|
|
|
Информация по основным новелламУголовно-процессуального кодекса РК и Кодекса РК об административныхправонарушениях
А. Есембаев, заместитель руководителя Управления профилактической работы и контроля КГД МФ РК
НОВШЕСТВА В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ КОДЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В целях повышения эффективной уголовной политики государства, концептуальной модернизации системы уголовного судопроизводства, позволяющей адекватно реагировать на современные вызовы, Президент Республики Казахстан - Лидер нации H.A. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» 14 декабря 2012 года поручил Правительству разработать новый Уголовно-процессуальный кодекс. 4 июля текущего года Главой государства подписан Уголовно-процессуальный кодекс, который будет введен в действие с 1 января 2015 года. Концепция новой редакции Уголовно-процессуального кодекса направлена в первую очередь на неукоснительное обеспечение защиты человека и гражданина от необоснованного обвинения и осуждения, от незаконного ограничения его прав и свобод и на совершенствование уголовного судопроизводства. В новом УПК сохранены все 22 принципа уголовного процесса, такие как законность, осуществление правосудия только судом, судебная защита прав и свобод человека и гражданина, уважение чести и достоинства личности, неприкосновенность личности, презумпция невиновности, неприкосновенность жилища, право на защиту и т.д., обеспечивающие общие условия реализации прав и обязанностей участников уголовного процесса и решение стоящих перед ним задач. Важным моментом нового уголовно-процессуального законодательства является направленность на установление в качестве одного из основных приоритетов в развитии правовой политики государства повышение имиджа правоохранительных органов. Повышение доверия граждан к правовой системе, которая на сегодняшний день порой приводит к нежеланию гражданского населения к сотрудничеству с органами уголовного преследования из-за длительности и дублированияпроцессуальных действий при производстве досудебного следствия и судебного процесса. Новый Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает исключение стадии «доследственнойпроверки» и возбуждения уголовного дела, т.е. досудебное производство будет осуществляться уже с момента регистрации заявления либо сообщения о преступлении в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР). Это позволит устранить громоздкость уголовного процесса, законодательно обеспечит реализацию конституционных прав участников процесса сразу после регистрации заявления, сообщения о преступлении (право на квалифицированную юридическую помощь, право иметь переводчика, не давать показания против самого себя или близких родственников и др.). Учитывая, что специфика работы Службы экономических расследований Комитета государственных доходов предусматривает вовлечение в орбиту уголовного преследования хозяйствующих субъектов, этот вопрос является актуальным и обсуждаемым со стороны бизнес-сообщества, особенно в свете проводимой государственной политики зашиты и поддержки развития малого и среднего бизнеса. Поэтому для нас вдвойне актуально внедрение единого уголовного процесса, когда в отношении предпринимателей не будут назначаться проверочные действия сначала в ходе доследственной проверки, затем в ходе следствия. В уголовный процесс вводится новая процессуальная фигура - свидетель, имеющий право на защиту. Таковым будет являться лицо, еще не признанное подозреваемым, но на которое в заявлении, сообщении об уголовном правонарушении указывается как на лицо, совершившее криминальное деяние. При этом у данной процессуальной фигуры больше прав, чем у свидетеля. В частности, он вправе отказаться от дачи показания, которые могут повлечь для него или супруги уголовноелибо административное преследование, пригласить своего адвоката и давать показания в его присутствии, заявлять отводы, заявлять ходатайства о проведении экспертиз, знакомиться с протоколами следственных действий с его участием и т.д. Еще одной новой фигурой уголовного процесса, позволяющей повысить гарантии защиты конституционных прав и свобод граждан, является процессуальный прокурор, который будет осуществлять надзор по уголовному делу с момента начала досудебного расследования до принятия окончательного решения по делу, поддерживая государственное обвинение в суде. При этом процессуальный прокурор несменяем. С целью поэтапного расширения пределов судебного контроля в досудебном производстве, в соответствии с Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 по 2020 год, введена фигура следственного судьи, в полномочия которого отнесено санкционирование процессуальных решений органов уголовного преследования, рассмотрение жалоб на их действия. Следственный судья санкционирует все следственные действия за исключением осмотра жилого помещения, обыска, выемки, освидетельствования и личного обыска, которые санкционирует прокурор. Еще одним новшеством кодекса является введение нормы, обязывающей при задержании устно объявлять лицу его права и обязанности (т.е. за совершение какого преступления оно задержано, права на приглашение защитника, хранение молчания, что сказанное им может быть использовано против него в суде), так называемые «Правила Миранды». В уголовный процесс введен институт процессуального соглашения в двух формах: сделка о признании вины и соглашение о сотрудничестве. Основной задачей процессуального соглашения является достижение соглашения о снижении наказания за содеянное в обмен на активное сотрудничество с органом расследования. Полагаем,что это определенно положительно повлияет на общественное мнение о защищенности прав граждан в стране со стороны органов правопорядка. Кроме того, при сделке о признании вины упростится и ускорится не только досудебное, но и судебное производство (отсутствие необходимости непосредственного исследования материалов дела, отсутствие судебных прений). Процесс по таким делам будет менее затратным для бюджета, поскольку отпадет необходимость в проведении большого объема следственных и судебных действий, экспертиз и приглашении в суд свидетелей, экспертов, переводчиков и т.д. В некоторых странах в таком порядке рассматривается значительное количество уголовных дел. К примеру, в США и Грузии до 90% дел заканчиваются заключением сделки. Сделка о признании вины применяется по преступлениям небольшой, средней тяжести либо тяжким преступлениям - в случае согласия подозреваемого, обвиняемого с подозрением, обвинением. С учетом того, что для сделки о признании вины предусмотрено обязательное согласие потерпевшего и согласие подозреваемого, обвиняемого с суммой гражданского иска, усиливаются права потерпевшего. Сделка о сотрудничестве заключается на любой стадии уголовного процесса, в т.ч. в стадии исполнения наказания, с условием, что она поспособствует раскрытию и расследованию преступлений, совершенных преступной группой, особо тяжких преступлений, совершенных иными лицами, а также экстремистских и террористических преступлений. Соглашение о сотрудничестве может быть заключено с подозреваемым, обвиняемым, подсудимым и осужденным. Имплементация института сделки повысит в целом правоохранительный потенциал государства в борьбе с преступностью, в т.ч. с ее организованными формами, положительно повлияет на снижение индекса «тюремного населения».
НОВШЕСТВА В КОДЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
В соответствии с п. 2 ст. 3 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза от 5 июля 2010 года, каждая Сторона Таможенного союза обязуется принять меры по приведению к единообразному определению уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства. Так, во исполнение указанного договора при разработке проекта нового КоАП РК приняты все меры по гармонизации административного законодательства. В проекте нового КоАП РК за нарушение таможенного законодательства установлена ответственность 39 статьями (ст. 505-542 главы 29). Предусмотрены новые составы административных правонарушений, имеющиеся в Республике Беларусь и Российской Федерации: - нарушение целостности средств идентификации используемых таможенными органами иностранных государств; - недекларирование физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования; - недекларирование и недостоверное декларирование наличной иностранной валюты; - замена транспортного средства международной перевозки, перевозящего товары, находящиеся под таможенным контролем. Скорректированы 80% составов административных правонарушений в сфере таможенного дела. В диспозициях статей исключено понятие «при отсутствии признаков преступления», т.к. согласно п. 25-9 нормативного постановления Верховного Суда РК от 26.11.2004 г. № 18, «если дела о таких правонарушениях направляются в суд должностными лицами и органами, уполномоченными возбуждать уголовные дела, предполагается, что указанные лица (органы) не усматривают в действиях лиц, привлекаемых к административной ответственности, признаков преступления, поэтому в таких случаях предоставление копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не требуется». Установлены фиксированные суммы штрафов, т.к. фиксированный размер штрафа способствует улучшению антикоррупционной ситуации при рассмотрении административных дел. Ранее скорректированная Законом РК «Об устранении коллизий...» статья, предусматривающая ответственность физических лиц за нарушения порядка перемещения товаров для личного пользования (ст. 425), доработана для более эффективного ее применения и привязана к обязанности декларирования товаров предусмотренных Соглашением «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», совершенное в Санкт-Петербурге 18 июня 2010 года. Также предусмотрен упрощенный порядок возбуждения административных дел по данной статье, что значительно ускорит и упростит процедуру таможенного контроля в международных аэропортах.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |