|
|
|
Курмангазы Талжанов Управляющий Партнер Международная юридическая фирма Integrites, Казахстан
Вопросы внедрения систем энергоменеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта по энергоменеджменту в Республике Казахстан
В настоящее время, в Казахстане реализуются различные государственные программы по улучшению энергосбережения и энергоэффективности страны. Такие программы направленны на ускоренное развитие энергосбережения и повышения энергоэффективности в различных секторах экономики по девяти направлениям: · Энергоэффективная промышленность; · Инновационная энергетика; · Энергоэффективное ЖКХ; · Энергоэффективное строительство; · Энергоэффективный транспорт; · Энергоэффективный бюджетный сектор; · Энергоэффективное освещение; · Энергоэффективное общество; и · Экономная оплата. Основная задача программ заключается в оптимизации потерь энергии в существующих системах теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также снижения энергопотребления и сокращения неэффективного использования топливно-энергетических ресурсов. Внедрение систем энергоменеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта, является одной из наиболее эффективных мер по реализации энергосбережения и энергоэффективности в Республике Казахстан. В рамках Закона РК от 13 января 2012 года № 541-IV «Об энергосбережении и повышения энергоэффективности» сформирован Государственный энергетический реестр (далее - «ГЭР»). Для формирования ГЭР местные исполнительные органы областей, города республиканского значения и столицы ежегодно в срок до пятнадцатого ноября направляют оператору ГЭР информацию о субъектах ГЭР, и уже на основании представленной информации, оператор ГЭР ежегодно в срок до пятнадцатого декабря утверждает и размещает на своем интернет-ресурсе перечень субъектов ГЭР. В соответствии с информацией предоставленной ранее Министерством Индустрии и Новых Технологий РК, в текущем году в ГЭР включены 11445 организаций, потребляющие энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном тысяче пятьсот и более тонн условного топлива в год. Вместе с тем, статья 10 Закона РК «Об энергосбережении и повышения энергоэффективности» предусматривает, что субъекты ГЭР, потребляющие энергетические ресурсы в объеме, эквивалентном тысяче пятьсот и более тонн условного топлива в год, обязаны создать, внедрить и организовать работу системы энергоменеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта по энергоменеджменту. Данная норма вступила в юридическую силу с 1 января 2014 года. При этом, законодательством РК четко не установлены правила и сроки внедрения систем энергоменеджмента в соответствии с международным стандартом энергоменеджмента, также не определено что именно будет подтверждать соответствие энергоменеджмента международному стандарту. В ряде нормативно правовых актов РК, регулирующих вопросы энергоэффективности упоминается стандарт ISO 50001:2011 «Система энергоменеджмента». Кроме того, в общедоступной нормативно-правовой базе «Параграф» размещён текст проекта СТ РК 50001 «Система энергоменеджмента. Требования и руководство по применению», но без указания даты вступления в юридическую силу данного документа. Постановлением Правительства РК от 11 сентября 2012 года № 1179 утверждены Правила деятельности учебных центров по переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих энергоаудит и (или) экспертизу энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также созданию, внедрению и организации системы энергоменеджмент. В соответствии с данными Правилами слушателю, ответившему правильно на восемьдесят и более процентов вопросов тестирования, выдается сертификат о прохождении переподготовки или повышении квалификации по направлениям энергоаудит, экспертиза энергосбережения и повышения энергоэффективности, или энергоменеджмент. Однако, законодательством РК не определено, что такое обучение соответствует международным стандартам по энергоменеджменту, и что получение такого сертификата является фактом внедрения субъектом ГЭР системы энергоменеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта энергоменеджмента. Правила аккредитации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 февраля 2013 года № 146, также не предусматривают какие-либо требования к соответствию международному стандарту энергоменеджмента для юридических лиц, желающих получить аккредитацию. В то же время, в соответствии с требованиями Международной Организации по Стандартизации (далее - «ISO»), единственным документом, подтверждающим факт внедрения какой-либо организацией системы энергоменеджмента в соответствии с международным стандартом, является сертификат ISO 50001:2011. Такой сертификат может выдавать только организация, аккредитованная ISO. Отсюда следует, что сертификат о прохождении переподготовки или повышении квалификации по направлениям энергоаудит, экспертиза энергосбережения и повышения энергоэффективности, или энергоменеджмент, выданный учебным центром, согласно форме, оговоренной законодательством РК, без наличия сертификата ISO 50001:2011, выданного организацией специально уполномоченной выдавать такие сертификаты, не является фактом внедрения системы энергоменеджмента в соответствии с международным стандартом. Министр индустрии и новых технологий РК, в своем ответе от 19 мая 2014 года № 268970 (e.gov.kz) на частный запрос касательно необходимости обязательной сертификации внедряемых субъектами ГЭР систем энергоменеджмента ответил следующее: «В соответствии с Законом Республики Казахстан «О техническом регулировании» подтверждение соответствия продукции на территории Республики Казахстан носит обязательный или добровольный характер. Добровольное подтверждение соответствия - процедура, посредством которой осуществляется подтверждение соответствия продукции, услуги, процессов, проводимая по инициативе изготовителя (исполнителя) или продавца на соответствие стандарту, иному документу или специальным требованиям заявителя. Внедрение систем энергоменеждмента подпадает в сферу добровольной сертификации. Таким образом, указанная процедура проводится по желанию заявителя.» Действительно, если руководствоваться требованиями законодательства РК о техническом регулировании, то системы энергоменеджмента в перечне продукций и услуг, подлежащих обязательной сертификации нет, кроме того международные, региональные стандарты и стандарты иностранных государств, подлежащие применению на территории РК, не должны противоречить требованиям, установленным техническими регламентами, действующими в РК. Соответственно, как это было подтверждено ответом Министра индустрии и новых технологий РК, процедура сертификации в данном случает является добровольной. В то же время, если руководствоваться требованиями установленными ISO, то процедура сертификации ISO 50001:2011 является обязательной для подтверждения факта внедрения системы энергоменеджмента в соответствии с международным стандартом энергоменеджмента, а организация которая использует системы и принципы, предусмотренные стандартом ISO 50001:2011 без сертификации, не может заявлять, что данный стандарт внедрен должным образом. Тогда, остается открытым вопрос - что именно подтверждает факт внедрения субъектами ГЭР систем энергоменеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта? Также, учитывая вышеупомянутые элементы коллизии в законодательстве, можно задаться вопросом - может ли система энергоменеджмента, не соответствующая всем требованиям ISO, а именно без наличия сертификата ISO 50001:2011, по праву считаться системой энергоменеджмента соответствующей требованиям международного стандарта? Отсутствие четко определенных сроков для внедрения субъектами ГЭР систем энергоменеджмента в соответствии с международным стандартом, тоже может повлечь ряд вопросов. Например, компетентный орган РК может привлечь к ответственности субъект ГЭР, который еще не успел внедрить систему энергоменеджмента в соответствии с международным стандартом. Что же касается меры ответственности за нарушение данной нормы, то это тоже вопрос не однозначный, и требует отдельного изучения. При этом, следует отметить, что руководствуясь условиями ISO, процесс внедрения стандарта ISO 50001:2011 может растянуться не на один месяц, в зависимости от специфики предприятия, количества сотрудников и иных факторов. Исходя из вышеизложенного следует, что многие казахстанские предприятия, которые относятся к субъектам ГЭР, находятся в замешательстве по поводу формы и сроков исполнения нормы закона требующей обязательное создание, внедрение и организацию работы системы энергоменеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта. Соответственно государству необходимо урегулировать данный вопрос законодательно, а именно: уточнить что именно относится к энергоменеджменту в соответствии с требованиями международного стандарта; прописать форму, сроки, и порядок внедрения энергоменеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта; определить меру ответственности, предусмотренную за ненадлежащее исполнение данной нормы.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |