|
|
|
Ж.С.Елюбаев
Роль юридической науки в развитии нефтегазовой отрасли
Юридическая наука - одна из старейших общественных наук. Исторически ее возникновение связано с появлением и развитием права. Известно, что еще в древнегреческой философии были поставлены важнейшие теоретические проблемы юридической науки, а римскими юристами выработаны правовые понятия и конструкции, сохранившие свое значение до настоящего времени. Современные интерпретаторы юридических терминов и понятий юридическую науку (Juridical science) определяют как «общественную науку, изучающую право как особую систему социальных норм, отдельные отрасли права, историю государства и права, функционирование государства и политические системы общества в целом, а также различные аспекты правоприменительной деятельности»[2]. Синонимом термина юридическая наука являются и такие понятия, как правоведение (Legal science) и юриспруденция (Jurisprudence)[3]. Проблемы права и правоприменения играют важнейшую роль в современном демократическом обществе и правовом государстве, что способствует тому, что юридическая наука занимает одно из ведущих мест среди общественных наук. Юридическая наука структурно дифференцирована на ряд отраслей, например, конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право, международное право, земельное право, финансовое право, экологическое право и т.д. Исходя из того, что одним из направлений юридической науки является изучение различных аспектов правоприменительной деятельности, эта работа посвящена роли юридической науки в развитии нефтегазовой отрасли Республики Казахстан. Следует отметить, что природные ресурсы, ресурсы недров, производственный, научно-технический и кадровый потенциал этого важного сектора промышленности Республики Казахстан являются реальным национальным достоянием страны. Не секрет, что, в настоящее время, нефтегазовая отрасль обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей экономики и во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей страны. Поэтому эффективное его использование создает необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышения уровня жизни населения. Правовое же обеспечение отношений в сфере недропользования, признается важной общегосударственой задачей, требующей развития юридической науки в целях изучения существующих проблем в этой отрасли промышленности. К сожалению, в настоящее время, отношения, возникающие в этой сфере промышленности и вопросы правового их регулирования мало изучены. В Республике Казахстан нет фундаментальных научных трудов, посвящённых юридическим аспектам развития нефтегазовой отрасли, вопросам соотношения системы хозяйственных отношений и системы законодательства, а также вопросам взаимодействия норм различных отраслей права и правовых институтов. Этим вопросам посвятили свои отдельные работы ряд авторов, в частности, Б.Ж.Абдраимов, М.А.Аленов, А.Т.Ащеулов, Ю.Г.Басин, М.Т.Баймаханов, И.У.Жанайдаров, Е.Жарылкасын, Е.Б.Жусупов, С.З.Зиманов, Д.А.Исайкин, А.Т.Кенжебаева, О.К.Копабаев, В.И.Лебедь К.С.Мауленов, М.Г.Мауленов, С.П.Мороз, К.Н.Надиров (академик-нефтехимик), Е.В.Новикова, К.Б.Сафинов, М.К.Сулейменов, О.И.Ченцова, а также автор этой работы. Между тем существует неоднозначная оценка действующего законодательства и практики его применения, имеются теоретические споры по правовому обеспечению баланса интересов государства и недропользователей. Также современная наука административного права и теория управления с отставанием реагируют на динамичные изменения в нефтегазовом секторе и не располагают достаточными теоретическими знаниями, способными положительно повлиять на эффективность его деятельности. Примером такого положения может служить затянувшаяся теоретическая полемика между двумя мэтрами юридической науки, академиками С.З.Зимановым и М.К.Сулейменовым. Основным предметом этого спора являются вопросы обеспечения баланса интересов участников контракта на недропользование, вопросы о роли государства в этих отношениях, а также вопросы соотношения публичного и частного права. Так, например, суть позиции академика С.З Зиманова заключается в том, что государство в контракте на недропользование занимает особое положение, поскольку здесь действуют начала не только частного, но и публичного права. Как отмечается в его публикациях касательно этого вопроса, само участие государства в контракте на недропользование придает контрактным отношениям «неравенство в равенстве». В статьях С.З.Зиманова также остаивается и особый характер контрактов на недропользование, в которых, по его мнению, государство обладает исключительным правом собственности на недра, и это якобы обуславливает его особую роль с властно-распорядительными функциями, выходящими за пределы контракта[4]. Позиция же академика М.К.Сулейменова основывается на том, что согласно Гражданскому кодексу РК (далее - ГК РК), государство, вступая в контрактные (договорные) отношения, выступает таким же субъектом гражданского права, как физические и юридические лица, поэтому в этих отношениях не должно быть особой превалирующей роли государства перед другими субъектами контрактных отношений и не должно быть нарушения принципа равенства сторон в договоре. Далее, М.К.Сулейменов отмечает, что государство действительно обладает исключительным правом собственности на недра, и это обуславливает его особую роль с властно-распорядительными функциями, выходящими за пределы контракта на недропользование. Однако, пути и способы распоряжения могут быть различны и их выбор является волей государства, который должен быть закреплен в законе. По его мнению, если государство выбрал контрактный способ предоставления права на недропользование, предусмотренный законодательными актами, то оно согласилось с переходом отношений целиком на гражданско-правовые рельсы и не должно отступать от гражданско-правовых принципов, таких как: равенство сторон, неприкосновенность собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и т.д. Преклоняясь перед признанными авторитетами в области юридической науки и не умаляя значимость их теоретических выкладок, хотелось бы высказать и собственную позицию по данному вопросу. Для этого обратимся к конституционному положению (часть 3 статьи 6 Конституции РК), где действительно закреплено, что «земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности». В этой норме, как и в других нормах Конституции не указывается какая-та особенная процедура и правила распоряжения собственностью государства. Наоборот имеются положения о том, что «в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность»; что «собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу»; что «субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантий и их защиты определяются законом» (части 1 и 2 статьи 6 Конституции РК). А раз так, то мы должны руководствоваться законодательными актами, регулирующими отношения возникающие в связи с владением, использованием и распоряжением собственностью. Приведем основополагающее положение, определяющее, что «право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежщим ему имуществом». При этом «право распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять юридическую судьбу имущества», однако «осуществление собственником своих полномочий не должно нарушать прав и законных интересов других лиц и государства» (статья 118 ГК РК). Таким образом, конституционные положения и нормы гражданского законодательства не устанавливают для государства особые правила владения, пользования и распоряжения собственностью. Реализация права собственности должно подчиняться общим правилам, закреплённым в ГК РК. В силу этого, при всем уважении к личности и авторитету академика С.З.Зиманова, трудно согласится с его позицией об особой роли государства в контрактных (договорных) отношений в сфере недропользования, посягающей на принцип равенства сторон в гражданско-правовых отношениях. В этой связи один из основателей цивилистической школы Казахстана, Ю.Г.Басин, писал, что «казахстанское государство может от своего имени вступать в гражданско-правовые обязательства, существенной и непременной чертой каковых является взаимонезависимость участников, их полное равенство и их взаимная ответственность за нарушение принятых на себя гражданско-правовых обязательств»[5]. Эта позиция полностью соответствует требованиям части 1 статьи 111 ГК РК, где указывается, что «Республика Казахстан выступает в отношениях, регулируемых гражданским кодексом, на равных началах с иными участниками этих отношений». Это положение ГК РК полностью соответствует вышеприведенному конституционному положению о том, что «субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантий и их защиты определяются законом». Далее, обратимся к нормам законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования, в частности, к положениям, устанавливающим порядок предоставления права недропользования. Так, например, по ранее действовавшему Кодексу Республики Казахстан о недрах и переработке минерального сырья от 30 мая 1992 года (далее - Кодекс о недрах), недра могли предоставляться в пользование предприятиям с иностранным участием, иностранным юридическим и физическим лицам на условиях контракта или концессии, то есть на договорных условиях (часть 3 статьи 10). Другая норма Кодекса о недрах (статья 14) устанавливала, что «право предоставления недр для добычи и переработки минерального сырья, пользования в иных целях реализуется Правительством Республики Казахстан или местными Советами народных депутатов путем заключения договора с пользователем недрами». Согласно ныне действующему Закону РК № 2828 «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 года (далее - Закон о недрах) предоставление, передача или переход права на недропользование также осуществляется на основе контракта или путем заключения иной гражданско-правовой сделки, а также в соответствии с нормами гражданского законодательства (пункт 1 статьи 13, пункт 5 статьи 14, статья 16). Приведённые положения свидетельствуют, что государство должно участвовать во всех этих гражданско-правовых сделках на равных с другими участниками правоотношений, поскольку любые контракты должны заключаться с соблюдением основополагающих принципов гражданского законодательства. Внесённые же изменения в Закон о недрах (ныне действующая редакция абзаца третьего статьи 71) противоречат как вышеприведённым конституционным положениям, так и нормам ГК РК, которые, кстати, имеют превалирующее значение перед нормами законов в соответствии с существующей иерархией нормативных правовых актов (см. статью 4 Закона РК № 213 «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года). В развитии этой позиции можно было бы обратиться и к вопросам о стабильности контрактных (договорных) положений, которые могли бы стать дополнительным основанием для признания ошибочной позиции о превалирующем месте государства в контрактах на недропользование. Однако в этой работе эти вопросы умышленно не затрагиваются, поскольку это отдельная и особая тема, заслуживающая специального исследования. Вышеизложенное позволяет прийти к выводу о том, что настало время и есть объективные предпосылки к включению в «систему» юридической науки в виде ее отдельной и самостоятельной отрасли - горное право. Ради справедливости необходимо отметить, что в теоретических трудах отдельных авторов[6] активно используется этот термин, однако нет теоретического обоснования для рассмотрения такой отрасли права в качестве самостоятельной части юридической науки. Иногда при исследовании проблем в сфере недропользования авторы[7], на мой взгляд, ошибочно применяют термин энергетическое право, имея ввиду под этим и правовые нормы, регулирующие отношения по использованию и охране недр. Постараемся провести «водораздел» между этими двумя отраслями, которые, к сожалению, ещё мало изучены в теоретическом плане и фактически не рассматриваются таковыми на практике. Во-первых, обратимся к этимологии[8] ключевых слов, содержащихся в приведённых понятиях. Так, например, если горное дело - это область деятельности человека по освоению недр Земли (планеты), то под термином горная наука следует понимать комплекс наук об освоении недр и первичной переработки добытых полезных ископаемых. Как известно, первые научные обобщения опыта добычи и переработки полезных ископаемых относятся к 16-18 вв. (Г.Агрикола[9], М.В.Ломоносов[10]). Становлению же горной науки способствовало увеличение масштабов добычи полезных ископаемых в начале 20 века. Таким образом, если горная наука изучает: процессы разработки месторождений полезных ископаемых в тесной взаимосвязи с геологическими условиями их залегания; физические явления и процессы, происходящие в толще горных пород, в связи с проведением в них горных выработок; технологию извлечения полезных ископаемых и их первичной переработки; вопросы строительства горных предприятий, экономики горного производства и комплексного производства недр, то под горным правом понимается комплекс правовых норм, регулирующих эти отношения, в частности отношения по использованию и охране недр. Эти мысли вовсе не новые, это позабытое старое... Обратимся к истории горного права. В этом плане, наиболее развитым считается горное право дореволюционной России (до 7 ноября 1917 года), который имел наибольшее число норм, чем горное право других стран. Так, Е.В.Новикова отмечает, что «при сравнении российских горных законов 19 века с иностранными, обращает внимание значительный объем первых. Тогда как, например, австрийский горный закон от 23 мая 1854 года содержал в себе 286 статей, прусский от 24 июня 1864 года - 250, саксонский от 16 июня 1868 года - 184, французский от 21 апреля 1810 года - 96, российский же Горный Устав имел в последнем издании 1893 года - 1253 статьи (не считая приложений)»[11]. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что Россия в 19 веке имела солидное горное законодательство для утверждения горного права как самостоятельной отрасли юридической науки. Следует отметить, что и в Казахской ССР[12] до принятия первого Кодекса о недрах от 4 августа 1976 года применялся Горный закон РСФСР[13], утверждённый постановлением ВЦИК[14] и СНК[15] РСФСР от 15 октября 1928 года с множеством изменений и дополнений, внесенных за 48 лет его существования. Горные отношения в Казахстане регулировались и Основами законодательства Союза ССР и союзных республик от 1975 года. Резюмируя сказанное можно прийти к выводу, что горное право как самостоятельная отрасль юридической науки должны войти в систему казахстанской науки де-юре и де-факто. Необходимо развивать эту отрасль права, дифференцировав его от других отраслей права. При этом, предметом горного права должны стать: отношения, возникающие в связи с предоставлением права недропользования[16] подрядчикам (недропользователям); отношения, связанные со строительством и эксплуатацией производственных объектов в связи с реализацией права на недропользование; отношения, связанные с проведением нефтяных операций[17] и осуществлением иной полезной деятельности в сфере недропользования; отношения, связанные с первичной переработкой полезных ископаемых; отношения, складывающиеся между государством и государственным компетентным органом с одной стороны и недропользователем, с другой стороны; отношения, связанные с разведкой и добычей общераспространённых полезных ископаемых[18] и подземных вод; а также иные отношения, связанные с использованием и охраной недр. Источниками горного права следует считать: Конституцию Республики Казахстан, закрепляющую положение о том, что недра находятся в исключительной собственности государства; Закон РК № 2828 «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 года; Закон РК № 2350 «О нефти» от 28 июня 1995 года; Закон РК № 68 «О Соглашениях (контрактах) о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море» от 8 июля 2005 года; международные правовые акты, которые Республика Казахстан ратифицировала или к которым присоединилась (например, Европейская Энергетическая Хартия[19]); и иные важные нормативные правовые акты (Указы Президента РК, Постановления Правительства РК, ведомственные акты, Постановления Верховного Суда РК по вопросам недропользования). Теперь, что касается термина энергетическое право, применяемого отдельными исследователями, необходимо отметить, что такой вид отрасли юридической науки имеет право на «самостоятельную жизнь». Однако это отрасль права не должна регулировать отношения, возникающие в сфере недропользования. Постараюсь, не претендуя на истину в последней инстанции обосновать такую позицию. Опять обратимся к истокам, то есть к этимологии, слов «энергия», «энергетика» и «энергетический»[20], которые являются ключевыми в определении этой отрасли права. Так, например, под словом энергия понимают: «а) одно из главных свойств материи - количественную меру ее движения (имеет различные формы: механическую, тепловую, электромагнитную, ядерную и т.д.); б) способность какого-либо тела, вещества и т.п. производить какую-либо работу или быть источником той силы, которая может производить эту силу (например, уголь, нефтепродукты при сжигании производят тепло, необходимое для жизни человека и для иной полезной деятельности); в) способность активно, настойчиво действовать, трудиться и т.д., то есть деятельная сила человека; г) сила проявления, интенсивность чего-либо, например, энергия ума, энергия чувств и т.д.». Если обратиться к значению слова энергетика, то под этим термином понимают «область хозяйства, охватывающая выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии». Это совсем не то, что называется разведкой недр, добычей полезных ископаемых из недр, строительство подземных сооружений и их эксплуатация в целях использования и охраны недр и иные отношения, связанные с реализацией права на недропользование. И наконец, об этимологии слова энергетический, под которым понимают «энергию, энергетику, связанную с получением и использованием энергии». Таким образом, предметом энергетического права могут быть отношения, связанные с деятельностью по получению, распределению, использованию и охраной определенных видов энергии (тепловой, электрической, механической, элетромагнитной, ядерной и т.д.). Эта отрасль права не может и не должна регулировать отношения, связанные с недропользованием, поскольку это совершенно иной вид деятельности и результаты этой деятельности, то есть продукция (уголь, нефть, газ и др.), получаемая в ходе реализации права на недропользование используются только лишь для получения определенного вида энергии. Источником же энергетического права являются законы Республики Казахстан, международные правовые акты, нормативные правовые акты Президента РК, Правительства РК, министерств и ведомств по вопросам энергетики, например, таковыми являются: Закон РК № 588-II «Об электроэнергетике» от 9 июля 2004 года, Закон РК № 93-I «Об использовании атомной энергетики» от 14 апреля 1997 года, Закон РК № 66-II «О ратификации Договора об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств - участников Содружества Независимых Государств» от 5 июля 2000 года, Постановление Правительства РК № 384 «О Программе развития электроэнергетики до 2030 года» от 9 апреля 1999 года и др. Простой юридический анализ этих источников энергетического права свидетельствует, что они никаким образом не регулируют и не могут регулировать отношения, возникающие в сфере недропользования. В силу этого, следует разработать теоретическую платформу к разграничению этих двух важных отраслей юридической науки - горного права и энергетического права, поскольку это не одно и тоже, хотя являются смежными отраслями права. При этом следует иметь ввиду, что энергия как предмет правового регулирования характеризуется уникальными особенностями и признаками, отличающими ее от других предметов и явлений материального мира. Эти особенности во многом предопределяют необходимость самостоятельного регулирования энергетических отношений, включающих весь комплекс проблем, связанных с превращением энергии природных ресурсов в блага человечества. Как указывалось выше, энергия как способность выполнять работу, как свойство материи, пребывает (существует, реализуется) в определенных формах. Главными из них для нас являются: электрическая, механическая, химическая, тепловая, ядерная энергия. Каждая из форм энергии обладает своими отличительными свойствами. Они налагают определенные особенности в правовом регулировании ее использования (требования техники безопасности, содержание энергетического хозяйства, порядок и способ доставки (передачи) энергии, определение ее качества и др.). Уникальным свойством энергии является и ее возможность преобразования из одной формы в другую, что также требует соответствующих правовых особенностей в регулировании энергетических отношений. Представляется, что именно уникальная специфика энергии, признаваемой товаром, энергии как свойства материи, не охватывается структурой объектов правоотношений, складывающихся в сфере недропользования. А поскольку значимость энергии в обеспечении всех сторон жизнедеятельности современного общества весьма значительная, то требуется самостоятельное, комплексное правовое регулирование всей совокупности отношений, связанных с получением (производством, преобразованием), куплей-продажей, передачей (транспортировкой) и потреблением энергии. Ресурсы же недр изыскиваются, разведываются, транспортируются, перерабатываются, а затем только используются. Такая модель применима к нефти, природному газу, углю, ядерному топливу и некоторым другим ресурсам. Поэтому вся деятельность по недропользованию должна регулироваться горным правом, а не энергетическим, так как деятельность по разведке и добыче ресурсов недр сами по себе не вырабатывают энергию, она только предоставляет источники для выработки энергии. Вопросы разработки основ научной кодификации горного законодательства рассматривались учёными СССР еще в середине прошлого века на специальной конференции в Москве[21], к сожалению или к счастью, эта проблема самостоятельного развития горного права, как самостоятельной отрасли юридической науки остается актуальной и сегодня. Резюмируя вышеприведённое следует сказать, что современная юридическая наука Казахстана не выработала единого понимания пределов регулирования отношений, возникающих в сфере недропользования. Анализ имеющихся научных трудов по этой тематике свидетельствует, что сфера недропользования, как правило рассматривается только с экономической точки зрения, в то время как юридическая проблематика, остается недостаточно исследованной зоной. Нет среди ученых и практиков понимания того, что эта важная сфера отношений должна регулироваться отдельной самостоятельной отраслью права, горным правом, естественно, в координации с другими смежными отраслями права, например, гражданским, энергетическим, экологическим, земельным и др. Настало время для теоретического и практического определения предмета горного права и его источников. Необходимо создать научную основу для систематизации и кодификации горного законодательства. Первым шагом к этому может быть дополнение «Классификации отраслей законодательства Республика Казахстан», одобренных Постановлением Правительства РК №1378 от 26 декабря 2002 года, новыми отраслями юридической науки и законодательства - горным правом и энергетическим правом. Для того, чтобы представители науки и практики окончательно определились в своей позиции, необходимы серьезные научные изыскания по теоретическому и практическому разграничению двух смежных отраслей права - горного и энергетического. Надо разработать отдельные учебные пособия по горному праву и энергетическому праву, впервую очередь, для юридических учебных заведений. И в заключение, хотелось бы отметить и выразить надежду, что данная работа вызовет отклик тех, кто занимается проблемами правового регулирования нефтегазовой отрасли, что будет способствовать активизации дальнейшей дискуссии по этой важной теме.
[1] © Все исключительные авторские права на данную работу принадлежат Ж.С.Елюбаеву. [2] Большой юридический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е.Крутских. - М., 2002. [3] Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М.Прохорова. - М., 1989. [4] См. Юридическую газету, №41 от 26 мая 2004 года и Казахстанскую правду за 28 мая 2004 года. [5] Ю.Г.Басин, журнал Юрист, №8, 2004 год. [6] Е.В.Новикова, М.Е.Певзнер, Ф.М.Волков и другие. [7] П.Г.Лахно, М.И. Клеандров, М.М.Агарков и другие. [8] Под этимологией (от греческого etymon - истина, истиное значение слова и...логия) понимается происхождение слова или морфемы; раздел языкознания, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М.Прохорова. М., 1989 год. [9] Агрикола (Agricola) Георг (настоящая фамилия Бауэр, Bauer) - немецкий учёный (1494-1555 гг.), который впервые обобщил опыт горно-металлургического производства в трактате «О горном деле...». Этот труд учёного до 18 века служил основным пособием по геологии, горному делу и металлургии. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М.Прохорова. М., 1989 год. [10] М.В.Ломоносов (1711-1765 гг.) - первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения, развития русской науки и экономики. Среди множества его научных открытий необходимо отметить описание им строения Земли (планеты), объяснение происхождения многих полезных ископаемых и минералов. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М.Прохорова. М., 1989 год. [11] Е.В.Новикова, Материалы пятой Атырауской правовой конференции, Атырау, 2007 год. [12] Казахская ССР - Казахская Советская Социалистическая Республика была образована 5 декабря 1936 года, на основании Конституционного закона РК от 16 декабря 1991 года «О государственной независимости Республики Казахстан» переименована (провозглашена) Республикой Казахстан. 26 августа 1920 года, до образования Казахской ССР, государство была включена в состав РСФСР как Киргизская Автономная Советская Социалистическая Республика (АССР). 19 апреля 1925 года государство было переименовано в Казахскую АССР. [13] РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика была образована в январе 1918 года. С 30 декабря 1922 года была в составе Союза Советских Социалистических Республик (СССР). [14] ВЦИК - Всеросийский Центральный Исполнительный Комитет, высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти РСФСР в 1917-1936 годах. Избирался Всеросийским съездом Советов губерний (областей) и автономных республик. [15] СНК - Совет Народных Комиссаров. [16] Согласно пункту 11 статьи 1 Закона РК №2828 «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 года операции по недропользованию - это «работы, относящиеся к государственному изучению недр, разведке и добыче, в том числе работы, связанные с разведкой и добычей подземных вод, лечебных грязей, разведкой недр для сброса сточных вод, а также работы по строительству и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанные с разведкой и (или) добычей». [17] Согласно пункту 21 статьи 1 Закона РК №2350 «О нефти» от 28 июня 1995 года под нефтяными операциями понимаются «работы по разведке, добыче, строительству и (или) эксплуатации подземных хранилищ и резервуаров нефти, проводимые на суше, в пределах рек, озер и иных внутренних водоемов, а также нефтяные операции на море». [18] Согласно пункту 26 статьи 1 Закона РК №2828 «О недрах и недропользовании» от 27 января 1996 года общераспространенные полезные ископаемые - это «полезные ископаемые (песок, глина, гравий и другие), используемые в их естественном состоянии или с незначительной обработкой и очисткой для удовлетворения в основном местных хозяйственных нужд». [19] Европейская Энергетическая Хартия была принята в соответствии с Заключительным документом Гаагской Конференции по Европейской Энергетической Хартии 17 декабря 1991 года в городе Гааге. Ратифицирована Указом Президента Республики Казахстан №2537 «О ратификации Договора к Энергетической Хартии и Протокола к Энергетической Хартии по вопросам энергетической эффективности и сопутствующим экологическим аспектам» от 18 октября 1995 года. [20] См. Большой Толковый Словарь русского языка, под ред. С.А.Кузнецова, Санкт-Петербург, 1998. [21] См. журнал «Советское государство и право», 1962 год, №7.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |