|
|
|
Думан Ахметов Партнер Международная юридическая фирма Integrites, Казахстан
Некоторые аспекты использования товарных знаков
В соответствии с Законом РК «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» («Закон») определены четкие условия и критерии использования товарных знаков. Общее правило, закрепленное в пункте 1 статьи 19 Закона определяет, что владелец товарного знака обязан использовать товарный знак. При этом пункт 4 данной статьи регламентирует, что в качестве доказательства использования товарного знака признается применение знака на товарах или упаковке товара, для которых он зарегистрирован. Также под использование товарного знака подпадают случаи изготовления, ввоза, хранения, предложения к продаже, продажа товара с обозначением товарного знака, применение его в рекламе, вывесках, печатных изданиях, на официальных бланках, иной деловой документации, передача права на товарный знак или при демонстрации товаров на выставках, проводимых в Республике Казахстан, а также иное введение их в гражданский оборот. Таким образом, законодатель определяет критерии использования товарных знаков. Из перечисленных выше способов использования товарных знаков практически все соответствуют назначению и природе товарных знаков. Однако наше внимание привлекает передача товарного знака как способа его использования. Данное обстоятельство обусловлено рядом практических аспектов, а именно спорами, связанными с правами на товарные знаки. Согласно Закону под передачей прав на товарный знак подразумевается переход прав на товарный знак третьему лицу на основании договора (статья 21). Не возникает вопросов, если новый правообладатель использует товарный знак для производства соответствующих товаров. При этом на практике встречаются случаи, когда некоторые участники гражданского оборота используют данное положение законодательства недобросовестно. Встречаются случаи регистрации широко известных зарубежных товарных знаков в Казахстане без производства тех или иных товаров для целей ограничения доступа товаров на рынок и манипуляций в отношении правообладателя или производителя товаров зарубежных товарных знаков. Таких примеров достаточно много. В основном они встречаются в алкогольной, фармацевтической и иных высокодоходных отраслях. Схема проста: недобросовестные участники рынка, наблюдая за спросом на внутреннем рынке на те или иные товары, прослеживая объемы продаж таких товаров либо отслеживая товар и его продвижение на рынках соседних государств, регистрируют данный товарный знак в Казахстане на свое имя. При этом данные лица никаких товаров не производят, поскольку это связано с реальным производством и определенными инвестициями. Регистрация широко известных товарных знаков в Казахстане ограничивает поступление соответствующих товаров на внутренний рынок, поскольку правообладатель в Казахстане уже имеется и приводит к манипуляциям в отношении истинных правообладателей и производителей товаров под данным товарным знаком. В конечном итоге все сводится к уступке (продаже) товарного знака недобросовестным правообладателем истинному правообладателю за баснословные деньги. Ожидание конечной цели, т.е. поступления товаров под зарегистрированным товарным знаком на рынок может длиться несколько лет. В этот период для соблюдения требований законодательства о сроках неиспользования товарного знака, который определен трехлетним периодом (статья 19 Закона), недобросовестные участники к концу третьего года уступают по соглашению друг другу товарный знак. Такого рода передача прав формально расценивается как соблюдение требований Закона. При этом никто из лиц, участвующих в этой мнимой сделке, не имеет намерений производить товар, для которого предназначался товарный знак. Порой встречаются случаи, когда между двумя компаниями один товарный знак переходит два-три, а порой и четыре раза. На практике споры возникают, когда иностранная компания, обладающая широко известным товарным знаком предпринимает попытки получения правовой охраны товарного знака в Казахстане либо вхождения на рынок. В первом случае в регистрации товарного знака национальными органами будет отказано, поскольку аналогичный товарный знак зарегистрирован в республике, а во втором возникают риски, связанные с претензиями со стороны недобросовестного правообладателя о незаконном использовании товарного знака на территории Казахстана и ответственностью за нарушения законодательства и исключительных прав. В указанных случаях истинный правообладатель вынужден оспаривать регистрацию товарного знака за недобросовестным правообладателем. Однако на практике это достаточно сложно, поскольку формально товарный знак использовался, т.е. каждые два - два с половиной года переуступался между определенными компаниями. В силу буквального толкования норм Закона признать такого рода передачу прав на товарный знак незаконной, а сделку мнимой представляется проблематичным, что вызывает множество трудностей на практике при защите интересов истинных правообладателей, которые создали и первыми зарегистрировали данный товарный знак, производят и распространяют соответствующие товары. Зачастую суды понимая, что такого рода передача прав на товарный знак является выражением недобросовестной конкуренции, которая способна ввести в заблуждение относительно товара или его изготовителя, не могут выйти за пределы Закона при разрешении споров такого рода. Таким образом, использование товарного знака посредством передачи прав является в рассматриваемом случае относительным выражением его использования, что подтверждается практикой. Правообладатель в конечно счете должен доказать, что он производит и продает товары под данным товарным знаком, а не предъявлять договор об уступке. Считаем, что судам при рассмотрение гражданских дел данного характера следует принимать во внимание и другие способы использования товарного знака правообладателем, поскольку недобросовестная передача прав на товарный знак фактически нарушает права и интересы истинного правообладателя, который в результате несовершенства законодательства остается в проигрыше.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |