|
|
|
Обращение правозащитных организаций о соблюдении прав лиц, содержащихся в следственных изоляторах и специальных приемниках
Генеральному прокурору РК г-ну А.ДАУЛБАЕВУ
Председателю Комитета национальной безопасности РК г-ну Н.АБЫКАЕВУ
Уполномоченному по правам человека РК г-ну А.ШАКИРОВУ
ЗАЯВЛЕНИЕ о соблюдении прав лиц, содержащихся в следственных изоляторах органов национальной безопасности
Просим обеспечить строгое соблюдение требований п.4 ст.4 Конституции РК, которое требует официального опубликования нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, как обязательное условие для их применения. Так, в соответствии с пп. 1) ст. 7 Закона РК от 30 марта 1999 г. «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» (далее - Закон) к местам содержания под стражей относятся: «следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы и органов национальной безопасности Республики Казахстан». При этом согласно п.1 ст.8 Закона «следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы и органов национальной безопасности Республики Казахстан … предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применен арест». Согласно ст.16 Закона: «1. Подозреваемые и обвиняемые в период нахождения в местах содержания под стражей имеют право: 1) получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб; 2) на личную безопасность в местах содержания под стражей; 3) обращаться с просьбой к руководителю администрации места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность мест содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории; 4) на свидания с защитником; 5) на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в статье 17 настоящего Закона; 6) хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну; 7) обращаться с предложениями, заявлениями, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов; 8) вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями; 9) получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение; 10) на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан; 11) на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа; 12) пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка; 13) пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми; 14) отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иметь при себе религиозную литературу, предметы культа - при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых; 15) заниматься самообразованием и пользоваться специальной литературой; 16) получать посылки и передачи; 17) на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей; 18) участвовать в гражданско-правовых сделках; 19) осуществлять иные права, предусмотренные законодательными актами. 2. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, также имеют право: 1) получать и отправлять денежные переводы; … 3) приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) следственного изолятора либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети; 4) подписываться на газеты и журналы и получать их; 5) получать от администрации при необходимости одежду по сезону, разрешенную к ношению в местах содержания под стражей.» Согласно ст.15 Закона порядок пользования этими правами и требования, связанные с режимом содержания в местах содержания под стражей, излагаются в утвержденных «Министерством внутренних дел, Министерством юстиции, Комитетом национальной безопасности, Министерством обороны Республики Казахстан Правилах внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка)». При этом в соответствии с п.2 ст.15 Закона Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок: «… 2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых; 3) изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию; 4) материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых; 5) приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров; 6) приема и передачи подозреваемым и обвиняемым посылок, передач; 7) получения и отправления подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм, писем, денежных переводов; 8) направления подозреваемыми и обвиняемыми предложений, заявлений и жалоб; 9) отправления подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов; 10) привлечения обвиняемых к труду; 11) участия подозреваемых и обвиняемых в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках; 12) проведения подписки обвиняемых на газеты и журналы; 13) медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых; 14) проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых; 15) проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с лицами, перечисленными в статье 17 настоящего Закона;… 19) применения мер поощрения и взыскания к подозреваемым и обвиняемым; 20) освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи.» А в соответствии с п.3 ст.15 Закона «Правилами внутреннего распорядка также устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также указывается перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату». Таким образом, по содержанию Правила внутреннего распорядка касаются прав, свобод и обязанностей граждан. В соответствии с п.3 ст.3 Закона РК от 24 марта 1998 года № 213-I «О нормативных правовых актах» правила относятся к производному виду нормативных правовых актов. А в ст.4 этого Закона в иерархии нормативных правовых актов под подпунктом 7) значатся «нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов…). Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов утверждаются нормативными правовыми приказами министров РК и иных руководителей центральных государственных органов и относятся к нормативным правовым актам. Согласно п.4 ст.4 Конституции РК, «официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения». Статья 33 Закона РК о нормативных правовых актах устанавливает порядок официального опубликования нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан, в том числе их обязательное опубликование на интернет-ресурсах уполномоченных государственных органов (п.4 ст.33). Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания, утвержденные нормативным правовым приказом Министра внутренних дел РК, и Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные нормативным правовым приказом Министра юстиции РК, официально опубликованы и находятся в открытом доступе на сайтах правовой информации и в печатном виде. Однако Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов органов национальной безопасности, утвержденные нормативным правовым приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 17 сентября 2002 года № 171/ДСП «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в следственных изоляторах органов национальной безопасности Республики Казахстан» и зарегистрированные в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 октября 2002 года не были официально опубликованы. Им присвоен гриф «Для служебного пользования». Полагаем, что присвоение грифа «Для служебного пользования» Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов органов национальной безопасности, содержащим положения, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, содержащихся под стражей, является нарушением п.4 ст.4 Конституции РК. В связи с вышеизложенным просим обеспечить строгое соблюдение требований п.4 ст.4 Конституции РК, Закона РК от 30 марта 1999 г. «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» и Закона РК от 24 марта 1998 года «О нормативных правовых актах» и осуществить официальное опубликование Правил внутреннего распорядка в следственных изоляторах органов национальной безопасности Республики Казахстан, утвержденных приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 17 сентября 2002 года №171/ДСП.
Акылбекова Р., директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности
Ергалиева Н., исполнительный директор Центра исследования правовой политики
г. Алматы, 30 июля 2012 г.
Генеральному прокурору РК г-ну А.ДАУЛБАЕВУ Министру внутренних дел РК г-ну К.КАСЫМОВУ
Уполномоченному по правам человека РК г-ну А.ШАКИРОВУ
ЗАЯВЛЕНИЕ о необходимости принятия мер по соблюдению прав лиц, подвергнутых административному аресту и содержащихся в специальных приемниках органов внутренних дел
В соответствии с ч.3 ст.727 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях «лица, подвергнутые административному аресту, содержатся под стражей в местах, определяемых органами внутренних дел». Места содержания лиц, подвергнутых административному аресту, определены Законом РК от 30 марта 1999 г. «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» (далее - Закон). Согласно пп.1) ст.2 Закона лица, подвергнутые административному аресту, содержатся в специальных учреждениях органов внутренних дел - специальных приемниках. Закон также устанавливает, что «содержание в специальных учреждениях осуществляется в соответствии с принципами законности, … равенства граждан перед законом, гуманизма, уважения чести и достоинства личности, нормами международного права…» (ст.4 Закона). Согласно п.1 ст.6 Закона «лица, содержащиеся в специальных учреждениях, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан Республики Казахстан, с ограничениями, предусмотренными Конституцией и законами Республики Казахстан». Ст.16 Закона устанавливает перечень прав лиц, находящихся под стражей, в том числе: «1) получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб; … 4) на свидания с защитником; 5) на свидания с родственниками и иными лицами…; … 8) вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями; … 11) на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа; 12) пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка; 13) пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми; … 16) получать посылки и передачи; …». Перечисленный выше перечень прав на получение передач и посылок, свидания с родственниками, встречи с адвокатом и т.д. касается не только подозреваемых и обвиняемых, но всех лиц, содержащихся под стражей, хотя права лиц, осужденных к лишению свободы, гарантируются другим, уголовно-исполнительным законодательством.
Так Уголовно-исполнительный кодекс РК содержит гарантии прав лиц, осужденных к лишению свободы и содержащихся в исправительных учреждениях, на получение передач и посылок, переписку, свидания с родственниками и иными лицами, встречи с адвокатом, а также телефонные переговоры без ограничений, кроме лиц, содержащихся в тюрьме. Этим правам лиц, осужденных к лишению свободы, посвящены ст.ст. 83-89 УИК РК. Порядок пользования этими правами установлен Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 11 декабря 2001 года № 148. Аналогично согласно п.1 ст.15 Закона «в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством внутренних дел, Министерством юстиции, Комитетом национальной безопасности, Министерством обороны Республики Казахстан утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей…». Согласно п.2 ст.15 Закона этими Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок: «… 5) приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров; 6) приема и передачи подозреваемым и обвиняемым посылок, передач; 7) получения и отправления подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм, писем, денежных переводов; … 12) проведения подписки обвиняемых на газеты и журналы; 13) медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых; 14) проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых; 15) проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с лицами, перечисленными в статье 17 настоящего Закона …». Поскольку специального административно-исполнительного законодательства РК в отношении лиц, подвергаемых административному аресту, не существует, то порядок и условия содержания лиц, содержащихся под стражей в специальных учреждениях органов внутренних дел -специальных приемниках, определяются данным Законом. И, очевидно, что и права данных лиц гарантированы данным Законом. Причем порядок пользования этими правами должен быть определен соответствующими Правилами внутреннего распорядка. Однако Правил внутреннего распорядка специальных приемников органов внутренних дел, устанавливающих порядок пользования административно арестованными их правами, просто не существует. Приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 23 мая 2011 года № 232 утверждены Правила организации деятельности специальных приемников органов внутренних дел, в которых, главным образом, излагаются обязанности сотрудников специальных приемников. В них нет ни одного пункта, касающегося прав содержащихся в них лиц, подвергнутых административному аресту. В результате эти лица находятся в условиях содержания, значительно худших по сравнению с лицами, подвергнутыми самому строгому уголовному наказанию - лишению свободы. Они лишены права на свидания, права на передачи и посылки, права на телефонные переговоры. Им даже ограничивают встречи с адвокатом. Им не гарантирован час обязательной ежедневной прогулки и т.д. Так же непонятно, каким правовым документом руководствуются сотрудники специальных приемников при установлении режима отбывания административного взыскания в виде административного ареста. Полагаем, что данная ситуация требует немедленного вмешательства и правового урегулирования. Административно арестованные не могут быть лишены прав, которыми пользуются подозреваемые и обвиняемые, чьи права гарантируются тем же самым Законом РК от 30 марта 1999 г. «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества», или осужденные к лишению свободы, чьи права гарантируются уголовно-исполнительным законодательством. В связи с вышеизложенным, просим принять предусмотренные законом меры по обеспечению прав лиц, содержащихся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел на свидания, получение передач и посылок, телефонные переговоры и других прав этих лиц, в том числе и путем принятия соответствующих Правил внутреннего распорядка специальных приемников органов внутренних дел, где бы был закреплен порядок пользования этими правами и определен круг обязанностей, связанных с режимом содержания административно арестованных.
Акылбекова Р., директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности
г. Алматы, 30 июля 2012 г.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |