|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
К. Алпыспаева, налоговый консультант
ТОО, плательщик НДС, заключило договор на поставку программного обеспечения из России. Поставщик - не плательщик НДС, не имеет постоянного учреждения в РК. Сумма договора - 10 000 рублей. Нужно ли платить КПН за нерезидента? Можно ли удержать его с суммы договора? Как обосновать поставщику удержание? Каков будет расчет по КПН и НДС с данной суммы?
Положения Налогового кодекса. Согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса роялти - это, в том числе, использование или право использования авторских прав, программного обеспечения, патентов, чертежей или моделей, товарных знаков или других подобных видов прав; использование или право использования промышленного оборудования, в том числе морских и воздушных судов, арендуемых по договорам бербоут-чартера или димайз-чартера, а также торгового или научно-исследовательского оборудования. Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса доходы в форме роялти, получаемые от резидента, признаются доходами нерезидента из источников в РК. Согласно пункту 1 статьи 193 Налогового кодекса доходы юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, облагаются подоходным налогом у источника выплаты по ставкам, указанным в статье 194 Налогового кодекса, без осуществления вычетов. В соответствии с подпунктом 6 статьи 194 Налогового кодекса доходы нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, из источников в РК в виде роялти подлежат налогообложению подоходным налогом у источника выплаты по ставке 15 %. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 195 Налогового кодекса подоходный налог у источника выплаты, удерживаемый с доходов юридического лица-нерезидента, подлежит перечислению налоговым агентом в бюджет по выплаченной предоплате не позднее 25 календарных дней после окончания месяца, в котором был начислен доход нерезидента, по рыночному курсу обмена валюты на дату его начисления. Согласно пункту 1 статьи 193 Налогового кодекса доходы юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность без образования постоянного учреждения, определенные статьей 192 Кодекса, облагаются КПН у источника выплаты без осуществления вычетов. При этом сумма КПН, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 194 Кодекса, к сумме доходов, облагаемых у источника выплаты, указанных в статье 192 Кодекса. Исчисление и удержание КПН по доходам, облагаемым у источника выплаты, производятся налоговым агентом: 1) не позднее дня выплаты доходов юридическому лицу-нерезиденту - по начисленным и выплаченным доходам; 2) не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 149 Кодекса для представления декларации по КПН, - по начисленным и невыплаченным доходам, которые отнесены на вычеты. НДС за нерезидента. Согласно пункту 1 статьи 241 Налогового кодекса работы, услуги, предоставленные нерезидентом, не являющимся плательщиком НДС в РК и не осуществляющим деятельность через филиал, представительство, являются оборотом налогоплательщика РК, получающего работы, услуги, если местом их реализации является РК, и подлежат обложению НДС в соответствии с Кодексом. Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 276-5 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена ТС, если налогоплательщиком этого государства приобретаются работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных, при предоставлении, патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав. Согласно пункту 4 статьи 241 Налогового кодекса сумма НДС, исчисленная в соответствии с пунктом 3 этой статьи, уплачивается не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. Согласно пункту 5 статьи 241 Налогового кодекса платежный документ или документ, выданный налоговым органом, по форме, установленной уполномоченным органом, подтверждающий уплату НДС в соответствии с настоящей статьей, дает право на зачет суммы налога в соответствии со статьей 256 Кодекса. Применение международного договора. Согласно статье 212-1 Налогового кодекса налоговый агент имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения при выплате дохода нерезиденту или при отнесении начисленного, но не выплаченного дохода нерезидента на вычеты, если такой нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор. Порядок применения положений международного договора, установленный этой статьей, распространяется в отношении налогообложения доходов нерезидента, предусмотренных статьей 192 Кодекса, за исключением доходов, в отношении которых порядок применения положений международного договора установлен статьями 212-1, 212-2, 213, 214 и 215 Кодекса, а также доходов, определенных статьей 197 Кодекса. Международный договор применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пунктов 4 и 5 статьи 219 Кодекса. При этом документ, подтверждающий резидентство, представляется нерезидентом налоговому агенту не позднее одной из следующих дат, которая наступит первой, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 этой статьи: 1) 31 декабря календарного года, в котором произошла выплата дохода нерезиденту или невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты; 2) начала проведения плановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты; 3) не позднее 5 рабочих дней до завершения внеплановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты. Дата завершения внеплановой налоговой проверки определяется в соответствии с предписанием. Сертификат резидентства. Согласно пункту 4 статьи 219 Налогового кодекса документ, подтверждающий резидентство нерезидента, представляет собой официальный документ, подтверждающий, что нерезидент-получатель дохода является резидентом государства, с которым РК заключен международный договор. Нерезидент признается резидентом государства, с которым РК заключен международный договор, в течение периода времени, указанного в документе, подтверждающем резидентство нерезидента. Если в документе, подтверждающем резидентство, не указан период времени резидентства нерезидента, нерезидент признается резидентом государства, с которым РК заключен международный договор, в течение календарного года, в котором такой документ выдан. Документ, подтверждающий резидентство нерезидента, заверяется компетентным органом иностранного государства, резидентом которого является нерезидент-получатель дохода. Поскольку к производству принимается не только оригинал документа, подтверждающего резидентство, выданного компетентным органом государства резидентства, но и его нотариально засвидетельствованная копия, необходимо обращать внимание на следующее: легализации либо апостилированию должна подлежать подпись лица, заверившего документ, подтверждающий резидентство, а не подпись нотариуса, заверившего копию документа. РК ратифицировала Конвенцию об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал с РФ от 3 июля 1997 года № 146-1. Налоговый агент на основании статьи 212-1 Налогового кодекса имеет право самостоятельно применить нормы Налоговой конвенции, если нерезидент являются резидентом РФ. В целях применения положений Налоговой конвенции нерезидент обязан представить налоговому агенту документ, подтверждающий резидентство, соответствующий требованиям статьи 219 Налогового кодекса. При этом согласно данной норме подлежат дипломатической или консульской легализации в порядке, установленном законодательством РК или международным договором, одной из сторон которого является РК: - подпись и печать органа, заверившего резидентство нерезидента (документ, подтверждающий резидентство), а также - подпись и печать иностранного нотариуса в случае представления нотариально засвидетельствованной копии документа, подтверждающего резидентство. Учитывая, что Казахстан, Россия являются участниками Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (с изменениями от 28 марта 1997 г.) официальные документы, выданные в указанных странах, на территории всех стран-участниц пользуются доказательной силой официальных документов. Согласно письму НК МФ РК налогоплательщик (налоговый агент) не вправе применить сниженную или нулевую ставку при исчислении КПН у источника выплаты с доходов нерезидента, полученных из источников в РК на основании сертификата резидентства, без проведения соответствующей легализации (проставления апостиля) в порядке, установленном законодательством РК. В соответствии со статьей 3 Гаагской конвенции, единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 Гаагской конвенции апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен. Согласно статье 5 Гаагской конвенции апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. В свою очередь, положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной государствами-членами в г. Кишинев 07.10.2002 г., и ратифицированной Законом от 10 марта 2004 года № 531 и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, от 22 января 1993 г.), ратифицированной постановлением ВС РК от 31 марта 1993 года № 2055-XII, предусматривают, что Конвенция заключена между Договаривающимися сторонами исходя из стремления обеспечить гражданам каждой из Договаривающихся Сторон и другим лицам, проживающим на ее территории, надежную правовую защиту их личных, имущественных и неимущественных прав на территориях всех Договаривающихся Сторон, придавая важное значение развитию сотрудничества в области оказания учреждениями юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. НК МФ РК считает, что нормы Кишиневской (Минской) конвенции применимы при представлении нерезидентами документов, выданных компетентными органами, без осуществления дипломатической или консульской легализации (проставления апостиля) в рамках правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и не применяются к налоговым правоотношениям. В целях упрощения процедуры применения сертификата резидентства им направлены проекты Меморандумов о взаимопонимании касательно применения Конвенции об избежании двойного налогообложения в государства-члены СНГ, на которые распространяется действие Гаагской конвенции (РФ, Республику Беларусь, Республику Азербайджан, Республику Армения, Грузию, Кыргызскую Республику, Республику Узбекистан, Украина). В указанных проектах Меморандумов предлагается признание резидентства производить на основании оригинала или нотариально засвидетельствованной иностранным нотариусом копии документа, подтверждающего резидентство, без проведения процедуры легализации такого документа. ФНС РФ придерживается позиции о неприменении положений Кишиневской (Минской) конвенции к налоговым правоотношениям и неприемлимости для РФ урегулирования вопроса путем заключения Меморандума. В связи с чем ФНС РФ внесла предложение об урегулировании вопроса порядка применения сертификата резидентства путем заключения Протокола о внесении изменений и дополнений в Конвенцию между Правительством РК и Правительством РФ об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал. Такой же позиции придерживается Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. С Республикой Армения проект Меморандума прошел внутригосударственное согласование в Армении и находится на внутриведомственном согласовании в РК. С остальными государствами-членами Кишиневской конвенции, кроме Грузии проект Меморандума находится на стадии согласования. Выводы. Таким образом, у резидента будет возникать обязательств по исчислению и уплате НДС за нерезидента, при приобретении роялти от нерезидента резидент удерживает КПН у источника выплаты, представляет формы 101.04. Исчисление и удержание КПН по доходам, облагаемым у источника выплаты, производится налоговым агентом не позднее дня выплаты доходов юридическому лицу-нерезиденту - по начисленным и выплаченным доходам, предоставление освобождения от налогообложения при выплате дохода нерезиденту, требует наличие сертификата, подтверждающего резиденство, документ, подтверждающий резидентство, документы, подтверждающие резиденство юридических и физических лиц-нерезидентов РК, должны быть легализованы (апостилированы).
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |