|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
Настоящий Закон определяет правовой статус, задачи, принципы организации и деятельности, полномочия и систему органов по противодействию коррупции Республики Казахстан.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Орган по противодействию коррупции Республики Казахстан Орган по противодействию коррупции Республики Казахстан являются государственным органом, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, осуществляющим руководство в сфере государственной службы, оценку и контроль за качеством оказания государственных услуг, руководство и межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные и разрешительные функции по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных преступлений и правонарушений, в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Оперативно-следственные подразделения органов по противодействию коррупции Республики Казахстан (антикоррупционная служба) имеют статус правоохранительного органа и осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступных и иных противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере борьбы с коррупцией путем проведения оперативно-розыскной деятельности, предварительного следствия и дознания, административного производства в пределах их полномочий, установленных законом.
Статья 2. Задачи органов по противодействию коррупции Задачами органов по противодействию коррупции являются: 1) участие в разработке и совершенствовании государственной политики в сферах государственной службы, противодействия коррупции и оказания государственных услуг; 2) координация деятельности государственных органов и организаций, а также организаций, в уставном капитале которых имеется доля государства в вопросах, отнесенных к компетенции Агентства; 3) формирование антикоррупционной культуры и системы предупреждения коррупции, а также минимизация причин и условий возникновения коррупционных правонарушений; 4) выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных преступлений и правонарушений.
Статья 3. Правовая основа деятельности органов по делам государственной службы и противодействию коррупции Правовую основу деятельности уполномоченного органа составляют Конституция Республики Казахстан, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Принципы организации и деятельности органов по делам государственной службы и противодействию коррупции Деятельность органов по противодействию коррупции осуществляется на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод, достоинства человека и гражданина, единства их системы, сочетания гласных и негласных форм деятельности и единоначалия, взаимодействия с государственными, правоохранительными органами и другими органами, должностными лицами, организациями и гражданами.
Глава 2. Система и организация деятельности органов по противодействию коррупции
Статья 5. Система органов по противодействию коррупции 1. Единую систему органов по противодействию коррупции составляют: 1) органы по противодействию коррупции, включающие: центральный государственный орган (далее - уполномоченный орган); территориальные органы по противодействию коррупции. 2) подведомственные организации. 2. Территориальными органами по противодействию коррупции являются соответствующие подразделения по противодействию коррупции областей, городов республиканского значения, столицы, а также межрегиональные, районные, городские, районные в городах подразделения по противодействию коррупции. 3. Территориальными органами по противодействию коррупции в пределах соответствующей административно-территориальной единицы осуществляют функции уполномоченного органа. 4. Уполномоченный орган имеет в областях, городах республиканского значения, столице дисциплинарные советы, положение о которых утверждается Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа. 5. Создание, реорганизация и ликвидация уполномоченного органа, его территориальных подразделений, а также подведомственных организаций, входящих в систему органов по противодействию коррупции, осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 6. Особенности и порядок осуществления деятельности подведомственных организаций, входящих в структуру органов по противодействию коррупции, определяются законодательством Республики Казахстан.
Статья 6. Уполномоченный орган 1. На уполномоченный орган возложено следующее: 1) участие в разработке и реализации стратегий и программ в сфере противодействия коррупции; 2) внесение Президенту Республики Казахстан предложений по вопросам совершенствования противодействия коррупции; 3) обеспечение руководства, координации и согласованности действий органов по противодействию коррупции и подведомственных организаций по основным направлениям их деятельности; 5) разработка правовых, организационных и экономических механизмов реализации приоритетных направлений деятельности органов по противодействию коррупции; 6) совершенствование форм и методов борьбы с коррупционными преступлениями и правонарушениями, определение стратегии и тактики оперативно-розыскной деятельности, выработка и реализация мер по повышению эффективности деятельности; 7) участие в подготовке проектов международных договоров по вопросам противодействия коррупции, взаимодействие с соответствующими органами иностранных государств по вопросам борьбы коррупционными преступлениями и правонарушениями, в пределах своих полномочий участие в деятельности международных организаций; 8) совершенствование системы отчетности и оценки деятельности с приоритетом вопросов профилактики преступности, защиты конституционных прав и свобод граждан, интересов общества и государства, доверия со стороны населения, с определением механизмов внешней оценки, даваемой представительными органами и общественностью, с введением рейтинговой оценки уровня коррупции, а также установление различных форм сотрудничества с институтами гражданского общества; 9) проведение анализа практики оперативно-розыскной, административной, следственной деятельности и дознания по коррупционным правонарушениям и преступлениям; 10) проведение анализа деятельности государственных органов и организаций, а также организаций, в уставном капитале которых имеется доля государства, выявление причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений; 11) организация подготовки специалистов и повышения квалификации кадров органов по противодействию коррупции; 12) осуществление иных функций, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан. 2. Решения уполномоченного органа и его территориальных подразделений оформляются в форме приказов. 3. Для рассмотрения основных вопросов деятельности уполномоченного органа, его территориальных подразделений, а также подведомственных организаций при руководителе уполномоченного органа образуется коллегия, являющаяся консультативно-совещательным органом.
Статья 7. Руководитель уполномоченного органа 1. Руководитель уполномоченного органа и его заместители назначаются на должности и освобождаются от должности в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 2. Руководитель самостоятелен в принятии решений в пределах своих полномочий и несет персональную ответственность за деятельность уполномоченного органа. 3. Руководитель в соответствии с законодательством Республики Казахстан: 1) осуществляет руководство уполномоченным органом; 2) представляет уполномоченный орган во всех государственных органах и организациях; 3) назначает и освобождает от должности руководителей территориальных подразделений и подведомственных организаций и работников (сотрудников) органов по противодействию коррупции 4) определяет права и обязанности своих заместителей, руководителей территориальных подразделений и подведомственных организаций, работников (сотрудников) органов по противодействию коррупции; 5) в пределах своих полномочий издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения органами по противодействию коррупции и подведомственными организациями; 6) утверждает структуру подразделений органов по противодействию коррупции в пределах лимита штатной численности, утвержденного Президентом Республики Казахстан, и положения о подразделениях органов по противодействию коррупции; 7) принимает граждан Республики Казахстан, прошедших обязательную специальную проверку, в кадровый состав органов по противодействию коррупции, присваивает квалификационные классы; 9) утверждает численный и персональный состав коллегии, как правило, из числа заместителей, руководителей подразделений и иных должностных лиц, а также определяет порядок подготовки и проведения заседаний коллегии; 10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Глава 3. Обязанности и права органов по противодействию коррупции
Статья 8. Обязанности органов по противодействию коррупции 1. Органы по противодействию коррупции в соответствии с поставленными перед ними задачами в пределах своих полномочий обязаны: 1) проводить мониторинг финансового положения субъектов коррупционного правонарушения; 2) осуществлять оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 3) принимать, регистрировать и рассматривать сообщения и заявления о совершенных или готовящихся преступлениях, своевременно принимать меры по их пресечению, раскрытию, задержанию лиц, их совершивших, и недопущению общественно опасных последствий; 4) осуществлять дознание, предварительное следствие и протокольную форму в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан; 5) предупреждать, выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать коррупционные преступления и правонарушения; 6) предупреждать, выявлять и пресекать административные правонарушения; 7) обеспечивать выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий, фиксации их результатов для использования в уголовном процессе, исполнять письменные поручения следователя и указания прокурора, а также постановления суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, находящимся в их производстве; 8) осуществлять розыск лиц по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, отнесенным к ведению органов по делам государственной службы и противодействию коррупции; 9) принимать предусмотренные законодательными актами меры по государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе; 10) хранить государственные и иные охраняемые законом секреты, а также другую информацию, полученную при исполнении возложенных задач. 2. При нарушении сотрудниками прав и законных интересов граждан органы по противодействию коррупции обязаны восстановить нарушенные права, возместить причиненный ущерб, обеспечить привлечение виновных к ответственности.
Статья 9. Права органов по противодействию коррупции 1. Органы по противодействию коррупции для выполнения возложенных на них задач в пределах полномочий и порядке, установленном законом, вправе: 1) запрашивать и получать от государственных органов, организаций, должностных лиц необходимую информацию и материалы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 2) вносить предложения об отмене решений государственных органов, принятых с нарушением действующего законодательства; 3) проводить проверки по вопросам, отнесенным к его компетенции, по согласованию с государственными органами привлекать к проведению проверок их работников; 4) в случае выявления нарушения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции принимать меры в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 5) разрабатывать меры направленные на минимизацию и устранение причин и условий возникновения коррупции в деятельности государственных органов и организаций, а также организаций, в уставном капитале которых имеется доля государства; 6) взаимодействовать с институтами гражданского общества и государственными органами, направленное на минимизацию уровня коррупции в восприятии общества; 7) проводить мониторинг и оценку исполнения государственными органами и организациями, в уставном капитале которых имеется доля государства, предписаний об устранении нарушений законности и представлений об устранении и предотвращению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений; 8) разрабатывать и реализовывать образовательные программы по вопросам противодействия коррупции, повышение информированности населения о рисках коррупции; 9) по имеющимся в производстве материалам и уголовным делам иметь доступ к документам, материалам, статистической информации и иным сведениям, а также требовать их представления от руководителей и других должностных лиц организаций, физических лиц, снимать с них копии, получать объяснения; 10) по имеющимся в производстве уголовным делам подвергать приводу лиц, уклоняющихся от явки по вызову; 11) изымать или производить выемку документов, товаров, предметов или иного имущества в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях Республики Казахстан; 12) использовать соответствующие изоляторы временного содержания, следственные изоляторы в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан; 13) составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, а также применять другие меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях; 14) требовать производства ревизий, налоговых и других проверок, аудита и оценки от уполномоченных органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан; 15) создавать и использовать информационные системы, обеспечивающие решение возложенных на органы по противодействию коррупции задач, организовывать исследования в ходе предварительного следствия, дознания, производства по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Республики КазахсМ)*; взаимодействовать с другими государственными органами и организациями по основным направлениям деятельности; 17) вносить государственным органам, организациям, а также организациям, в уставном капитале которых имеется доля государства, обязательные к исполнению предписания об устранении нарушений законности; 18) мониторинг обращений физических и юридических лиц на предмет выявления, устранения и предотвращения коррупционных факторов и рисков; 19) использовать документы, иные методы и средства, зашифровывающих ведомственную принадлежность подразделений, объектов, помещений, транспортных средств, сотрудников и работников, а также лиц, оказывающих конфиденциальное содействие; 20) использовать документы других государственных органов, организаций независимо от форм собственности, порядок изготовления и (или) оформления которых регулируется совместными нормативными правовыми актами, разработанными в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 21) осуществлять иные права и исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан. 2. Сотрудники антикоррупционной службы имеют право в установленном законодательством Республики Казахстан порядке хранить, носить и применять оружие, боеприпасы, специальные средства, а также при необходимости применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы.
Глава 4. Правовое положение сотрудников органов по противодействию коррупции
Статья 10. Правовое регулирование труда сотрудников и иных работников органов по противодействию коррупции Трудовые отношения сотрудников антикоррупционной службы органов по противодействию коррупции регулируются Трудовым кодексом Республики Казахстан с особенностями, предусмотренными Законом Республики Казахстан «О правоохранительной службе». Трудовые отношения иных работников органов по противодействию коррупции регулируются Трудовым кодексом Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о государственной службе.
Статья 11. Квалификационные классы сотрудников антикоррупционной службы органов по противодействию коррупции Сотрудникам органов антикоррупционной службы по противодействию коррупции присваиваются квалификационные классы. Перечень должностных лиц антикоррупционной службы органов по противодействию коррупции, которым присваиваются квалификационные классы, а также соответствующие им предельные квалификационные классы в центральном органе, территориальных подразделениях утверждаются Президентом Республики Казахстан.
Глава 5. Заключительные переходные положения
Статья 12. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов по противодействию коррупции Финансирование и материально-техническое обеспечение органов по противодействию коррупции осуществляются за счет бюджетных средств.
Статья 13. Порядок введения в действие настоящего Закона 1. Настоящий закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Президент Республики Казахстан
Концепция проекта Закона «Об уполномоченном органе по противодействию коррупции»
1. Название законопроекта Проект Закона Республики Казахстан «Об уполномоченном органе по противодействию коррупции» (далее - законопроект).
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта Законопроект разработан в целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 6 августа 2014 года № 883 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан» об упразднении органов финансовой полиции, с передачей его функций и полномочий по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию: коррупционных преступлений и правонарушений - вновь образованному Агентству Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции; экономических и финансовых преступлений и правонарушений Министерству финансов Республики Казахстан. Основной целью законопроекта является отнесение некоторых статей Уголовного кодекса и Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях подследственным органам по делам государственной службы и противодействию коррупции коррупционных преступлений и правонарушений, разграничение полномочий между уполномоченным органом по противодействию коррупции и Министерства финансов Республики Казахстан. Кроме того законопроектом наделены статусом правоохранительного органа Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции, с передачей соответствующих функций и полномочий упраздненного Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции). Законопроект определяет правовой статус, задачи, принципы организации и деятельности, полномочия органа по противодействию коррупции Республики Казахстан, а также систему уполномоченных органов в сфере противодействия коррупции Республики Казахстан.
3. Цели принятия законопроекта Целью принятия законопроекта является совершенствование системы правоохранительных органов в рамках реализации Указа Президента Республики Казахстан от 6 августа 2014 года № 883 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан». Основной целью законопроекта является наделение статусом правоохранительного органа органов по противодействию коррупции, с передачей соответствующих функций и полномочий упраздненного Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции).
4. Предмет регулирования законопроекта Законопроект регулирует общественные отношения, направленные на совершенствование деятельности органов по противодействию коррупции своей деятельности.
5. Структура законопроекта Законопроект состоит из 6 глав, 13 статей: Глава 1 Включает в себя статьи 1-4, предусматривающие общие положения Глава 2 Включает в себя статьи 5-7, предусматривающие систему и организации деятельности органов по противодействию коррупции Глава 3 Включает в себя статьи 8-9, предусматривающие компетенции органов по противодействию коррупции Глава 4 Включает в себя статьи 10-11, предусматривающие правовое положение сотрудников органов противодействию коррупции Глава 5 Включает в себя статью 12-13, предусматривающую заключительные и переходные положения
6. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта Принятие данного законопроекта будет способствовать определению правового статуса органов по противодействию коррупции, тем самым обеспечит эффективную реализацию единой государственной политики в сфере противодействия коррупции. Предлагаемый проект в целом не наносит ущерба принципам законности, демократизма, разделения властей и другим принципам правового государства. Принятие законопроекта не повлечет негативных правовых и социально-экономических последствий в случае реализации законопроекта.
7. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом Отсутствует
8. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами Закон Республики Казахстан от 4 июля 2002 года «Об органах финансовой полиции Республики Казахстан».
9. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта За основу создания Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции был взят опыт таких зарубежных стран как Сингапур, Малайзия и Гонконг, где функционируют уполномоченные органы по противодействию коррупции смешанного типа. Хотелось бы остановиться на опыте Сингапура. Сингапур считается одной из немногих стран мира, где коррупция не сведена к нулю, но постоянно находится под жестким контролем. Стратегия борьбы с проявлениями коррупции, выбранная Сингапуром, основывается на 4-х основных элементах: эффективное антикоррупционное Агентство, эффективные нормативные правовые акты против коррупции, исполнение, в том числе судебное, а также эффективное управление. Основной орган, ведущий борьбу с коррупцией в Сингапуре, является Бюро по расследованию фактов коррупции. Бюро подчинено непосредственно Премьер-Министру страны и состоит из 2-х подразделений: оперативный отдел, отдел администрации и специалистов поддержки. Так, Бюро занимается вопросами предупреждения коррупции путем пересмотра методов работы и административных процедур государственных органов и организаций. Оперативный отдел осуществляет главную функцию Бюро и состоит из 4-х следственных подразделений, одной из которых занимается наиболее сложными и крупными делами. Отдел администрации и специалистов поддержки состоит из административного подразделения, подразделения предупреждения и пересмотра, подразделения компьютерных и информационных систем, планово-проектного подразделения. Главная идея антикоррупционной политики Сингапура заключается в «стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий». Это достигается за счёт целого ряда антикоррупционных принципов, в частности: оплата труда государственных служащих согласно формуле, привязанной к средней заработной плате успешно работающих в частном секторе лиц; - контролируемая ежегодная отчётность государственных должностных лиц об их имуществе, активах и долгах, при этом прокурор вправе проверять любые банковские, акционерные и расчётные счета лиц, подозреваемых в нарушении Акта о предотвращении коррупции; большая строгость в делах о коррупции в отношении высокопоставленных чиновником для поддержания морального авторитета неподкупных политических лидеров; ликвидация излишних административных барьеров для развития экономики. Создание государственного органа смешанного типа (основа административная, но содержит правоохранительное подразделение в структуре) в Казахстане даст положительные результаты в противодействии коррупции. Указом Главы государства от 29 августа т.г. утверждены положение, структура Агентства, а также перечень организаций находящихся в ведении Агентства и перечень его территориальных подразделений. Миссией Агентства является реализация единой государственной политики в сферах государственной службы, противодействия коррупции и оказания государственных услуг. Основными задачами Агентства определены участие в разработке и совершенствовании государственной политики в сферах государственной службы, противодействия коррупции и оказания государственных услуг.
10. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта Реализация законопроекта потребует финансовых затрат из средств республиканского бюджета.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |