|
|
|
Елюбаев Жумагельды Сакенович,доктор юридических наук, MCIArb,Управляющий правовой советник Евразийского подразделения корпорации «Шеврон», Президент Казахстанской ассоциации юристов нефтегазовой отрасли (KPLA), профессор кафедры таможенного, финансового и экологического права КазНУ им. аль-Фараби -------------------------------------------------------------------------- Конференция «Развитие Upstream в Каспийском и Черноморском регионах», 19-21 февраля 2014 года, Баку
Правовое регулирование недропользования и инвестиционной деятельности в странах Каспийского и Черноморского регионов[1]
«Право народов и нации на постоянный суверенитет в отношении природных богатств и ресурсов должно реализовываться в интересах национального развития и благосостояния соответствующего государства»
Из Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №1803 «Постоянство суверенитета в отношении природных ресурсов» (статья 1)
Политико-правовые аспекты недропользования в Каспийском и Черноморском регионах
Черноморско-каспийский регион, находящийся в центре внимания крупных мировых держав и транснациональных энергетических корпораций, становится «горячей» точкой на карте мира, поскольку он является как бы географическим перекрестком, богатым энергетическими ресурсами, обеспечивающим их поток с Востока на Запад и с Севера на Юг. Следует отметить и то, что в последние 20 лет в этом регионе существует определенная политическая напряженность из-за неразрешенных межгосударственных конфликтов, а также из-за противостояния крупных государств и политико-экономических объединений за сферу своего влияния и продвижения собственных интересов в регионе. Например, среди основных факторов противоречия сторон в экономической отрасли - это конкурирующие проекты транспортировки каспийских энергоносителей в Европу: Ø «Южный энерготранспортный коридор», реализуемый в целях обеспечения доставки туркменского и азербайджанского газа в Европу в обход Российской Федерации через Каспийское море, Азербайджан и Турцию; Ø «Южный поток» - проект по транспортировке российского газа в страны Европейского союза по дну Черного моря в Болгарию, в обход украинской территории; Ø Нереализованный «Проект Набукко», судьба которого до конца еще не разрешена, а также другие транспортные проекты. Причиной разногласий являются также богатые месторождения углеводородного сырья на шельфе Каспийского и Черного морей, в разработке которых желали бы участвовать практически все крупные энергетические компании, как прибрежных государств, так и стран более отдаленных регионов Не секрет, что в рамках реализации этих планов крупные мировые державы пытаются влиять на страны Каспийского и Черноморского регионов, привлекая их каждый на свою сторону, то есть идет конкурентная борьба за сферы влияния. Ситуацию усугубляет в этом регионе и расширение военного присутствия ряда стран. Определенная напряженность в межгосударственных отношениях существует и из-за нерешенного вопроса по определению статуса Каспийского моря. Так, имеются споры: за шельфовые месторождения нефти и газа; по принципам и порядку раздела между прикаспийскими государствами акватории моря; по определению границ территориальных вод каждой из стран; и по другим большим и малым вопросам. Имеющиеся межгосударственные соглашения по этим вопросам, как раннего периода, так и заключенные в последние десятилетия, являются объектами критики со стороны спорящих сторон. Затягивание процесса закрепления юридического статуса Каспийского моря не позволяет эффективному международному сотрудничеству в области освоения недр этого региона. Думается, что страны-игроки черноморско-каспийского региона[2] в целях сохранения политической и экономической стабильности, реализации своих стратегических национальных интересов должны быть взаимноосторожными в решении проблем, связанных с развитием этого региона. Эти страны должны понимать, что, реализуя собственные планы по разработке недр и транспортировке углеводородного сырья в этом густонаселенном регионе, они не должны допустить вооруженного или иного конфликта, который может привести к тяжелым последствиям, преодолеть которые будет весьма трудно. Между тем необходимо отметить и положительные аспекты, свидетельствующие о желании всех заинтересованных сторон в цивилизованном развитии черноморско-каспийского региона. Примером такого подхода может служить региональная инициатива 11 стран - «Черноморское экономическое сотрудничество» (далее - ЧЭС)[3], которая с 1999 года стала полноправной международной организацией. Сегодня в ее рамках развивается сотрудничество парламентариев, представителей деловых и научных кругов. Функционирует банк развития, финансирующий региональные проекты. Согласно Уставу ЧЭС, мероприятия в рамках этой международной организации способствуют осуществлению следующих важных принципов и целей: Ø действовать в духе дружбы и добрососедства и укреплять взаимное уважение и доверие, диалог и сотрудничество между государствами-членами; Ø развивать и диверсифицировать двухстороннее и многостороннее сотрудничество на основе принципов и норм международного права; Ø действовать в целях улучшения условий предпринимательской деятельности и поощрения индивидуальных и коллективных инициатив предприятий и компаний, непосредственно участвующих в процессе экономического сотрудничества; Ø развивать экономическое сотрудничество таким образом, чтобы это не противоречило международным обязательствам государств-челнов, в том числе обязательствам, вытекающим из их членства в международных организациях и учреждениях интеграционного или иного характера и не препятствующим развитию их отношений с третьими сторонами; Ø учитывать конкретные экономические условия и интересы участвующих государств-членов; Ø поощрять участие в процессе экономического сотрудничества в рамках ЧЭС других заинтересованных государств, международных экономических и финансовых учреждений, а также предприятий и компаний.[4] Нельзя не отметить в этой связи и деятельность Союза конфедерации предприятий Черноморского и Каспийского регионов (UBCCE)[5], который был учрежден представителями 12 стран в 2006 году. Исходя из учредительных документов, усматривается, что UBCCE будет заниматься вопросами интеграции и создания единого экономического пространства, обладающего большим потенциалом. Основная стратегическая задача нового союза - это стать голосом бизнеса в Черноморском и Каспийском регионах в целях обеспечения глобального равновесия и предупреждения конфликтных ситуации. В регионе существуют и другие структуры, основанные на двухсторонних и многосторонних договоренностях, деятельность которых также направлено на обеспечение политической и экономической стабильности в этой важной части мира, являющейся в настоящее время источником энергетической безопасности многих стран этого континента. Резюмируя вышеописанное, хотелось бы сказать, что мировые державы, территориально расположенные вдали от черноморско-каспийского региона, а также транснациональные энергетические корпорации, работающие в этой части мира, должны воспринимать прибрежные страны этого региона «не как объекты сфер своего влияния», а как партнеров в региональных экономических проектах. Кроме того, и государства этого региона должны быть нацелены на то, чтобы все споры экономического характера и военно-политические конфликты разрешались на основе гарантированных взаимных уступок, с учетом принципов и норм международного права. Именно такой подход, на первый взгляд утопический, может обеспечить мирное развитие черноморско-каспийского региона во благо прибрежных стран и всего остального мира.
Правовые аспекты регулирования недропользования в странах Каспийского и Черноморского регионов
В черноморско-каспийском регионе расположены государства различного степени политического и экономического развития, поэтому и правоотношения в сфере недропользования регулируются по-разному. Необходимо отметить, что различные модели политического и экономического развития, выбранные бывшими советскими республиками, не позволили им проводить согласованные экономические реформы, в результате каждая страна разработала свою стратегию развития экономики с учетом новых реалий мирового глобализационого процесса. Не получили развития усилия стран СНГ[6] и ЕврАзЭС по интеграции своих действий и в сфере освоения недр, поскольку каждая страна избрала свой путь: Россия - опиралась на возможности национальных компаний; Азербайджан и Казахстан - направили свои усилия на привлечение иностранных инвестиций; Грузия и Украина - продолжали оставаться в условиях политического кризиса, а экономика этих стран развивалась по своим специфичным законом; Молдова - предпочла выжидательную тактику, что можно объяснить отсутствием солидной минерально-сырьевой базы. Интеграционному процессу этих стран по освоению недр помешали и наступательные действия транснациональных энергетических компаний, направивших свой взор на Евразийское пространство, особенно в Прикаспийский регион, богатый нефтяными и газовыми месторождениями. В то же время, после распада СССР, страны СНГ и ЕврАзЭС[7] предпринимали определенные шаги по согласованию своих действий в области освоения недр, транспортировки углеводородного сырья и других сферах, связанных с недропользованием и инвестиционной деятельностью. Например, 27 марта 1997 года, была принята Горная хартия стран СНГ в целях обеспечения эффективной деятельности экономического союза в области изучения, разведки, использования и охраны недр. Стороны, подписавшие Горную хартию, договорились о координации своих действий по следующим направлениям: 1) поэтапному сближению и гармонизация законодательных и иных нормативных актов в сфере изучения, разведки, использования и охраны недр; 2) совершенствованию правовой базы хозяйственного сотрудничества в условиях становления и развития рыночных отношений; 3) осуществлению на взаимоприемлемой основе геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечению роста эффективности производства, транспортировки и использования полезных ископаемых и продуктов их переработки (преобразования) при условии одновременного повышения уровня безопасности и сведения к минимуму проблем загрязнения окружающей среды; 4) разработке и предложению новых механизмов эффективного сотрудничества органов государственной власти и управления, а также субъектов хозяйственной деятельности в сфере изучения, разведки, использования и охраны недр. Кроме этого, стороны обязались способствовать: Ø развитию рынка минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки в рамках формируемого общего экономического пространства; Ø обеспечению доступа к недрам, их разведке и разработке в соответствии с национальным законодательством; Ø разработке и реализации совместных работ в области геологического изучения недр, воспроизводства и качественного улучшения минерально-сырьевой базы; Ø гармонизации политики развития и размещения предприятий горнопромышленного комплекса; Ø осуществлению мер для развития промышленных инфраструктур горнопромышленного комплекса; Ø облегчению доступа к транспортным инфраструктурам в целях международного транзита потока минерально-сырьевых ресурсов, а также продуктов их переработки; Ø облегчению доступа на коммерческих условиях к новым технологиям, применяемым в области разведки, добычи, переработки и использования минерально-сырьевых ресурсов; Ø созданию условий, обеспечивающих рациональное и комплексное использование запасов месторождений полезных ископаемых; Ø содействию в осуществлении мер, нацеленных на разработку и внедрение ресурсосберегающих технологий и производств; Ø разработке и реализации совместных программ работ в области техники безопасности и ликвидации последствий крупных аварий; Ø разработке и реализации взаимосогласованных подходов к решению проблем охраны окружающей среды; Ø содействию привлечения инвестиций и кредитов в горнопромышленные комплексы; Ø созданию совместных предприятий по добыче, переработке полезных ископаемых, производству оборудования для горнодобывающей промышленности; Ø выявлению приоритетных направлений научных исследований; Ø координации мер совершенствования и согласования нормативно-методических документов, регламентирующих геологоразведочные работы на базе принятых в мировой практике требований к содержанию работ по стадиям, классификации запасов полезных ископаемых, форме и содержанию геологических отчетов, балансов запасов полезных ископаемых и другой геологической информации; Ø анализу конъюнктуры мирового рынка минерально-сырьевых ресурсов, а также мировых достижений в области науки, техники, технологии, выработке взаимоприемлемой стратегии и тактики действий на мировом горно-геологическом рынке товаров и услуг; Ø содействию в осуществлении скоординированных мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров; Ø созданию и применению механизмов правовой защиты и обеспечению социальных гарантий специалистов, привлекаемых для работы на горногеологические объекты; Ø созданию условий, способствующих выполнению в полном объеме и в установленные сроки договоров о взаимных поставках важнейших видов полезных ископаемых, продуктов их переработки и горного оборудования; Ø разработке прогнозов социально-экономических последствий отработки месторождений полезных ископаемых.[8] Фактически же Горная Хартия стран СНГ не сыграла значительной роли в интеграции их действий в сфере освоения недр, ее положения остались лишь декларацией и выражением намерений сторон, ее подписавших. Только лишь Россия и Казахстан в некоторой степени реализовали свои намерения, в частности: совместно с западными инвесторами в лице крупных энергетических корпораций способствовали строительству и вводу в эксплуатацию Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), построенного специально для транспортировки казахстанской нефти; достигли соглашения о совместной разработке нефтегазовых месторождений на шельфе Каспийского моря и строительстве совместного газоперерабатывающего завода в Оренбурге для переработки углеводородного сырья, добываемого с Карачаганакского газоконденсатного месторождения. Это привело к достижению договоренностей между Азербайджаном и Казахстаном по «южному транспортному коридору» для экспорта казахстанской нефти. Горная Хартия стран СНГ не помогла и сближению законодательства о недрах и недропользовании этих стран, поскольку в каждой стране эти законы основаны на разных концептуальных идеях. Так, например, один из главных предметов правового регулирования - предоставление права на недропользование, в каждой стране решается по-разному: в России - на основе лицензии, то есть административного акта государства; в Казахстане - на основе контракта, гражданско-правового характера; в Азербайджане - на основе контракта, ратифицируемого Парламентом страны; в Украине - в смешанной форме, отечественным недропользователям - на основе специального разрешения (лицензии) государства, а иностранным юридическим лицам - на основе контракта, присужденного по результатам проведенного конкурса; в Туркмении - на основе лицензии. В этой связи следует отметить, что 7 декабря 2002 году странами СНГ был принят Модельный кодекс о недрах и недропользовании, который предусматривал смешанную форму предоставления права на недропользование. Так, в соответствии с этим межгосударственным актом, права на участки недр могут возникать (статья 55): 1) из актов органов исполнительной власти государства и органов местного самоуправления; 2) из соглашений о разделе продукции, концессионных, арендных, сервисных договоров и иных сделок; 3) из судебного решения; 4) из установленного и подтвержденного в установленном порядке факта открытия недропользователем месторождения полезных ископаемых за счет собственных средств. К сожалению, это положение не нашло своего отражения ни в одном внутреннем нормативном правовом акте стран СНГ, регулирующем отношения в сфере освоения недр. В Казахстане, существует напротив тенденция к сужению оснований предоставления права на недропользования, в частности, за последние несколько лет исключены из Закона РК «О недрах и недропользовании - контракты о совместной деятельности (с образованием и без образования юридического лица), соглашения о разделе продукции и некоторые контракты по видам недропользования. Таким образом, и этот модельный правовой акт остался невостребованным в странах СНГ. Странами СНГ и ЕврАзЭС заключен ряд двухсторонних и многосторонних договоров по аспектам сотрудничества в области недропользования. Однако надо отметить, что эти договоры не стали юридической базой для совместных действий стран содружества по освоению недр. К примеру, еще в 2000 году Республика Казахстан и Украина подписали специальное Соглашение о принципах сотрудничества в нефтегазовом секторе, но за прошедшие тринадцать лет между двумя странами так и не было заслуживающего внимания сотрудничества, то есть позиции этого договора остались лишь намерением двух сторон. Здесь уместно подчеркнуть, что хотя акты стран СНГ и ЕврАзЭС по вопросам недропользования не сыграли какой-либо значительной роли в интеграции этих стран в области освоения недр, тем не менее, они выполнили свою задачу в том, что страны содружества и экономического сообщества не создавали друг для друга конфликтных ситуаций при осуществлении ими деятельности по недропользованию на своих суверенных территориях, при привлечении иностранных инвестиций и при транспортировке полезных ископаемых на рынки сбыта. Отношения по недропользованию в каждой стране регулировались и регулируются в основном национальным законодательством, которое в концептуальном плане весьма схоже между собой. Относительно черноморского региона популярен вопрос: «Есть ли «Кувейт» в Черном море»? И ответ на этот вопрос активно ищут все страны черноморского побережья. Если верить средствам массовой информации, то в 2014-2015 годах в Черном море будет пробурено наибольшее количество разведочных глубоководных скважин: четыре - в Румынии; две - в России; по одной - в Турции и Болгарии.[9] Эти планы - серьезная заявка на операции по недропользованию, которые будут осуществлены консорциумами, в которые входят не только национальные компании этих стран, но известные мировые энергетические компании. Как известно, недавно завершили крупнейшие в Черном море, в акватории, принадлежащем Болгарии, сейсморазведочные работы уровня 3D[10], обработка данных которых помогут принять решение о проведении дополнительных работ по бурению разведочных скважин. Таким образом, практически все прибрежные государства черноморского региона имеют свои планы освоения недр. И эти планы они могут осуществить на основе положений национального законодательства, предусматривающего возможность предоставления права на недропользование не только путем выдачи административного акта государства (например, лицензии), но и посредством заключения контрактов на недропользования, образования консорциумов с участием мировых известных энергетических корпораций. Такой подход позволяет в максимальной степени минимизировать конфликтные ситуации, но если они и возникают, то разрешать их цивилизованным путем, как это, например, сделали Румыния и Украина по спору о принадлежности острова Змеиный. Здесь нет победителей и нет проигравших, поскольку судебный компромисс позволил обеим странам продолжить реализацию своих планов по разведке недр и проведению операций по недропользованию на шельфе Черного моря. Относительно Турции… Исторически эта страна была мостом между Востоком и Западом, поэтому в современных условиях глобализации экономики это обстоятельство становится наиболее важным аспектом в вопросах ее участия в освоении недр, как на суше, так и на шельфе Черного моря. Хотя, в списке нефтедобывающих стран Турция занимает весьма скромное место, тем не менее, эта страна имеет специфическое значение, определяющееся ее уникальным географическим положением. Турция является единственной страной, имеющей порты как на Черном, так и на Средиземном море. Будучи, расположенной на стыке Азии и Европы, она служит трансконтинентальным мостом для прокладки нефте- и газопроводов из крупнейших нефтегазодобывающих стран черноморско-каспийского региона, в том числе из Азербайджана, России, Казахстана и Туркмении. Турции выгодны эти связи, как в экономическом, так и в стратегическом плане. Правительство Турции стремится привлечь иностранные компании для проведения поисково-разведовательных работ в наиболее перспективных районах страны. Реализации этих целей способствует турецкое законодательство о недрах и об инвестициях, позволяющее работать иностранным компаниям в сотрудничестве с национальной компанией на основе гражданско-правовых договоров и актов государственных органов. Поэтому имеющаяся платформа международного сотрудничества, наличие необходимой законодательной системы, толерантное отношение к имеющимся противоречиям, стремление решать конфликты цивилизованным путем, позволяет странам черноморско-каспийского региона быть надежным звеном мирохозяйственных связей, направленных на освоение недр региона во благо общества этих стран.
Инвестиционная привлекательность черноморско-каспийского региона
Вопросы правового регулирования инвестиций в сфере недропользования всегда были актуальной темой для дискуссий. Актуальность их определяется необходимостью правового обеспечения поддержки и защиты инвестиций на этапе коренных преобразований в сфере государственного регулирования инвестиционной деятельности. Этот тезис применим и при оценке инвестиционной привлекательности стран черноморско-каспийского региона. Потребности экономики любой страны, где право собственности должно быть надежно защищено, ставят задачу активизации правоохранительной и защитной функции не только хозяйствующих субъектов - инвесторов, но и государства и его органов власти. Следует отметить, что в черноморско-каспийском регионе общее состояние правовой защиты инвестиционной деятельности оценивается как положительное и достаточное для обеспечения потребностей рыночной экономики, особенно в сфере недропользования. Именно поэтому взоры крупных энергетических корпорации обращены к черноморско-каспийскому региону. Тема анализа состояния инвестиционной привлекательности большая и интересная, но в рамках затронутой мной вопроса, хотелось бы остановиться лишь на некоторых положениях «Договора к Энергетической Хартии» (ДЭХ),[11] к которому присоединились и страны черноморско-каспийского региона: Азербайджан, Армения, Болгария, Грузия, Казахстан, Россия (не передала ратификационный документ), Румыния, Туркменистан, Турция, Украина. Исследователи этого международного акта, отмечают, что основные задачи Договора к Энергетической Хартии сводятся к созданию условий для либерализации и поощрения инвестиций в энергетику и торговлю энергией, обеспечению свободного доступа к энергетическим рынкам, разрешению споров в данном секторе в международном арбитраже, уменьшению экологических рисков. По своему содержанию этот Договор весьма сложный и его положения могут иметь различную интерпретацию, поэтому практика применения его норм требуют глубокого осмысленного подхода в целях исключения споров между участниками договора. Указанный Договор, хотя в большей степени регулирует отношения в сфере защиты инвестиций, тем не менее, он затрагивает и сферу недропользования, в частности нефтегазовый сектор. Этот вывод основывается на толковании термина «Хозяйственная Деятельность в Энергетическом секторе», что означает - «хозяйственную деятельность, относящуюся к разведке, добыче, переработке, производству, хранению, транспортировке по суше, передаче, распределению, торговле, сбыту или продаже Энергетических Материалов и Продуктов» (пункт 5 статьи 1 Договора). В свою очередь, к «Энергетическим Материалам и Продуктам» Договор к Энергетической Хартии относит практически все виды полезных ископаемых и продуктов из них, являющихся источниками энергии, в том числе: нефть и газ (Приложение ЕМ к Договору). Наличие приведенных положений в Договоре к Энергетической Хартии налагает на страны ряд обязательств, в частности: Ø обеспечить в рамках своей юрисдикции принятие и исполнение таких законов, которые необходимы и целесообразны для решения проблем одностороннего и совместного антиконкурентного поведения в «Хозяйственной Деятельности в Энергетическом Секторе» (пункт 2 статьи 6); Ø принять необходимые меры для облегчения «Транзита Энергетических Материалов и Продуктов» в соответствии с принципом свободы транзита и «без различия в том, что касается происхождения, места назначения или владельца таких Энергетических Материалов и Продуктов и без дискриминационных тарифов, основанных на различиях, а также чрезмерных задержек ограничений или сборов» (пункт 1 статьи 7); Ø признавать важную роль открытых рынков для поощрения притока капитала с целью финансирования торговли «Энергетическими Материалами и Продуктами», а также осуществления и оказания содействия «Инвестициям в Хозяйственную Деятельность в Энергетическом Секторе на территории Договаривающихся Сторон (пункт 1 статьи 9); Ø создавать условия для доступа на свой рынок капитала компаниям и гражданам «Договаривающихся Сторон» с целью финансирования торговли «Энергетическими Материалами и Продуктами и в целях инвестиций в «Хозяйственную Деятельность в Энергетическом Секторе» на основе, не менее благоприятной, чем та, которую она предоставляет в подобных обстоятельствах своим собственным компаниям и гражданам (пункт 1 статьи 9); Ø добросовестно рассматривать просьбы Инвесторов о въезде в страну «ключевого персонала» и их пребывании в стране с «целью ведения деятельности, связанной с осуществлением или развитием, управлением, поддержанием, пользованием, владением или распоряжением соответствующими Инвестициями, включая предоставление консультативных или основных технических услуг» (пункт 1 статьи 11); Ø разрешать Инвесторам из другой «Договаривающейся Стороны» нанимать любого сотрудника категории «ключевого персонала» по усмотрению самого Инвестора, независимо от подданства или гражданства, при условии, если такой работник получил разрешение на въезд, пребывание и работу на территории страны (пункт 2 статьи 11); Ø содействовать доступу к энергетическим ресурсам, inter alia, путем недискриминационного распределения на основе опубликованных критериев, разрешений, лицензий, концессий и контрактов на поиск, разведку и добычу энергетических ресурсов (пункт 4 статьи 18); Ø нести полную ответственность за соблюдение положений Договора, а также обеспечивать такое соблюдение региональными и местными органами и властями в пределах своей территории (пункт 1 статьи 23); Ø предоставлять в Секретариат (специальный рабочий орган управления делами участников Договора к Энергетической Хартии) «перечень всех тарифных ставок и других сборов, применяемых к Энергетическим Материалам и Продуктам в момент ввоза или вывоза», с указанием их размеров, а также о любых изменениях таких тарифов и сборов (пункт 2 статьи 29). Имея в виду, что Договор к Энергетической Хартии ратифицирован всеми странами черноморско-каспийского региона, кроме России, указанные положения имеют приоритет перед национальным законодательством и применяются непосредственно. Каждая страна-участница ДЭХ взяла на себя обязательство «поощрять и создавать стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия инвесторам», являющимися субъектами участников Энергетической Хартии. Отметим основные положения данного международно-правового акта, которые являются обязательными для всех его подписантов: 1. Предоставление всем иностранным инвесторам «режима» инвестиционной деятельности не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен национальным инвесторам или инвесторам из других стран. 2. Ограничение до минимума изъятия из установленного «режима» инвестиционной и иной полезной деятельности. 3. Постепенное устранение существующих для инвесторов ограничений. 4. Обеспечение эффективных средств отстаивания исков и обеспечение соблюдения прав в отношений вложенных инвестиций, инвестиционных соглашений. 5. Исключение в отношении инвесторов фактов национализации, экспроприации или других мер, имеющих аналогично национализации и экспроприации последствия. Если же таковые допущены в целях защиты государственных интересов и с соблюдение правовых процедур, то должна быть осуществлена «выплата быстрой, достаточной и эффективной компенсации». Таким образом, согласно имеющимся международно-правовым обязательствам, страны черноморско-каспийского региона не могут и не должны совершать действия или принимать правовые акты, ущемляющие права и законные интересы инвесторов. С другой стороны и инвесторы, особенно иностранные, не должны стремиться получить от государства большие льготы и преференции, чем их имеют национальные инвесторы. Погоня за сверхприбылью, пренебрежительное отношение к стране и его народу, к существующим законам и правовой системе вызывают ответную защитную реакцию государства. Во всём должен быть баланс интересов, уважительное отношение к праву и достигнутым договоренностям, только тогда можно достигнуть желаемого положительного результата и высокой гармонии отношений между всеми участниками инвестиционного процесса.
Заключение: выводы и предложения
В заключение следует сказать, что для черноморско-каспийского региона необходима более устойчивая модель международного сотрудничества в сфере освоения недр. Существующие двухсторонние и многосторонние отношения, складывающиеся на основе юридических значимых документов, подписанных между государствами этого региона, не способны эффективно разрешать вопросы освоения недр, транспортировки углеводородного сырья с учетом интересов всех субъектов этих отношений. Поэтому, в силу сложившихся в черноморско-каспийском регионе экономических связей, необходимы гармонизация и унификация законодательства о недропользовании этих стран, их сближение с нормами международного права. Целесообразно разработка и подписание универсального международного правового акта государствами этого региона, когда все страны-производители (экспортеры), «транзитеры» и потребители (импортеры) энергоресурсов в максимальной степени учитывали бы интересы друг друга. Такой акт может охватывать все аспекты глобального энергетического взаимодействия. Конечно, даже при такой ситуации невозможно исключить конкуренцию стран на энергетическом рынке. Однако все конкурирующие страны (производители, транзитеры, потребители) должны стремиться к тому, чтобы конкуренция между ними основывалась на общепризнанных принципах глобального сотрудничества, не приводящих к возникновению серьезных конфликтов между ними и дестабилизации обстановки в регионе. В этой связи не лишним будет напомнить о подходах, закрепленных в документах «Группы восьми» по обеспечению глобальной энергетической безопасности, одобренных на саммите в Санкт-Петербурге в 2006 году.[12] В частности, в них были приведены следующие важные принципы осуществления сотрудничества в области освоения недр и потребления энергетических ресурсов: Ø признание неделимости устойчивой глобальной энергетической безопасности и взаимозависимости всех участников мирового энергообмена; Ø взаимная ответственность стран-потребителей и поставщиков энергоресурсов, а также транзитных государств за обеспечение глобальной энергетической безопасности; Ø безусловный государственный суверенитет над национальными энергоресурсами; Ø недискриминационное поощрение и защита инвестиций; Ø обеспечение возможности беспрепятственной доставки энергоресурсов на международные рынки, в том числе через транзитные системы; Ø содействие осуществлению инфраструктурных проектов, имеющих важное значение для обеспечения глобальной и региональной энергетической безопасности; Ø совместная работа по охране окружающей среды, предотвращению неблагоприятных климатических изменений. Можно с уверенностью сказать, если страны черноморско-каспийского региона будут руководствоваться этими принципами, то безопасность и взаимовыгодное сотрудничество будут обеспечены во благо проживающих в этом регионе народов и во имя будущих поколений.
[1] © Все исключительные авторские права на данную работу принадлежат Ж.С.Елюбаеву. [2] Некоторые международные эксперты дают следующую классификацию: Первая группа, прибрежные прикаспийские страны (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия, Туркменистан); Вторая группа, страны зоны-транзита (Армения, Болгария, Грузия, Иран, Китай, Россия, Румыния, Турция, Украина и др.); Третья группа, традиционные региональные игроки (Иран, Китай, Россия, Турция); Четвертая группа, крупные мировые державы (Европейский союз, Китай, Россия, США). Интернет-сайт: www.geum.ru. [3] ЧЭС насчитывает 12 государств-участников (Албания, Азербайджан, Армения, Болгария, Греция, Грузия, Молдова, Румыния, Россия, Турция, Украина, Сербия). 13 стран - имеют статус наблюдателя (Австрия, Белоруссия, Германия, Египет, Израиль, Италия, Польша, Словакия, США, Тунис, Франция, Хорватия и Чехия). 8 стран - являются партнерами по диалогу (Великобритания, Венгрия, Иордания, Иран, Словения, Черногория, Южная Корея, Япония.) Источник: Издание РАН и Института Европы, «Черноморье-Каспий: поиск новых форматов безопасности и сотрудничества». Москва, 2011 год. Типография «ИП Скороходов В.А.». [4] См. Статью 3 Устава ЧЭС. [5] Членами UBCCE являются: Албания, Азербайджан, Босния и Герцеговина, Болгария, Грузия, Греция, Иран, Казахстан, Македония, Румыния, Сербия и Греция. [6] 8 декабря 1991 года в Вискулях (резиденции белорусского правительства в Беловежской пуще) руководители Белоруссии, России и Украины подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Этим соглашением упразднялся Союз Советских Социалистических Республик (СССР). 21 декабря 1991 года в городе Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств подписали протокол к этому соглашению, в котором было зафиксировано, что Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. В декабре 1993 года к СНГ присоединилась Грузия. Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва и Эстония. [7] Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, в состав которой входят Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан. Республики Молдавия и Украина (с 2002) и Армения (с 2003) имеют статус наблюдателя. [8] Горная Хартия, принятая Соглашением государств-участников СНГ, 27 марта 1997 года (РГ 97-73). Справочно-правовая система «Юрист», Казахстан. [9] См. Интернет-сайт: www.facebook.com. Нефть и газ Черного моря. [10] В понятие «сейсморазведка» входят геофизические методы исследования земной коры, основанные на изучении искусственно возбуждаемых упругих волн. При помощи сейсморазведки изучается глубинное строение Земли, выделяются месторождения полезных ископаемых (в основном нефти и газа), решаются задачи гидрогеологии и инженерной геологии. Сейсморазведка отличается надежностью, высокой разрешающей способностью, технологичностью и колоссальным объемом получаемой информации. По размерности сейсморазведка различается на 1D, 2D и 3D варианты. В одномерном варианте упругая волна возбуждается и регистрируется вдоль одного единственного вертикального луча - в стволе скважины. Двухмерная сейсморазведка реализуется расстановкой пунктов возбуждения и приема вдоль линейного профиля. Объемная (3D) сейсморазведка проводится при размещении пунктов приема по площади. Интернет-сайт: htth://ru.wikipedia.org/wiki.
[11] «Договор к Энергетической хартии» (ДЭХ) был подписан в декабре 1994 года и вступил в силу в апреле 1998 года. Договор был разработан на основе Энергетической Хартии 1991 года, носившей декларативный характер. В отличие от Хартии, которая свидетельствовала о политических намерениях укреплять международные связи в энергетике, ДЭХ является юридически обязательным многосторонним соглашением. Это единственное в своем роде соглашение, касающееся межправительственного сотрудничества в энергетическом секторе, охватывающее всю энергетическую производственно-сбытовую цепочку (от разведки до конечного использования) и все энергетические продукты и связанное с энергетикой оборудование. Основная цель ДЭХ - укрепление правовых норм в вопросах энергетики путём создания единого поля правил, которые должны соблюдать все участвующие правительства, таким образом сводя к минимуму риски, связанные с инвестициями и торговлей в области энергетики.
[12] См. «Глобальная энергетическая безопасность». Итоговый документ 32-го Саммита «G8» в Санкт-Петербурге, 15-17 июля 2006 года.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |