|
|
|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
А. Калденбергер, магистр учета и аудита, профессиональный бухгалтер РК, старший преподаватель КЭУК
КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ УСТАНОВЛЕНЫ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ДЛЯ НАЛОГОВОГО И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ИП?
ИП работает по упрощенной декларации, без НДС. Нужно ли вести бухучет в ИП, составлять регистры по налоговому учету? Какие документы предъявляются при проверке налоговых органов? Нужно ли хранить документы по приходу и реализации товаров или достаточно фискальных отчетов по кассовому аппарату? Нужно ли ежедневно к отчету по кассе прилагать накладные по реализации?
Бухгалтерский учет. Согласно пункту 2 статьи 2 Закона от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» ИП вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление финансовой отчетности при соответствии одновременно следующим условиям: 1) применяют в соответствии с налоговым законодательством РК СНР на основе патента, упрощенной декларации; 2) не состоят на регистрационном учете по НДС; 3) не являются субъектами естественных монополий и регулируемых рынков. Исходя из информации, представленной в вопросе, ИП праве не вести бухгалтерский учет и не составлять финансовую отчетность, если только он не является субъектом естественных монополий и регулируемых рынков. При этого составлять и хранить первичные документы ИП обязан. Формы первичных документов утверждены Приказом Министра финансов РК от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов». Бывает так, что форма определенного первичного документа не утверждена на законодательном уровне, в этом случае ИП формирует документ самостоятельно, но с учетом требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности». В соответствии с § 2 Приказа Министра финансов РК от 15 марта 2013 года № 137 «Об утверждении Правил организации и ведения налогового учета ИП, которые в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» не осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности», составление первичных учетных документов ИП производится в соответствии с главами 4.2, 4.3, 4.4, 4.5 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденных постановлением Правительства РК от 14 октября 2011 года № 1172, которыми установлены требования к составлению первичных документов, приему и выдаче наличных денег, и оформлению кассовых документов, к ведению кассовой книги и правила хранения денег, учету подотчетных сумм. Первичные учетные документы составляются на государственном и (или) русском языках без указания счетов бухгалтерского учета. Налоговые регистры. Особенности ведения налогового учета ИП, не осуществляющими ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности в соответствии с законодательным актом РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, регламентированы главой 7-1 Налогового кодекса. Также в целях организации и ведения налогового учета ИП, которые в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» не осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности» применяются соответствующие Правила, утвержденные Приказом Министра финансов РК от 15 марта 2013 года № 137. Согласно пункту 1 статьи 61 Налогового кодекса налоговые формы включают в себя налоговую отчетность, налоговое заявление и налоговые регистры. Следовательно, ИП обязан составлять налоговые регистры. Согласно пункту 25 Правил организации и ведения налогового учета ИП, которые в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» не осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, налоговые регистры ИП включают в себя: 1) налоговые регистры, составляемые ИП самостоятельно по формам, установленным ими в налоговой учетной политике с учетом положений статьи 56 Налогового кодекса; 2) налоговые регистры, составляемые ИП, формы и правила составления которых в соответствии с пунктом 4-1 статьи 77 Налогового кодекса утверждены постановлением Правительства РК «Об утверждении форм налоговых регистров и правил их составления» от 9 ноября 2011 года № 1311. Записи в налоговых регистрах производятся на основании первичных документов. Документы, предъявляемые при налоговой проверке ИП. В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса при проведении налоговой проверки учетная документация представляется органам налоговой службы. В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса учетная документация индивидуальных предпринимателей включает в себя: - первичные учетные документы; - налоговые формы; - налоговую учетную политику; - иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства. При составлении учетной документации в электронном виде налогоплательщик (налоговый агент) обязан в ходе налоговой проверки по требованию должностных лиц органов налоговой службы представить копии такой документации на бумажных носителях. Хранение первичных документов. В соответствии со статьей 11 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» ИП и организации обязаны хранить первичные документы, регистры бухгалтерского учета на бумажных и (или) электронных носителях, финансовую отчетность, учетную политику, программы электронной обработки учетных данных в течение периода, установленного законодательством РК. Первичные документы по учету товаров включаются в состав учетной документации. Требования к составлению и хранению учетной документации установлены статьей 59 Налогового кодекса. Согласно пункту 4 статьи 59 Налогового кодекса учетная документация хранится до истечения срока исковой давности, установленного статьей 46 Налогового кодекса для каждого вида налога или другого обязательного платежа, к которому относится такая документация, начиная с налогового периода. Таким образом, первичные учетные документы по реализации товаров (накладная на отпуск) и их приобретению (акт об их оприходовании) подлежат хранению до истечения срока исковой давности. Какие документы прикладываются к отчету кассира. В соответствии с пунктом 50 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденных Постановлением Правительства РК от 14 октября 2011 года № 1172, к отчету кассира прикладываются приходные и расходные кассовые документы. Накладные на отпуск товаров к отчету кассира не прикладываются. Налоговая учетная политика. Учетная политика для целей бухгалтерского учета составляется только теми ИП, которые обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность. Если ИП соответствует вышеприведенным условиям для освобождения от ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, то Учетная политика не составляется. При этом, ИП обязан иметь налоговую учетную политику, которая является элементом учетной документации согласно пункту 6 статьи 56 Налогового кодекса. Согласно § 4 Правил организации и ведения налогового учета ИП, которые в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» не осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности», налоговой учетной политикой является принятый ИП документ, устанавливающий порядок ведения налогового учета с соблюдением требований Налогового кодекса. ИП самостоятельно разрабатывает и утверждает налоговую учетную политику по форме, установленной постановлением Правительства РК от 14 октября 2011 года № 1174 «Об утверждении формы налоговой учетной политики для налогоплательщиков, применяющих СНР для субъектов малого бизнеса, СНР для крестьянских или фермерских хозяйств». Налоговая учетная политика ИП составляется в соответствии с требованиями, установленными статьей 60 Налогового кодекса.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |