|
|
|
Госзакупки: кто в «черном» списке
Сауле КАБИДОЛДИНА, судья СМЭС Восточно-Казахстанской области
Закон «О государственных закупках» является важным юридическим инструментом регулирования товарно-денежных отношений между государственными учреждениями и бизнесом. Со времени своего принятия 21 июля 2007 года он претерпел целый ряд изменений и дополнений. В частности, закуп товаров, работ и услуг должен осуществляться в электронном формате. Электронные госзакупки позволяют экономить огромные средства на транспортные расходы и время для участия в открытых конкурсах и аукционах. Они интересны тем, что позволяют привлечь большее количество участников размещения госзаказа, расширить географию, обеспечив равные права поставщикам товаров, работ и услуг. По мнению разработчиков, открытость и гласность Интернет-торгов способствуют снижению коррупционной составляющей госзакупок, поскольку исчезает прямой личный контакт заказчика с исполнителем. Поэтому электронные аукционы часто называют закупками будущего. Закон не только регламентирует порядок проведения госзакупок, но и определяет меру ответственности сторон за его соблюдение. То есть, имеет значительную дисциплинирующую составляющую. В частности, одной из мер воздействия является признание поставщика недобросовестным. Подобная мера влечет за собой определенные юридические последствия, на которых следует остановиться более подробно. В нашем специализированном межрайонном экономическом суде наблюдается ежегодный рост числа дел, связанных с государственными закупками. В частности, за последние три года их количество увеличилось почти в три раза. Произошло это главным образом за счет увеличения числа поступивших в суды заявлений о признании отдельных потенциальных поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок. В соответствии с пунктом 4 статьи 11 Закона РК «О государственных закупках» реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень: - потенциальных поставщиков, представивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям; - потенциальных поставщиков, допустивших нарушение требований статьи 6 настоящего Закона; - потенциальных поставщиков, определенных победителями, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках; - поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках. Реестр недобросовестных участников государственных закупок формируется на основании решения суда, вступившего в законную силу. Это делается в случаях невыполнения участником закупок ограничений, установленных ст. 6 Закона и неисполнения либо ненадлежащего исполнения заключенного договора, уклонения от заключения договора о государственных закупках. При этом заказчик обязан не позднее 10 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о факте соответствующего нарушения, направить в уполномоченный орган сведения о таком потенциальном поставщике и обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика недобросовестным участником государственных закупок. Более детальные разъяснения даны в Обобщении практики применения судами законодательства о государственных закупках, проведенного Верховным судом РК в марте 2012 года. В связи с вопросами, возникшими в судебной практике при рассмотрении споров о государственных закупках, в целях правильного и единообразного применения законодательства Верховный суд РК 14 декабря 2012 года принял Нормативное постановление № 5 «О применении судами законодательства о государственных закупках». Дело суда - установить, была или нет недобросовестность в действиях подрядчика (поставщика). К примеру, одно из ТОО г. Усть-Каменогорска выиграло конкурс с применением закрытых процедур на поставку технического оборудования для охраны государственной границы в/ч Пограничной службы. Подрядчик обязан был в срок до 27 октября 2012 года поставить товар на общую сумму 18 миллионов тенге. О чем был заключен договор. 17 октября заказчик направил подрядчику уведомление о необходимости поставки товара. Реакции не последовало. И 27 октября в адрес поставщика было направлено уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке. После чего, в соответствии с Законом, иск войсковой части о признании ТОО недобросовестным поставщиком был направлен в СМЭС. Суд установил, что ответчик после получения претензии никаких действий по поставке товара не предпринял. Не известил об уважительности причин нарушения сроков поставки товара. Кроме того, в случае возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств, ответчик не поставил вопрос о продлении срока поставки. В итоге суд признал ТОО «К» недобросовестным участником государственных закупок. Лечебное учреждение г. Усть-Каменогорска способом запроса ценовых предложений провело государственные закупки услуг по поставке продуктов питания. Конкурс выиграл индивидуальный предприниматель М. Закупка осуществлялась только среди потенциальных поставщиков, обладающих статусом отечественного товаропроизводителя, имеющего сертификат СТ-КZ. Подрядчик проект договора не подписал, сертификат СТ-КZ не предоставил. Согласно требованиям п. 9 ст. 31 Закона поставщик, уклонившийся от заключения договора, подлежит включению в реестр недобросовестных участников государственных закупок. Что и было сделано. А последствия подобных решений вполне определенны. Потенциальные поставщики, включенные в реестр недобросовестных участников государственных закупок по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 11 Закона, не допускаются к участию в государственных закупках в течение двадцати четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о признании их недобросовестными участниками государственных закупок. При рассмотрении исков о признании поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках, недобросовестными участниками государственных закупок судам необходимо принимать во внимание вину поставщика как основание гражданско-правовой ответственности в соответствии со ст. 359 ГК и наступившие негативные последствия для заказчика, исходя из критериев справедливости и разумности согласно ч. 6 ст. 6 ГПК. Под негативными последствиями следует понимать причинение стороне договора такого ущерба, что она в значительной степени лишилась того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Областное управление строительства предъявило несколько исков к строительным фирмам, возводившим школы и детские сады в селах. Суд нашел, что в срыве сроков строительства и неисполнении ответчиками своих обязательств есть в том числе вина самого заказчика. То сроки строительства определялись на зимние месяцы, когда суровые морозы не позволяли вести бетонные работы, то заказчик не подготовил земельный участок, то не решил вопросы подведения коммуникаций, то не вовремя финансировал работы. В связи с чем суд снизил сумму неустойки, а в удовлетворении требований истца о признании этих фирм недобросовестными участниками государственных закупок отказал. Некоторые потенциальные поставщики недостаточно внимательно читают условия объявленных конкурсов либо нереально рассчитывают собственные возможности. К примеру, находясь в Усть-Каменогорске, не имея производственной базы, заключают договор на поставку туалетной бумаги в Талдыкорган. В итоге - попадают в «черный» список госзакупок, где уже самое понятие поставок «с недоброй совестью» несет весьма негативные последствия.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |