Государственные закупки
Некоторые правовые нормы законодательства о государственных закупках прямо противоречат его принципам: оптимального и эффективного расходования денег, предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок, добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков. Закон содержит недоработанные правовые нормы, на основании которых складывается нездоровая практика при осуществлении государственных закупок, в результате неэффективно расходуются государственные средства, нарушаются права добросовестных потенциальных поставщиков (зачастую являющихся субъектами малого и среднего бизнеса), по формальным основаниям отклоняются конкурсные заявки потенциальных поставщиков, в реальности, имеющие полные возможности надлежащим образом исполнить договорные обязательства.
Во-первых, предусмотренное законодательством «демпинговое ограничение» ценового предложения устанавливает предел ценового предложения, ниже которого «опускаться» нельзя, так как это чревато отклонением конкурсной заявки от участия в конкурсе. В результате при осуществлении государственных закупок способом конкурса теряется смысл проведения самого конкурса.
Кроме этого «демпинговое ограничение» ведет к ущемлению прав потенциальных поставщиков, имеющих более низкий опыт работы.
К примеру, к участию в конкурсе были допущены два потенциальных поставщика, у первого опыт работы составляет 10 лет, у второго 9 лет. Учитывая «демпинговое ограничение», оба потенциальных поставщика подадут одинаковое конкурсное ценовое предложение. Однако победу одержит первый, так как ему будет начислено на 1 процент больше условной скидки за обладание опытом работы (0,5% за каждый год). Данный критерий - «опыт работы» является бессмысленным. На практике случается, что поставщик с десятилетним опытом работы может исполнить свои обязательства намного хуже, чем поставщик обладающий опытом работы в пять лет или еще меньше.
В итоге государство закупает работу, услугу по ограниченной демпингом цене, с другой стороны потенциальных поставщиков, обладающих меньшим опытом, ждет проигрыш. Это приведет к тому, что предпринимательство не будет развиваться, а работы и услуги будут закупаться по фиксированной демпингом цене и никак не ниже, что в свою очередь противоречат принципам оптимального и эффективного расходования денег, предоставления потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок.
В этой связи предлагаю исключить из законодательства о государственных закупках понятие «демпинговая цена» и все что с этим связано.
Нездоровая и довольно абсурдная практика сложилась в данной сфере из-за неопределенности в понятии «специальные квалификационные требования».
Согласно законодательству к специальным квалификационным требованиям относится «обладание материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках».
Все это носит аморфные, безграничные формы. Что означает «обладать» непонятно. Это и привело к тому, что конкурсные заявки потенциальных поставщиков по формальным основаниям отклоняют от участия в конкурсе.
К примеру, предметом государственных закупок является строительство объекта, при этом проектно-сметной документацией (ресурсная смета) предусмотрена техника необходимая для строительства. Зачастую перечень этой техники является абсурдной (пример: краны грузоподъемностью 4 т, 6 т, 8 т, 10 т, 12 т и т.д.).
Потенциальный поставщик для соответствия его конкурсной заявки специальным квалификационным требованиям должен «обладать» всей этой техникой. Наличие одного крана грузоподъемностью 40 т согласно сложившейся практике недостаточно, необходимо иметь все краны. Напрашивается вопрос, зачем и для чего это нужно, ведь эту работу потенциальный поставщик может выполнить одним краном.
Заявки потенциальных поставщиков указавших краны на автомобильном ходу, когда в ресурсной смете указан кран на гусеничном ходу будут также отклонены. Непонятно чем это обусловлено, ведь разницы нет каким краном будет выполнена работа на гусеничном ходу либо на автомобильном. Таких примеров можно привести множество.
В этой связи предлагаю Закона РК «О государственных закупках» дополнить понятием «взаимозаменяемость материальных ресурсов».
Наличие в законодательстве о государственных закупках условной скидки - «опыт работы» носит в себе элемент коррупциогенности, так как устанавливает для правоприменителя (организатора государственных закупок) необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений.
Так законодательством о государственных закупках не предусмотрен четкий и к тому же расширенный порядок расчета опыта работы, так как спектр закупаемых работ неограничен (строительство объекта, капитальные ремонты, реконструкция, текущие ремонты) ко всему прочему не ограничена сфера применения этих работ (газификация, водоснабжение, электрификация и т.д.).
К примеру, закупаются работы по строительству отдельного объекта, при этом проектно-сметной документацией предусмотрено и газификация объекта, и водоснабжение и т.д. и т.п. В данном случае, каким образом будет рассчитан опыт работы, законодатель не объяснил.
Следовательно, это дает право организатору закупок как правоприменителю расчеты производить по своему усмотрению, что влечет риск возникновения коррупционных элементов и факторов.
Кроме этого критерий «опыт работы» будет наталкивать предпринимателей к совершению коррупционных и преступных действий в части фальсификации и незаконного «увеличения» опыта работы. В результате страдает все вместе взятое (и государство и предприниматель).
Повышение правовой культуры современного казахстанского общества
В настоящее время имеет место правовая безграмотность населения страны (особенно среди представителей малого и среднего бизнеса). Возможно, это является одним из условий для «получения» коррупциогенной среды.
Ведь много случаев когда предприниматель, осуществляя свою деятельность, именно по незнанию нарушает законность. В результате для «исправления» сложившейся ситуации данный предприниматель будет прибегать к незаконным методам решения проблемы (дать взятку и тому подобное).
Для снижения уровня коррупции, а также для улучшения качества выполняемых предпринимателями работ и оказываемых услуг необходимо вмешательство государства к искоренению данной причины - то есть правовой безграмотности.
Я считаю, что необходимо на законодательном уровне предусмотреть возможность повышать уровень правовой грамотности общества страны путем оказания им услуг квалифицированными юристами, юридическими агентствами, являющимися субъектами предпринимательства за счет средств государственного бюджета.
Для этого на конкурсной основе (можно даже путем государственных закупок) необходимо определить поставщиков услуг (юристы, юридические агентства, занимающиеся предпринимательской деятельностью). Целевая аудитория: не занятое население сельского хозяйства и города, предприниматели малого бизнеса.
Оказание услуг путем проведения консультаций, осуществления представительства в судах по защите прав предпринимателей, проведение лекций на различные тематики, направленные на повышение уровня правовой безграмотности.
Интеллектуальная собственность
Несмотря на возрастающую активность предпринимаемых государством мер по искоренению контрафактной продукции, возможность приобрести «пиратскую» продукцию не составляет труда.
Причиной данного обстоятельства, на мой взгляд, является недостаточное законодательное обеспечение и неразвитость практики его применения.
В правоприменительной практике прекращение судами административных производств происходят по основаниям, предусмотренным ст.ст. 67, 68 КоАП РК. Основной причиной в данном случае выступает отсутствие прямого правового регулирования вопросов применения ст.ст. 67, 68 КоАП РК по административным правонарушениям, не повлекших причинение материального ущерба. Выходом из создавшейся ситуации, полагаю, может стать прямое указание о недопустимости применения указанных статей КоАП РК по делам в сфере интеллектуальной собственности.
Необходимо констатировать, что большая часть контрафактной продукции в настоящее время реализуется на рынках. В то же время анализ практики показывает, что в большинстве случаев наложение административного взыскания в пределах существующей на настоящий момент санкции ст. 129 КоАП РК не имеет должного профилактического и карательного воздействия на правонарушителей, осуществляющих продажу контрафактной продукции на рынках. Более того, поскольку торговые точки (лотки) на рынках обычно через разовые талоны оформлены на продавцов, соответственно и протокола об административном правонарушении по ст. 129 КоАП РК составляются на данных лиц. Одновременно реальные владельцы торговых точек по продаже контрафактной продукции остаются вне действия мер правового воздействия, и, следовательно, не несут какой-либо ответственности за осуществление ими противоправной деятельности. В основе своей продавцами контрафактной продукции на рынках являются малоимущие граждане (в т.ч. иногородние возможно даже иностранные граждане). Суды, принимая во внимание данное обстоятельство, ограничиваются наложением на них минимального штрафа (5 МРП). В то же время, постановления судов, вынесенные по делам о продаже контрафактной продукции на рынках, ввиду отсутствия реальной возможности исполнения, а также из-за неудовлетворительной деятельности органов исполнительного производства, не исполняются. Поэтому, даже минимальные штрафы правонарушителями не выплачиваются, таким образом, создавая им возможность далее продолжать незаконную деятельность. По всей видимости, именно указанное обстоятельство не позволяет существенно сократить уровень «пиратства» на рынках.
Развитие аграрного сектора
В последние годы развитию малого и среднего бизнеса, в том числе в аграрном секторе экономики, наше государство уделяет особое внимание, понимая, что в решении экономических и социальных задач это играет не маловажную роль. Без такой помощи со стороны государства невозможно нормальное развитие ни предпринимательства, ни самого аграрного сектора экономики страны.
Президентом страны Н.А. Назарбаевым в своем послании народу Казахстана «Стратегия 2050» отмечено о необходимости масштабной модернизации сельского хозяйства, в том числе путем увеличения поголовья племенного животноводства.
Увеличение поголовья племенного скота и улучшение его качества в основном осуществляется предпринимателями за счет импорта из стран Таможенного союза.
Однако импорт племенных животных облагается налогом на добавленную стоимость, что сказывается на его себестоимости.
В связи с этим для развития предпринимательства, занятого в аграрном секторе необходимо внесение изменений в налоговое законодательство страны в части исключения обложения налогом на добавленную стоимость импорт племенных животных со стран Таможенного союза.
Танкиманов Арман Адильханович