|
|
|
Применение инвестиционных налоговых преференции
О. Мельник - практикующий бухгалтер
Преференция - предоставляемые государством налоговые и другие льготы, привилегии, которые создают для деятельности организации особо благоприятные условия. Приведу краткий обзор предыстории появления инвестиционных налоговых преференций в Республике Казахстан. Инвестиционная политика государства в период становления В период становления Казахстана как нового независимого государства, делающего первые шаги к рыночным отношениям, одной из первоочередных задач, стоящих перед государством, было привлечение иностранного капитала. Для этих целей была разработана и запущена в действие целая программа, подкрепленная законодательной базой в области инвестиций. Так 27 декабря 1994 года был принят Закон РК «Об иностранных инвестициях», который определил основные правовые и экономические основы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Казахстан, закрепил государственные гарантии защиты иностранных инвестиций, определил организационные формы их осуществления, а также порядок разрешения споров с участием иностранных инвесторов. Данный закон просуществует до 8 января 2003 года, когда вместо него будет принят новый Закон РК «Об инвестициях». Основой ныне действующей системы инвестиционных преференций Республики Казахстан стал Указ Президента «Об утверждении положения о системе льгот и преференций и порядке их предоставления при заключении контрактов с инвесторами» № 3445 от 5 апреля 1997 года, основной целью которого было регулирование вопросов предоставления льгот и преференций при заключении контрактов между Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям и инвесторами. Однако, несмотря на достаточно разработанную нормативно-правовую базу, еще оставались вопросы, требующие более тщательного анализа и проработки. Инвестиционные налоговые преференции действующие до 2009 года Недовольство инвесторов в отношении налоговой системы было преодолено после принятия Налогового кодекса РК от 12 июня 2001 года за № 209-II, который в своем разделе 5 «Инвестиционные налоговые преференции» предоставил существенные льготы по корпоративному подоходному налогу, земельному налогу и налогу на имущество. Объем и сроки налоговых льгот определялись в каждом конкретном случае и устанавливались Правительством Республики Казахстан по каждому приоритетному виду деятельности. Ключевыми преимуществами ранее действовавшего налогового законодательства для потенциальных вкладчиков капитала было: 1) уменьшение начисленного корпоративного подоходного налога на 100% (для вновь созданных компаний, осуществляющих исключительно реализацию инвестиционного проекта), а также вычеты из совокупного годового дохода стоимости вводимых в эксплуатацию фиксированных активов, равными долями в зависимости от срока действия преференций (для действующих компаний); 2) освобождение от уплаты земельного налога; 3) освобождение от уплаты имущественного налога. Такие преференции были существенным подспорьем лиц, решивших вложить капитал в развитие приоритетных секторов экономики страны.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ НАЛОГОВЫХ ПРЕФЕРЕНЦИИ с 1 января 2009 года 1. Суть применения инвестиционных налоговых преференций С 1 января 2009 года налогоплательщику предоставлено право самостоятельного применения инвестиционных налоговых преференций без заключения инвестиционных контрактов. Инвестиционные налоговые преференции это льгота, заключающееся в отнесении на вычеты стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию. Согласно пункту 1 статьи 123 Налогового кодекса, в редакции от 10 декабря 2008 года, инвестиционные налоговые преференции применяются по выбору налогоплательщика и заключаются в отнесении на вычеты: стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования Действовавшие до 1 января 2009 года положения по налоговым преференциям, предоставлявшие налоговые льготы в виде 100%-го освобождения от уплаты корпоративного подоходного налога, земельного налога и налога на имущество по действующему Налоговому кодексу не предусмотрены. Однако согласно статье 26 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Налогового кодекса» инвестиционные налоговые преференции, предоставляемые по инвестиционным контрактам, заключенным с уполномоченными органами по инвестициям до 1 января 2009 года, сохраняются до истечения срока их действия.
2. Субъекты инвестиционных налоговых преференций Право на применение преференций имеют только юридические лица, за исключением лиц, которые соответствующих одному или более чем одному из следующих условий: 1) являются организаций, осуществляющей деятельность на территориях специальных экономических зон, так как указанная категория налогоплательщиков имеет право уменьшить сумму корпоративного подоходного налога к уплате на 100 %, а также по земельному налогу, налогу на имущество, плате за пользование земельными участками применяется коэффициент 0 к соответствующим ставкам и к среднегодовой стоимости объектов налогообложения). 2) осуществляют деятельность по производству и (или) реализации подакцизных товаров (спирта, алкогольной продукции, табачных изделий). Преференции направлены на развитие производственного сектора экономики, который в свою очередь призван повлечь за собой улучшение экономического и физического благосостояния граждан. 3) налогоплательщик применяет специальный налоговый режим для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов. Указанная категория налогоплательщиков применяет особую категорию льгот по КПН, НДС, социальному налогу, земельному налогу, плате за пользование земельными участками, налогу на имущество, налогу на транспортные средства (исчисленные в общеустановленном порядке налоги и плата подлежат уменьшению на 70 %).
3. Объекты инвестиционных налоговых преференций К объектам преференций относятся впервые вводимые в эксплуатацию на территории РК здания и сооружения производственного назначения, машины и оборудование, которые в течение не менее трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию, соответствуют одновременно следующим условиям: признаются основными средствами в бухгалтерском учете налогоплательщика используются налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода не используются в деятельности, осуществляемой в рамках контракта на недропользование Для целей применения преференций к зданиям производственного назначения относятся нежилые здания (части нежилых зданий). Преференции не применимы к следующим зданиям и сооружениям:
Понятие «впервые введенные в эксплуатацию на территории Республики Казахстан» применяется в отношении активов, являющихся объектами преференций, то есть именно такие активы ранее не вводились в эксплуатацию на территории Республики Казахстан. Однако налогоплательщик вправе применить преференции в отношении основных средств, соответствующих условиям пункта 2 статьи 123 Налогового кодекса, независимо от того, были ли ранее введены в эксплуатацию аналогичные основные средства на территории Республики Казахстан. Первым вводом в эксплуатацию вновь возведенного на территории РК здания (части здания) является: при строительстве путем заключения договора строительного подряда - передача объекта строительства застройщиком заказчику после подписания государственной приемочной комиссией акта ввода в эксплуатацию здания (части здания); в остальных случаях - подписание государственной приемочной комиссией акта ввода в эксплуатацию здания (части здания). 4. Применение преференций по последующим расходам на реконструкцию, модернизацию. Последующие расходы на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования подлежат отнесению на вычеты в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, при соответствии таких зданий и сооружений, машин и оборудования одновременно следующим условиям: учитываются в бухгалтерском учете в качестве основных средств не менее трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию после осуществления реконструкции, модернизации, используются в деятельности, направленной на получение дохода временно выведены из эксплуатации на период осуществления реконструкции, модернизации не используются в деятельности, осуществляемой в рамках контракта на недропользование. Для целей применения преференций реконструкция, модернизация основного средства - вид последующих расходов, результатами которых одновременно являются: изменение, в том числе обновление, конструкции основного средства; увеличение срока службы основного средства более чем на три года; улучшение технических характеристик основного средства по сравнению с его техническими характеристиками на начало календарного месяца, в котором данное основное средство временно выведено из эксплуатации для осуществления реконструкции, модернизации. При реконструкции или модернизации производственного здания учитывается потребность в выведении части либо всего здания из эксплуатации. Как правило, все здание или его часть может функционировать в штатном режиме, а работы по реконструкции проводятся локально. Таким образом, возможно применение преференции по зданиям производственного назначения при временном выводе из эксплуатации части такого здания на период проведения ее реконструкции.
5. Методы инвестиционных налоговых преференций Применение преференций осуществляется по одному из следующих методов: Метод вычета после ввода объекта в эксплуатацию заключается в отнесении на вычеты и объектов преференций равными долями в течение первых трех налоговых периодов эксплуатации или единовременно в налоговом периоде, в котором осуществлен ввод в эксплуатации Метод вычета до ввода объекта в эксплуатацию заключается в отнесении на вычеты затрат на строительство, производство, приобретение, монтаж и установку объектов преференций, а также последующих расходов на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования до ввода их в эксплуатацию в налоговом периоде, в котором фактически произведены такие затраты
6. Учет объектов преференции В соответствии с пунктом 1 статьи 125 Налогового кодекса одной из особенности налогового учета объектов преференции является то, что налогоплательщик осуществляет учет объектов преференций, а также последующих расходов на реконструкцию модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования отдельно от фиксированных активов в течение трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования, по которым применены преференции. Кроме того, объекты преференций и последующие расходы на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования учитываются в разрезе каждого объекта, по которому применена преференция. На основании статьи 77 Налогового кодекса, в формах налоговых регистров по применению инвестиционных налоговых преференций, определяет стоимость объектов преференции, подлежащих отнесению на вычеты. Форма налогового регистра составляется одновременно с декларацией по корпоративному подоходному налогу. При этом для удобства налогоплательщиков постановлением Правительства РК от 9 ноября 2011 года № 1311 «Об утверждении форм налоговых регистров и правил их составления», предусмотрена форма обязательного налогового регистра по применению инвестиционных налоговых преференций. Необходимо отметить, что по истечении трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода объекта преференций в эксплуатацию, кроме объектов по которым преференции аннулированы, такой объект преференций признается фиксированным активом и включается в стоимостный баланс соответствующей группы (подгруппы) по нулевой стоимости.
Аннулирование преференций
В случае не соблюдения в течение трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования условий пунктов 2-4 статьи 123 Налогового кодекса по определению объекта преференций, а также пункта 6 статьи 123 Налогового кодекса по определению субъекта преференций, преференции аннулируются с момента их применения. При этом налогоплательщик обязан уменьшить вычеты на сумму преференций за каждый налоговый период, в котором они были применены. В свою очередь, активы, по которым преференции аннулированы, признаются фиксированными активами со дня их ввода в эксплуатацию при соответствии положениям пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса. При аннулировании преференций по последующим расходам на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования такие расходы учитываются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |