|
|
|
Правовые аспекты инвестирования в Казахстане Доклад Ж.С. Елюбаева на Конференции «KIOGE`99» (6-7 октября 1999 года, г.Алматы)
Уважаемые организаторы и гости Конференции «KIOGE`99»!
Провозглашение Республики Казахстан демократическим, светским, правовым и социальным государством Конституцией Республики Казахстан, принятой 30 августа 1995 года на республиканском референдуме, предопределяет необходимость формирования новых рыночных отношений, вхождения в мирохозяйственные связи и развития международного экономического сотрудничества. Правовой основой формирования экономики открытого типа являются положения Конституции Республики Казахстан, закрепляющие признание и защиту частной собственности, свободу предпринимательской деятельности. Современное состояние мирового хозяйства в последние десятилетия определяется расширением и углублением процессов интернационализации экономик различных стран. Одним из основных направлений интернационализации хозяйственной жизни является экспорт капитала, в частности, иностранные инвестиции. В этой связи с удовлетворением следует отметить, что внешнеэкономическая деятельность в Казахстане в последние годы активизировалась. По официальным данным с 1993 по 1998 год валовой и чистый притоки прямых иностранных инвестиций достигли соответственно 7,9 млрд. и 6,5 млрд. долларов США. Анализ свидетельствует, что иностранные прямые инвестиции поступали в основном в форме покрытия уставных фондов совместных предприятий и денежных взносов предприятиям, переданным в управление иностранным инвесторам, а также бонусов, если таковые были оговорены при подписании договоров. По признанию официальных правительственных источников основными прямыми инвесторами являются США (44,2%). Южная Корея (16,4%), Великобритания (6,5%), Турция (6,5%), Франция (5,0%), Япония (4,0%), Италия (2,4%), Канада (1,6%). В Казахстан пришли крупнейшие транснациональные и иностранные компании, такие как Шеврон, Мобил, Бритиш Газ, Бритиш Петролиум, Тоталь, Амоко и другие. По данным Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Казахстан занимает одно из первых мест среди стран СНГ по совокупному притоку прямых инвестиций на душу населения, примерно около 165 долларов США. В то же время инвестиционный климат в Казахстане нуждается в существенном изменении. Требуются значительные усилия для того, чтобы устранить причины, препятствующие привлечению иностранных инвестиций. Таких причин достаточно много, хотя Казахстан в этом отношении выгодно отличается от большинства других стран-участников СНГ, тем не менее, по оценкам западных экспертов, рейтинг инвестиционной опасности в Казахстане из-за политического и экономического риска остаётся всё ещё высоким. Кроме этого, можно назвать много других причин, сдерживающих инвестиционнные поступления, например: · существующую в Казахстане систему налогов и тарифов, саму концепцию налогооблажения, которая используется в основном для сбора и накопления средств Правительством; · неразвитость надёжной системы страхования иностранных инвестиций как от коммерческих, так и от политических рисков; · ограничение свободы выбора страховщиков иностранными инвесторами; · отсутствие необходимых для нормального бизнеса инфраструктуры, транспорта, связи т.д.; · низкую культуру ведения бизнеса казахстанскими партнёрами; · коррумпированность в сфере государственного управления; · организованная преступность и ряд других факторов. Правовая нестабильность занимает далеко не последнее место в списке причин, препятствующих привлечению иностранных инвестиций. Любой иностранный инвестор, прежде чем прийти на рынок какой-либо страны, в первую очередь изучает её законодательство, в котором должны быть чётко и ясно изложены его права и обязанности, гарантии и способы защиты его интересов. В этом плане перед государством, ожидающим иностранные инвестиции, должна стоять задача создания развитой, стабильной и внутренне непротиворечивой системы экономического законодательства, которая обеспечивала бы необходимые условия для реализации и защиты интересов иностранных инвесторов, т.е. для увеличения инвестиционных потоков нужна мощная правовая база. Такая правовая база основывается на всей системе законодательства принимающей страны. Наиболее важное значение в рассматриваемой сфере имеет экономическое законодательство, которое в Казахстане в основном сформировалось. Разработан кодифицированный законодательный акт, ставший основой и базой развития экономического законодательства, регулирующего рыночную экономику, - Гражданский кодекс (Общая и Особенная части). Вокруг Гражданского кодекса концентрируются законы и Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона, определяющие правовой статус юридических лиц, правовой режим собственности, предпринимательской деятельности, приватизации и другие вопросы экономической жизни страны: · «О хозяйственных товариществах»; · «Об акционерных обществах»; · «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»; · «О государственной регистрации юридических лиц»; · «О лицензировании»; · «О приватизации»; · «О банкротстве»; · «Об ипотеке недвижимого имущества»; · «О регистрации недвижимого имущества и сделок с ним»; · «О товарных биржах»; · «О ценных бумагах; · «О защите и поддержке частного предпринимательства»; · «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности»; · «Об индивидуальном предпринимательстве»; · «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров»; · «О государственной поддержке малого предпринимательства»; · «О недобросовестной конкуренции»; · «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности». Особое место занимают законодательные акты о банках и банковской деятельности, о страховании. Непосредственное отношение к регулированию имущественных отношений, в том числе с участием иностранных инвесторов, имеет Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 14 апреля 1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Важное место в блоке экономических законов занимают Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона: «О земле» (от 22 декабря 1995 года), «О нефти» (от 28 июня 1995 года), «О недрах и недропользовании» (от 27 января 1996 года) и другие. В Казахстане принят блок нормативных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность и имеющих непосредственное отношение к иностранным инвестициям: Законы о валютном регулировании от 24 декабря 1996 года, о внешнем заимствовании и управлении внешним долгом от 10 апреля 1997 года; Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона: «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 20 июня 1995 года, «О специальных экономических зонах» от 26 января 1996 года; Указ Президента Республики Казахстан «О либерализации внешнеэкономической деятельности» от 11 января 1995 года, Постановление Правительства Республики Казахстан №1037 «О порядке экспорта и импорта товаров (работ и услуг) в Республике Казахстан» от 30 июня 1997 года. Таким образом, в Казахстане существует разветвлённая и взаимосвязанная система законодательства, которая позволяет регулировать отношения, связанные с деятельностью иностранных юридических лиц и граждан на территории Республики Казахстан. В тоже время из этого блока законов необходимо выделить нормативно-правовые акты, регулирующие отношения непосредственно в сфере иностранных инвестиций. Это Законы об иностранных инвестициях от 27 декабря 1994 года и «О государственной поддержке прямых инвестиций». В соответствии с этими законами государственная поддержка прямых инвестиций заключается в: · установлении системы льгот и преференций (преимущества адресного характера, предоставляемые инвестору); · наличие единственного государственного органа, уполномоченного представлять Республику Казахстан перед инвесторами. Чтобы получить льготы и преференции, инвестор должен заключить контракт с Агентством по иностранным инвестициям. Такой инвестор называется в законе утверждённым инвестором. В соответствии с контрактом утверждённому инвестору для эффективной реализации инвестиционного проекта могут предоставляться льготы и преференции такие как: 1. государственные натурные гранты (имущество или неимущественные права Республики Казахстан, передаваемые инвестору в неденежной форме с правом собственности); 2. освобождение от уплаты земельного налога и налога на имущество на срок до пяти лет с момента заключения контракта; 3. освобождение от уплаты подоходного налога на срок до пяти лет с момента получения облагаемого дохода, но не более восьми лет с момента заключения контракта; 4. полное или частичное освобождение от обложения таможенными пошлинами оборудования, сырья и материалов, необходимых для реализации инвестиционного проекта. Следует отметить, что большой положительный потенциал, который содержится в Законе о прямых инвестициях, может остаться нереализованным, так как в нём заложены некоторые принципы, реализация которых может свести на нет этот положительный потенциал и привести к отрицательным результатам. Во-первых, Закон носит ярко выраженный ведомственный характер и отражает в ряде случаев интересы не инвесторов, а Агентства по инвестициям. Льготы, преференции и гранты, гарантии и защита предоставляется не всем инвесторам, а только утверждённым инвесторам, то есть тем, которые заключили контракт с Агентством. Заключение же контракта целиком зависит от Агентства, который отбирает инвестора, проверяет их пригодность, определяет условия контракта, контролирует его исполнение, применяет санкции. Агентство же в индивидуальном порядке определяет, кому и какие предоставить льготы, преференции, гранты и т.п. На наш взгляд, при таком порядке политика поддержки инвестиций может свестись к образованию дополнительного мощного, монопольного и всевластного бюрократического барьера для потенциальных инвесторов. Во-вторых, Закон основан на неверном методологическом посыле - предоставлении льгот избранным инвесторам по выбору государственного органа («селективная поддержка»). Между тем законодательство в области рыночной экономики должно строиться на обратном посыле: предоставлении равных возможностей и равных льгот всем без исключения инвесторам, причём предоставление их должно в силу закона иметь автоматический характер, что максимально исключит злоупотребления со стороны государственных чиновников. В-третьих, особо следует сказать о налоговых льготах. Основным принципом налогового законодательства является его всеобщий характер. Действовавшее ранее законодательство не предусматривало индивидуальных налоговых льгот. Внесение же изменений в налоговое законодательство подорвало этот принцип, привело к появлению в законодательстве, так называемых «договорных налогов». В Конституции Республики Казахстан и Гражданском кодексе закреплён национальный режим для иностранных юридических и физических лиц. Наиболее определённо это выражено в Гражданском кодексе в пункте 7 статьи 3, где закреплено, что «иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства вправе приобретать такие же права и обязаны выполнять такие же обязанности, какие предусмотрены гражданским законодательством для граждан и юридических лиц Республики Казахстан, если законодательными актами не предусмотрено иное». Таким образом, можно сделать вывод, что особой необходимости принимать специальный Закон об иностранных инвестициях не было.
С принятием Закона о прямых инвестициях возникла проблема его соотношения с Законом об иностранных инвестициях. Из текста Закона о прямых инвестициях не ясно, действует ли он отдельно и независимо от Закона об иностранных инвестициях или в сочетании с ним. Между тем такая неопределённость недопустима. Необходимо чётко состыковать Закон о прямых инвестициях с Законом об иностранных инвестициях, а также с Указами Президента Республики Казахстан о нефти, о недрах и недропользовании, о лицензировании, о приватизации и т.п. Много проблем возникает в сфере деятельности иностранных инвесторов по вопросу о применимом праве. Применимое право означает, право какой страны будет применяться к отношениям по иностранным инвестициям: Республики Казахстан, или страны иностранного инвестора, или какой-либо третьей страны. Вопрос о применимом праве не решён в Законе об иностранных инвестициях, поэтому применяется общий порядок определения применимого права, установленного Гражданским кодексом. Так, в статье 1084 Главы 61 Гражданского кодекса закреплено, что право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложнённым иным иностранным элементом, определяется на основании Гражданского кодекса, иных законодательных актов Республики Казахстан, международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан и признаваемых международных обычаев. Последующие нормы этой главы предопределяют возможность применения права другого государства с соблюдением правил установленных Гражданским кодексом Республики Казахстан. Таким образом, Республика Казахстан на законодательном уровне признала законодательство иностранного государства в качестве применимого права в Республике Казахстан при регулировании экономических и других отношений. В этой связи уместно сказать и о существующих гарантиях иностранному инвестору от изменения законодательства. Так, ст. 6 Закона об иностранных инвестициях является одной из наиболее известных и спорных. В ней закреплено, что в «случае ухудшения положения иностранного инвестора, являющегося результатом изменений в законодательстве и (или) вступлением в силу и (или) изменением условий международных договоров, к иностранным инвестициям в течении 10 лет применяется законодательство, действовавшее в момент осуществления инвестиций, а по инвестициям, осуществляемым по долгосрочным (свыше 10 лет) контрактам с уполномоченными государственными органами, - до окончания срока действия контракта, если контрактом не предусмотрено иное. В случае улучшения положения иностранного инвестора, являющегося результатом изменений в законодательстве и (или) вступлением в силу и (или) измением условий международных договоров, отдельные условия контрактов между иностранным инвестором и полномочным государственным органом, представляющим республику, могут быть изменены по взаимному согласию сторон с целью достижения баланса экономических интересов участников». Положения данной нормы, касающиеся контрактов, относятся, главным образом, к нефтяным и иным контрактам, связанным с недропользованием. Дополнительные гарантии, связанные с проблемой стабильности законодательства, предусмотрены и в Указе о нефти. В пункте 5 статьи 2 говорится, что лицензии выданные и контракты, заключённые до введения в действие Указа о нефти, а также все связанные с ними акты государственных органов Республики Казахстан сохраняют своё действие. Но эта норма касается контрактов, заключённых до введения в действие Указа о нефти. К контрактам, заключённым после вступления в силу Указа о нефти, применяются нормы статьи 57 этого Указа, закрепляющие, что изменения и дополнения законодательства, ухудшающие положение подрядчика, не применяются к лицензиям и контрактам, выданным и заключённым до таких изменений и дополнений. Это положение важно, прежде всего, для налоговых отношений с участием иностранных инвесторов. Однако, именно в регулировании налоговых отношений, к сожалению, произошли изменения, идущие в разрез с Указом о нефти. Имеется в виду Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 24 апреля 1995 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Указ о налогах). В статье 94-3 этого Указа (в редакции Закона от 31 декабря 1996 года) предусмотрено, что «в случае внесения изменений в законодательство после даты подписания контракта, которые приводят к невозможности дальнейшего соблюдения первоначальных условий контракта или приводят к существенному изменению его общих экономических условий, недропользователь и представители компетентного и налогового органов могут внести изменения или поправки в контракт, необходимые для восстановления экономических интересов сторон по состоянию на момент подписания контракта. Данные изменения или поправки условий контракта вносятся в течении шестидесяти дней с момента письменного уведомления органа налоговой службы или недропользователя». Таким образом, важные условия статьи 6 Закона об инвестициях оказались изменёнными Указом о налогах. В нём уже не говорится о применении к контрактам того законодательства, которое действовало в момент осществления инвестиций. Говорится только о праве на изменение отдельных условий контракта при ужесточении налогового законодательства, с тем чтобы восстановить первоначальные экономические интересы сторон. В связи с этим на практике вставал вопрос о том, применимо ли данное положение к контрактам, заключённым до введения в действие Указа о налогах. Из общих положений теории права однозначно вытекает, что обратной силы данная норма не имеет и что к ранее заключённым контрактам применяется в полном объёме статья 6 Закона об иностранных инвестициях. Поскольку это вопрос серьёзно беспокоил иностранных инвесторов, он был решён законодательно. Указом Президента, имеющим силу закона, от 21 декабря 1995 года, а затем Законом от 31 декабря 1996 года внесены были изменения в Указ о налогах, и пункт 2 статьи 179 изложен в следующей редакции: «Условия налогооблажения, определённые в контрактах по недропользованию между Правительством Республики Казахстан или компетентным органом и отечественными или иностранными недропользователями, заключённых до 1 января 1996 года, а также в контрактах по недропользованию, прошедших обязательную налоговую экспертизу, заключённых в период с 1 января 1996 года по 1 октября 1996 года, сохраняются на срок их действия». Остро дискуссионым остаётся и вопрос о возможности применения статьи 6 Закона об иностранных инвестициях к совместным предприятиям. Его следует решать дифференцированно применительно к различным видам гарантий иностранным инвесторам. Действие этого Закона, по нашему твёрдому убеждению, распространяется на совместные предприятия, каковым, например, является СП «Тенгизшевройл». Так, в законе некоторые гарантии, которые предоставляются иностранному инвестору, но не ему непосредственно, а через созданные им предприятия с иностранным участием. Это и есть те случаи, когда гарантии предоставляются «иностранным инвестициям» (статья 6 «Гарантии от изменения законодательства и политической ситуации», статья 7 «Гарантии от экспроприации», статья 8 «Гарантии от незаконных действий государственных органов и должностных лиц», статья 13 «Гарантии при государственной проверке»). Создание совместных предприятий (далее - СП) сейчас наиболее распространённый и порой единственный способ осуществления иностранных инвестиций. В этой связи, возвращаясь снова к статье 6 Закона об иностранных инвестициях следует отметить, что эта норма включена в Закон с исключительно единственной целью - обезопасить иностранного инвестора, который делает крупные вложения, в частности, через СП, предварительно экономически рассчитав проект с учётом действующего, на момент заключения контракта (соглашения), законодательства. Так, например, если увеличение налогов, взимаемых с СП, приводит к ухудшению положения иностранного инвестора, то нужно создать тот налоговый режим для СП, который существовал в период его создания. В этой связи отрадно отметить, что такой же позиции придерживается и Главная налоговая инспекция Министерства финансов Республики Казахстан, которая своими письмами №12-10-3-12/674 от 2 февраля 1996 года и №12-10-3-12/2174 от 24 апреля 1996 года «О налогообложении предприятий с иностранными инвестициями», признала возможность применения статьи 6 Закона к предприятиям с иностранным участием. Так обстоит дело с инвестициями в сфере недропользования. Как видно из вышесказанного, нормативно-правовые акты, регулирующие сферу экономики и принятые в период последних лет имеют массу противоречий, что порождает их неправильное и различное толкование. Чтобы исключить сложившуюся ситуацию в правовой базе страны необходимо провести ревизию всех нормативно-правовых актов с целью проверки их соответствия конституционным положениям, исключения противоречий, их кодификации и систематизации. Необходимо всегда помнить, что необдуманный законодательный бум может привести к правовому беспределу и хаосу во всех сферах жизни страны, что может отпугнуть потенциального инвестора, особенно в тех сферах, которые не дают быстрой прибыли. Освещая данную тему, хотелось бы остановиться на ряде проблем, с которыми столкнулось наше предприятие, реализуя перспективный и широко известный Тенгизский проект. Как Вы знаете «Тенгизшевройл» (далее - ТШО) является совместным казахстанско-американским предприятием, занятым на освоении Тенгизского нефтегазового месторождения. Оно было создано в форме Товарищества с ограниченной ответственностью в апреле 1993 года на основании Соглашения, подписанного между Правительством Республики Казахстан и всемирно известной нефтяной корпорацией «Шеврон». «Шеврон» был первым крупным инвестором в Казахстане, поэтому этот проект привлёк внимание многих иностранных компаний, особенно работающих в сфере недропользования. И успешная работа «Шеврона» в Казахстане как бы явилось визитной карточкой нашей страны, подтверждающей благополучный инвестиционный климат в стране и некоторую экономическую и политическую стабильность по сравнению с другими странами СНГ.
За шесть лет своей деятельности ТШО добилось огромных успехов в освоении Тенгизского месторождения, значительном повышении производственных показателей, увеличении капиталовложений в основное производство и в сферу развития инфраструктуры, совершенствования менеджмента, обучения национальных кадров современным методам руководства в условиях рыночной экономики. В этом году изменилось количество партнёров нашего предприятия, кроме Республики Казахстан, которую представляет ННК «Казахойл» и корпорации «Шеврон» совладельцами ТШО стали корпорация «Мобил» и российско-американская компания компания «ЛУКАРКО». В течении всего периода своей деятельности ТШО в установленные сроки выплачивает в государственный бюджет все налоги и обязательные платежи; заработную плату, которая является самой высокой в нефтегазовой отрасли Казахстана; премиальные вознаграждения; бесплатно обеспечивает работников трёхразовым широкоассортиментным и высококалорийным питанием; создал хорошие жилищные условия; оказывает безвозмездную финансовую помощь сотрудникам и их детям в получении высшего образования; создало прекрасные возможности для отдыха. Так, например, в вахтовом посёлке предприятия имеется второй по величине в Атырауской области всесезонный крытый плавательный бассейн, тренажёрный зал, теннисные корты. Предприятие выполняет большую жилищную программу, выделяя беспроцентные ссуды (кредиты) своим работникам для приобретения жилья сроком на десять лет. В настоящее время уже выдано жилищных ссуд на сумму более 7 млн. долларов США. ТШО совместно со Всемирным Банком кредитует в Атырауской области проекты малого и среднего бизнеса. Нельзя не сказать о вкладе ТШО в экономику Казахстана. Так, например, если в 1993 году, в год образования, наше предприятие прямо и косвенно внесло в экономику Казахстана 99 млн. доллвров США, то в 1994 году уже внесла 237 млн. долларов США. В последующие годы эти показатели характеризуются следующим образом: в 1995 году вклад предприятия в Республику Казахстан составил - 148 млн., в 1996 году - 266 млн., в 1997 году - 436 млн., 1998 году - 416 млн. долларов США. Не меньший вклад ожидается и в этом году. ТШО выполняет большую социальную программу в регионе, в частности построены и введены в строй - больница, хлебозавод и котельная в г.Атырау, 20 жилых домов в посёлке Кульсары для семей, пострадавших от наводнения, больница скорой помощи в этом же посёлке, школам и другим учебным заведения области передано около 600 компьютеров, совсем недавно в связи с подготовкой к 100-летию казахстанской нефти городу Атырау было выделено в порядке спонсорской помощи 2 млн. долларов США для реконструкции моста через реку Урал и 2 млн. долларов США для реконструкции домов и городских улиц. Оказывается и иная помошь региону. Такая деятельность предприятия находит всяческую поддержку со стороны ННК «Казахойл», представляющей интересы Республики Казахстан в Тенгизском проекте и иностранных инвесторов проекта - корпораций «Шеврон», «Мобил» и компании «ЛУКАРКО». Между тем на фоне этих положительных моментов, хотелось бы поговорить и о тех проблемах, с которыми сталкиваемся мы почти ежедневно в своей деятельности.
Соглашение по Тенгизскому проекту устанавливает обязательства партнёров в отношении определённых платежей, налогов, роялти, таможенных процедур, валютных операций, найма иностранных работников и других вопросов, связанных с созданием основы для нормальных взаимоотношений с правительственными (государственными) органами Республики Казахстан в связи с деятельностью ТШО по разведке, добыче, переработке, транспортировке, экспорту нефти и сопутствующей ей иной углеводородной продукции. Шестилетняя деятельность ТШО и практика применения норм Соглашений по Тенгизскому проекту выявила ряд проблем, которые являются основными причинами возникновения конфликтных ситуаций в отношениях с правительственными и иными государственными органами Республики Казахстан. Одной из проблем является различное толкование сторонами норм Соглашений по Тенгизскому проекту. Так, например, в соответствии с пунктом «А» статьи 12 Соглашения отдельные положения его имеют превалирующее значение при разночтениях с законодательством Республики Казахстан, инструкциями, правилами или процедурами, независимо от того, существовали ли такие нормативно-правовые акты на дату вступления в силу Соглашения, или они были введены в действие после вступления в силу Соглашения или будут приняты в будущем. Для реализации этого намерения Республика Казахстан обязалась предпринимать такие действия, какие могут потребоваться для придания этим положениям Соглашения силы закона. Республика Казахстан от своего имени и от имени всех государственных и региональных органов, министерств и ведомств признала также превалирующее значение перед национальным законодательством ряда норм положений Соглашения по Тенгизскому проекту регулирующих, в частности, вопросы проведения валютных и таможенных операций; уплаты роялти, налогов и других обязательных платежей; экспорта нефти и иного углеводородного сырья; ведения хозяйственной деятельности и найма персонала без каких-либо дополнительных согласий, разрешений, отчуждений или лицензий, и без необходимости выполнения какой-либо экспертизы. При этом, Республика Казахстан признала, что никакие такие официальные процедуры, надо понимать в том числе и нормотворческие, не могут дополнять или исключать или иным образом изменять существенные положения Соглашения и других Основных документов по Тенгизскому проекту. Как Вы понимаете, из-за конфиденциальности Соглашений и Договоров по Тенгизскому проекту, я не могу более подробно останавливаться на разъяснениях их положений, однако, хотел бы заметить, что поскольку все эти Соглашения и Договоры утверждены были специальными Указом Президента Республики Казахстан и Постановлениями Правительства страны в условиях остутствия достаточной правовой базы на момент их подписания сторонами, а это было осуществлено, как я уже говорил в начале 1993 года, то они имеют, по нашему твёрдому убеждению, статус специфичного вида нормативно-правового акта, регулирующего отношения между государством и хозяйствующим субъектом, рождённого в условиях правового вакуума в годы первых шагов страны по пути к рыночным отношениям. Несмотря на это правительственные органы, чаще местного, регионального уровня, реже центральные ведомства, на основе иных, выгодных для них, толкований положений Соглашений по Тенгизскому проекту время от времени создают конфликтные ситуации, на разрешение которых приходится затрачивать много времени и сил. Об отдельных фактах незаконных действий государственных органов и чиновников от власти, хотелось поговорить сегодня. Так, например, таможенные органы, несмотря на то, что ТШО имеет на основании вышеназванных Соглашений ряд существенных льгот, привилегий и особых условий по экспорту нефти; ввозу и вывозу оборудования, товаров и материалов через таможенную границу Республики Казахстан, нередко препятствуют осуществлению этой деятельности, ссылаясь на требования нормативно-правовых актов, принятых после вступления в силу Соглашений по Тенгизскому проекту. Эти конфликты были предметом и судебных разбирательств, большую часть которых ТШО выиграла. Миграционные службы, региональные подразделения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, органы внутренних дел вот уже в течении последних двух лет предпринимают всяческие дискриминационные меры, направленные на использование ТШО иностранной рабочей силы, угрожая их департацией, не принмая во внимание то обстоятельство, что ТШО и в этой сфере деятельности имеет особые условия найма и использования иностранной рабочей силы. Органы прокуратуры всех инстанций от районной до Генеральной, в нарушение требований действующего Указа Президента Республики Казахстан о невмешательстве в деятельность хозяйствующих субъектов, в течении только 1998 года более десяти раз проверяли ТШО на предмет соблюдения законодательства об охране окружающей среды и трудового законоадтельства. В текущем году орагны прокуратуры из месяца в месяц требуют представления им массы всевозможных документов по вопросам охраны окружающей среды на объектах ТШО. Вмешиваясь в процесс администрирования и посягая на права руководства ТШО бывший прокурор Жылыойского района Атырауской облатси проверял и опротестовывал чуть ли не каждый приказ о реорганизации внутренней структуры предприятия, сокращения штатов, увольнения работников за нарушение трудовой дисциплины, хотя все эти протесты были оставлены без удовлетворения вследствии их необоснованности и незаконности. Заполитизированность местных судов, не хочется голословно говорить о их коррумпированности, хотя есть основания предполагать об этом, непонимание судьями специфики рыночных отношений в условиях несовершенства действующего законодательства, особенно трудового, повлекло за собой принятие ими незаконных судебных решений о восстановлении на работе более 70 человек, большая часть которых была уволена по сокращению штатов с соблюдением всех требований трудового законодательства, другая часть была уволена за нарушение трудовой дисциплины, в частности за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения. Все эти решения местных судов отменены Верховным Судом Респубики Казахстан вследствии их незаконности и необоснованности, таким образом, была подтверждена законность действий администрации ТШО. Местные государственные энергетические предприятия в течении последних полутора лет вынуждали ТШО к перечислению на их счёт значительных денежных сумм на их содеражние, основывая свои требования на ведомственных актах Министерства энергетики. При нашем же отказе в удовлетворении их требований Атырауское региональное управление «Госэнергонадзор» нередко препятствовало введению энергетических объектов ТШО в строй, умышленно затягивая экспертизу этих объектов либо выполнение ими других обязательных действий. Налоговые инспекторы и другие финансовые службы Атырауской облатси неоднократно угрожали и пытались арестовывать местные банковские счета ТШО без достаточных юридических оснований, хотя ТШО является единственным предприятием в регионе, который своевременно и в полном объёме выплачивает все предусмотренные законом обязательные платежи и сборы, своевременно, как уже говорилось ранее, выплачивает заработную плату, производит пенсионные и другие обязательные отчисления. Эти и другие незаконные действия государственных органов или отдельных чиновников от власти делают менее привлекательным инвестиционный климат в стране. Они пугают потенциональных инвесторов, которые готовы прийти в Казахстан и вложить свой капитал в развитие рыночной экономики в нашей стране, поскольку даже крупные инвесторы, такие как корпорация «Шеврон» встречают на своём пути немало проблем, которые порой искусственно создаются правительственными органами, особенно на местном уровне. Хочется надеяться, что принятие новых законов, регулирующих отношения в сфере экономики, их систематизация, активная и положительная деятельность Президента и Правительства Республики Казахстан, Акимов всех уровней поможет реализации проектов по оздоровлению экономики страны, подъёму благосостояния казахстанского народа. В заключение, хочу сказать, что Республика Казахстан, несмотря на имеющиеся трудности, является одним из привлекательных государств в Евроазии для активной реализации инвестиционных потоков.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |