|
|
|
Комментарий к Закону Республики Казахстан
Рецензенты: Мухамеджанов Э.Б., д. ю. н., профессор Черняков А.А., д. ю. н., профессор
В книге дается постатейный юридический анализ положений Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 г., освещаются проблемные вопросы, возникающие в практике деятельности религиозных объединений и государственных органов в Республике Казахстан, и предлагаются способы их решения. Комментарии могут быть полезными для представителей государственных органов и религиозных объединений, юристов, религиоведов, студентов юридических и иных вузов, а также всех интересующихся вопросами свободы совести и деятельности религиозных объединений.
Содержание
Комментарий к Закону Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» Статья 1 Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2 Законодательство Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях Статья 3 Государство и религия Статья 4 Компетенция уполномоченного органа Статья 6 Религиоведческая экспертиза Статья 7 Религиозные обряды и церемонии Статья 8 Миссионерская деятельность Статья 9 Религиозная литература и предметы религиозного назначения Статья 10 Благотворительная деятельность Статья 11 Международные связи и контакты верующих и религиозных объединений Статья 12 Статус религиозных объединений Статья 13 Создание религиозных объединений Статья 14 Наименование религиозного объединения Статья 15 Государственная регистрация религиозных объединений Статья 16 Устав религиозного объединения Статья 17 Отказ в регистрации религиозного объединения Статья 18 Реорганизация и ликвидация религиозного объединения Статья 19 Государство и иностранные религиозные объединения Статья 20 Собственность религиозных объединений Статья 22 Распоряжение имуществом ликвидированного религиозного объединения Статья 24 Переходные положения Статья 25 Заключительные положения
Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» был принят 11 октября 2011 г. Это второй в истории Казахстана закон, специально посвященный вопросам религии и религиозных объединений: Закон о свободе вероисповедания и религиозных объединениях от 15 января 1992 г. утратил свою силу в связи с принятием нового Закона. Еще во время обсуждения закона развернулась бурная дискуссия с различным спектром мнений: от полного одобрения до полного неприятия. Большей частью дискуссия касалась новых подходов в отношениях между государством и религиозными объединениями, дополнительных ограничений прав и свобод верующих и их ассоциаций. К сожалению, вопросам юридической техники, адекватного правового регулирования уделялось гораздо меньше внимания. Этому не способствовали и быстрые темпы прохождения законопроекта в различных государственных органах, и отсутствие возможности детального обсуждения статей закона и последствий его принятия. Недостатки закона были видны с самого начала его публичного появления. Целый ряд положений плохо согласуется с действующим законодательством. Различные административные процедуры недетализированны в достаточной степени. Очень много проблем и вопросов возникло в связи с фактической перерегистрацией религиозных объединений, что сразу же проявилось на практике. Ради справедливости стоит заметить, что вопросы правового регулирования деятельности религиозных объединений, в принципе, представляют трудность, поскольку государство вторгается в очень деликатную сферу, где очень сильны самоуправленческие моменты, где правовые нормы конкурируют с религиозными. Первый закон, принятый в 1992 году, был также очень проблематичным с точки зрения адекватного правового регулирования и надлежащей юридической техники. Введение закона в действие подтвердило опасения. Государственные органы отказывались принимать документы на перерегистрацию религиозных объединений, регистрацию миссионеров, экспертизу религиозной литературы, ссылаясь на отсутствие подзаконных актов. Первые подзаконные акты, развивающие положения закона, появились спустя несколько месяцев после его принятия. Правоохранительные органы стали применять закон, даже несмотря на то, что был закреплен определенный переходный период для применения новых положений. Обращения в государственные органы оставались без ответа, поскольку объективно дать ответы по многим вопросам не представляется возможным. Нам кажется, что проблемы понимания положения нового Закона и практики их применения будут продолжаться. Следует отметить, что Научно-исследовательский и аналитический центр по вопросам религий (организация, подведомственная Агентству Республики Казахстан по делам религий) подготовил Комментарий к Закону о религиозной деятельности и религиозных объединениях1. К сожалению, наряду с позитивными моментами, в этом Комментарии содержится ряд ошибок и неточностей, которые также проанализированы в представленном издании2. Целью настоящего комментария является разъяснение положений закона, их толкование в соответствии с Конституцией и иными нормативными правовыми актами, показ уже имеющихся проблем в правоприменительной практике. Помимо собственно комментария в издании приведены нормативные правовые акты по вопросам деятельности религиозных объединений и справочная информация. Нормативные правовые акты приведены по состоянию на 1 октября 2012 г. ______________ 1 Комментарий к Закону Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Астана, 2012, 154 с. 2 В отдельных местах Комментария, подготовленного Научно-исследовательским и аналитическим центром, где-то дословно, где-то косвенно воспроизведены положения ранее изданного нами Комментария к Закону Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». См. Подопригора Р.А. О свободе вероисповедания и религиозных объединениях. Комментарий к Закону Республики Казахстан. 4-е изд., перераб. и доп. Астана, 2007, 200 с.
Название Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»
Преамбула Настоящий Закон основывается на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан.
КОММЕНТАРИЙ Первый казахстанский закон, принятый 15 января 1992 г., назывался «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Понятие свободы вероисповедания ушло из названия действующего закона, о чем не преминули заметить многие, особенно правозащитники. Вместе с тем, учитывая содержание закона, существующее название представляется оправданным, поскольку о свободе вероисповедания в нем практически не говорится. Закон посвящен закреплению принципов взаимоотношения государства и религиозных объединений, новой типологии религиозных объединений, фиксированию различных административных мер воздействия на религиозные институты. В этом плане название в целом отвечает его содержанию, хотя в частностях закон регулирует не только вопросы религиозной деятельности, но и иных видов деятельности (благотворительной, образовательной). Преамбула Закона воспроизводит частично пункт 1 статьи 1 Конституции Республики Казахстан 1995 г. Демократизм государства проявляется и в том, что оно признает возможность существования различных организационных образований на религиозной основе, религиозных или атеистических убеждений. Светскость означает, что государственные институты в большой степени освобождены от влияния религиозных институтов. Религия, религиозные объединения и их лидеры не оказывают влияние на принятие политических решений, формирование государственных органов, правовое регулирование. Следует заметить, что светскость - это не универсальное понятие, в каждой политико-правовой культуре могут складываться собственные представления о светскости или ее модели. Впервые в истории казахстанского законодательства подчеркивается роль определенных религий. Это сделано путем признания исторической роли ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа. Будет лишним говорить о том, что в Казахстане существуют и другие школы ислама, и другие направления христианства. Признание является скорее символическим актом. В правовом смысле религиозные объединения ислама ханафитского направления и православного христианства не имеют никаких преимуществ перед другими религиозными объединениями. Другое дело, что с помощью такой формулировки презюмируется гораздо более лояльное отношение к ним по сравнению с другими религиозными объединениями. Подобные декларативные положения характерны для законодательств разных стран мира. Они показывают историческую роль конкретных религиозных объединений и, иногда, в дальнейшем развиваются в определенных преимуществах. Но подобные положения не означают невозможность существования других религиозных объединений или ограничения их прав.
Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: 1) культовое здание (сооружение) - место, предназначенное для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества); 2) религиозная деятельность - деятельность, направленная на удовлетворение религиозных потребностей верующих; 3) священнослужитель - лицо, уполномоченное соответствующим религиозным объединением на духовное, проповедническое служение; 4) религиозное объединение - добровольное объединение граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, в установленном законодательными актами Республики Казахстан порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных потребностей; 5) миссионерская деятельность - деятельность граждан Республики Казахстан, иностранцев, лиц без гражданства от имени религиозных объединений, зарегистрированных в Республике Казахстан, направленная на распространение вероучения на территории Республики Казахстан; 6) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в сфере религиозной деятельности.
КОММЕНТАРИЙ Подобная статья характерна для многих современных казахстанских законов, однако, в данном случае, есть определенные опасения в необходимости понятийного аппарата, поскольку не всегда возможно нормативным языком описать очень разномерные религиозные явления и институты. Есть примеры, когда законодатели некоторых государств идут еще дальше, пытаясь определить в законе понятие религии, веры и т.д. Традиционно под культовым зданием понимают специально построенные или перестроенные здания, помещения, чей даже внешний вид позволяет отделить их от других видов зданий: мечети, православные храмы и католические костелы, лютеранские кирхи. Однако казахстанский закон подходит более широко к понятию культового здания - любое место, предназначенное для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания может считаться культовым зданием. В действительности не для всех религиозных объединений характерны культовые здания. Поэтому к числу таких зданий, по смыслу казахстанского закона, следует относить и арендованные религиозным объединением здания и помещения, не обязательно - с архитектурной точки зрения - относящиеся к культовым сооружениям. В некоторых религиозных объединениях принято воздвигать специальные храмы только после выполнения определенных критериев - количества последователей, распространенности и т.д. До этого момента религиозные объединения арендуют обычные помещения, приспосабливая их под собственные нужды. И подобные помещения также нужно относить к числу культовых. Конечно, богослужения и религиозные обряды могут совершаться и в квартирах, домах граждан, в помещениях негосударственных организаций. Но в таком случае нельзя говорить о культовых зданиях, поскольку квартиры и офис имеют другое основное предназначение. При необходимости отнесения зданий, сооружений, помещений к культовым, следует принимать во внимание самые разные обстоятельства: внешний и внутренний вид, договоры аренды или безвозмездного пользования, преимущественное фактическое использование помещения, проектную документацию и правоустанавливающие документы и др. Религиозная деятельность определена в законе как деятельность, направленная на удовлетворение религиозных потребностей верующих. Будет неправильным сводить религиозную деятельность только к отправлению религиозных обрядов, проведению религиозных церемоний. Религиозные потребности верующих могут быть связаны и с благотворительной, миссионерской деятельностью, религиозным образованием и воспитанием. В крупных религиозных объединениях удовлетворению религиозных потребностей верующих способствует управленческая деятельность. Несколько неудачным выглядит понятие священнослужителя. Во-первых, это понятие в большей степени связано с христианством. Во-вторых, более традиционное понимание священнослужителя связано с возведением религиозного служителя в духовный сан (священство - одно из таинств), а не с уполномочием на то или иное служение. В-третьих, следует учитывать, что в некоторых религиозных объединениях присутствует выделение специальной группы служителей, в других - такого выделения нет, и каждый член объединения считается уполномоченным на духовное служение. Поэтому будет ошибочным применять это понятие ко всем религиозным объединениям. Следует также учитывать, что полномочие на служение может исходить не от самого религиозного объединения, но и от его вышестоящей религиозной структуры. Достаточно узко сформулировано понятие религиозного объединения. Дело в том, что с учетом самых различных управленческих систем, особенностей вероисповедания и внутренних организационных форм, религиозные структуры не могут быть исключительно добровольными объединениями граждан. Некоторые из них создаются по решению существующих управленческих центров. Предложенное понятие религиозного объединения вызывало бы гораздо меньше вопросов, если бы присутствовали и другие организационные формы религиозных структур или иные способы их создания. Следует иметь в виду, что религиозное объединение это не только объединение казахстанских граждан. Иными словами членами религиозных объединений могут быть и иностранные граждане и лица без гражданства. В практике уже имеется пример, когда Агентство по делам религий указало религиозному объединению на нарушение закона, заключающееся в том, что в уставе закреплено, что членами религиозного объединения могут быть иностранные граждане. При этом была сделана ссылка на п. 2 статьи 12 комментируемого закона. Однако пункт 2 статьи 12 говорит о том, кто может быть инициатором создания местного религиозного объединения, и такими инициаторами могут быть действительно только граждане Казахстана. После государственной регистрации, инициаторы превращаются в членов религиозного объединения. В отличие от других юридических лиц, особенно коммерческих, первоначальные учредители (инициаторы) не сохраняют никаких имущественных или обязательственных прав и смысл в институте инициаторов пропадает. В отношении же членства иностранных граждан и лиц без гражданства в религиозных объединениях никаких ограничений не установлено. Лишним подтверждением того факта, что иностранные граждане могут быть членами религиозного объединения является признание их субъектами миссионерской деятельности. Следует отметить, что казахстанский закон содержит очень широкий подход к определению такой деятельности, что в принципе, не было ли проблемой, если бы не последующая зависимость миссионерской деятельности от государственного разрешения. В обществе миссионерская деятельность зачастую воспринимается очень негативно. Вместе с тем подобная деятельность присуща практически каждому религиозному объединению, поскольку большинство из них заинтересованы в распространении своего вероучения. Миссионерская деятельность охватывает и прозелитизм - обращение в свою веру инаковерующих. В некоторых государствах прозелитизм запрещен, в законодательстве Казахстана такого запрета нет (более подробно о миссионерской деятельности см. в комментарии к статье 8). Уполномоченным органом, осуществляющим государственное регулирование в сфере религиозной деятельности, является Агентство Республики Казахстан по делам религий. Понятно, что вопросами религии занимаются и многие другие государственные органы, однако, названное Агентство отличается от них тем, что оно специально создано для отмеченного государственного регулирования.
Законодательство Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях 1. Законодательство Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются нормы международного договора.
КОММЕНТАРИЙ Комментируемый закон, по смыслу пункта 1 статьи 2, входит составной частью в законодательство, непосредственно посвященное вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Казахстан от 24 марта 1998 г. «О нормативных правовых актах» под законодательством понимается совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке. Помимо Закона о религиозной деятельности и религиозных объединениях, в законодательство входят постановления Правительства, акты министерств и иных государственных органов по вопросам деятельности религиозных объединений, часть из которых приведена в приложении к настоящему комментарию. Безусловно, и в других законодательных и подзаконных актах имеются положения, распространяющиеся на религиозные объединения или связанные со свободой вероисповедания. Скажем, вопросы регистрации религиозных формирований изложены в Законе Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г. «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», проведения публичных мероприятий за пределами религиозного здания - в Законе Республики Казахстан от 17 марта 1995 г. «О порядке организации и проведения мирных собраний, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан», налогообложения - в налоговом законодательстве, и т.д. Пункт 2 комментируемой статьи говорит о приоритете ратифицированных международных договоров над национальным законом. Примерами таких договоров в нашем случае являются Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Конвенция о правах ребенка (1989). Напомним, что и Конституция Республики Казахстан в пункте 3 статьи 4 устанавливает, что международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Статус международного договора могут иметь и соглашения с религиозными объединениями (например, Соглашение между Республикой Казахстан и Святым Престолом о взаимоотношениях (1998)).
Статья 3 Государство и религия 1. Государство отделено от религии и религиозных объединений. 2. Религиозные объединения и граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства независимо от отношения к религии равны перед законом. 3. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 4. Система образования и воспитания в Республике Казахстан, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер. 5. Воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест не допускаются. 6. Каждый вправе придерживаться религиозных или иных убеждений, распространять их, участвовать в деятельности религиозных объединений и заниматься миссионерской деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 7. Никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан. Граждане Республики Казахстан, являющиеся священнослужителями, миссионерами, руководителями или участниками (членами) религиозных объединений, могут участвовать в политической жизни наравне со всеми гражданами Республики Казахстан только от своего имени. 8. В соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства государство: 1) не вмешивается в определение гражданином Республики Казахстан, иностранцем и лицом без гражданства своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или иными их законными представителями согласно своим убеждениям, за исключением случаев, когда такое воспитание угрожает жизни и здоровью ребенка, ущемляет его права и ограничивает ответственность, а также направлено против конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Республики Казахстан; 2) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов; 3) не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если деятельность религиозных объединений не противоречит законам Республики Казахстан; 4) способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями. 9. В соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства религиозные объединения: 1) не выполняют функции государственных органов и не вмешиваются в их деятельность; 2) не участвуют в деятельности политических партий, не оказывают им финансовую поддержку, не занимаются политической деятельностью; 3) обязаны соблюдать требования законодательства Республики Казахстан. 10. Запрещаются деятельность партий на религиозной основе, создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию и иными противоправными действиями. 11. Деятельность не зарегистрированных в установленном законами Республики Казахстан порядке религиозных объединений, а равно какое-либо принуждение граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства в определении отношения к религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных объединений, в религиозных обрядах и (или) в обучении религии не допускаются. 12. Не допускается деятельность религиозных объединений, сопряженная с насилием над гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства или иным причинением вреда их здоровью либо с расторжением брака между супругами (распадом семьи) или прекращением родственных отношений, нанесением ущерба нравственности, нарушением прав и свобод человека и гражданина, побуждением граждан к отказу от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан, и иным нарушением законодательства Республики Казахстан. 13. Не допускается деятельность религиозных объединений, принудительно вовлекающих в свою деятельность граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, в том числе посредством благотворительной деятельности, и (или) препятствующих выходу из религиозного объединения, в том числе путем применения шантажа, насилия или угрозы его применения, с использованием материальной или иной зависимости граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства либо путем обмана. 14. Не допускается принуждение участников (членов) религиозного объединения и религиозных последователей к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения, его руководителей и других участников (членов). 15. Не допускается принятие решений и совершение действий с использованием религии и религиозных воззрений, заведомо способных дезорганизовать деятельность государственных органов, нарушить их бесперебойное функционирование, снизить степень управляемости в стране. 16. Руководитель религиозного объединения обязан принять меры к недопущению вовлечения и (или) участия несовершеннолетних в деятельности религиозного объединения при возражении одного из родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей.
КОММЕНТАРИЙ Статья 3 является самой большой по объему в комментируемом Законе и одной из самых важных, поскольку закрепляет основные принципы взаимоотношений между государством и религиозными объединениями. В пункте 1 закрепляется главный принцип - отделения религиозных объединений от государства. Названный принцип не указан в действующей Конституции Республики Казахстан, хотя в статье 1 Конституции говорится о светском характере государства, а в таких государствах очень часто на конституционном уровне зафиксирован принцип отделения. Принцип отделения не следует абсолютизировать, рассматривая его как полное и безусловное разделение двух социальных структур. Он, скорее, определяет сферы деятельности государства и религиозных объединений. Принципиальным моментом является то, что религиозные объединения не могут выполнять властных государственных функций, а государство не может вмешиваться во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству. В повседневной реальности и государство, и религиозные объединения «нарушают» этот принцип. Религиозные объединения помогают государству в выполнении некоторых функций (оказания социальной помощи гражданам, культурно-просветительной, образовательной и т.д.), в свою очередь, государство оказывает помощь некоторым религиозным объединениям (в строительстве мечетей, других культовых зданий, приобретении предметов религиозного назначения, организации паломничества). Не менее важным является принцип равноправия религиозных объединений и граждан перед законом, закрепленный в пункте 2. В Казахстане действуют самые различные по влиянию, вероисповедной принадлежности, количеству членов, традициям религиозные объединения. Но, несмотря на различия, все религиозные объединения находятся в одном правовом поле. Государство не может отдавать предпочтение в правовом смысле какому-либо религиозному объединению, даже с учетом его заслуг и количества приверженцев. Можно в этой связи вспомнить преамбулу Закона, в которой говорится о признании исторической роли ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа. Тем не менее, никаких привилегий в правовом статусе эти объединения не имеют. Третий пункт является дополнением к первым двум и по большому счету является лишним, поскольку если государство закрепляет принцип отделения и равноправия религиозных объединений, то государственной или обязательной религии в таком государстве быть не может. Четвертый пункт определяет светский характер системы образования и воспитания в Республике Казахстан. Светский характер образования указан как один из принципов государственной политики в области образования (пп. 4, п. 1 статьи 3 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 г. «Об образовании». В соответствии с этим же законом запрещается создание религиозных организаций (объединений) в организациях образования (п. 2 статьи 3), а педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в целях религиозной пропаганды (п. 6 статьи 51)). В соответствии с п. 5 статьи 19 Закона Республики Казахстан от 8 августа 2002 г. «О правах ребенка в Республике Казахстан», не допускаются проведение богослужений, религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний, а также действий, направленных на распространение вероучений в детских оздоровительных, спортивных, творческих и иных организациях досуга, лагерях и санаториях. Таким образом, по смыслу комментируемого пункта и иных норм казахстанского законодательства собственно религиозное образование в организациях образование не допускается. Это, однако, не исключает преподавания религиозно ориентированных дисциплин: «Религиоведение», «Мусульманское право», «История религий», «Социология религии» и т.д. в соответствии с образовательными стандартами и собственными учебными планами образовательных учреждений. Светский характер системы образования предполагает, что в образовательных учреждениях не допускается совершение религиозных обрядов, проведение религиозных служб, церемоний и прочих мероприятий, связанных с отправлением культа. Серьезной проблемой во многих светских государствах мира становятся вопросы проявления религиозной символики в общественных местах, включая ношение одежды и предметов, характерных для последователей какой-либо религии (хиджабов, платков, крестиков, тюрбанов, оружия). Острее всего эта проблема выражается в школе. Казахстанское законодательство не содержит никаких указаний по этому поводу. Мнение различных государственных органов также противоречиво. С одной стороны, с точки зрения международно-правовых норм право на свободу мысли, совести, религии или убеждений включает, в частности, свободу приобретать и использовать в соответствующем объеме необходимые предметы и материалы, связанные с религиозными обрядами или обычаями или убеждениями. Пункт 4 Комментария № 22 (48) Комитета по правам человека ООН к статье 18 Всеобщей декларации прав человека говорит о том, что свобода исповедания религии посредством богослужений, совершения религиозных и ритуальных обрядов, религиозной практики и учения охватывает широкий круг действий, а именно: церемониальные и ритуальные акты, различную практику, связанную со строительством мест для богослужений, использованием ритуальных формул и предметов, демонстрацией символов, соблюдением религиозных праздников и дней отдыха3. Четкие запреты на ношение хиджабов в казахстанском законодательстве отсутствуют. С другой стороны, принцип отделения школы от религиозных объединений предполагает, что в учреждениях образования проявление религиозной символики (если действительно, к примеру, ношение соответствующей одежды, это неотъемлемая часть религиозной практики) должно быть ограничено. На наш взгляд, в каждом конкретном случае следует по-разному относиться к проявлениям религиозной практики и символики, во всяком случае, в государственной школе. Сам факт ношения предметов религиозной направленности не является каким-либо нарушением. Другое дело, что использование религиозной символики не должно угрожать безопасности учащихся или преподавателей. В частных учреждениях подобные вопросы следует специально обговаривать в уставах и договорах об обучении. К этому, кстати, склоняются и представители государственных органов: «в соответствии со статьей 40 Закона РК «Об образовании», деятельность организаций образования регулируется типовыми правилами деятельности организаций образования соответствующего типа и разработанными на их основе уставами. _________________ 3 General Comment No. 22 (48) on Article 18 (1993) // Religion and Human rights: Basic documents. - New York: Center for the Study of Human Rights; Columbia University, P. 88-100.
В связи с этим каждое учебное заведение имеет свой устав, разрабатываемый коллегиально с участием школьников, педагогов, родителей и учредителей. Данный документ определяет право обучающихся и воспитанников на ношение какой-либо формы одежды»4. Позднее Министр образования и науки заявил, что Министерство не поддерживает идею ношения религиозной одежды в организациях образования и не давало разрешения на ношение хиджабов в организациях образования5. Вопросы вызывают и возможности религиозного образования и воспитания за пределами организаций образования, например, в самих религиозных объединениях или в семье. На практике встречается мнение о том, что любое религиозное образование и воспитание возможно только в духовных (религиозных) организациях образования, деятельность которых лицензируется. Однако духовные (религиозные) организации образования это учебные заведения, реализующие профессиональные учебные программы подготовки священнослужителей (пп. 52 статьи 1 Закона об образовании). Потребности же в религиозном образовании есть не только у лиц, собирающихся стать профессиональными священнослужителями, но и у просто верующих, и у родителей в отношении своих детей. Так в соответствии с п. 1 статьи 35 Закона о правах ребенка в Республике Казахстан, государство гарантирует невмешательство в воспитание ребенка, основанное на религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих. Поэтому определенные формы религиозного образования, не связанные с подготовкой священнослужителей, возможны в самих религиозных объединениях (воскресные школы, курсы, семинары, кружки и т.д.). Законодательных запретов на проведение такой деятельности нет. Это подтверждается и мнением государственных структур. Так в Комментарии, подготовленном Научно-исследовательским и аналитическим центром по вопросам религий, сказано, что религиозные объединения вправе в соответствии со своими установлениями создавать для религиозного образования детей и взрослых учебные заведения и группы, а также проводить обучение в иных формах, используя для этого принадлежащие или предоставляемые им в пользование помещения. Организационное (язык оригинала - РП) обучение детей религиозному вероучению проводится при согласии родителей или лиц их заменяющих6. Пункт 5 содержит одну из гарантий прав верующих и религиозных объединений. Воспрепятствование законной религиозной деятельности может выражаться в отказе выдачи лицензий или иных разрешений, в оформлении документов, прерывании богослужений. Оскорбление религиозных чувств может проявляться в явном неуважении к убеждениям человека сопряженном с грубыми высказываниями, обвинениями, комментариями. Обычная миссионерская деятельность, пропаганда своей религии не может рассматриваться в качестве оскорбления. Законодательством предусмотрена ответственность за подобные действия (ч. 2 статьи 375 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 г.).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |