|
|
|
Исследовательский Научно-консультативный
Ф.С. Карагусов доктор юридических наук, профессор
Мне посчастливилось участвовать в нескольких проектах по «моделированию» законов для стран СНГ. Эта деятельность была невероятно насыщенной, плодотворной и вдохновляющей. Но уникальным и наиболее ценным опытом для меня стала работа над проектом модельного закона «О рынке ценных бумаг», продолжавшаяся в период с ноября 1998 года до принятия этого модельного акта Межпарламентской Ассамблеей СНГ 24 ноября 2001 года. Уникальность этого проекта заключалась в ряде особенностей. Прежде всего, сама разработка проекта была инициирована Научно-консультативным центром частного права СНГ (председатель Совета НКЦ – профессор А.Л.Маковский) по результатам обширнейшего анализа процесса формирования законодательства о рынке ценных бумаг в государствах СНГ в контексте Модельного ГК и с учетом состояния и перспектив экономического развития и международного сотрудничества. Членами Рабочей группы, сформированной НКЦ, костяк которой составляли ведущие цивилисты из стран СНГ, было принято решение о вовлечении в этот процесс нас, молодых юристов, только начинавших свой путь научного исследования и законотворчества. На протяжении всего периода подготовки, обсуждения и одобрения концепции законопроекта и собственно разработки проекта модельного закона имела место живая и деловая связь поколений. В процессе идейного и практического взаимодействия со старшими коллегами мы получили бесценные уроки профессионального мастерства и творческого сотрудничества, высоких личных взаимоотношений Пожалуй, еще более важным явилось то, что нам, молодым, была оказана честь самостоятельно доказывать нашим учителям способность выполнить поставленную ими и практическую задачу. В качестве организационного эксперимента в рамках этого проекта была создана «молодёжная» проектная группа «специального назначения» в составе: А.Бирюков (Украина), Ф.Карагусов (Казахстан), А.Маковская и Т.Медведева (Россия), Ю.Назаров (Узбекистан) и Р.Чирка (Молдова). Нам было поручено при содействии западных экспертов (К. Грюндман ван де Крол и В.Саймонс (Нидерланды), К.Клауссен, Р.Книпер и Г.-Й.Шрамм (Германия)) подготовить проект концепции и основных принципов модельного закона, доработать этот документ после детального и всестороннего обсуждения со старшими товарищами на сессиях «большой» Рабочей группы, а также разработать на его основе и презентовать проект собственно модельного закона. Постоянную методологическую и, нередко, тонкую психологическую поддержку нам оказывал доктор М.Горбунов (НКЦ СНГ). Организационное обеспечение деятельности Рабочей и проектной групп вместе с ним осуществляли А.Зверев (Европейский банк реконструкции и развития), а также менеджеры Центра международного правового сотрудничества (Нидерланды) и Германского общества технического сотрудничества. Мы научились совместной работе, выработали способность обсуждать проблемные вопросы и находить их наилучшее решение, мы приобрели навыки использования теоретических конструкций в целях формирования правовых норм, поняли значимость методов сравнительного правоведения для совершенствования законодательства и практиковались в их применении. К слову сказать, одним из «последствий» этого уникального опыта не лишне отметить, как дань уважения и признательности учителям, защиту в последующем докторских диссертаций А.Бирюковым, Ю.Назаровым и автором этих строк, а также кандидатской диссертации Т.Медведевой. К великому сожалению, в силу каких-то (наверное, объективных) обстоятельств работа по созданию модельных законов для стран СНГ в подобном, на деле оправдавшем себя формате, больше не ведется. В последние годы мне довелось работать и над проектами других модельных актов (о банкротстве банков, об акционерных обществах в новой редакции) и я могу констатировать, что чрезвычайно интересная и общественно-полезная деятельность в этих случаях была организована иначе. В рамках нее не проявлялась плодотворная связь и преемственность поколений, не обеспечивался столь важный канал передачи опыта и знаний от учителей к новым поколениям юристов. В то же время, сближение национальных правовых систем в целях формирования единообразного, гармонизированного гражданского права продолжает оставаться весьма насущным вопросом современного этапа развития законодательства Казахстана и, не сомневаюсь, многих стран СНГ. В этом контексте деятельность МПА СНГ представляет собой весьма заметный (хотя и далеко не всегда результативный в плане эффективности восприятия рекомендаций модельных законов в национальных юрисдикциях) опыт по согласованному формированию единого правового пространства и концептуальной базы развития национальных законодательств государств-участников, их сближения и гармонизации, а тем более унификации. На данный момент наиболее успешным прецедентом формирования национальных законодательств по вопросам частного права является принятие в большинстве стран-участниц СНГ гражданских кодексов на основе Модельного гражданского кодекса стран. Приходится признать, что такого успеха больше не повторилось ни с одним другим модельным законом. Едва ли можно вспомнить какой-либо иной из подобных актов, который бы не просто был в основном воспроизведен в национальных законах, но чьи рекомендации хотя бы критически обсуждались и аналитически оценивались, а затем учитывались при подготовке законопроектов в отдельном государстве на территории СНГ. По крайней мере, могу судить об этом по известному мне казахстанскому законотворчеству. Причина такого положения видится в том, что при формировании и в дальнейшем функционировании такого авторитетного органа по разработке модельных актов, каким, несомненно, является МПА СНГ, не удалось выработать правила использования рекомендательных актов, принятых МПА, при подготовке актов национального законодательства. Не случайно в последние два-три года, на высоком политическом уровне вновь поднимается вопрос о разработке эффективных механизмов сближения и гармонизации национальных законов. В связи с этим, думается, совершенствование «модельного» законотворчества должно включать в себя ряд существенных аспектов. В частности, представляется, что планы разработки модельных актов должны формироваться Советом МПА не только на основе учёта мнений представителей национальных парламентов и донорских организаций, но и на основе ответственного анализа позиции каждого национального парламента относительно реальной потребности в гармонизации законодательства, регулирующего те или иные общественные отношения в контексте экономического сотрудничества в рамках СНГ и на более широкой международной арене. Кроме того, на уровне СНГ, на мой взгляд, необходимо формировать комиссии и рабочие группы по подготовке проектов модельных законов, причём, в течение достаточно длительного периода их составы должны быть стабильными. Учитывая эффективность разработки модельных законов в сфере регулирования гражданско-правовых отношений, в качестве «пробного шара» может быть сформирована постоянная комиссия (Совет) из ведущих цивилистов из стран СНГ, которая бы вырабатывала рекомендации по приоритетности проектов и составу соответствующих рабочих групп. Такой подход позволит соблюдать концептуальность и последовательность в вопросах гармонизации частного права, обеспечить единообразие применяемой методологии, терминологии и юридической техники. Одновременно, с применением научно-обоснованного и принципиального подхода к регулированию гражданского и хозяйственного оборота это создаст своего рода барьеры для разработки и принятия «несвоевременных» модельных актов. Важным является и то, чтобы по каждому случаю имплементации модельного закона национальным парламентом проводились специально подготовленные презентации данного прецедента. В ходе таких мероприятий должна даваться компетентная оценка соотношения национального законодательства и рекомендаций соответствующего рекомендательного закона, аналитически устанавливаться необходимость и возможность восприятия этих рекомендаций национальной системой законодательства. Насущной потребностью является и разработка методологии измерения степени восприятия модельных законов в национальном законодательстве. Выработка и применение такой методологии для решения комплекса задач по совершенствованию процесса сближения и гармонизации частного права в правовом пространстве СНГ.
_______________________ Опубликовано в изд. «Исследовательский центр частного права при Президенте Российской Федерации (1991-2011). Люди. Этапы пути. Факты. – М.: Статут, 2011. С.99-102
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |