЛИМАНОВ Жанат Калдыбекович, заместитель председателя Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции Республики Казахстан
ОБЗОР ЗАКОНОПРОЕКТА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РК ПО ВОПРОСАМ АДВОКАТУРЫ»
Уважаемые депутаты!
Уважаемые участники круглого стола!
Сегодняшний формат встречи проходит в рамках обсуждения, хотелось бы сразу высказать мое мнение. Я лично не согласен с теми замечаниями, которые прозвучали сейчас, когда адвокатура и государство противопоставляются. Мы, наоборот, стоим на позиции того, что именно государство создало институт адвокаты, государство, как никто другой, в первую очередь, заинтересовано в эффективной защите прав наших граждан. Исходя из этого, государство принимает все необходимые меры для того, чтобы были закреплены принципы профессиональной независимости адвокатуры. Хотелось бы сказать, что для реализации Концепции правовой политики буквально с января текущего года введен в действие закон, который предусматривает частичное решение проблем, которые обозначены в концепции, так: - значительно расширен круг лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи; - в определенной степени расширены процессуальные полномочия адвокатов, а именно: - закреплено право самостоятельного инициирования производства судебной экспертизы, привлечения специалиста; - установлен порядок приобщения материалов дела, представленных адвокатом, к доказательствам; - усилена уголовная ответственность за воспрепятствование законной деятельности адвокатов; - из числа защитников исключены представители профсоюзов и других общественных объединений. Наряду с этим, Министерство юстиции на заседании Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан обратило внимание на некоторые проблемы организации адвокатской деятельности, которые должны быть разрешены на законодательном уровне. В результате подготовлен законопроект, который в настоящее время находится на рассмотрении Мажилиса и который сегодня мы обсуждаем. Хочу сразу оговориться, что данный законопроект не снимает всех проблем, с которыми сейчас сталкиваются адвокаты, и эта задача при разработке законопроекта не ставилась. Для этого Министерством разработан проект отраслевой программы развития адвокатской деятельности на 2010-2020 годы, которым предусматривается поэтапная разработка и принятие ряда законодательных актов, направленных на дальнейшее укрепление статуса и повышение процессуальных полномочий адвокатов. Также будут решаться важные вопросы оказания квалифицированной юридической помощи. Кстати, проектом Плана законопроектных работ на следующий год предусмотрено направление в Парламент законопроекта о квалифицированной юридической помощи, где будет пересмотрена существующая система оказания правовой помощи за счет государства. Сегодня после обеда этот вопрос будет обсуждаться. Я думаю, мы обязательно учтем рекомендации сегодняшнего круглого стола при разработке законопроекта. Что касается обсуждаемого сегодня законопроекта, он направлен, прежде всего, на совершенствование организации и деятельности адвокатуры, минимизацию коррупции и придание отдельным нормам силы прямого действия. Хочу остановиться лишь на отдельных его положениях. Прежде всего, предусматривается создание на республиканском уровне объединения коллегий адвокатов. Для чего это нужно? Во-первых, мы учли международный опыт по данному вопросу: практически во всех развитых зарубежных странах с устоявшимися адвокатскими традициями действуют организации, в которые входят региональные объединения адвокатов. Они координируют их деятельность на местах, разрабатывают программу профессиональной подготовки адвокатов, представляют интересы адвокатского сообщества в центральных органах власти, Парламенте и так далее. Во-вторых, мы живем в унитарном государстве, имеем один Закон «Об адвокатской деятельности», а нормы профессионального поведения адвокатов, меры ответственности применяются на местах по-разному, а в отдельных областях эти правила вообще отсутствуют. Поэтому предполагается, что республиканское объединение коллегий адвокатов будет разрабатывать и утверждать кодекс профессиональной этики (кстати, законодательством об адвокатской деятельности принятие такого кодекса вообще не предусмотрено), который будет способствовать повышению качества оказываемых юридических услуг и устанавливать нормы поведения адвоката во взаимоотношениях с клиентом. Таким образом, будет обеспечиваться принцип единообразного применения закона, будут унифицированы требования профессиональной этики, прозрачные и доступные для общественности. То же самое касается порядка привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности и видов дисциплинарных взысканий. В настоящее время указанные положения содержатся в уставах коллегий. Они порой существенно отличаются друг от друга и противоречат действующему законодательству, в связи с чем проектом закона предусматривается восполнение этого пробела. Принятие указанных норм, по нашему мнению, будет способствовать дальнейшему развитию принципа саморегулирования. Что касается системы лицензирования, то планируется ее несколько изменить, сделать этот процесс более прозрачным, чтобы исключить проявления коррупции. Предлагается увеличить количество представителей адвокатского сообщества в составе аттестационной комиссии, при этом возглавлять работу комиссии будет руководитель республиканского объединения коллегий адвокатов. Предусматривается возможность стенографирования, видеосъемки, освещения экзаменов в средствах массовой информации. Для устранения излишних административных барьеров оптимизируется перечень документов, необходимых для прохождения аттестации и получения лицензий. Особую актуальность приобретает вопрос специализации адвокатов по основным направлениям деятельности судов. Это обусловлено тем, что в стране уже функционируют специализированные экономические, уголовные и административные суды, создаются специализированные суды по делам несовершеннолетних. По нашему мнению, специализация адвокатов будет способствовать повышению их квалификации и, как следствие, улучшению качества оказанной юридической помощи. Поэтому в законопроекте предусматривается возможность создания специализированных юридических консультаций с возложением обязанности по проведению этой работы на территориальные коллегии адвокатов. В обществе сейчас очень часто поднимается вопрос по поводу вступительных взносов в коллегии адвокатов. Многие считают их непомерно высокими и воспринимают как препятствие к доступу к профессии. Имеются предположения, что они созданы для личного обогащения руководства коллегий. Для разрешения обозначенной проблемы предлагается унифицировать систему уплаты членских взносов, при этом устанавливается, что вступительные взносы используются исключительно в целях укрепления материально-технической базы, для оказания бесплатной юридической помощи и не могут быть направлены на выплату заработной платы и премий. То есть устанавливается их целевое назначение. Предусматривается освобождение от уплаты вступительного взноса для лиц, желающих заниматься адвокатской деятельности в сельской местности. Теперь о контроле над качеством оказания адвокатских услуг. Сейчас уже прозвучала критика по этим предложениям. Хочу заметить, что соответствующими полномочиями органы юстиции уже наделены действующим законодательством, и это не является новшеством. Однако Законом «Об адвокатской деятельности» не регламентированы порядок и условия проведения проверок деятельности адвокатов, а ведь неурегулированность этих вопросов может создать почву для различного рода злоупотреблений. При внимательном изучении норм законопроекта они не кажутся настолько карательными, как их хотят представить наши оппоненты. Во-вторых, предусматривается создание комиссий, куда для объективности будут включены представители адвокатского сообщества. Проверки будут производиться исключительно на основании обращений граждан и юридических лиц. Срок проверок ограничен десятью рабочими днями. Немаловажно, что устанавливается законодательный запрет на проведение проверок по финансовым взаимоотношениям адвокатов с клиентами. Эти вопросы будут разрешаться исключительно в судебном порядке. И, наконец, по результатам проверки комиссия может вносить соответствующие предложения, а решать - привлекать адвоката к ответственности или нет - будет исключительно президиум коллегии адвокатов. Кроме того, для обеспечения прозрачности данного процесса предусматривается возможность участия в заседании президиума как представителей органов юстиции, так и заявителей, авторов обращений или их представителей. Что касается замечаний, я при подготовке изучил экспертное заключение, которое было подготовлено нашими коллегами из Российской Федерации. Хотелось бы выразить им нашу признательность. Отдельные вопросы, которые поднимаются в этом экспертном заключении, действительно требуют обсуждения в рамках рассмотрения законопроекта в Парламенте. В заключение хотел бы поблагодарить организаторов сегодняшнего мероприятия, за то что предоставляется такая возможность высказать мнение, выслушать не только нас, разработчиков, но и представителей общественных объединений, адвокатского сообщества, международных экспертов. Все предложения, которые сегодня будут озвучены, мы обязательно учтем при законопроектной деятельности Министерства. Благодарю за внимание.
ДЖОРДАН Памела, доцент, Саскачеванский университет, г.Саскатун, Канада, эксперт Центра ОБСЕ в Астане
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД АДВОКАТУРОЙ В КАЗАХСТАНЕ
Народ Казахстана уже сделал достаточно много в плане содействия развитию независимой адвокатуры. Среди ваших достижений в этом плане - принятие Конституции, которая защищает основополагающие права человека, включая свободу выражения и совести, свободу собраний и защиту прав на надлежащую правовую процедуру в уголовных процессах. В 2005 г. власти Казахстана ратифицировали Международный пакт о гражданских и политических правах, который содержит меры по защите права уголовного подсудимого на помощь защитника.1 Кроме того, власти Казахстана согласилось придерживаться обязательств ОБСЕ в области человеческого измерения, включая содействие независимости ассоциаций судей и адвокатов, равенство сторон / состязательность в уголовных делах и независимость и беспристрастность судов.2 Международное сообщество понимает, в чем состоят цели Казахстана в области правовых реформ, и горячо поддерживает их. 1 Текст Международного пакта о гражданских и политических правах на английском языке находится на <http://www2.ohchr.org/english/law/ccpr.htm>. Меры, касающиеся участия защитника в уголовном процессе, изложены в Статье 14.3 [(b) «Каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения как минимум на следующие гарантии на основе полного равенства: иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником; d) быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом таком случае, когда интересы правосудия того требуют, безвозмездно для него в любом таком случае, когда у него нет достаточно средств для оплаты этого защитника»).] Кроме того, в 2008 г. Казахстан ратифицировал Первый факультативный протокол к МПГПП, который признает полномочия Комитета по правам человека по поводу получения и рассмотрения заявлений от физических лиц. Текст Факультативного протокола к МПГПП на английском языке можно найти на <http://www2.ohchr.org/english/bodies/hrc/procedure.htm>.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |