|
|
|
Правила сбора и анализа отчетов об инциденте
1. Введение Медицинская организация (МО) придает большое значение безопасности своих сотрудников, пациентов и посетителей МО. МО обеспечивает систематический, координированный и непрерывный подход к улучшению качества ухода и безопасности пациентов путем внедрения механизмов, поддерживающих эффективное решение проблем; активного выявления и снижения медицинских ошибок и инцидентов, определения приоритетных мероприятий для повышения безопасности; разработки и пересмотра процессов, функций и услуг. МО руководствуется принципом, что ошибки в большинстве случаются из-за дефектов организации рабочих процессов, а не по вине индивидуального лица. Деятельность руководства направлена на улучшение систем и процессов, а не на дисциплинарное наказание лица, ответственного за ошибку или происшествие. МО стремиться к внедрению некарательного подхода к управлению инцидентами. В связи с этим, в МО внедрена система представления данных об инцидентах, и ожидается, что все сотрудники будут способствовать этому, сообщая без страха наказания о любой чрезвычайной ситуации, медицинской ошибке, травмах пациента /сотрудника/ посетителей МО, обо всех произошедших и потенциальных ошибках и инцидентах. Все эти данные должны быть переданы в _______________ для дальнейшего разбора в течение 24 часов с момента происшествия инцидента. 2. Цель Выявление и регистрация инцидентов и принятие по ним системных мер, способствующих снижению риска повтора инцидентов. 3. Задачи 1) Обучение: персонал МО должен знать о системе отчетов об инциденте. 2) Сообщение: персонал должен своевременно и адекватно передавать информации об инцидентах, проблемах, потенциальных клинических и неклинических ошибках и неожиданных клинических исходах. 3) Анализ инцидента: _______________ должен классифицировать инцидент и организовать соответствующий разбор (используя разные методы, таких как Анализ Корневых Причин, диаграмма Фишбоун, и.т.д.). 4) Анализ тенденций и корректирующих мер: выявление тенденций происхождения инцидентов на уровне структурных подразделений и МО. 5) Обратная связь: Обеспечение обратной связи со структурными подразделениями о результатах анализа с рекомендациями мер, а также с пациентами или их родственниками о принятых мерах и результатах. 6) Выполнение корректирующих мер: выполнение ответственными лицами мер по устранению и предотвращению инцидентов в рамках своей сферы контроля. 7) Контроль мер: Оценка эффективности профилактических мер или процедурных изменений, направленных на устранение инцидента или уменьшение риска несчастного случая, травмы, повреждения или утери личных вещей. 4. Классификация Инцидентов 1) Near Miss / потенциальная ошибка или почти ошибка - любой процесс или отклонение, которое не повлияло на исход, но его повторение несет высокий риск неблагоприятного события (нанесения вреда пациенту). 2) Error / ошибка или инцидент - непреднамеренное действие либо бездействие, которое не приводит к достижению желаемого результата. По последствиям, можно выделить инциденты, при которых: 2.1) Нет вреда - это действие или бездействие без негативного исхода. 2.2) Есть незначительный вред - это действие или бездействие, которое приводит к незначительным или умеренным нарушениям физического или психического состояния пациента. 3) Sentinel Event / чрезвычайное событие - инцидент, повлекший значительный вред здоровью: 3.1) смерти или инвалидности (в том числе потере конечности или функции), или значительной психологической травме, несвязанной с естественным течением заболевания. 3.2) или одно из нижеследующих: • самоубийство стационарного пациента • кража или подмена ребенка • изнасилование (другим пациентом, персоналом или посетителем) • переливание несовместимой крови и ее препаратов • операция, ошибочно проведенная другому пациенту или на ошибочную часть тела/орган • серьезный вред здоровью в результате ошибочного применения лекарственных средств, ошибочной анестезиологической тактики • вспышка инфекции. 5. Область применения 1) Выполнение правил обязательно во всех подразделениях МО (клинические, параклинические и административно-хозяйственные подразделения) и распространяются на всех сотрудников МО, включая сотрудников компаний, работающих на территории МО. 2) Сообщению подлежат все виды инцидентов, а также потенциальные ошибки. 6. Обучение 1) Руководители структурных подразделений должны обучать новых работников системе сбора отчетов об инциденте при проведении первичного и др. инструктажа на рабочем месте. 2) Сотрудник ______при обходах подразделений обучает и проверяет знания сотрудников др. подразделений системе сбора отчетов об инциденте. 7. Порядок действий при инциденте При выявлении инцидента/ошибки или потенциальной ошибки, сотрудник должен (см. Приложение 1): 1) Выполнить или обеспечить мероприятия по улучшению состояния пациента (первая помощь, осмотр и пр.). 2) Выполнить или обеспечить мероприятия по защите здоровья окружающих (удаление потенциально опасных биологических жидкостей, предметов) 3) Сообщить об инциденте лечащему врачу и другим лицам - по необходимости. 4) Запечатлеть/сохранить факты, информацию об инциденте (запомнить состояние пациента при инциденте, взять образцы для анализа, сфотографировать место инцидента, сохранить упаковку, ампулу, этикетку препарата и др.) 5) В течение 24 часов с момента происшествия сообщить об инциденте отделу внутреннего аудита путем заполнения формы «Отчет об инциденте». При необходимости, сообщить руководителю подразделения, отделу ГО и ЧС и охранной службе. 7) Заполненные формы опускаются в ящик у кабинета _______. Также можно заполнить и отправить Отчет об инциденте по электронной почте начальнику отдела менеджмента качества и безопасности пациента. 8. Порядок действий после уведомления об инциденте 1) После уведомления об инциденте, эксперт _______ оценивает вид инцидента по последствиям. 2) Потенциальные инциденты с незначительным риском и случившиеся ошибки с незначительным вредом для здоровья вводятся в базу данных по инцидентам и анализируются экспертом __________ обобщенно ежеквартально. 2.1) В случае необходимости, эксперт ______________ направляет в соответствующие структурные подразделения рекомендации и другие сведения об инциденте (потенциальные инциденты с незначительным риском и случившиеся ошибки с незначительным вредом для здоровья). 3) Все инциденты сортируются и разделяются на случаи с медицинскими, медикаментозными ошибками с вредом для здоровья и без, а также немедицинские случаи. 3.1) Инциденты с медицинскими и с медикаментозными ошибками направляются на рассмотрение заместителя руководителя МО с последующим разбором специально созданной рабочей группой. 3.2) Немедицинские инциденты рассматриваются в зависимости от специфики инцидента (заместители руководителя по хозяйственной части, чрезвычайным ситуациям, главная медсестра) с последующим разбором специально созданной рабочей группой при необходимости. 4) Ошибки и потенциальные ошибки со значительным вредом для здоровья должны быть оценены сразу и разбор должен быть проведен в течение 48 часов. 3.1) По усмотрению эксперта отдела внутреннего аудита к разбору привлекаются руководители структурных подразделений, где случился инцидент, либо ответственный за область инцидента. 3.2) Методика анализа может включать: -Анализ Корневых Причин - и другие. 5) По результатам анализа разрабатываются рекомендации (корректирующие меры). 6) План корректирующих мер доводится до сведения всех заинтересованных лиц (в том числе пациенты и/или родители), ответственных руководителей в течение 72 часов с момента происшествия инцидента. 7) _____________ контролирует выполнение корректирующих мер. 8) Результаты разбора медицинских и медикаментозных ошибок докладываются на ближайшем заседании Совета по качеству. 9) Результаты разбора немедицинских случаев, связанных с безопасностью здания и коммунальными службами, докладываются на ближайшем заседании (Комиссии по безопасности и управлению рисками). 10) Ежемесячно _____ делает структуризацию данных по инцидентам поступивших за месяц. 11) Ежеквартально ________ делает анализ тенденций по инцидентам. 12) Периодически __________ направляет отчеты о положении дел с инцидентами на рассмотрение Больничного Совета /Совета по качеству и в другие инстанции по мере целесообразности.
Приложение 1 Схема оповещения об инцинденте -Инцидент -Меры по немедленному устранению инцидента (в том числе Оказание помощи) -Сообщить лечащему врачу/другим инстанциям по профилю -Заполнить форму (по возможности зафиксировать: сохранить материалы, сфотографировать и др.) Опустить отчет в ящик* ____________
* либо выслать по электронной почте начальнику _____________________
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |