|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Е. Кубиев, МВА, САР Профессиональный бухгалтер РК, Профессиональный бухгалтер РФ член ПОБ «Палаты профессиональных бухгалтеров РК» директор ТОО «Almer Int.Pro.»
КАК ОПРИХОДОВАТЬ КОНТЕЙНЕР, ПОЛУЧЕННЫЙ БЕЗВОЗМЕЗДНО ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРА ОТ ПОСТАВЩИКА?
Согласно контракту поступил импорт товара с Китая с контейнером. По ДТ (декларация на товары) гр. 22 «Валюта и общая сумма по счету» указанная сумма соответствует согласно инвойсу по товарам и соответствует при сложении по гр. 42 «Цена товара» в ДТ в разрезе по товарам. Но также в ДТ указан контейнер со своей стоимостью в гр.46 «Статистическая стоимость», но она не входит в гр. 22 ДТ, и нет цены по гр. 42, хотя тоже облагался таможенными пошлинами, сбором и НДС, по инвойсу его нет, и в сумме контракта он не значится. Поставщик товара не требует возмещения стоимости контейнера. Как оприходовать контейнер в «1С бухгалтерии», по какому документу? От какого поставщика? Так как компания оплатила только общую сумму товара по инвойсу. Что делать, если у контейнера стоит цена по гр. 46 ДТ? Куда ее отнести: на себестоимость товара? И тогда некому платить за нее. Куда отнести обложенную и оплаченную таможенную пошлину, сборы, НДС контейнера? На себестоимость товара? Возможно ли контейнер вообще не оприходовать руководитель не возражает? Но при этом, куда отнести оплаченные пошлины, сбор и НДС? И как это сделать правильно, чтобы налоговая не указала на ошибку?
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» руководство или индивидуальный предприниматель: 1) согласовывает и (или) утверждает учетную политику; 2) обеспечивает организацию бухгалтерского учета, в т.ч. наличие утвержденных внутренних документов, регламентирующих порядок отражения в бухгалтерском учете всех совершаемых организацией операций. Таким образом, руководство предприятия выбирает применяемые принципы учета и решает основные вопросы по организации учета. Согласно части второй пункта 1 статьи 13 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» активы - это ресурсы, контролируемые ИП или организацией в результате прошлых событий, от которых ожидается получение будущих экономических выгод. Будущие экономические выгоды от владения контейнерами можно получить либо от его использования в виде помещения или его реализации. Таким образом, вы обязаны оприходовать контейнер в качестве актива. Но от цели использования данного контейнера будет зависеть, в качестве какого актива вы его оприходуете: запасы или основные средства. В соответствии с пунктом 6 МСФО (IAS) 16 «Основные средства» основные средства - это материальные активы: a) предназначена для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду или в административных целях; b) предполагаются к использованию в течение более чем одного отчетного периода. А согласно пункта 6 МСФО (IAS) 2 «Запасы» запасы - это активы: a) предназначенный для продажи в ходе обычной деятельности; b) находящиеся в процессе производства для такой продажи; или c) находящиеся в виде сырья или материалов, которые будут потребляться в процессе производства или предоставления услуг. Таким образом, желательно вначале оприходовать контейнер в качестве запасов. Согласно Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Приказом МФ РК, для учета запасов предназначены счета одноименного подраздела 1300, включающие следующие счета: 1310 «Сырье и материалы», 1320 «Готовая продукция», 1330 «Товары», 1340 «Незавершенное производство», 1350 «Прочие запасы», 1360 «Резерв по списанию запасов». Так как, контейнер не является основным товаром, от которого возможно получение доходов от его реализации, то его следует признать в качестве прочих запасов на счете 1350. В соответствии с пунктом 9 МСФО (IAS) 2 запасы должны оцениваться по наименьшей из двух величин: по себестоимости или по чистой цене продажи. Чистая цена продажи — это расчетная продажная цена в ходе обычной деятельности за вычетом расчетных затрат на завершение производства и расчетных затрат, которые необходимо понести для продажи. Согласно пункту 10 МСФО (IAS) 2 себестоимость запасов должна включать все затраты на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы обеспечить текущее местонахождение и состояние запасов. Затраты на приобретение запасов включает в себя цену покупки, импортные пошлины и прочие налоги (за исключением тех, которые впоследствии возмещаются предприятию налоговыми органами), а также затраты на транспортировку, погрузку-разгрузку и прочие затраты, непосредственно относимые на приобретение готовой продукции, материалов и услуг. Таким образом, уплаченные таможенные пошлины, за исключением НДС (для плательщиков НДС), включаются в стоимость импортированных товаров, в том числе и контейнера. Есть три способа учета контейнера и уплаченных таможенных платежей при импорте. Первый способ заключается в том, что стоимость контейнера, определенную на основании рыночной цены, либо на основании цены, указанно в таможенной декларации, уменьшает стоимость импортированных товаров. Например, импортировано товаров на стоимость 20 000дол.США. А согласно таможенной декларации стоимость контейнера оценена в 300дол.США. Таким образом, в бухгалтерском учете стоимости импортированных товаров будет оценена в 19 700дол.США. Этот способ является более достоверным, так как при приобретении товаров, в его стоимость включается и стоимость контейнера, в котором транспортируется товар. В программе «1С: Бухгалтерия 8.2» это будет отражено документом «Поступление ТМЗ и услуг» операция «Импорт». А таможенные платежи будут отражены документом «ГТД по импорту». Бухгалтерские операции будут стандартные, как и при импорте товаров: 1) отражение импорта товаров и контейнеров: Дебет 1330 Кредит 3310 - стоимость товаров за минусом стоимости контейнера - 19 700 дол. США Дебет 1350 Кредит 3310 - стоимость контейнера - 300 дол. США; 2) начисление уплаченных таможенных платежей: Дебет 1330 Кредит 3390 - таможенный сбор и пошлина на импортированный товар, Дебет 1350 Кредит 3390 - таможенный сбор и пошлина на импортированный товар, Дебет 1420 Кредит 3390 - зачет НДС. Второй способ заключается в признании товара, как безвозмездно полученного имущества. Этот способ основывается на том, что покупатель, импортируя товар, также безвозмездно получает и контейнер. В данном случае, стоимость контейнера определяется также исходя из его рыночной цены, включая уплаченные таможенные платежи, кроме НДС. Можно использовать также цену, указанную в таможенной декларации. В 1С будут использованы те же документы, что и в предыдущем способе. Бухгалтерские операции будут следующие: 1) отражение импорта товаров и контейнеров: Дебет 1330 Кредит 3310 - стоимость товаров за минусом стоимости контейнера - 20 000 дол. США Дебет 1350 Кредит 3310 - стоимость контейнера - 300 дол. США; 2) начисление уплаченных таможенных платежей: Дебет 1330 Кредит 3390 - таможенный сбор и пошлина на импортированный товар, Дебет 1350 Кредит 3390 - таможенный сбор и пошлина на импортированный товар, Дебет 1420 Кредит 3390 - зачет НДС; 3) признание дохода от безвозмездно полученного имущества: Дебет 3310 Кредит 6220 «Доход от безвозмездно полученных активов» - на сумму 300 дол. США. Также вы можете не признавать в учете контейнер, а уплаченные за него таможенные платежи отнести на стоимость импортированного товара. Это есть третий способ. Но в этом случае ваш риск заключается в том, что налоговым органом может быть указан факт сокрытия дохода от безвозмездно полученного имущества.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |