|
|
|
26.01.2015
Легализация денег в рамках Закона Республики Казахстан
Светлана Штополь Партнер Международная юридическая фирма Integrites, Казахстан
Айман Жекеева Старший юрист Международная юридическая фирма Integrites, Казахстан
Как известно с 1 сентября 2014 года введен в действие Закон Республики Казахстан от 30 июня 2014 года № 213-V «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества» (далее - «Закон»). В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона деньги подлежат легализации при соблюдении следующих условий в совокупности: 1) легализуемые деньги в национальной и (или) иностранной валюте должны быть внесены (переведены) на сберегательный счет, открытый в банке второго уровня Республики Казахстан, у Национального оператора почты в течение срока легализации; 2) легализуемые деньги должны находиться на сберегательном счете не менее шестидесяти календарных месяцев начиная с даты внесения (перевода) денег на такой счет в целях легализации, если иное не установлено пунктом 3 настоящей статьи. Согласно пункту 3 статьи 8 Закона субъект легализации вправе до истечения предусмотренного срока распоряжаться легализуемыми деньгами в пределах суммы денег: 1) инвестированных в экономику Республики Казахстан путем приобретения в, установленном Правительством Республики Казахстан, объектов приватизации, активов организаций группы акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», включая акции в рамках Программы вывода пакетов акций дочерних и зависимых организаций акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» на рынок ценных бумаг («Народное ІРО»), а также в рамках первичного размещения: - государственных ценных бумаг Республики Казахстан; - облигаций национальных управляющих холдингов, национальных компаний, национальных институтов развития Республики Казахстан, банков второго уровня Республики Казахстан; - иных ценных бумаг, размещаемых на казахстанской фондовой бирже; 2) снятых со сберегательного счета или переведенных на другой счет при условии безакцептного изъятия сбора с такой суммы банками второго уровня Республики Казахстан, Национальным оператором почты. При этом банк второго уровня Республики Казахстан, Национальный оператор почты обязаны перечислить сбор (10%) в бюджет не позднее следующего операционного дня со дня его безакцептного изъятия. Таким образом, субъект легализации вправе до истечения шестидесяти календарных месяцев начиная с даты внесения (перевода) денег на сберегательный счет распоряжаться легализуемыми деньгами в пределах суммы денег, инвестированных в экономику Республики Казахстан в рамках первичного размещения ценных бумаг, перечисленных в Законе, не неся никаких дополнительных затрат. Законодательством предусмотрен ряд процедур по реализации права субъектами легализации их права на инвестирование в экономику Казахстан в соответствии с Правилами инвестирования[1] (далее - «Правила»): 1. В соответствии с пунктом 8 Правил субъекту легализации необходимо представить в Банк, в котором на его имя открыт сберегательный счет, копию (с предъявлением оригинала) договора об оказании брокерских услуг с брокером, имеющим лицензию уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций на осуществление брокерской и дилерской деятельности с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя. 2. На основании представленного документа, указанного в пункте 8 Правил, субъект легализации дает Банку, в котором открыт сберегательный счет субъекта легализации, указание о переводе денег на текущий счет, открытый брокером в центральном депозитарии для учета денег клиентов (далее - текущий счет брокера). 3. Банк исполняет указание субъекта легализации о переводе денег на основании представленного документа согласно пункту 8 настоящих Правил, а также письменно уведомляет брокера о переводе денег в рамках проводимой легализации имущества с представлением сведений о субъекте легализации, суммы перевода и номера сберегательного счета, с которого осуществлен перевод. 4. Субъект легализации после осуществления Банком, в котором на его имя открыт сберегательный счет, перевода денег, предусмотренного в пункте 10 настоящих Правил, предоставляет брокеру клиентский заказ, содержащий указание на единовременное приобретение ценных бумаг в рамках проводимой легализации имущества в пределах суммы денег, переведенной на текущий счет брокера, и в срок, в течение которого субъект легализации должен приобрести ценные бумаги, который не может превышать двадцати рабочих дней со дня осуществления перевода денег. При этом брокер осуществляет учет денег, принятых в рамках проводимой легализации имущества, контроль использования субъектом легализации данной суммы денег на приобретение ценных бумаг. Отметим, что Правила не уточняют в течение какого периода такой контроль со стороны брокера осуществляется. Вместе с тем из смысла указанной нормы можно сделать вывод, что контроль прекращается моментом приобретения ценных бумаг. 5. Брокер в течение пяти рабочих дней со дня приобретения ценных бумаг представляет в Банк, в котором открыт сберегательный счет субъекта легализации, документ, подписанный первым руководителем брокера (в период его отсутствия - лицом, его замещающим) и заверенный оттиском печати брокера, подтверждающий единовременное приобретение ценных бумаг с указанием даты, суммы сделки и рынка ценных бумаг (первичный или вторичный), на котором приобретены ценные бумаги, а также документ, подтверждающий права собственности данного субъекта легализации на ценные бумаги в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг. Таким образом, из указанных Правил следует, что после приобретения ценных бумаг субъектом легализации брокер в течение 5 рабочих дней представляет Банку документ, подтверждающий право собственности на ценные бумаги, иных контрольных действий со стороны брокера не предусмотрено. Ни Закон, ни Правила не определяют сроков инвестирования, ни дальнейших действий брокера после приобретения ценных бумаг и представления им подтверждающих документов в банк, ни ограничений субъекта легализации по дальнейшему распоряжению легализуемыми деньгами. Соответственно, приобретение ценных бумаг в рамках инвестирования в экономику Республики Казахстан при первичном размещении субъектом легализации и нахождение в статусе собственника этих облигаций в течение определенного времени (как минимум 5 дней для целей подтверждения брокером информации банку) соответствует требованиям пункта 3 статьи 8 Закона. При этом последующая продажа таких ценных бумаг не регламентирована. Учитывая отсутствие запретов/ограничений на такие действия в Законе, полагаем, что субъект легализации может распоряжаться приобретенными ценными бумагами по своему усмотрению, в том числе перепродать. Вопросы налогообложения В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Закона сумма денег, легализованная в соответствии с настоящим Законом, не признается в качестве дохода субъекта легализации. Отметим, что Налоговый кодекс Республики Казахстан не предусматривает соответствующих положений в части не признания легализованных денег в качестве дохода. При этом согласно статье 2 Налогового кодекса Республики Казахстан при наличии противоречия между настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Казахстан в целях налогообложения действуют нормы настоящего Кодекса. Кроме того, запрещается включение в неналоговое законодательство Республики Казахстан норм, регулирующих налоговые отношения. Вместе с тем, несмотря на возможную правовую коллизию, принимая во внимание политический характер легализации, полагаем, что налоговые органы в данном случае будут руководствоваться нормами Закона о легализации[2].
Относительно риска по проверке источников легализуемых денег Согласно статье 13 Закона действие амнистии в части освобождения от уголовной и административной ответственности распространяется на субъектов легализации, легализовавших имущество, полученное в результате совершения определённых деяний, совершенных до даты введения в действие Закона, среди которых, не ограничиваясь, незаконное предпринимательство (кроме занятия запрещенными видами деятельности), незаконная банковская деятельность, легализация (отмывание) денег, невозвращение из-за границы средств в национальной и иностранной валюте, неправомерные действия при реабилитации и банкротстве, некоторые налоговые преступления и правонарушения и другие. В отношении субъектов легализации, легализовавших имущество, по указанным преступлениям и/или Положение в части освобождения от уголовной, административной и дисциплинарной ответственности применяются за деяния в пределах легализованного имущества. Согласно разъяснениям на сайте Национального Банка Республики Казахстан требование о проверке источника происхождения денег в рамках процедур надлежащей проверки клиента в соответствии с Законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем и финансированию терроризма» вступает в силу с 15 декабря 2014 года. Вместе с тем, стандартные процедуры надлежащей проверки клиента не будут предусматривать необходимость проверки достоверности представляемых клиентом сведений. Таким образом, указание субъектом легализации, например, предпринимательской деятельности в качестве источника происхождения денег, по нашему мнению, является достаточным. Вместе с тем, банки обязаны направлять сообщения в уполномоченный орган по финансовому мониторингу при наличии подозрений в отмывании денег (при признании операции (операций) в качестве подозрительной). Подводя итоги, мы можем говорить о том, что Закон предоставляет гражданам действенный и эффективный механизм легализации своих денежных средств путем инвестирования легализуемых денег в экономику Республики Казахстан в рамках первичного размещения ценных бумаг, среди которых не только государственные ценные бумаги, но и иные, включающие частный сектор, такие как облигации банков второго уровня Республики Казахстан и другие, размещаемые на казахстанской фондовой бирже. Не определяя сроки инвестирования и не ограничивая субъекта легализации по дальнейшему распоряжению приобретенными ценными бумагами, законодательство дает реальную возможность вывести в легальный оборот денежные средства, не «замораживая» их на предусмотренный Законом же пятилетний срок.
[1]Полное название Правила инвестирования в экономику Республики Казахстан путем приобретения объектов приватизации, активов организаций группы акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына», включая акции в рамках Программы вывода пакетов акций дочерних и зависимых организаций акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» на рынок ценных бумаг («Народное ІРО»), а также в рамках первичного размещения государственных ценных бумаг Республики Казахстан, облигаций национальных управляющих холдингов, национальных компаний, национальных институтов развития Республики Казахстан, банков второго уровня Республики Казахстан и иных ценных бумаг, размещаемых на казахстанской фондовой бирже, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 августа 2014 года № 953, [2] Официальный сайт электронного правительства «С началом вступления в силу указанного закона все желающие легализовать свое имущество и деньги могут не беспокоиться за их сохранность и возможное обложение подоходным налогом. Законом уже предусмотрено, что они не будут признаваться в качестве дохода, а деньги в свою очередь будут защищены законодательством Республики Казахстан об обязательном гарантировании депозитов»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |