|
|
|
Ж.С. ЕЛЮБАЕВ
Вопросы природопользования: недропользование, эмиссии в окружающую среду, размещение и хранение отходов
АЛМАТЫ 2014
Рецензенты: Ильясова К.М., доктор юридических наук, профессор Булович В.Н., судья Верховного Суда Республики Казахстан в отставке
Елюбаев Жумагельды Сакенович Е 59 ВОПРОСЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ: недропользование, эмиссии в окружающую среду, размещение и хранение отходов (сборник научных статей и докладов), Алматы: 2014
ISBN 978-601-247-121-2
В настоящий Сборник включены научные статьи и доклады автора, опубликованные в последние годы в юридических журналах и материалах научно-практических конференций. В них раскрываются сложные процессы взаимоотношений государства с природопользователями, с инвесторами и другими субъектами правоотношений в этом важном секторе экономики нашей страны. Многие работы автора посвящены научно-практическим комментариям действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования, вопросам осуществления эмиссий в окружающую среду, размещения и хранения отходов, а также анализу правоприменительной практики. В Сборник включены также некоторые труды автора на общеправовые темы и материалы на казахском, английском и немецком языках, что позволит расширить круг читателей. Автор является одним из известных и высокопрофессиональных юристов Казахстана, хорошо знающий проблемы нефтегазовой отрасли, имеет учёную степень доктора юридических наук. Более десяти лет он работает в этой сфере промышленности, возглавляет созданную по его инициативе Казахстанскую Ассоциацию юристов нефтегазовой отрасли (KPLA). Им опубликовано более 100 научных статей на различные правовые темы, изданы монографии, научно-практические пособия. Сборник предназначен для широкого круга читателей, студентов, преподавателей высших учебных заведений, научных работников, а также для специалистов, работающих в нефтегазовой отрасли Республики Казахстан и всех тех, кто интересуется вопросами развития нефтегазовой отрасли. Нормативные правовые акты, на которые делает ссылки автор книги, приведены по их состоянию на момент подготовки статьи или выступления с докладом
Е 1203020900 УДК 349.4 00(05)-09 ББК 67.407 © Елюбаев Ж.С., 2014
Елюбаев Жумагельды Сакенович
Президент Казахстанской Ассоциации юристов нефтегазовой отрасли (KPLA), Управляющий правовой советник Евразийского подразделения международной энергетической корпорации «Шеврон», доктор юридических наук, профессор кафедры таможенного, финансового и экологического права Казахского национального университета им. аль-Фараби. Является членом Королевского Института Арбитров (Member of the Chartered Institute of Arbitrators, «MCIArb»), KazBar, Англо-Российской ассоциации юристов, арбитром ряда коммерческих арбитражей. Родился в Омской области РСФСР. Окончил судебно-прокурорский факультет Свердловского юридического института. В разные годы работал инспектором Отдела внутренних дел на транспорте в городе Свердловске, судьей Ивдельского городского народного суда Свердловской области РСФСР, заместителем председателя по уголовным делам Алма-Атинского городского суда, инструктором и консультантом государственно-правового отдела ЦК Компартии Казахстана, судьей Верховного Суда Республики Казахстан, заместителем Генерального прокурора Республики Казахстан, Вице-Министром юстиции Республики Казахстан, Генеральным менеджером Договорно-правового отдела совместного предприятия «Тенгизшевройл». Участвовал в разработке ряда законов Республики Казахстан, в частности «О судах и статусе судей», «О прокуратуре», «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», «Об адвокатской деятельности», «О судебных приставах», а также в разработке Уголовного, Уголовно-процессуального, Гражданского и Гражданского процессуального кодексов Республики Казахстан. Несколько законодательных актов, такие как «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», а также Уголовный кодекс, Парламент Республики Казахстан принял по его докладу. Являлся членом редакционной коллегии журналов «Вестник Верховного Суда РК», «Заң және Заман» (Закон и Время). Инициатор учреждения и главный редактор журнала «Недропользование и право», издаваемого на русском и английском языках. За существенный вклад в развитие правовой системы Республики Казахстан награждён орденом «Курмет», медалями: «10 лет Конституции Республики Казахстан»; «20 лет независимости Республики Казахстан»; ведомственной медалью «20 лет прокуратуре Республики Казахстан», ведомственной медалью KAZENRGY, лауреат международной премии «Цицерон». Автор более 100 научных публикаций, в том числе книг: «Мысли о праве»; «Ответственность за преступления в сфере финансово-кредитных отношений» (монография, вышедшая в свет на русском и английском языках); «Проблемы нормативного регулирования добычи, производства, хранения и транспортировки серы» (научно-практическое пособие, вышедшее в свет на русском и английском языках); «Недропользование и право в Республике Казахстан» (научно-практическое пособие); «Проблемы правового регулирования недропользования: отечественный опыт и зарубежная практика» (монография, вышедшая в свет на русском и казахском языках); «…И распахнется моя душа» (автобиографическая повесть).
Елубаев Жұмагелді Сәкенұлы
Қазақстандық мұнай және газ саласындағы заңгерлер ассоциациясының президенті (KPLA), «Шеврон» халықаралық энергетикалық корпорациясының Еуразиялық бөлімшесінің Басқарушы құқықтық кеңесшісі. Әл-Фараби атындағы Қазақ ұлттық университетінің заң ғылымдарының докторы, Кеден, қаржы және экологиялық құқық кафедрасының профессоры. Төрешілердің Корольдік Институтының (Member of the Chartered Institute of Arbitrators, «MCIArb») мүшесі, Қазақстанның коммерциялық заңгерлерінің (KazBar) мүшесі, Англия-Ресей заңгерлер ассоциациясының мүшесі, бірнеше коммерциялық төрелік соттардың төрешісі. РСФСР, Омбы облысында туылған. Свердлов заң институтының соттық прокуратуралық факультетін аяқтады. Әр жылдары Свердловск қаласындағы Ішкі істер бөлімінде Көліктегі инспектор, РСФСР Свердловск облысының Ивдель қалалық халық сотында төреші, Алма-Ата қалалық сотында қылмыстық істер жөніндегі төрағасының орынбасары, Қазақстанның Компартиясының ОК мемлекеттік-құқықтық бөлімінде нұсқаушы және кеңесші, Қазақстан Республикасының Жоғары Сотында төреші, Қазақстан Республикасының Бас прокурорының орынбасары, Қазақстан Республикасының Әділет вице-министрі, «Теңізшевройл» бірлескен кәсіпорнының Келісімшарттық-құқықтық бөлімінде бас менеджер қызметтерін атқарды. Қазақстан Республикасының бірнеше заңдарын дайындауға қатысты, атап айтқанда «Сот жүйесі мен судьялар мәртебесі туралы», «Прокуратура туралы», «Атқарушылық іс жүргізу және сот орындаушыларының мәртебесі туралы», «Адвокаттық қызмет туралы», «Сот приставтары туралы», сонымен қатар Қазақстан Республикасының Қылмыстық, Қылмыстық-процессуалды, Азаматтық, Азаматтық-процессуалды кодекстерін дайындауға қатысты. Бірнеше «Сот приставтары туралы», «Атқарушылық іс жүргізу және сот орындаушыларының мәртебесі туралы» сияқты заңнамалық актілерін, сонымен қатар Қылмыстық Кодексті Қазақатан Республикасы оның баяндамасымен қабылдады. «Вестник Верховного Суда РК» (ҚР Жоғары сот жаршысы), «Заң және Заман» журналының редакциялық коллегиясының мүшесі болды. Орыс және ағылшын тілдерінде шығатын «Недропользование и право» (Жер қойнауын пайдалану және құқық) журналын құрушы және бас редакторы. Қазақстан Республикасының құқықтық жүйесін дамытуда қосқан елеулі үлесі үшін «Құрмет» орденімен және «Қазақстан Республикасының Конституциясына 10 жыл», «Қазақстан Республикасының тәуелсіздігіне 20 жыл» медальдерімен, «Қазақстан Республикасының прокуратурасына 20 жыл» ведомстволық медалімен, KAZENERGY ассоциациясының ведомстволық медалімен марапатталды, «Цицерон» халықаралық сыйлықақысының иегері. 100-ден астам ғылыми басылымдардың авторы, соның ішінде: «Мысли о праве» (Құқық туралы ойлар), «Ответственность за преступления в сфере финансово-кредитных отношений» (Қаржылық кредиттік қатынастар саласындағы қылмыстар бойынша жауапкершілік) (орыс және ағылшын тілінде шыққан монография); «Проблемы нормативного регулирования добычи, производства, хранения и транспортировки серы» (Күкіртті шығару, өндіру, сақтау және тасымалдауда нормативтік реттеу мәселелері) (ғылыми практикалық әдістеме) (орыс және ағылшын тілінде шыққан монография); «Недропользование и право в Республике Казахстан» (Қазақстан республикасында жер қойнауын пайдалану және құқық); «Проблемы правового регулирования недропользования: отечественный опыт и зарубежная практика» (Жер қойнауын пайдалануды құқықтық реттеу мәселелері: жергілікті тәжірибе және шетелдік практика (орыс және қазақ тілінде шыққан монография); «…И распахнется моя душа» (автобиографиялық әңгіме).
Yelyubayev Zhumageldy Sakenovich
President of Kazakhstan Petroleum Lawyers Association (KPLA), Managing Legal Counsel, Eurasia Business Unit, of Chevron Corporation, Doctor of Law, Professor of the Chair of Customs, Financial and Environmental Law of the Al-Farabi Kazakh National University. Member of the Chartered Institute of Arbitrators, «MCIArb»), KazBar, Anglo-Russian Law Association, Arbitrator to a number of commercial arbitrations. Born in Omsk oblast, Russian Federation. Graduated from Judicial and Prosecutor Faculty of the Sverdlovsk Law Institute. Throughout the career worked as an Inspector of the Sverdlovsk Department of Internal Affairs on Transport, Judge of the Ivdel City People’s Court, Sverdlovsk oblast, Russian Federation, Deputy Chairman for criminal affairs of the Almaty City Court, Instructor and Counsel of the State and Legal Department of the Central Committee of the Kazakhstan Communist Party, Judge of the Supreme Court of the Republic of Kazakhstan, Deputy General Prosecutor of the Republic of Kazakhstan, Vice Minister of Justice of the Republic of Kazakhstan, General Manager of the Negotiations and Legal Department of Tengizchevroil Joint Venture. Participated in the development of a number of Republic of Kazakhstan laws, in particular, «On Courts and Status of Judges», «On Prosecutor’s Office», «On Enforcement Proceedings and Law Enforcement Officers», «On Advocacy», «On Court Marshals» as well as in the development of Criminal, Criminal Procedure, Civil and Civil Procedure Codes of the Republic of Kazakhstan. Several legislative acts, such as «On Court Marshals», «On Enforcement Proceedings and Law Enforcement Officers», as well as Criminal Code were adopted by the Republic of Kazakhstan Parliament as advised by him. Was a member of the editorial boards of the «Bulletin of Supreme Court of RK», «Zan zhane Zaman» («Law and Time») journals. Founding initiator and Chief Editor of «Subsoil Use and Law» journal, published in English and Russian languages. Was awarded «Kurmet» order and medals: «10 years of the Republic of Kazakhstan Constitution», «20 years of Independence of the Republic of Kazakhstan», «20 years of the Prosecutor’s Office of the Republic of Kazakhstan» for considerable input into the development of the Republic of Kazakhstan legal system, and Cicero International Award. Author of over 100 academic publications, including, among others, the books: «Treatise on Law»; «Responsibility for Crimes in the Sphere of Financial and Credit Relations» (monograph, published in Russian and English); «The Issues of Statutory Regulation of Development, Production, Storage and Transportation of Sulfur» (academic and practice reference book, published in Russian and English); «Subsoil Use and Law in the Republic of Kazakhstan» (academic and practice reference book); «The Issues of Legal Regulation of Subsoil Use: National Experience and International Practice» (monograph, published in Russian and Kazakh); «….And open my heart will be» (autobiographical novel).
Роль юридической науки в развитии нефтегазовой отрасли Республики Казахстан
Юридическая наука - одна из старейших общественных наук. Исторически ее возникновение связано с появлением и развитием права. Известно, что еще в древнегреческой философии были поставлены важнейшие теоретические проблемы юридической науки, а римскими юристами выработаны правовые понятия и конструкции, сохранившие свое значение до настоящего времени. Современные интерпретаторы юридических терминов и понятий юридическую науку (Juridical science) определяют как «общественную науку, изучающую право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права, функционирование государства и политические системы общества в целом, а также различные аспекты правоприменительной деятельности»[1]. Синонимом термина юридическая наука являются и такие понятия, как правоведение (Legal science) и юриспруденция (Jurisprudence)[2]. Проблемы права и правоприменения играют важнейшую роль в современном демократическом обществе и правовом государстве, что способствует тому, что юридическая наука занимает одно из ведущих мест среди общественных наук. Юридическая наука структурно дифференцирована на ряд отраслей, например, конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право, международное право, земельное право, финансовое право, экологическое право и т.д. Исходя из того, что одним из направлений юридической науки является изучение различных аспектов правоприменительной деятельности, эта работа посвящена роли юридической науки в развитии нефтегазовой отрасли Республики Казахстан. Следует отметить, что природные ресурсы, ресурсы недр, производственный, научно-технический и кадровый потенциал этого важного сектора промышленности Республики Казахстан являются реальным национальным достоянием страны. Не секрет, что, в настоящее время, нефтегазовая отрасль обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей экономики и во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Поэтому эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышения уровня жизни населения. Правовое же обеспечение отношений в сфере недропользования, признается важной общегосударственной задачей, требующей развития юридической науки в целях изучения существующих проблем в этой отрасли промышленности. К сожалению, в настоящее время, отношения, возникающие в этой сфере промышленности и вопросы правового их регулирования мало изучены. В Республике Казахстан нет фундаментальных научных трудов, посвящённых юридическим аспектам развития нефтегазовой отрасли, вопросам соотношения системы хозяйственных отношений и системы законодательства, а также вопросам взаимодействия норм различных отраслей права и правовых институтов. Этим вопросам посвятили свои отдельные работы ряд авторов, в частности, Б.Ж.Абдраимов, М.А.Аленов, А.Т.Ащеулов, Ю.Г.Басин, М.Т.Баймаханов, И.У.Жанайдаров, Е.Жарылкасын, Е.Б.Жусупов, С.З.Зиманов, Д.А.Исайкин, А.Т.Кенжебаева, О.К.Копабаев, В.И.Лебедь К.С.Мауленов, М.Г.Мауленов, С.П.Мороз, К.Н.Надиров (академик-нефтехимик), Е.В.Новикова, К.Б.Сафинов, М.К.Сулейменов, О.И.Ченцова, а также автор этой работы. Между тем существует неоднозначная оценка действующего законодательства и практики его применения, имеются теоретические споры по правовому обеспечению баланса интересов государства и недропользователей. Также современная наука административного права и теория управления с отставанием реагируют на динамичные изменения в нефтегазовом секторе и не располагают достаточными теоретическими знаниями, способными положительно повлиять на эффективность его деятельности. Примером такого положения может служить затянувшаяся теоретическая полемика между двумя мэтрами юридической науки, академиками С.З.Зимановым и М.К.Сулейменовым. Основным предметом этого спора являются вопросы обеспечения баланса интересов участников контракта на недропользование, вопросы о роли государства в этих отношениях, а также вопросы соотношения публичного и частного права. Так, например, суть позиции академика С.З.Зиманова заключается в том, что государство в контракте на недропользование занимает особое положение, поскольку здесь действуют начала не только частного, но и публичного права. Как отмечается в его публикациях касательно этого вопроса, само участие государства в контракте на недропользование придает контрактным отношениям «неравенство в равенстве». В статьях С.З.Зиманова также отстаивается и особый характер контрактов на недропользование, в которых, по его мнению, государство обладает исключительным правом собственности на недра, и это якобы обуславливает его особую роль с властно-распорядительными функциями, выходящими за пределы контракта[3]. Позиция же академика М.К.Сулейменова основывается на том, что согласно Гражданскому кодексу РК (далее - ГК РК), государство, вступая в контрактные (договорные) отношения, выступает таким же субъектом гражданского права, как физические и юридические лица, поэтому в этих отношениях не должно быть особой превалирующей роли государства перед другими субъектами контрактных отношений и не должно быть нарушения принципа равенства сторон в договоре. Далее, М.К.Сулейменов отмечает, что государство действительно обладает исключительным правом собственности на недра, и это обуславливает его особую роль с властно-распорядительными функциями, выходящими за пределы контракта на недропользование. Однако, пути и способы распоряжения могут быть различны и их выбор является волей государства, который должен быть закреплен в законе. По его мнению, если государство выбрал контрактный способ предоставления права на недропользование, предусмотренный законодательными актами, то оно согласилось с переходом отношений целиком на гражданско-правовые рельсы и не должно отступать от гражданско-правовых принципов, таких как: равенство сторон, неприкосновенность собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и т.д. Преклоняясь перед признанными авторитетами в области юридической науки и не умаляя значимость их теоретических выкладок, хотелось бы высказать и собственную позицию по данному вопросу. Для этого обратимся к конституционному положению (часть 3 статьи 6 Конституции РК), где действительно закреплено, что «земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности». В этой норме, как и в других нормах Конституции не указывается какая-та особенная процедура и правила распоряжения собственностью государства. Наоборот имеются положения о том, что «в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность»; что «собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу»; что «субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантий и их защиты определяются законом» (части 1 и 2 статьи 6 Конституции РК). А раз так, то мы должны руководствоваться законодательными актами, регулирующими отношения возникающие в связи с владением, использованием и распоряжением собственностью. Приведем основополагающее положение, определяющее, что «право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом». При этом «право распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять юридическую судьбу имущества», однако «осуществление собственником своих полномочий не должно нарушать прав и законных интересов других лиц и государства» (статья 118 ГК РК). Таким образом, конституционные положения и нормы гражданского законодательства не устанавливают для государства особые правила владения, пользования и распоряжения собственностью. Реализация права собственности должно подчиняться общим правилам, закреплённым в ГК РК. В силу этого, при всем уважении к личности и авторитету академика С.З.Зиманова, трудно согласится с его позицией об особой роли государства в контрактных (договорных) отношений в сфере недропользования, посягающей на принцип равенства сторон в гражданско-правовых отношениях. В этой связи один из основателей цивилистической школы Казахстана, Ю.Г.Басин, писал, что «казахстанское государство может от своего имени вступать в гражданско-правовые обязательства, существенной и непременной чертой каковых является взаимонезависимость участников, их полное равенство и их взаимная ответственность за нарушение принятых на себя гражданско-правовых обязательств»[4]. Эта позиция полностью соответствует требованиям части 1 статьи 111 ГК РК, где указывается, что «Республика Казахстан выступает в отношениях, регулируемых гражданским кодексом, на равных началах с иными участниками этих отношений». Это положение ГК РК полностью соответствует вышеприведенному конституционному положению о том, что «субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантий и их защиты определяются законом». Далее, обратимся к нормам законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования, в частности, к положениям, устанавливающим порядок предоставления права недропользования. Так, например, по ранее действовавшему Кодексу Республики Казахстан о недрах и переработке минерального сырья от 30 мая 1992 года (далее - Кодекс о недрах), недра могли предоставляться в пользование предприятиям с иностранным участием, иностранным юридическим и физическим лицам на условиях контракта или концессии, то есть на договорных условиях (часть 3 статьи 10). Другая норма Кодекса о недрах (статья 14) устанавливала, что «право предоставления недр для добычи и переработки минерального сырья, пользования в иных целях реализуется Правительством Республики Казахстан или местными Советами народных депутатов путем заключения договора с пользователем недрами». Согласно ныне действующему Закону РК № 2828 «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 года (далее - Закон о недрах) предоставление, передача или переход права на недропользование также осуществляется на основе контракта или путем заключения иной гражданско-правовой сделки, а также в соответствии с нормами гражданского законодательства (пункт 1 статьи 13, пункт 5 статьи 14, статья 16). Приведённые положения свидетельствуют, что государство должно участвовать во всех этих гражданско-правовых сделках на равных с другими участниками правоотношений, поскольку любые контракты должны заключаться с соблюдением основополагающих принципов гражданского законодательства. Внесённые же изменения в Закон о недрах (ныне действующая редакция абзаца третьего статьи 71) противоречат как вышеприведённым конституционным положениям, так и нормам ГК РК, которые, кстати, имеют превалирующее значение перед нормами законов в соответствии с существующей иерархией нормативных правовых актов (см. статью 4 Закона РК № 213 «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года). В развитии этой позиции можно было бы обратиться и к вопросам о стабильности контрактных (договорных) положений, которые могли бы стать дополнительным основанием для признания ошибочной позиции о превалирующем месте государства в контрактах на недропользование. Однако в этой работе эти вопросы умышленно не затрагиваются, поскольку это отдельная и особая тема, заслуживающая специального исследования. Вышеизложенное позволяет прийти к выводу о том, что настало время и есть объективные предпосылки к включению в «систему» юридической науки в виде ее отдельной и самостоятельной отрасли - горное право. Ради справедливости необходимо отметить, что в теоретических трудах отдельных авторов[5] активно используется этот термин, однако нет теоретического обоснования для рассмотрения такой отрасли права в качестве самостоятельной части юридической науки. Иногда при исследовании проблем в сфере недропользования авторы[6], на мой взгляд, ошибочно применяют термин энергетическое право, имея ввиду под этим и правовые нормы, регулирующие отношения по использованию и охране недр. Постараемся провести «водораздел» между этими двумя отраслями, которые, к сожалению, ещё мало изучены в теоретическом плане и фактически не рассматриваются таковыми на практике. Во-первых, обратимся к этимологии[7] ключевых слов, содержащихся в приведённых понятиях. Так, например, если горное дело - это область деятельности человека по освоению недр Земли (планеты), то под термином горная наука следует понимать комплекс наук об освоении недр и первичной переработки добытых полезных ископаемых. Как известно, первые научные обобщения опыта добычи и переработки полезных ископаемых относятся к 16-18 вв. (Г.Агрикола[8], М.В.Ломоносов[9]). Становлению же горной науки способствовало увеличение масштабов добычи полезных ископаемых в начале 20 века. Таким образом, если горная наука изучает: процессы разработки месторождений полезных ископаемых в тесной взаимосвязи с геологическими условиями их залегания; физические явления и процессы, происходящие в толще горных пород, в связи с проведением в них горных выработок; технологию извлечения полезных ископаемых и их первичной переработки; вопросы строительства горных предприятий, экономики горного производства и комплексного производства недр, то под горным правом понимается комплекс правовых норм, регулирующих эти отношения, в частности отношения по использованию и охране недр. Эти мысли вовсе не новые, это позабытое старое... Обратимся к истории горного права. В этом плане, наиболее развитым считается горное право дореволюционной России (до 7 ноября 1917 года), который имел наибольшее число норм, чем горное право других стран. Так, Е.В.Новикова отмечает, что «при сравнении российских горных законов 19 века с иностранными, обращает внимание значительный объем первых. Тогда как, например, австрийский горный закон от 23 мая 1854 года содержал в себе 286 статей, прусский от 24 июня 1864 года - 250, саксонский от 16 июня 1868 года - 184, французский от 21 апреля 1810 года - 96, российский же Горный Устав имел в последнем издании 1893 года - 1253 статьи (не считая приложений)»[10]. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Россия в 19 веке имела солидное горное законодательство для утверждения горного права как самостоятельной отрасли юридической науки. Следует отметить, что и в Казахской ССР[11] до принятия первого Кодекса о недрах от 4 августа 1976 года применялся Горный закон РСФСР[12], утверждённый постановлением ВЦИК[13] и СНК[14] РСФСР от 15 октября 1928 года с множеством изменений и дополнений, внесенных за 48 лет его существования. Горные отношения в Казахстане регулировались и Основами законодательства Союза ССР и союзных республик от 1975 года. Резюмируя сказанное можно прийти к выводу, что горное право как самостоятельная отрасль юридической науки должны войти в систему казахстанской науки де-юре и де-факто. Необходимо развивать эту отрасль права, дифференцировав его от других отраслей права. При этом, предметом горного права должны стать: отношения, возникающие в связи с предоставлением права недропользования[15] подрядчикам (недропользователям); отношения, связанные со строительством и эксплуатацией производственных объектов в связи с реализацией права на недропользование; отношения, связанные с проведением нефтяных операций[16] и осуществлением иной полезной деятельности в сфере недропользования; отношения, связанные с первичной переработкой полезных ископаемых; отношения, складывающиеся между государством и государственным компетентным органом с одной стороны и недропользователем, с другой стороны; отношения, связанные с разведкой и добычей общераспространённых полезных ископаемых[17] и подземных вод; а также иные отношения, связанные с использованием и охраной недр. Источниками горного права следует считать: Конституцию Республики Казахстан, закрепляющую положение о том, что недра находятся в исключительной собственности государства; Закон РК № 2828 «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 года; Закон РК № 2350 «О нефти» от 28 июня 1995 года; Закон РК № 68 «О Соглашениях (контрактах) о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море» от 8 июля 2005 года; международные правовые акты, которые Республика Казахстан ратифицировала или к которым присоединилась (например, Европейская Энергетическая Хартия[18]); и иные важные нормативные правовые акты (Указы Президента РК, Постановления Правительства РК, ведомственные акты, Постановления Верховного Суда РК по вопросам недропользования). Теперь, что касается термина энергетическое право, применяемого отдельными исследователями, необходимо отметить, что такой вид отрасли юридической науки имеет право на «самостоятельную жизнь». Однако это отрасль права не должна регулировать отношения, возникающие в сфере недропользования. Постараюсь, не претендуя на истину в последней инстанции обосновать такую позицию. Опять обратимся к истокам, то есть к этимологии, слов «энергия», «энергетика» и «энергетический»[19], которые являются ключевыми в определении этой отрасли права. Так, например, под словом энергия понимают: «а) одно из главных свойств материи - количественную меру ее движения (имеет различные формы: механическую, тепловую, электромагнитную, ядерную и т.д.); б) способность какого-либо тела, вещества и т.п. производить какую-либо работу или быть источником той силы, которая может производить эту силу (например, уголь, нефтепродукты при сжигании производят тепло, необходимое для жизни человека и для иной полезной деятельности); в) способность активно, настойчиво действовать, трудиться и т.д., то есть деятельная сила человека; г) сила проявления, интенсивность чего-либо, например, энергия ума, энергия чувств и т.д.». Если обратиться к значению слова энергетика, то под этим термином понимают «область хозяйства, охватывающая выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии». Это совсем не то, что называется разведкой недр, добычей полезных ископаемых из недр, строительство подземных сооружений и их эксплуатация в целях использования и охраны недр и иные отношения, связанные с реализацией права на недропользование. И наконец, об этимологии слова энергетический, под которым понимают «энергию, энергетику, связанную с получением и использованием энергии». Таким образом, предметом энергетического права могут быть отношения, связанные с деятельностью по получению, распределению, использованию и охраной определенных видов энергии (тепловой, электрической, механической, электромагнитной, ядерной и т.д.). Эта отрасль права не может и не должна регулировать отношения, связанные с недропользованием, поскольку это совершенно иной вид деятельности и результаты этой деятельности, то есть продукция (уголь, нефть, газ и др.), получаемая в ходе реализации права на недропользование используются только лишь для получения определенного вида энергии. Источником же энергетического права являются законы Республики Казахстан, международные правовые акты, нормативные правовые акты Президента РК, Правительства РК, министерств и ведомств по вопросам энергетики, например, таковыми являются: Закон РК № 588-II «Об электроэнергетике» от 9 июля 2004 года, Закон РК № 93-I «Об использовании атомной энергетики» от 14 апреля 1997 года, Закон РК №66-II «О ратификации Договора об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств - участников Содружества Независимых Государств» от 5 июля 2000 года, Постановление Правительства РК № 384 «О Программе развития электроэнергетики до 2030 года» от 9 апреля 1999 года и др. Простой юридический анализ этих источников энергетического права свидетельствует, что они никаким образом не регулируют и не могут регулировать отношения, возникающие в сфере недропользования. В силу этого, следует разработать теоретическую платформу к разграничению этих двух важных отраслей юридической науки - горного права и энергетического права, поскольку это не одно и тоже, хотя являются смежными отраслями права. При этом следует иметь ввиду, что энергия как предмет правового регулирования характеризуется уникальными особенностями и признаками, отличающими ее от других предметов и явлений материального мира. Эти особенности во многом предопределяют необходимость самостоятельного регулирования энергетических отношений, включающих весь комплекс проблем, связанных с превращением энергии природных ресурсов в блага человечества. Как указывалось выше, энергия как способность выполнять работу, как свойство материи, пребывает (существует, реализуется) в определенных формах. Главными из них для нас являются: электрическая, механическая, химическая, тепловая, ядерная энергия. Каждая из форм энергии обладает своими отличительными свойствами. Они налагают определенные особенности в правовом регулировании ее использования (требования техники безопасности, содержание энергетического хозяйства, порядок и способ доставки (передачи) энергии, определение ее качества и др.). Уникальным свойством энергии является и ее возможность преобразования из одной формы в другую, что также требует соответствующих правовых особенностей в регулировании энергетических отношений. Представляется, что именно уникальная специфика энергии, признаваемой товаром, энергии как свойства материи, не охватывается структурой объектов правоотношений, складывающихся в сфере недропользования. А поскольку значимость энергии в обеспечении всех сторон жизнедеятельности современного общества весьма значительная, то требуется самостоятельное, комплексное правовое регулирование всей совокупности отношений, связанных с получением (производством, преобразованием), куплей-продажей, передачей (транспортировкой) и потреблением энергии.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |