Проект Концепции по реформированию системы технического регулирования строительной отрасли Республики Казахстан
1. Проект на июнь 2013 года
Проект
Концепция
по реформированию системы технического регулирования строительной отрасли Республики Казахстан
(июнь 2013 года)
АСТАНА, 2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Раздел 1. Видение развития системы технического регулирования строительной отрасли
1.1 Анализ текущей ситуации и международный опыт
1.2 Ключевые проблемы
1.3 Обоснование необходимости концепции реформирования системы технического регулирования строительной отрасли
1.4 Цели и задачи реформы
1.5 Периоды реформирования системы технического регулирования строительной отрасли и ожидаемые результаты от реализации
Раздел 2. Основные принципы и общие подходы реформирования системы технического регулирования строительной отрасли
2.1 Содержание и область реформы
2.2 Риски реформы
2.3 Принципы реформы
2.4 Ресурсы реформы
2.5 Компоненты системы технического регулирования строительной отрасли
2.6 Совершенствование нормативных технических документов
2.7 Совершенствование средств соблюдения строительного законодательства
2.8 Модернизация производства строительных материалов и изделий
2.9 Надзор и контроль
2.10 Оценка и подтверждение соответствия
2.11 Инструменты реализации концепции
Раздел 3. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции
ВВЕДЕНИЕ
Концепция по реформированию системы технического регулирования строительной отрасли Республики Казахстан разработана в соответствии с поручением Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева (протокольное решение от 10 апреля 2013 года № 01-7 5(04-95) в целях интеграции экономики Казахстана в европейское и мировое сообщество, с учетом интеграционных процессов в рамках Таможенного Союза, ЕврАзЭС и стран СНГ, а также государственной политики по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) и направлена на защиту интересов страны, в том числе на повышение конкурентоспособности строительной отрасли с целью обеспечения высокого качества, безопасности объектов недвижимости и экспортной ориентации предприятий.
Реформа направлена на совершенствование политики, действующей в Республике Казахстан в области строительного законодательства, правового и технического нормирования, стандартизации, сертификации, оценки соответствия, государственного надзора и контроля.
В целом процесс реформирования системы технического регулирования представляет собой деятельность по созданию нормативной базы, гармонизированной с аналогами экономически развитых стран.
Концепция содержит основные цели, положения, а также пути создания и внедрения новой прогрессивной системы технического регулирования строительной отрасли Республики Казахстан и предусматривает принципы и подходы к ее реализации.
Раздел 1. Видение развития системы технического регулирования строительной отрасли
1.1 Анализ текущей ситуации и международный опыт
В 90-х годах прошлого столетия была осуществлена переработка большей части действовавших со времен Советского Союза строительных норм и правил, которая в большинстве случаев заключалась в простой смене обложки. Она не предусматривала структурные преобразования, в результате чего ее позитивное влияние на систему технического регулирования строительной отрасли носило ограниченный характер.
Вступивший в силу в 2004-м году Закон Республики Казахстан № 603-II «О техническом регулировании» был разработан с целью реструктуризации нормативной базы страны и устранения технических барьеров в торговле, в том числе в области строительства. Однако ожидаемый эффект не был достигнут по ряду объективных причин:
- вследствие несоответствий правового регулирования, обеспечивающих продукции и процессов в Законах Республики Казахстан «О техническом регулировании» и «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»;
- не была пересмотрена устаревшая нормативно-техническая база строительной отрасли по структуре и содержанию с позиций требований рыночных отношений и достижения мирового технического уровня по развитию строительной отрасли;
- реформой не были затронуты ключевые аспекты оценки соответствия, включая экспертизу проектной документации как условия выдачи разрешения на строительство, порядка и процедуры инспекционной проверки объектов в процессе их возведения, приемки и эксплуатации; лицензирования профессиональной деятельности субъектов технического регулирования как условия обеспечения качества и безопасности строительной продукции.
В 2009 году Агентством Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства была проведена подготовительная работа по изучению зарубежного опыта технического регулирования в строительстве ряда экономически развитых стран (Австралия, Великобритания, страны Европейского Союза, Канада, Новая Зеландия, США, Япония), а также опыта Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины.
Анализ показал, что по Европейской системе технического нормирования «Руководящим документом L» предусматривается применение и использование Еврокодов, как методики проектирования несущих конструкций зданий, сооружений и способ доказательства подтверждения соответствия двум требованиям Директивы 89/106ЕЕС (ныне ТР №305) по механической прочности и устойчивости, безопасности в случае пожара с учетом аспектов долговечности и экономичности.
В рамках Таможенного союза Соглашением «Об единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» от 18 ноября 2010 года разработан проект Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Соблюдение требований, аналогичных с Европейским Техническим регламентом №305, предусмотрено обеспечивать путем создания системы межгосударственных нормативных документов и стандартов, ориентированных на переход от предписывающего метода на параметрический метод нормирования.
Таким образом, по результатам изучения:
- установлены общие принципы и подходы, присущие всем системам технического регулирования экономически развитых стран и государств-участников СНГ, Таможенного союза и членов ЕврАзЭС;
- определены принципиальные различия действующей системы технического регулирования строительной отрасли Казахстана в сравнении с аналогичными системами экономически развитых стран Европейского союза, а также государств-участников Таможенного союза, ЕврАзЭС и СНГ;
- рекомендовано осуществлять поэтапный переход от предписывающего метода нормирования к современному параметрическому методу, принятому в экономически развитых странах, в том числе европейской системе нормирования;
В целом для обеспечения единого подхода и принципов технического регулирования в строительстве по Таможенному союзу, ЕврАзЭС и СНГ, реформирование системы технического регулирования строительной отрасли Республики Казахстан должно осуществляться путем создания базы нормативно-технических документов в строительстве, гармонизированных с Европейскими нормами и межгосударственными нормативными документами по Таможенному союзу, ЕврАзЭС и СНГ.
1.2 Ключевые проблемы
Анализ опыта систем технического регулирования экономически развитых стран, показал существенное отставание отечественной системы технического регулирования и необходимость ее перестройки, без которой интеграция Казахстана в мировую экономическую систему является проблематичной.
Выявлены следующие ключевые проблемы:
- несовершенства действующей законодательной основы для развития нормативно-технической базы строительной отрасли в новых условиях рыночной экономики, в том числе в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭС;
- применение устаревших методов нормирования, стандартизации и оценки соответствия не соответствующих прогрессивным системам нормирования передовых зарубежных стран, в том числе европейским;
- не совместимость действующего в Республике Казахстан жесткого предписывающего метода нормирования с гибким параметрическим методом, принятым в европейских странах и во многих странах мира;
- отсутствие стимулирования и поддержки развития прикладной строительной науки, инновации и внедрения новых технологий и техники в строительное производство;
- отсталая и энергоемкая технология отечественных предприятий стройиндустрии и производства строительных материалов, изделий, не позволяет производить строительную продукцию высокого качества, соответствующей мировым стандартам.
1.3 Обоснование необходимости Концепции по реформированию системы технического регулирования строительной отрасли
Стремление Казахстана интегрироваться в мировую экономическую систему посредством гармонизации систем и процессов с практикой экономически развитых стран мира, вступление в ВТО и образование Таможенного Союза вызвали необходимость переустройства и переориентации отраслей экономики с учетом повышения конкурентоспособности страны на основе принципов устойчивого развития и интеграции в мировую экономику.
Строительная отрасль является одной из крупнейших и наиболее вертикально и горизонтально интегрированных отраслей экономики. В связи с этим реформу системы технического регулирования строительной отрасли следует отнести к межотраслевой, которая неминуемо затронет следующие отрасли и виды деятельности:
- землепользование;
- промышленное производство строительных материалов и изделий;
- торговля строительными материалами, изделиями и объектами недвижимости;
- услуги по проектированию и строительству, научно-исследовательским и конструкторским работам;
- охрана окружающей среды;
- здравоохранение;
- промышленность;
- социальная сфера;
- промышленная безопасность и охрана труда;
- производственная и бытовая гигиена и санитария;
- пожарная профилактика и другие.
Первый этап реформы осуществляется в соответствии «Концепцией реформирования системы технического регулирования строительной отрасли Республики Казахстан на 2010-2014 годы», одобренной Правительством Республики Казахстан на заседании Правительства Республики Казахстан (протокол от 9 марта 2010 года, №8).
Прошедшие 3 года показали правильность выбранного Казахстаном пути реформирования нормативной базы строительной отрасли в направлении интеграции в международные и региональные рынки. Об этом свидетельствуют полученные отзывы от экономически развитых стран СНГ, Европы и мира.
Вместе с тем, возникновение не учтенных действующей Концепцией новых задач и направлений, определенных на основе анализа выполненных работ в процессе реформы, показал необходимость разработки новой Концепции в связи:
- с выбором конкретно методики Еврокодов при разработке параметрических норм СН РК EN, идентичных Еврокодам, с Национальными приложениями, обеспечивающих выполнение первых двух требований Технического регламента РК «Требования к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» и проекта Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий»;
- с необходимостью гармонизации 1211 единицы стандартов (СТ РК EN), идентичных евростандартам систем EN, ISO и DIN, как ссылочных стандартов СН РК EN. К настоящему времени разработаны всего -272 единицы. Необходимо форсировать эти работы по линии Комитета технического регулирования и метрологии МИНТ РК;
- с необходимостью разработки «Карты общего сейсмического зонирования (ОСЗ) территории Республики Казахстан» взамен действующей к тому же устаревшей карты общего сейсморайонирования (установлены новые сейсмоопасные районы) по линии (МОН РК);
- с необходимостью разработки карт снеговых и ветровых нагрузок, температурных воздействий по климатическим районам территории Республики Казахстан для выполнения расчетов несущих конструкций по линии МООС РК;
- с необходимостью разработки межгосударственных нормативных документов в рамках Таможенного союза ЕврАзЭс, как доказательной базы Технического регламента таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», возникли новые задачи и направления, которые не были отражены в действующей Концепции;
- с необходимостью обеспечения внедрения и определения места в системе нормативно-правовых актов новой разрабатываемой нормативно-технической базы посредством принятия либо внесения изменений и дополнений в соответствующие законодательные и подзаконные акты;
- с необходимостью определения рациональных сроков освоения методики СН РК EN по расчету и проектированию конструкций зданий и сооружений субъектами проектных и строительных организаций, вузов и другими потребителями с разработкой учебных программ и руководств по линии МОН РК;
- с необходимостью времени для подготовки специалистов проектных и строительных организаций, преподавателей ВУЗов для подготовки молодых специалистов по методике СН РК EN, идентичных Еврокодам EN, для применения в практике проектирования и строительства;
- с необходимостью оснащения испытательных лабораторий и сертификационных центров оборудованием для работы по методике Еврокодов, а также перепрофилирование существующих и строительство новых предприятий по выпуску строительных материалов и изделий, отвечающих по качеству международным стандартам;
- с необходимостью определения сроков параллельного действия СН РК EN, идентичных Еврокодам, с Нормативно-техническими Пособиями после их официального ввода в действие c 2015 года, и действующих нормативно-технических документов по расчету и проектированию строительных конструкций.
Вместе с тем, действующей концепцией не затронуты конкретно вопросы надзора и контроля и организации оценки соответствия строительной продукции по европейским стандартам, а также вопросы по комплексному реформированию других системных компонентов технического регулирования, такие как, ценообразование в строительстве, лицензирование специалистов, профессиональное образование, повышение квалификации кадров, страхование профессиональной ответственности, импорт/экспорт строительных материалов и изделий, ресурсосбережение и энергосбережение.
1.4 Цели и задачи
Стратегическая цель реформы заключается в создании благоприятных условий для формирования в Казахстане устойчивой высокой культуры строительства, которая является характерной чертой и показателем развитого общества.
Задачами реформы являются:
а) создание и внедрение эффективной системы технического регулирования в строительной отрасли;
б) производство наукоемких и конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций, оборудования, обуславливающих насыщение строительного рынка безопасными, качественными, энергоэффективными и ресурсосберегающими материальными ресурсами;
в) применение передовых технологий в строительстве;
г) подготовка конкурентоспособных квалифицированных людских ресурсов, носителей культуры строительства, с поддержанием и непрерывным повышением их профессионального уровня на протяжении трудовой деятельности.
Тактическая цель реформы состоит в приведении технического регулирования строительной отрасли в соответствие с принципами соглашений ВТО, государств-участников Таможенного союза и ЕврАзЭС об устранении технических барьеров в торговле и создание условий в строительной отрасли для интеграции в мировую систему экономики.
Тактическая цель реформы достигается путем решения задачи по гармонизации системных компонентов технического регулирования в строительстве Казахстана с аналогичными системами экономически развитых государств Европы и мира, государств-участников Таможенного союза и ЕврАзЭС.
1.5 Периоды реформирования системы технического регулирования строительной отрасли и ожидаемые результаты от реализации
Жизненный цикл и периоды реализации реформы устанавливаются комплексным планом реформы.
Реформа носит долговременный характер и рассчитана на реализацию целей и задач с учетом внедрения в систему технического регулирования строительной отрасли европейской системы нормирования Еврокодов EN 1990-1999 и гармонизации действующих других компонентов нормативной базы отрасли с аналогичными системами экономически развитых стран, государств-участников Таможенного союза и ЕврАзЭС.
Организация работ по внедрению Еврокодов EN 1990-1999 с национальными приложениями и развивающими их документами, в странах европейского союза осуществляется в соответствии с Руководством L и предусматривает пять периодов.
Два периода до даты принятия в обращение (DAV):
- период поверки;
- период процедуры CEN;
Три периода после даты принятия в обращение:
- период перевода;
- период национальной поверки;
- период сосуществования.
Период поверки включает процессы: изучение, определение целесообразности, выбор и принятие решений с учетом национальных особенностей страны (уровень развития промышленности и возможности обеспечения соблюдения требований Eврокодов).
Период процедуры CEN заключается в решении вопросов членства страны в Европейской организации по стандартизации CEN для сотрудничества и определения модели (статуса) сотрудничества, а также решения вопросов по получению одобрения CEN по использованию Еврокодов в системе нормирования страны.
Период перевода включает процедуры перевода Еврокодов на язык страны члена CEN.
Период национальной поверки предусматривает разработку национальных приложений с учетом климатических, геологических, природно-климатических и других особенностей страны, внедряющей Еврокоды.
Национальное приложение не является необходимым, если страна приняла рекомендованные значения, как параметры, определяемые на национальном уровне и действующие на ее территории.
Период сосуществования (переходный период) зависит от уровня развития промышленности страны. В соответствии с «Руководством L» данный период рекомендуется принимать равным не менее чем трем годам.
В «период сосуществования» уполномоченным органам по строительству следует рассматривать Еврокоды как альтернативу существующим государственным нормам, действующим на территории страны.
В конце «периода сосуществования» должны быть приняты все национальные приложения, обеспечивающие функционирование Еврокодов.
Концепцией предусматривается реализация следующих периодов реформы:
1. Период реализации первоочередных мероприятий по подготовке новых компонентов системы технического регулирования - 5 лет - с 2010 по 2014 годы.
2. Переходный период- «период сосуществования» - 6 лет с 2015 по 2020 годы с учетом процессов по подготовке и переподготовке специалистов.
Дальнейшее совершенствование действующих и разработка новых необходимых нормативных технических документов с учетом внедрения новых инноваций и передовых технологий в строительную отрасль.
В первоочередные мероприятия реформы входили:
- изучение и анализ систем технического регулирования строительной отрасли в странах Европы и мира, ЕврАзЭс и СНГ;
- определение направлений по компонентам системы технического регулирования с выбором аналогов, в частности европейской нормативной базы на основе Еврокодов;
- разработка и принятие Концепции реформирования системы технического регулирования строительной отрасли Республики Казахстан на 2010-2014 годы;
- разработка и принятие Технического регламента Республики Казахстан «Требования к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий»;
- разработка (гармонизация) строительных норм СН РК EN, идентичных Еврокодам, с Национальными приложениями и развивающих их нормативно-технических документов;
- разработка и переработка (гармонизация) действующих нормативных документов системы государственной нормативной базы;
- гармонизация ссылочных стандартов к СН РК EN, идентичных Еврокодам;
- совершенствование системы контроля и надзора в проектировании и строительстве;
- разработка новой системы ценообразования в строительстве (переход от базисно-индексного на ресурсный метод);
- создание базовых условий для реализации последующих этапов реформы.
В настоящее время, выполнение первоочередных мероприятий поводится одновременно в рамках реализации «Программы по развитию строительной индустрии и производства строительных материалов в Республике Казахстанна 2010-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 сентября 2010 года № 1004.
Переходный период- «период сосуществования» включает:
- практическую апробацию новой нормативной базы (компонентов системы технического регулирования), в том числе создание устойчивого и эффективного процесса внедрения СН РК EN, идентичных Еврокодам;
- обеспечение непрерывного повышения профессионального уровня, подготовки и переподготовки специалистов;
- совершенствование новой нормативной базы (разработка новых, внесение изменений и дополнений в действующие нормативы и документации компонентов);
- проведение научно- исследовательских работ по применению новых материалов, изделий и конструкций, внедрение инноваций, освоение производства новой строительной продукции;
- научные исследования, связанные с уточнением национальных приложений и сопутствующих нормативно-технических документов (карты сейсмического зонирования территорий и т.д.);
- модернизация предприятий стройиндустрии по выпуску строительной продукции в соответствии с требованиями новой нормативной базы;
- обеспечение перехода системы оценки соответствия отечественной строительной продукции к требованиям европейских стандартов и систем оценки;
Дальнейшее совершенствование, гармонизация действующих и разработка новых нормативных технических документов с учетом внедрения инноваций и передовых технологий в строительной отрасли, в том числе в производство строительных материалов и изделий включает:
- организацию и развитие механизмов внедрения инновации и передовых технологий производств, в том числе выработка путей государственной поддержки и оказания преференций;
- разработка новых технических и технологических нормативных документов, а также проведение гармонизации действующих нормативных технических документов с учетом внедрения европейских норм и стандартов;
- совершенствование, гармонизация действующих нормативных технических документов по требованиям следующего поколения европейских норм и обеспечение поддержки функционирования других компонентов реформы.
Индикатор реформы
1. Создание новой нормативно-технической базы строительной отрасли, гармонизированной не менее чем на 80% с аналогичными системами стран Европейского союза, государств Таможенного союза, ЕврАзЭС.
2. Увеличение степени привлечения иностранных инвестиций в строительную отрасль на 30%.
3. Увеличение доли предприятий стройиндустрии по инновационным технологиям на 20%.
Ожидаемые результаты от реализации реформы.
Краткосрочным эффектом реформы является применение в строительной отрасли современной системы технического регулирования:
- гармонизация нормативно-технической базы с аналогичными системами европейских стран, государств Таможенного союза и ЕврАзЭс, в частности гармонизация Еврокодов;
- соответствие системы технического регулирования принципам и требованиям ВТО, Таможенного союза и ЕврАзЭС;
- создание условий для модернизации предприятий стройиндустрии путем внедрения новых технологий и инноваций в соответствии с требованиями новой нормативной базы.
Долгосрочным эффектом реформы будет формирование в стране устойчивой высокой культуры строительства:
- создание глубокой и устойчивой интеграции отечественной строительной отрасли в европейскую и мировую экономические системы, что облегчит привлечение в строительную отрасль иностранных инвестиций, передовых технологий;
- повышение конкурентоспособности проектировщиков и строителей, а также производителей строительных материалов и конструкций;
- повышение надежности конструкций зданий и сооружений их долговечности и экономичности;
Раздел 2. Основные принципы и общие подходы реформирования системы технического регулирования строительной отрасли
2.1 Содержание и область реформы
Реформе подлежат все системы технического регулирования в строительстве:
1- нормативная база строительной отрасли;
2 - надзор и контроль;
3 - оценка соответствия.
Реформа также затрагивает смежные с системой технического регулирования аспекты культуры строительства, касающиеся людских и материальных ресурсов строительной отрасли - в частности:
- систему профессиональной подготовки кадров для строительной отрасли;
- импортно-экспортную политику и практику таможенного контроля;
- инвестиционную политику;
- налогообложение;
- научно-техническую политику и практику внедрения инноваций, новых научных разработок;
- процессы производства, хранения, перевозки, торговли, применения, обслуживания, ремонта, утилизации и контроля по соблюдению требований строительного законодательства к материальным ресурсам для нужд строительной отрасли.
2.2 Риски реформы
Риски реформы - возникновение непредвиденных ситуаций или событий, которые могут негативно или позитивно воздействовать на достижение целей реформы. Они представляют собой сочетание вероятности и/или частоты проявления определенной угрозы или возможности и величины последствий рисковых событий.
Рисковые события представляют собой отдельные события, способные повлиять на проект в худшую или лучшую сторону.
Реформа системы технического регулирования строительной отрасли имеет множество рисков - включая технические, экономические, экологические, политические, финансовые, административные, кадровые и психологические, которые могут повлиять на достижение целей реформы и ожидаемого эффекта. Основные группы рисков, подлежащие управлению для достижения поставленной цели: временные, финансовые, по качеству работ.
2.3 Принципы реформы
Реформа должна быть:
- структурной;
- комплексной;
- межотраслевой;
- системной;
- целенаправленной;
- поэтапной;
- необратимой;
- научно обоснованной;
- масштабной, охватывающей все административно-территориальные образования Республики Казахстан.
Реформирование системы технического регулирования строительной отрасли предполагается проводить на основе стратегии, по заранее разработанному плану, поэтапно, итеративно, с оценкой результатов каждого этапа на соответствие тактическим и стратегическим целям реформы строительной отрасли Республики Казахстан.
Реформа должна иметь устойчивую теоретическую и методологическую основу, закрепленную в руководящих документах.
Результаты реформы должны быть измеримыми и подвергаться количественной и/или качественной оценке на соответствие заданным критериям. Результаты несоответствующие критериям должны корректироваться в установленные сроки.
Учитывая глубину, широту, масштаб и сложность реформы, необходимо провести тщательную подготовку к реализации реформы, включая планирование и мобилизацию ресурсов.
Затраты на проведение мероприятий по реформе должны быть рациональными и подлежащими контролю на протяжении времени реализации.
Научное обоснование основных системных компонентов реформы включают:
- научный анализ современных принципов и методов обеспечения сохранности экологических систем при градостроительном, архитектурном, строительном планировании, проектировании и подготовке научно-обоснованных предложений по совершенствованию нормативных компонентов;
- разработку теоретических и экспериментальных основ определения неустановленных параметров, требуемых для учета национальных, экономических, климатических, природных и сейсмологических особенностей при гармонизации нормативных документов экономически развитых стран;
- оценка в количественных параметрах с привлечением вероятностных моделей сопутствующих экономических и технических рисков, связанных с особенностями нормативных компонентов реформы;
- научно-обоснованная междисциплинарная система профессиональной подготовки, переподготовки, поддержания и повышения профессиональной квалификации потребителей продукта реформы технического регулирования;
- научное обеспечение (перспективные исследования) для разработки следующего поколения нормативных технических документов на основе нового поколения европейских норм.
2.4 Ресурсы реформы
Финансирование реформы осуществляется из государственного бюджета.
Для реализации реформы привлекаются квалифицированные отечественные и зарубежные специалисты в соответствии с потребностями реформы, которые диктуются плановыми задачами и работами.
Эффективное проведение реформы требует объединения усилий государственных органов и организаций частного сектора. Их взаимодействие строится на принципах делового партнерства.
Реформа должна быть легко масштабируемой, позволяя сокращать и/или увеличивать состав и количество исполнителей, исходя из текущих её потребностей.
Управление исполнителями производится посредством системы управления реформой, специально созданной для этой цели.
Ресурсы для проведения реформы определяются программными документами Правительства Республики Казахстан.
Ресурсы для реализации первоочередных мероприятий реформы определены «Программой по развитию строительной индустрии и производства строительных материалов в Республике Казахстана на 2010-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 сентября 2010 года № 1004.
2.5 Компоненты системы технического регулирования строительной отрасли
Система технического регулирования строительной отрасли состоит из трех взаимосвязанных компонентов:
1 - нормативная база строительной отрасли;
2 - система надзора и контроля соблюдения строительного законодательства;
3 - система оценки соответствия субъектов и объектов технического регулирования требованиям строительного законодательства.
В соответствии с законодательством Республики Казахстан и новыми подходами параметрического метода нормирования строительное законодательство является одним из составляющих нормативной базы и подразделяется на:
Правовой компонент строительного законодательства, который устанавливает основополагающие принципы системы технического регулирования строительной отрасли Республики Казахстан и правила поведения субъектов системы, а также принципы международного и межгосударственного сотрудничества в области технического регулирования.
Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» в его нынешнем виде не обеспечивает полноты, комплексности и непротиворечивости в регулировании архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
В связи с этим, учитывая проводимые работы по реформированию системы технического регулирования строительной отрасли, необходимо разработать отраслевой Закон в новой редакции.
Технический компонент строительного законодательства, который представляется в виде специальных технических регламентов Республики Казахстан (далее - Технические регламенты).
Технические регламенты Республики Казахстан по своей природе являются одновременно правовыми и техническими нормативными актами Правительства Республики Казахстан.
Основополагающим техническим регламентом в строительстве Республики Казахстан, в настоящее время, является технический регламент «Требования к безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» (далее - Технический регламент), утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 ноября 2010 года № 1202, который устанавливает минимальные требования к безопасности строительной продукции на всех стадиях их жизненного цикла в целях защиты жизни, здоровья людей и животных, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) строительной продукции, устранения технических барьеров в торговле.
Административный компонент строительного законодательства, который устанавливает порядок и правила деятельности органов надзора и контроля, а также взаимоотношений с субъектами-участниками строительного производства, деятельности третейских судебных инстанций в области строительства и взыскания, налагаемые на нарушителей строительного законодательства.
2.6 Совершенствование нормативных технических документов
В рамках реформирования системы технического регулирования строительной отрасли совершенствование нормативных технических документов производится путем разработки новых и гармонизации действующих нормативов в республике Казахстан.
В целях соблюдения единых принципов технического регулирования технические регламенты Республики Казахстан и проекты технических регламентов Таможенного союза и ЕврАзЭС предусматривают подразделять нормативно-технические документы строительства на:
- нормативно-технические документы обязательного применения;
- нормативно-технические документы добровольного применения.
К нормативным техническим документам обязательного применения относятся:
Строительные нормы (СН РК) - государственный норматив в области архитектуры, градостроительства и строительства, принятый уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства и содержащий требования обязательные для выполнения пользователями. Строгое следование положениям, изложенным в строительных нормах - СН РК, обеспечивает соблюдение обязательных требований Технического регламента.
Строительные нормы СН РК EN, идентичные Еврокодам EN разрабатываются в рамках реформирования нормативной базы строительства Республики Казахстан, которые являются гармонизированным вариантом EN Eurocodes (Еврокоды EN 1990-1999), предназначенных для расчета и проектирования несущих конструкций зданий и сооружений, позволяющих обеспечить выполнение требований по безопасности технических регламентов Республики Казахстан.
Руководящие документы в строительстве (РДС) - особый вид нормативных документов в строительстве, которые применяются на обязательной основе и устанавливают организационно-технологические, организационно-методические процедуры и требования, а также правила регулирования взаимоотношений между субъектами архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Нормативные технические документы для добровольного применения разрабатываются (перерабатываются) в рамках реформы с учетом установления параметрических характеристик объекта проектирования и строительства.
К нормативным техническим документам для добровольного применения относятся:
Своды правил (СП РК), содержащие правила и положения, нормируемые показатели метода приемлемых решений, применяемых в качестве официально признанных и, с необходимой полнотой, оправдавших себя на практике рекомендуемых параметров, которые позволяют обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм (СН РК), Технического регламента.
Нормативные технические пособия (НТП) к СН РК EN, в которых приводятся обязательные и рекомендуемые положения, обеспечивающие применение идентичных по отношению к Еврокодам строительных норм (СН РК EN).
Нормативно-технические пособия являются нормативами, содержащими практические методы расчета и конструирования несущих конструкций, соответствующими принципам и требованиям СН РК EN 1991-1999, а также развивающими их положения, и облегчают освоение и применение СН РК EN 1991-1999 субъектами строительной отрасли Республики Казахстан.
Стандарты Республики Казахстан (СТ РК, СТ РК EN, СТ РК ИСО, ГОСТ и др.) в области архитектуры, градостроительства и строительства разрабатываются в целях обеспечения соблюдения обязательных требований по безопасности и устанавливают рекомендуемые параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, методы их испытаний, требования к строительным материалам и изделиям, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции.