|
|
|
Лесной Кодекс Туркменистана от 25 марта 2011 года № 166-IV (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.06.2018 г.)
Настоящий Кодекс регулирует отношения, связанные с устойчивым управлением лесами - охраной, защитой, использованием, воспроизводством лесов, повышением их экологического, экономического и ресурсного потенциала на территории Туркменистана.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия: 1) лесное хозяйство - отрасль экономики, осуществляющая деятельность по изучению и учету лесного фонда, включающую мероприятия по его охране и защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, регулированию лесопользования и контролю за его осуществлением; 2) лесные правоотношения - отношения в области охраны, защиты, пользования и воспроизводства лесов, участков (земель) лесного фонда; 3) лесной фонд - части территории Туркменистана, где произрастает лес, а также территории, не покрытые лесом, которые предназначены для нужд лесного хозяйства; 4) лесохозяйственные мероприятия - комплекс организационных и технических мероприятий по охране, защите лесного фонда, воспроизводству лесов и лесоразведению, регулированию лесопользования, проводимых на основе материалов лесоустройства; 5) лес - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов биологического разнообразия и природной среды, где преобладает древесно-кустарниковая растительность, минимальная площадь которой составляет 0,5 гектара, минимальная ширина - 3 метра и проективное покрытие - не менее 10 процентов данной площади; 6) дерево - древесное растение, имеющее один ствол, или поросль с несколькими стволами, имеющая крону, высота которой составляет не менее 2 метров; 7) кустарник - многолетнее растение с древесными стеблями без ясно выраженного главного ствола, ветвящееся от поверхности почвы и отличающееся от дерева низкорослостью; 8) лесная порода - вид или род древесных растений; 9) категория лесного фонда - часть лесного фонда, выделенная в порядке, установленном законодательством Туркменистана, с особым защитным, водоохранным, санитарно-гигиеническим, рекреационным, научным или иным специальным назначением, на территории которой устанавливается особый режим ведения лесного хозяйства и лесопользования; 10) городские леса - леса оздоровительного и рекреационного назначения, находящиеся в пределах административной границы города; 11) особо ценные лесные массивы - леса, уникальные по породному составу, с наличием реликтовых и эндемичных пород; леса, уникальные по продуктивности и генетическим качествам; леса, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях; 12) лесные угодья - земельные участки, выделяемые в составе лесного фонда при лесоустройстве, для осуществления государственного учета, специального картографирования и планирования лесохозяйственных мероприятий; 13) биологическое разнообразие - совокупность растительных, животных и других природных организмов, характерных для определенной территории; 14) лесничество - структурное подразделение лесовладельца, располагающееся в границах его лесовладения, предназначенное для планирования и выполнения лесохозяйственных мероприятий, расчета объемов лесопользования; 15) лесовладение - право владения участками лесного фонда, предоставляемое Кабинетом Министров Туркменистана лесовладельцам для ведения лесного хозяйства и лесопользования; 16) лесовладельцы - государственные организации, которым участки лесного фонда предоставлены на праве бессрочного землепользования; 17) лесопользование - установленное законодательством Туркменистана право юридических и физических лиц на пользование лесным фондом, а также на использование в хозяйственных и иных целях земель, вод и общераспространенных полезных ископаемых на территории лесного фонда; 18) лесопользователь - юридическое или физическое лицо, которому предоставлено право срочного лесопользования в порядке, установленном настоящим Кодексом; 19) рубка главного пользования - рубка спелого и перестойного древостоя для заготовки древесины; 20) рубка промежуточного пользования - рубка ухода за лесом, связанная с периодическим удалением деревьев и кустарников ослабленного роста, препятствующих росту деревьев и кустарников лесообразующей породы в древостое; 21) рубка ухода за лесом - периодический уход за лесом, осуществляемый путем удаления из насаждения деревьев, отставших в росте или мешающих росту деревьев главных пород, в целях формирования высокопродуктивных и устойчивых насаждений; 22) санитарная рубка - рубка, проводимая с целью улучшения санитарного состояния леса, при которой вырубаются больные, поврежденные, усыхающие и сухостойные деревья; 23) вырубка - лесная площадь, на которой насаждение вырублено, а новое поколение леса еще не образовалось; 24) лесосека - участок леса, отведенный для рубок всех видов или находящийся в стадии рубки; 25) лесосечный фонд - часть территории лесного фонда, отведенная на установленный срок для рубки леса; 26) лесные ресурсы - запасы древесины и второстепенных древесных ресурсов, дикорастущие плоды, орехи, грибы, ягоды, лекарственные растения, техническое сырьё и иные продукты растительного происхождения, находящиеся, накапливаемые и добываемые в лесном фонде; 27) второстепенные лесные ресурсы - кора, ветви, пни, корни, листья, почки деревьев и кустарников; 28) гарь - лесная площадь, на которой насаждения уничтожены пожаром, а новое поколение леса еще не образовалось; 29) лесистость - степень покрытия лесом какой-либо территории, определяемая соотношением покрытых лесом земель к их общей площади, выраженная в процентах; 30) лесоустройство - разработка системы мероприятий, направленных на рациональное ведение лесного хозяйства. Составной частью лесоустройства является инвентаризация лесного фонда, данные которой используются при государственном учете лесов; 31) государственный учет лесов - единовременное получение сведений о лесах Туркменистана и происшедших с ними изменениях; 32) мониторинг лесов - система наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда; 33) инвентаризация лесного фонда - комплекс работ по описанию, картированию и определению количественных и качественных показателей отдельных участков лесного фонда; 34) государственный лесной кадастр - система сведений о лесном фонде, необходимых для ведения лесного хозяйства; 35) лесоразведение - создание и выращивание искусственных лесных насаждений на территориях, ранее не находившихся под лесом; 36) лесовосстановление - меры по восстановлению (воспроизводству) лесов на ранее занимаемых лесом территориях лесного фонда; 37) облесение - искусственное восстановление или естественное возобновление лесов на территориях, не покрытых лесом; 38) лесные репродуктивные материалы - семена, части растений и растения, предназначенные для лесовосстановления и облесения; 39) лесной питомник - участок территории лесного фонда, предназначенный для выращивания посадочного материала древесных и кустарниковых пород; 40) охрана лесов - совокупность мероприятий по профилактике и борьбе с лесными пожарами, незаконными порубками леса и другими нарушениями лесного законодательства Туркменистана; 41) защита леса - совокупность мероприятий по защите леса от вредителей, болезней и воздействия неблагоприятных факторов антропогенного и природного характера, осуществляемых наземными и авиационными методами; 42) болезни леса - патологические процессы, вызванные неблагоприятными факторами окружающей среды или организмами, способные передаваться от больных растений к здоровым и приводящие к изменению строения растений или их гибели; 43) вредители леса - организмы, повреждающие лесные насаждения; 44) особо опасные вредители леса - вредные организмы, способные к массовому размножению и распространению, которые наносят лесам ущерб, превышающий экономический порог вредоносности; 45) санитарное состояние леса - характеристика состояния леса, содержащая сведения о наличии захламленности, усыхающих и сухостойных деревьев, динамике численности вредителей и распространении болезней леса, других факторах, отрицательно влияющих на состояние леса; 46) лесные культуры - лесные насаждения, созданные посевом или посадкой.
Статья 2. Лесное законодательство Туркменистана 1. Лесное законодательство Туркменистана основывается на Конституции Туркменистана и состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Туркменистана, регулирующих лесные отношения. 2. Если международным договором Туркменистана установлены иные правила, чем содержащиеся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Задачи лесного законодательства Задачами лесного законодательства являются регулирование лесных отношений в целях обеспечения охраны, защиты, рационального использования, воспроизводства и повышения продуктивности лесов, а также охрана прав юридических и физических лиц.
Статья 4. Основные принципы лесного законодательства Лесное законодательство основывается на следующих основных принципах: 1) устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; 2) сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; 3) использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; 4) обеспечения многоцелевого и рационального использования лесов для удовлетворения потребностей общества и государства в лесах и лесных ресурсах; 5) воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности лесов; 6) обеспечения охраны и защиты лесов; 7) участия граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых способна оказать положительное воздействие на состояние лесов, в порядке, установленном законодательством Туркменистана; 8) использования лесов способами, не наносящими ущерб окружающей среде и здоровью человека; 9) классификации лесов по целевому назначению и установления категорий лесов в зависимости от выполняемых ими функций; 10) платности использования лесов и лесных ресурсов.
Статья 5. Право собственности на леса 1. Лесной фонд является исключительной собственностью государства, находится под его охраной и подлежит рациональному и эффективному использованию со стороны государства. 2. В целях рационального использования, охраны и защиты лесов, их воспроизводства лесной фонд передается в бессрочное владение и пользование соответствующим государственным органам Туркменистана.
Статья 6. Объекты лесных правоотношений Объектами лесных правоотношений являются леса, включая земли лесного фонда и лесные ресурсы.
Статья 7. Субъекты лесных правоотношений Субъектами лесных правоотношений являются юридические и физические лица, а также государственные органы, осуществляющие охрану, защиту, владение, пользование лесами и их воспроизводство.
Глава II. Лесной фонд Туркменистана
Статья 8. Состав лесного фонда Туркменистана 1. Леса, находящиеся на территории Туркменистана, образуют лесной фонд, независимо от категорий земель, на которых они расположены. 1) леса естественного и искусственного происхождения (включая лесные и нелесные угодья) на землях особо охраняемых природных территорий; 2) леса естественного и искусственного происхождения, а также не покрытые лесной растительностью земельные участки, предоставленные для нужд лесного хозяйства, на землях лесного фонда; 3) защитные насаждения на полосах отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных и коммуникационных линиях, а также каналов и других водных объектов; 4) деревья и группы деревьев, а также озеленительные насаждения в городах и других населенных пунктах. 3. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие осуществляются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Туркменистана. 1) деревья и группы деревьев, полезащитные лесные полосы, а также иная древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; 2) деревья, группы деревьев, а также иная древесная и кустарниковая растительность на приусадебных, дачных и садовых участках.
1. В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые, а также временно не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства в целях восстановления леса искусственным и/или естественным путем. К нелесным землям относятся земли, не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства (просеки, дороги, противопожарные разрывы и другое). 2. Границы земель лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и указаны в картографических материалах (лесных картах).
Статья 10. Перевод и изъятие земель лесного фонда 1. Перевод земель лесного фонда в другую категорию производится в исключительных случаях в соответствии с их целевым назначением в порядке, определяемом земельным и иным законодательством Туркменистана. 2. Изъятие земель лесного фонда для государственных или общественных нужд производится в соответствии с земельным законодательством Туркменистана. При таком изъятии одновременно решается вопрос о сохранении или вырубке леса и использовании получаемой при этом древесины.
Глава III. Классификация лесов по категориям
Статья 11. Категории лесов Леса Туркменистана подразделяются на следующие категории: 1) на леса защитного назначения; 2) на леса специального назначения; 3) на леса производственного назначения.
Статья 12. Леса защитного назначения 1. К лесам защитного назначения относятся: 1) водоохранные леса по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; 2) защитные полосы лесов вдоль автомобильных и железных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий; 3) леса пустынных и полупустынных зон; 4) леса зеленых зон вокруг городов и других населенных пунктов; 6) леса зон санитарной охраны источников водоснабжения. 2. В лесах защитного назначения запрещается рубка главного пользования.
Статья 13. Леса специального назначения 1. К лесам специального назначения относятся: 1) леса особо охраняемых природных территорий; 3) рекреационные и оздоровительные леса; 4) леса, расположенные в пограничной зоне и полосе пограничного контроля, а также на землях, предоставленных для нужд обороны; 5) особо ценные лесные массивы; 6) леса, имеющие научное или историческое значение. 2. В лесах специального назначения ограничивается либо запрещается лесопользование, не соответствующее режиму этих территорий, установленному законодательством Туркменистана. 3. Порядок лесопользования и охраны лесов специального назначения определяется законодательством Туркменистана.
Статья 14. Леса производственного назначения 1. К лесам производственного назначения относятся леса, предназначенные для заготовки древесины и иных лесных ресурсов и не отнесенные к лесам специального и защитного назначения. 2. Заготовка древесины и иных лесных ресурсов в лесах производственного назначения осуществляется посредством рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования, рубок ухода за лесом и санитарных рубок. Указанные рубки осуществляются согласно лесоустроительным проектам в целях улучшения биологических особенностей леса на основании возраста рубки и с учетом предупреждения негативных воздействий на окружающую среду, а при невозможности этого - устранения последствий негативных воздействий. 3. Порядок лесопользования и охраны лесов производственного назначения определяется уполномоченным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.
Глава IV. Государственное регулирование в области лесного хозяйства
Статья 15. Система государственных органов, осуществляющих государственное регулирование в области лесного хозяйства Государственное регулирование в области лесного хозяйства осуществляют Кабинет Министров Туркменистана, уполномоченный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Туркменистана.
Статья 16. Компетенция Кабинета Министров Туркменистана в области лесного хозяйства Кабинет Министров Туркменистана: 1) утверждает основные направления государственной политики в области лесного хозяйства и обеспечивает ее реализацию; 2) осуществляет права владения, пользования и распоряжения лесным фондом; 3) утверждает программы по вопросам охраны, защиты и пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения; 4) утверждает распределение лесного фонда по категориям защитности; 5) определяет порядок установления ширины запретных полос лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; 7) принимает решения об изъятии земель лесного фонда для нужд, не связанных с ведением лесного хозяйства; 9) утверждает базовые ставки для исчисления размеров ущерба, причиненного нарушением лесного законодательства; 10) решает иные вопросы, входящие в его компетенцию в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Туркменистана.
Статья 17. Компетенция уполномоченного органа исполнительной власти в области лесного хозяйства 1. Уполномоченный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства: 1) разрабатывает программы по вопросам охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения и обеспечивает их выполнение; 2) организует и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов, лесоразведение, регулирует лесопользование на особо охраняемых природных территориях и участках лесного фонда, находящихся в его функциональном ведении и используемых в научно-производственных и учебно-опытных целях; 3) осуществляет государственный контроль за состоянием, охраной, защитой, пользованием лесным фондом, воспроизводством лесов и лесоразведением; 4) определяет порядок ведения государственного учёта лесного фонда, государственного лесного кадастра, мониторинга лесов и лесоустройства и ведёт их; 5) осуществляет мероприятия по охране лесов от пожаров, совместно с уполномоченным государственным органом противопожарной безопасности определяет требования к планам противопожарных мероприятий, разрабатываемым лесопользователями; 6) разрабатывает и осуществляет мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней; 7) осуществляет работы по охране лесов на водоразделах, борьбе с селями и эрозией почв на землях лесного фонда; 7.1) в пределах своей компетенции разрабатывает и принимает нормативные правовые акты в области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов и представляет предложения в Кабинет Министров Туркменистана oб усовершенствовании лесного законодательства Туркменистана; 8) утверждает нормы и нормативы по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на участках лесного фонда; 9) утверждает размеры платежей за пользование лесным фондом и порядок их взимания по согласованию с Министерством финансов и экономики Туркменистана; 10) приостанавливает, ограничивает, прекращает право лесопользования на участках лесного фонда, а также работы, представляющие опасность для состояния и воспроизводства лесов, в соответствии с законодательством Туркменистана; 11) определяет направления научно-технического развития, организует научные исследования и проектно-изыскательские работы в области охраны, защиты и пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, лесной селекции и лесного семеноводства; 12) определяет структуру и функции лесничеств на территории лесного фонда; 13) осуществляет международное сотрудничество в области лесного хозяйства в порядке, установленном законодательством Туркменистана; 14) решает иные вопросы, входящие в его компетенцию в соответствии с настоящим Кодексом и другими законодательными актами Туркменистана. 2. Государственное лесохозяйственное предприятие образуется в порядке, установленном законодательством Туркменистана, является юридическим лицом и в своей деятельности подчиняется уполномоченному органу исполнительной власти в области лесного хозяйства. 3. Государственное лесохозяйственное предприятие: 1) участвует в разработке и выполнении программ охраны, защиты и пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения; 2) выполняет мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, содержанию постоянных лесосеменных участков и лесосеменных плантаций, заготовке, обработке и хранению лесных семян; 3) определяет в соответствии с лесоустроительными проектами места и объемы лесопользования; 4) обеспечивает рациональное использование лесных ресурсов; 5) выдает в установленном порядке лесорубочные билеты (ордера) и лесные билеты на лесопользование; 6) оказывает содействие в ведении государственного учета лесного фонда, мониторинга лесов, участвует в работах по ведению государственного лесного кадастра; 7) оказывает платные услуги юридическим и физическим лицам по выращиванию посадочного материала и заготовке лесных семян, созданию озеленительных, защитных, плантационных и иных насаждений, консультационную и техническую помощь в области лесного хозяйства; 8) осуществляет рубки главного пользования, рубки промежуточного пользования, рубки ухода за лесом и санитарные рубки, побочное лесопользование и реализует полученную при этом продукцию, в том числе древесину, заготавливаемую на основе лесосечного фонда и с участием местного населения для удовлетворения его потребностей в рамках лесорубочного билета (ордера); 9) решает иные вопросы в области лесного хозяйства в соответствии с настоящим Кодексом и другими законодательными актами Туркменистана. 4. Уполномоченный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства ведет свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым Кабинетом Министров Туркменистана.
Статья 18. Компетенция местных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства Местные органы исполнительной власти: 1) принимают участие в разработке программ по охране, защите, пользованию лесным фондом, воспроизводству лесов и лесоразведению и их реализации; 2) совместно с лесовладельцами и лесопользователями организуют и обеспечивают охрану, защиту, воспроизводство лесов и лесоразведение, регулируют лесопользование на подведомственной им территории; 3) обеспечивают выполнение мероприятий по охране лесов от пожаров, разрабатывают и реализуют ежегодные планы мероприятий по профилактике лесных пожаров и борьбе с ними на подведомственной территории; 4) организуют противопожарную пропаганду, регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов сбережения лесов, выполнения правил пожарной безопасности в лесах; 5) организуют работу по борьбе с вредителями и болезнями леса и улучшению его санитарного состояния; 6) рассматривают материалы по государственному учету лесного фонда, государственному лесному кадастру, мониторингу лесов; 7) решают иные вопросы, входящие в их компетенцию в соответствии с настоящим Кодексом и другими законодательными актами Туркменистана.
Статья 19. Компетенция органов местного самоуправления в области лесного хозяйства Органы местного самоуправления: 1) участвуют в разработке и выполнении мероприятий по рациональному использованию лесных ресурсов и охране лесов; 2) проводят работы по благоустройству и озеленению городов, поселков и сел, входящих в состав генгешликов, принимают меры по уходу за зелеными насаждениями; 3) осуществляют мероприятия по охране лесов от пожаров, а также по профилактике лесных пожаров и борьбе с ними на территории генгешлика, организуют противопожарную пропаганду; 4) участвуют в работе по борьбе с вредителями и болезнями леса и улучшению его санитарного состояния; 5) решают иные вопросы в области лесного хозяйства, входящие в их компетенцию в соответствии с настоящим Кодексом и другими законодательными актами Туркменистана.
Глава V. Государственный контроль в области лесного хозяйства
Статья 20. Государственный контроль в области лесного хозяйства 1. Задачей государственного контроля в области лесного хозяйства является обеспечение соблюдения всеми юридическими и физическими лицами требований лесного законодательства. 2. Государственный контроль в области лесного хозяйства осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства, государственной лесной охраной и другими специально уполномоченными государственными органами.
Статья 21. Государственная лесная охрана Туркменистана 1. Государственная лесная охрана Туркменистана создаётся уполномоченным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства. 2. Государственная лесная охрана Туркменистана: 1) осуществляет контроль за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами требований лесного законодательства; 2) организует охрану лесов, проведение мероприятий по предупреждению пожаров, своевременному их обнаружению и борьбе с ними; 3) ведет контроль за выполнением правил лесопользования; 4) осуществляет контроль за соблюдением правил и сроков охоты на территории лесного фонда; 5) проводит мероприятия по выявлению в лесу вредных насекомых и болезней леса; 6) осуществляет контроль за организацией охраны лесов от пожаров, самовольных рубок и других нарушений в лесах, не входящих в лесной фонд; 7) контролирует состояние, использование и воспроизводство лесов. 3. Функции и полномочия Государственной лесной охраны Туркменистана определяются Положением о ней, утверждаемым уполномоченным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.
Статья 22. Должностные лица Государственной лесной охраны Туркменистана 1. Должностные лица Государственной лесной охраны Туркменистана имеют право: 1) беспрепятственно посещать организации для проведения проверок состояния, охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения; 2) составлять протоколы об административных правонарушениях в области лесного законодательства Туркменистана; 3) предъявлять от имени Государственной лесной охраны в порядке, установленном законодательством Туркменистана, иски к юридическим и физическим лицам о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду нарушением лесного законодательства Туркменистана. 2. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, в порядке, установленном законодательством Туркменистана, обеспечиваются обмундированием и служебным оружием. 3. Должностным лицам, осуществляющим государственный контроль в области охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения, разрешаются хранение, ношение и применение служебного оружия в порядке, установленном законодательством Туркменистана. Правила хранения, ношения и применения служебного оружия должностными лицами, осуществляющими лесную охрану, определяются законодательством Туркменистана. 4. Состав Государственной лесной охраны Туркменистана утверждается уполномоченным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.
Глава VI. Владение и пользование лесным фондом
Статья 23. Право лесовладения 1. Лесовладение на участках лесного фонда возникает на праве бессрочного землепользования. 2. Участки лесного фонда на праве лесовладения предоставляются: 1) государственным лесохозяйственным предприятиям и иным государственным предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим лесохозяйственную деятельность; 2) государственным природным заповедникам, национальным природным паркам и другим особо охраняемым природным территориям со статусом юридического лица для целей, связанных с деятельностью особо охраняемых природных территорий; 3) другим государственным организациям и учреждениям. 3. Право лесовладения удостоверяется актом на право бессрочного землепользования, выдаваемым уполномоченным государственным органом по управлению земельными ресурсами.
Статья 24. Права и обязанности лесовладельцев 1) самостоятельно вести лесное хозяйство, осуществлять лесопользование на предоставленных им участках лесного фонда; 2) в установленном порядке пользоваться землями лесного фонда, водными ресурсами, общераспространенными полезными ископаемыми для нужд лесного хозяйства; 3) в установленном порядке прокладывать дороги, оборудовать площадки для складирования лесной продукции, возводить производственные здания и сооружения; 4) собственности на заготовленную продукцию и доход, полученный от ее реализации. 1) обеспечивать охрану, защиту, рациональное использование и воспроизводство лесов; 2) вести государственный учет лесов; 3) вести работы способами, не допускающими отрицательного воздействия на состояние и воспроизводство лесов, почв и животного мира, а также на состояние водных и других природных объектов; 4) не нарушать права других лесопользователей. 3. Лесовладельцы могут иметь другие права и нести иные обязанности, установленные законодательством Туркменистана.
Статья 25. Прекращение права владения участками лесного фонда Право владения участками лесного фонда прекращается в случаях: 1) прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации, во владении которых находятся участки лесного фонда; 2) использования участков лесного фонда не по целевому назначению; 3) изъятия в установленном порядке земель лесного фонда для государственных или общественных нужд; 4) нерационального ведения лесного хозяйства, обусловившего ухудшение состояния и качества лесов; 5) в других случаях, предусмотренных законодательством Туркменистана.
Статья 26. Право лесопользования 1. Лесопользование на участках лесного фонда предоставляется юридическим и физическим лицам согласно материалам лесоустройства в порядке, определяемом законодательством Туркменистана. 2. Право пользования участками лесного фонда возникает на основании решений владельцев лесного фонда. 3. Юридические и физические лица в качестве пользователей лесного фонда могут использовать участки лесного фонда только для тех видов лесопользования, которые предусмотрены в специальных разрешениях. 4. Пользование лесным фондом может быть долгосрочным и краткосрочным. 5. Пользование лесным фондом, за исключением случаев, предусмотренных статьей 46 настоящего Кодекса, является платным. 6. Государственные лесохозяйственные предприятия и иные органы и организации, указанные в пунктах 1 и 2 части второй статьи 23 настоящего Кодекса, осуществляют владение и пользование лесным фондом на своей территории бесплатно. 7. Размеры платежей за пользование лесным фондом и порядок их взимания устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства по согласованию с Министерством финансов и экономики Туркменистана.
Статья 27. Права и обязанности лесопользователей 1. Лесопользователи имеют право: 1) осуществлять лесопользование в пределах тех участков лесного фонда, сроков и видов пользования, которые указаны в документах, предоставляющих это право; 2) в установленном порядке прокладывать дороги, оборудовать площадки для складирования лесной продукции, возводить производственные здания и сооружения. 1) вести работы способами, не допускающими отрицательного воздействия на состояние и воспроизводство лесов, почв и животного мира, а также на состояние водных и других природных объектов; 2) своевременно в установленном порядке вносить плату за лесопользование; 3) не нарушать права других лесопользователей. 3. Лесопользователи могут иметь другие права и нести иные обязанности, установленные законодательством Туркменистана.
Статья 28. Гарантии прав лесопользователей 1. Вмешательство в деятельность лесопользователей со стороны государственных и других органов и организаций не допускается. 2. Нарушенные права лесопользователей подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном законодательством Туркменистана. 3. Убытки, причиненные нарушением прав лесопользователей (включая упущенную выгоду), подлежат возмещению в порядке, определенном статьей 58 настоящего Кодекса.
Статья 29. Долгосрочное лесопользование на участках лесного фонда 1. Предоставление лесных ресурсов на участках лесного фонда в долгосрочное лесопользование должно осуществляться на основе тендера, гласно и с учетом интересов населения, проживающего на соответствующей территории. 2. Предоставление лесных ресурсов на участках лесного фонда в долгосрочное лесопользование без тендера осуществляется Кабинетом Министров Туркменистана. 3. Тендер на предоставление лесных ресурсов на участках лесного фонда организует уполномоченный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства. 4. Лесные ресурсы на участках лесного фонда предоставляются в долгосрочное лесопользование на основании договора между государственным органом, во владении которого находятся участки лесного фонда, и лесопользователем. 5. Лесные ресурсы на участках лесного фонда предоставляются лесопользователям в долгосрочное пользование на срок от 5 до 40 лет. 6. В случае продления срока пользования участком лесного фонда приоритетное право отдается прежнему лесопользователю при условии обеспечения им подходов, обеспечивающих устойчивое управление лесными ресурсами. 7. При предоставлении земель лесного фонда в долгосрочное лесопользование преимущественное право отдается населению, проживающему на соответствующей территории.
Статья 30. Условия договора долгосрочного лесопользования на участках лесного фонда 1. В договоре долгосрочного лесопользования на участках лесного фонда указываются: 1) границы участка лесного фонда, на котором осуществляется лесопользование; 2) площадь участка лесного фонда; 4) объемы (размеры) лесопользования; 6) размер платы за лесопользование и порядок ее внесения; 7) обязанности сторон по охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов; 8) ответственность сторон за нарушение условий договора; 9) иные условия, предусмотренные законодательством Туркменистана. 2. Договор долгосрочного лесопользования участками лесного фонда заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Туркменистана.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |